Использование технологической карты ученика на уроке, как способ реализации деятельностного подхода в обучении.
методическая разработка по истории (7 класс)

Иванова Лариса Васильевна

Методическая разработка для использования на уроках истории и обществознания. Позволяет более эффективно организовать учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologiseskoy_karty_uchenika.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологической карты  ученика на уроке как способ реализации деятельностного подхода в обучении.

Технологическая карта ученика используется на всех этапах урока, и предназначена как для закрепления и проверки пройденного материала, так и для изучения следующего, как правило – в начале новой темы. В ходе игры, дискуссии или любого другого активного урока.  С помощью такой карты отслеживаются ожидаемые действия учеников, т.е. реализуется “деятельностный подход” в обучении.

Необходимые условия.

- Технологическая карта выдается каждому ученику перед уроком.

- В начале урока ребята подписывают  карту. И на протяжении всего урок работают с ней и в ней: записывают, подчеркивают, рисуют.

- При необходимости в конце урока, учитель может собрать и оценить работу или проверить несколько этапов работы на уроке.

- Деятельность ученика разделена по заданиям. Каждое задание тщательного планируется учителям, т.е. составляется алгоритм действий ученика: вопрос, время работы, форму работы.  

- В карте есть все элементы урока, в которых ученики работают самостоятельно.

- В карте могут использоваться другие источники информации, шаблоны схем и таблиц.

Приложение 1.

4. Преимущества карты для учителя.

1.Технологическая карта позволяет организовать эффективный учебный процесс.(изучить за урок большой объём материала, и повысить  качество усвоения)

2.Обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми. На уроке, можно использовать развивающие методы, различные способы активизации познавательной деятельности обучающихся, и  реализовывать деятельностный подход.

4.  Позволяет моделировать урок с учётом индивидуальных особенностей конкретного класса.

5. Проектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата, скоординировать работу на уроке.

6.Систематизировать полученные знания;

7.Проводить этап  оценивания и контроля.  (на усмотрение учителя можно собрать все рабочие карты на проверку или проверить работы отдельных учеников, возможен вариант взаимопроверки или анализа экспертов); выполнять диагностику  результатов деятельности учащимися на каждом этапе освоения темы;

8.Проводить этап рефлексии прошедшего занятия (в рабочей карте всегда присутствуют задания позволяющие провести рефлексию).

5.Преимущества карты для ученика.

1.Позваляет ученику видеть весь объём материала.

2. Способствует выработке умений по применению новых знаний при решении задач, сотрудничеству со сверстниками;

3.Учит планировать последовательность действий, поиск и выделение необходимой информации, поиск и выделение необходимой информации;

4. Позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны, т.е. проводить  самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Приложение 1. Урок. Окончание Смуты. Новая династия.

Технологическая карта ученика 7 " " класса_________________________________________

  1. Задание для группы.  (3 минута)

Сопоставьте события с правителями, используя приложение  №1(раздаточный материал).

Результат проверяем у доски.

Конечный результат внесите в таблицу.

Правитель

Событие

1

Борис Годунов

1

появление самозванства;

2

Лжедмитрий 1

2

первое ополчение;

3

Василий Шуйский

3

голод 1601-1603гг.;

4

Семибоярщина

4

унию православной церкви с католической;

5

Михаил Романов

5

появления в русском государстве поляков;

6

"комар поразил льва"

7

Раздача хлеба в Москве

8

женился на Марине Мнишек;

9

избран на царство Боярской Думой;

10

появление поляков

11

попытка ограничения самодержавия;

12

восстание Ивана Болотникова;

13

появление Лжедмитрия II;

14

появление двух центров правления;

15

Разграбление Троицко–Сергиевского монастыря.

16

интервенция

Сформулируйте тему урока___________________________________________________________

3)Работа в парах.(3 минуты)ФИ_______________________________________________________

Познакомится с текстом учебника,ответить на вопросы:Анализ текста. Поиск информации в источнеке. Взаимоконтроль.

1 РЯД-Так что же произошло 4 октября 1612 года? О каких события идет речь?

               стр. 104-105, пункт № 2.

