Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».
статья

Дегтярева Наталья Николаевна

Из опыта работы.  

Проект

«Игровые технологии, как способ реализации

деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_pedagogicheskiy_proekt_n.n.d.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области

Проект

«Игровые технологии, как способ реализации

деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

МКОУ «КУЛЬБАКИНСКАЯ СОШ»

 ДЕГТЯРЕВА НАТАЛЬЯ

НИКОЛАЕВНА

                       

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

 Без игры не может быть полноценного умственного развития..»

В.А.Сухомлинский

Предпосылки к выбору темы: 

Цель проекта: активизация учебно - познавательной деятельности обучающихся через внедрение игровых  технологий.

Главной задачей своей педагогической деятельности  я считаю учить детей так, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. Программы стандартов второго поколения нацелены на формирование у ребенка  универсальных учебных действий.  Если ребенок не владеет этими качествами, он теряет интерес к учебе и к творческой деятельности.

Задачи:

  1. вызвать у обучающихся интерес к предмету и сохранить его;
  2. сформировать  у  обучающихся  способность  к  организации  своей  учебной  деятельности  посредством  освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  3. сформировать  специфические  для  математики  качества  мышления,  необходимые  человеку  для  полноценного функционирования  в  современном  обществе: логическое,  алгоритмическое  и  эвристическое мышления;
  4. сформировать  математический  язык  и  математический  аппарат  как  средство  описания  и  исследования окружающего мира и как основу компьютерной грамотности;
  5. реализовать  возможности  математики  в  формировании  научного  мировоззрения обучающихся, в  освоении  ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;
  6.  создать здоровьесберегающую информационно-образовательную среду.
  7. воспитать активную, творческую личность.

Участники проекта: 

  • учитель, который

-осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта,

 -проводит занятия,

-организует исследовательскую и практическую деятельность обучающихся,

- консультирует их во время выполнения работы, проводит анализ результатов работы;

  • обучающиеся, которые включены в проект.

Актуальность и профессиональная востребованность проекта:

Математика является универсальным предметом, широко используемым во всех сферах человеческой деятельности. На современном этапе ее роль в развитии общества резко

возрастает, это приводит к усилению значимости математической подготовки. Увеличение умственной нагрузки  на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к  предмету, их активность на протяжении всего урока. В связи с  этим, приходится вести поиск эффективных методов обучения, которые

активизировали  бы деятельность обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Одним из них является игра, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Только в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплочения на основе

общих интересов и замыслов.

Соответствие концепций  ФГОС и новизна проекта:  С 2011 года в МКОУ «Кульбакинская СОШ» введены Федеративные Государственные Образовательные Стандарты. Преподавание математики, как составляющая часть образовательной программы школы, должно соответствовать концепции Федеративных Государственных Образовательных Стандартов реализующей системно-деятельный подход в обучении через игровые технологии.

Мониторинг: В связи с этим я провела анкетирование обучающихся  с целью выявления  их познавательных потребностей и заинтересованности игровыми технологиями.

Характеристика социопрактического аспекта

         Опрос  показал, что применение игр, игровых ситуации повышает качество знаний, и интерес к предмету, позволяет лучше усваивать сложный материал. Поэтому я для реализации активного участия в уроке каждого обучающегося, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, она повышает самооценку участников, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу, проверить свои способности.

          В практике моей работы игра , как технология проведения урока , заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2.     При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3.      Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4.     Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя.

5.      Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Игра - понятие многогранное. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, дидактические и комплексные игры.  По форме проведения - игры - аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс - конференция, игры - драматизации, инсценировки, "поиск решения проблем, игры - исследования, открытия.

          В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся.  Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Этому они научились ещё в начальных классах. Чтобы сохранить преемственность при переходе в среднее звено я на первом уроке с обучающимися  5 класса  провожу игру “Покажи свои знания”, которая построена по принципу телепередачи “Своя игра».

В дальнейшем игры использую на различных этапах урока.

        Например, при изучении темы  “Цилиндр и его свойства” провожу обучающую игру “Конкурс рекламы”. Для ее проведения накануне, за 3 - 4 дня, группу делю на две команды — рекламные агентства,

назначаю “директоров” и выдаю задание на дом: самостоятельно изучить материал по теме (рекомендую несколько учебников) и сделать на него рекламу. Участвуя в подготовке к этому уроку, обучающиеся вынуждены приобрести новые знания, а также проявить творческие способности, которые демонстрируются в самых различных формах.