2 РЯД-Причины формирования второго ополчения? Как изменился  характер Смуты?

               СТР.102-103, пункт № 1;

3 РЯД-Роль Минина и Пожарского в освобождении Москвы?

               СТР.102-103, пункт № 1.

4) Работа индивидуальная. (2минуты). Познакомиться с краткой характеристикой кандидатов.Иследовательская деятельность.        

Марина Мнишек. Точнее не столько Марина Мнишек, сколько ее сын от Лжедмитрия II, так называемый Воренок. Никто всерьез не воспринимал их как серьезную силу. Не могло быть и речи о каком-либо высоком происхождении и «царских кровях». Просто многие из сторонников Лжедмитрия теперь входили в Земский Собор. И у них были серьезные поводы для опасений за свою судьбу, в связи с тем, что в недавнем прошлом они поддержали самозванца.

        Владислав Сигизмундович. Очевидно, что Земский собор 1613-го года собрался для того, чтобы выбрать царя из своих, а не звать иностранцев. Тем не менее, кандидатура Владислава рассматривалась на соборе в течение как минимум двух-трех дней. У того еще оставались сторонники в Московском царстве. Вот только сам польский королевич не торопился приезжать в Москву. В 1612-м многие успели присягнуть ему, но он так и не появился перед своими новыми подданными. Старший сын Сигизмунда III, видимо, всерьез опасался за свои права на польскую корону, боясь потерять ее в случае отъезда в Москву. А Речь Посполитую он явно ценил больше Московии.

        Карл Филипп Шведский. Его кандидатуру предлагали знать ,сторонники союза со Швецией. Нет сомнений, что шведский король Карл IX поддержал бы эту идею. Вот только Карлу Филиппу было в 1613-м году всего 12 лет. Наверное, бояре рассчитывали как-то влиять на мальчика, который сел бы на престол. Вот только отец не отправил бы сына в Москву одного. С ним прибыли бы десятки советников, помощников, личная гвардия и так далее. При троне находились бы шведы, а не русская элита. Причем шведы не самые знатные и видны, те остались бы в Стокгольме.

        Василий Голицын. Этот боярин находился в самом расцвете сил. Сорок лет, огромный политический и военный опыт, знатное происхождение, высокий авторитет среди бояр — вот его основные преимущества. Правда, водились за Голицыным и грешки. Во-первых, он удивительным образом всегда оказывался на стороне победителя. В 1604-м году он был назначен воеводой армии, отправленной Борисом Годуновым против Лжедмитрия. Голицын, однако, сдался самозванцу, приказав связать себя, чтобы имитировать пленение. Больше того, он запятнал свою репутацию тем, что принял участие в убийстве Федора Годунова и его матери. По одной информации, Голицын не просто участвовал, а руководил убийством. В дальнейшем он точно также поддерживал заговоры против Лжедмитрия и Василия Шуйского. Впрочем, главный его минус заключался не в этом. Дело в том, что Голицын находился в польском плену. Избрать на царство пленника было бы самоубийственным шагом. Бояре просто не могли дать Речи Посполитой такой мощный козырь, как царя-заложника. Впрочем, если бы не этот плен, Голицын был бы очень сильным противником Романовых на Земском соборе.

        Иван Воротынский. Видный, знатный и уважаемый боярин. Точный его возраст на момент Земского собора неизвестен, но Воротынский был старше Голицына, ибо в 1573-м уже состоял на царской службе. Был одним из лидеров заговора против Василия Шуйского и видным членом Семибоярщины. Правда, обладал лучшей репутацией, чем прочие бояре, входившие в нее. Дело в том, что Воротынский был противником признания Владислава русским царем. Кроме того, этого боярина и воеводу активно поддерживало духовенство. Воротынский был сподвижником патриарха Гермогена. Имел он, конечно, и грандиозное пятно на репутации. В апреле 1610-го на пиру в его доме внезапно заболел, а вскоре умер, молодой воевода Михаил Скопин-Шуйский, который до этого спас Московское царство от польского завоевания и был любим народом.. И многие полагали, что Воротынский был непосредственным исполнителем этого приказа.