      Игровые занятия провожу чаще всего на повторительно-обобщающих уроках при контроле знаний. На уроках геометрии закрепить пройденный материал помогает игра "Инвентаризация". Суть игры заключается в следующем. На столе находятся накрытые скатертью модели геометрических фигур . Класс делится на две  команды. По одному человеку от каждой команды в течение одной минуты осматривают набор моделей. После осмотра снова их накрываю. Играющие должны  записать на доске названия увиденных геометрических фигур. Затем к доске поочередно выходят следующие участники команд и выполняют чертежи перечисленных фигур. После этого, следующие записывают формулы для вычисления площадей данных фигур. Следующие - дают определение, формулируют свойства, и так по цепочке. Заключительный этап в игре - решение дифференцированных задач.

Ежегодно я провожу нестандартные открытые уроки. Последние, которые я проводила «Основное свойство дроби» 5 класс, «Равносильность неравенств на множествах» урок-лекция 11 класс  (в рамках школьной декады), «Решение уравнений» урок – сказка 8 класс ( районный семинар директоров), «Действия с целыми числами» 6 класс (районный семинар для молодых специалистов).

      Любой урок стараюсь провести  ярко, красочно, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом прийти  на следующий урок.

           Игра имеет здоровьесберегающую направленность: снимает усталость, напряженность умственного труда, повышает работоспособность обучающихся на уроке,  создаёт  обстановку  радости на занятиях. Для этого я использую  математическое лото, кодированные упражнения, математические фейерверки и  лабиринты.

Ресурсная обеспеченность:

     Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что “математика для глаз, а не для ушей”, широко использую наглядность на уроке. Использование информационных технологий позволяет создать красочные презентации. Для этого я использую  иллюстрации и  видеофрагменты. Современные обучающиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, а учитель может привлечь внимание обучающихся в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить и внести необходимые пояснения.

       Я много времени  уделяю своему кабинету, чтобы создать уютную обстановку для детей. Постоянно работаю над его обновлением и пополнением.  Все пособия систематизированы.  В кабинете имеется богатый дидактический и раздаточный материал, направленный на развитие познавательной активности и учебной деятельности. Кабинет оснащён компьютером, проектором, экраном и набором дисков.

Творческий подход к работе:

     Второй год,  внедряя Федеративные Государственные Образовательные Стандарты, работаю, используя линию Учебно-методический комплект «Сферы» по математике, авторы: Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова и др… 

Методика проведения уроков по новым стандартам предполагает использование Универсально Учебных Действий. В моей работе это отражается, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В этом учебном году при изучении темы «Дроби» в 5 классе, чтобы пробудить в детях интерес к предмету, я предложила им подготовить проектные работы «Из истории чисел». Работа над ними позволила обучающимся узнать историю возникновения чисел.

      Внеурочная деятельность:

Я творчески подхожу к разработке технологического процесса, используя различные формы обучения и воспитания, основываясь на психологических и личностных особенностях  своих обучающихся.  Продолжая  удивляться красоте и мощи математических методов, я  заражаю  этим своих обучающихся. Мною разработаны и проведены многие  коллективные игры, как "Брейн-ринг", «Звездный час» (математический конкурс-викторина), «Физико-математический КВН», «Поле математических чудес»,, "КВН", «Математический бой», "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?".      Использование игровых технологий во внеурочной деятельности способствует сближению учителя и обучающихся, развитию общих интересов, облегчает введение игровых моментов на уроках.

       Мои обучающиеся с удовольствием участвуют в работе школьных научно – практических конференций.

С обучающимися  11 класса Минаковой Олесей и Цапенко Аленой мы провели исследовательскую работу по теме “Математика в годы Великой Отечественной войны”, в которой изучили и обобщили материал о роли математиков и  вкладе  науки  в Победу русского народа в Великой Отечественной Войне.

      Метапредметные связи в обучении:

 С обучающимися 6 класса выполнили проектную работу «Математика в быту и повседневной жизни»

В прошлом учебном году обучающиеся 5 класса написали сочинение на тему: “Математика в профессиях”. Обучающиеся анализировали, делали выводы. В конце мы получили свой минисборник “Математика в профессиях ”.

       Мои ученики активно участвуют в школьных,  муниципальных олимпиадах а так же  во Всероссийской заочной олимпиаде.