        Михаил Романов. Возникла  компромиссная  кандидатура М. Ф. Романова, который хотя и косвенно (как внучатый племянник  Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного)  был связан с династией Рюриковичей. Несомненно, что, согласно всем источникам, большую роль в избрании Михаила Романова сыграли участвующие в соборе донские казаки. Именно их представитель и выкрикнул Михаила Романова. С казаками после Смуты было принято считаться.А русским боярам был больше по нраву Михаил Федорович. Их устраивал его юный возраст, кроткий и мягкий характер.

        Дмитрий Пожарский. Освободитель Москвы, любимец народа, несомненный герой времен Смуты. С учетом того, что на момент собора Пожарскому еще не было сорока лет — кандидатура в цари вырисовывалась просто идеальная. Однако свои подводные камни нашлись и здесь. Во-первых, Дмитрий Пожарский не состоял в родстве с Рюриковичами, а стало быть не имел царского происхождения. Во-вторых, против князя дружно выступили все бывшие члены Семибоярщины и казаки. Пожарский не запятнал себя сотрудничеством с поляками, что породило опасения в том, что он может начать репрессии против тех, кто призывал Владислава на русский престол. В-третьих, Пожарский сам не выдвигал свою кандидатуру на Земском соборе.

5) Работа в группах.(4 минуты). Предлагаю  спикерам  определится со своей ролью (выбрать сословие), подойдите и выберите атрибут.методы проблемного обучения

Обсудите кандидатов. Предложите кандидатуру___________________________________  от своего сословия_______________________. Объясните, почему вы выбрали этого кандидата. Аргументы (отметить в тексте).

6) Какая форма правления была установлена в началеXVIIв.___________________________

Зарядка

6)Работа в парах. (3 минуты). Сравните систему власти тогда и сегодня. Найдите сходства и отличия. Метод мозгового штурма.

Сходство

Отличия

7)Работа индивидуально. (3 минуты). Составить синквейн по теме урока.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Урок. Международные отношения в Европе в XVI-XVIII в.в.

Технологическая карта по теме: " ____________________________________________."

ФИ., ___________________________________________ класс___________

1. Работа в парах. Прочитайте  текст.(2 мин.). Попробуйте сформулировать тему урока.

Существует две точки зрения на то, какая должна быть Европа:

1) правившие в Священной Римской империи австрийские Габсбурги считали, что должна существовать единая империя, во главе которой должен стоять поддерживаемый папой римским католический император (из династии Габсбургов конечно же),

 2) Англия и Франция считали, что в Европе должны существовать самостоятельные национальные государства.

Запишите ТЕМУ______________________________________________________________ и назовите ваш вариант.

2. Работа в группах. ( 1 мин)Рассмотрите иллюстрацию  у вас на парте. Какие процессы проходили в международных отношениях в 16-17 века?

3. Работа  в группах.(5 мин).  Причины конфликтов. Работа с учебником стр.171-172. Результаты работы огласить.

Причины

1

2

3

4

 4. Работа  с учебником. Учебник стр. 172-173, пункт3.(2 мин).

Повод  Тридцатилетней войны .

5. Ход военных действий. Выступление учеников с характеристикой         военачальников.

6. Индивидуальная работа. Работа с учебником стр. 176-177. (3 мин)

-Вестфальский мир. Условия.

Условия

Физ. минутка.

6.Европейские войны. Составление системно-обобщающей таблицы. Итоги  подводим всем классом через 8 минут.

Название войны

Дата

Участники

Результат

7. Составить синквейн.  Алгоритм написания.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Об одном варианте реализации деятельностного подхода в обучении математике».

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании В последние годы в связи с рефор...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

В данной статье представлен материал об исследовательской деятельности (микроисследования) на уроках химии....

Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Обобщение опыта работы по теме: "Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС"....

Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

Презентация на тему "Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода" раскрывает понятие  учебных ситуаций, виды и их проектирование на уроках....

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

КЕЙС-МЕТОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Современный ученик активно участвует в процессе образования новой парадигмы, который предполагает обучение в течение всей жизни, сменяя обучение на всю жизнь. Данному постулату вторят требования норма...