     

Занимая активную жизненную позицию, я с удовольствием сама принимаю участие в проведении сельских и общешкольных мероприятий и привлекаю к этому  детей.   В прошлом учебном году разработала и  провела в форме игры развлекательные мероприятия ко Дню защитников Отечества «Там на неведомых дорожках»,  «Проводы Масленицы»,  оформила презентации для встречи с трехкратным чемпионом мира и пятикратным чемпионом Европы И.Тяжкоробом и на мероприятия к районному семинару заместителей директоров.           Я охотно делюсь  своим опытом и разработками с коллегами в школе и  через электронные СМИ. В социальной сети работников  образования мною создан свой персональный сайт. В 2012 году приняла участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века».

Возможные риски:

Как и в каждой работе присутствует элемент риска

- отсутствие финансирования существующих программ,

-резкое уменьшение контингента обучающихся.

Результаты достигнутые   

 С 2008 года  наша  школа реализует профильное  обучение на основе сетевого взаимодействия регионального значения в рамках сотрудничества с КГСХА и СУЗами области. Это новая для российской школы педагогическая система. Многие годы работаю в старших классах Она привлекла и меня, я преподаю уроки математики в естественно- математической группе на профильном уровне. 

Преподаю курс «Слагаемые выбора профиля обучения» ДИАГРАММЫ

 Мониторинги исследований по школе говорят и о моем значимом вкладе: стабильная  успеваемость обучающихся по предмету и успешность в выборе профессии.

Таблица

- уровень комфортности обучающихся, посещающих элективные курсы – 95 %;

- степень удовлетворительности ученика выстроенным образовательным планом – 100%;

- трудоустройство выпускников 9 и 11 классов за 4 годы реализации профильного обучения:

Годы выпуска

11 класс

9 класс

Кол-во в классе

Поступили в ВУЗы по профилю

Поступили в другие ВУЗы

Поступили в СУЗы

Кол-во в классе

Поступили в СУЗы по профилю

Поступили в другие СУЗы

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2009

12

8

67

4

33

-

-

8

3

38

5

62

2010

11

8

73

3

27

-

-

1

1

100

-

-

2011

16

10

63

5

31

1 в армии

6

13

7

54

6

46

2012

13

10

77

2

15

1 в армии

8

16

8

50

8

50

Все выпускники 11 класса за последние 4 года 100% поступают в ВУЗы. Из них от 77% до 67% выпускников поступают на факультеты соответствующие профилю обучения на старшей ступени.

Все выпускники 9 класса за последние 4 года 100% поступают в ССУЗы. Из них до 60% выпускников выбирают средние специальные  учреждения на основе курсов по выбору.

     Наши выпускники поступают в высшие учебные заведения, где математика является одним из профилирующих предметов и успешно в них обучаются.

Гранкина Анна, Минакова Юлия, Лагута Алина, Балданова Татьяна и др.

Физико – математический факультет КГУ окончили и работают в школах мои обучающиеся: Глущенко Владимир, Бардукова Наталья, Феденко Маргарита - учитель математики МКОУ «Кульбакинская СОШ».

За  добросовестный и творческий труд, инновационный подход к работе с одаренными детьми, за активное участие в жизни села награждена грамотами и благодарственными письмами комитета образования и науки Курской области, администрации Глушковского района, администрации Кульбакинского сельсовета, администрации школы.

 Радостно осознавать, что труд твой оценен, что ты нужна обществу и  особенно детям. Но самое приятное – осознавать, что ты можешь реализовать свои знания и умения в своём любимом деле – преподавании математики.

Планируемые результаты:

Я не останавливаюсь на достигнутом

-   Разработка новых элективных курсов для образовательной программы на старшей ступени в рамках введения ФГОС,

-  перспектива дистанционного обучения в индивидуальном учебном плане,

-  распространение информационных материалов об опыте работы на личном сайте,

- расширение связей по реализации региональной модели предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации.

Пусть будет трудно, как и прежде,

Всё постараюсь превозмочь.

Живу я будущим, надеждой,

Стремлюсь ученикам помочь.

Во имя радостных открытий

Нам быть в походе до конца.

Нельзя иначе: «Я – учитель

И мне доверены сердца».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...

Доклад «Деятельностный и дифференцированный подход в обучении как механизм реализации ФГОС ОВЗ»

В докладе отражена дифференцированная работа с первоклассниками....

Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...

Использование технологической карты ученика на уроке, как способ реализации деятельностного подхода в обучении.

Методическая разработка для использования на уроках истории и обществознания. Позволяет более эффективно организовать учебный процесс....

КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Современный ученик активно участвует в процессе образования новой парадигмы, который предполагает обучение в течение всей жизни, сменяя обучение на всю жизнь. Данному постулату вторят требования норма...