презентация по теме "Место предмета "Естествознание" в курсе средней школы. Мнения "за" и "против"
презентация урока для интерактивной доски по естествознанию по теме
Сегодня пожалуй, трудно найти таких людей, которых не волновали бы проблемы среднего образования в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня, пожалуй, трудно найти людей, которых не волновали бы вопросы совершенствования среднего образования. Проблемы школы горячо обсуждают ученые и дипломаты, педагоги и родители, общественность и сами ученики; обсуждают, предлагая самые разные варианты. Еще в конце 80-х годов начали обсуждать необходимость более глубокой интеграции учебных предметов.
В 80-х были разработаны концепции и программы интегрированного курса «Естествознание» для 5-7 классов средней школы. Три варианта программы этого курса были опубликованы в предметных журналах. При обсуждении были высказаны весьма противоречивые мнения. Создание курса- закономерная, объективная необходимость, следствие требований коренной перестройки народного образования, в направлении его гуманизации и гуманитаризации. Введение в школу интегрированного курса на среднем этапе образования резко снижает уровень образовательной подготовки учащихся.
Характеристика современной образовательной ситуации Возрастание объема научных знаний- разбухают «старые» предметы, появляются новые. Общее количество знаний становится трудно воспринимаемым. Понижение статуса и сокращение объема естественнонаучных дисциплин- возрастает число профильных школ, дисциплины естественнонаучного цикла считают ненужными, неперспективными в дальнейшем образовании, сокращение часов, снижение уровня знаний. Необходимость экологизации образования для обеспечения устойчивого развития-остро стоит проблема охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Примеры некоторых интегрированных курсов «Естествознание» Программа курса «Естествознание» авторов Хрипковой А.Г., Калиновой Г.С., Мягковой А.Н.(5 класс) (есть красиво оформленный учебник и методическое пособие для учителя) Профессор А.Г.Хрипкова считает, что вдействующем учебном плане слишком поздно дается система знаний об организме человека, особенностями его строения и жизнедеятельности, последствиями вредных привычек, с нормами здорового образа жизни. Авторы программы утверждают, что каждый предмет естественнонаучного цикла (биология, география, физика, химия) имеет свою логику, методы исследования, решает свои задачи и не могут быть вытеснены курсом «Естествознания».
Основные задачи курса 1 Осуществить системный подход, знакомство с неорганическими (от атома до планеты) и органическими (от организма до экосистемы) системами. 2 Рассмотреть все тела, явления и процессы, происходящие на Земле, в качестве характеристик биосферы- среды возникновения жизни человека. 3 Охарактеризовать роль человека в процессе познания, преобразования и использования природы.
Программа курса «Естествознание» 6-7 класса. Авторы И.Т.Суравешена,Р.Г.Иванова ( учебник и методическое пособие найти довольно сложно) Ведущие идеи курса 1 Человек как обитатель планеты (общность людей, ответственность за мир между народами и государствами, за сохранение природы Земли). Идея целостности, системной организации природы (космические и земные, неодушевленные и наделенные жизнью вещества, функционирующие как единое целое). Идея историзма (представление выдающихся путешественников, исследователей природы, ученых, а так же произведения искусства, отражающие те же этапы познания). Полевая практика на заключительных этапах каждого ода обучения.
«Естествознание» для 10-11 класса (преподается в классах с гуманитарным уклоном) (литературы по этому варианту нет) Задачей этого курса является образование, взращивание свободного, самодеятельного человека, имеющего развитое естественное восприятие природы, владеющего различными способами ее познания и обладающего планетарным воззрением. Учитель должен создать необходимую образовательную среду, т.е. организовать такие естественнонаучные ситуации, в которых каждый ученик сможет наиболее полно реализовать и раскрыть себя. Отличие программы данного курса от обычных государственных программ в том, что в ней нет жестко заданного и необходимого содержания.
Мнения «ЗА» 1 Введение курса необходимо для целостного представления о природе. 2 Содержание предлагаемых программ доступно для учащихся. 3 В достаточной мере представлена практическая часть курса. 4 Преемственность программ 5-7 и программы «Окружающий мир» 1-4. 5. Практическая реализация межпредметных связей благодаря интеграции знаний. 6 Уровень знаний вполне соответствует тому уровню, который и должен обеспечить пропедевтический курс. 7 Предусматривает творческий подход к преподаванию. 8 Дает возможность более полной реализации целей и задач экологического образования путем формирования целостного взгляда на природу, ценностных ориентаций. 9 Освободит учителя от необходимости ломать голову как в программу своего предмета «втиснуть» межпредметные связи. Мнения «ПРОТИВ» 1 Отсутствие в программе уроков обобщения не позволяет подготовить учащихся к философским обобщениям. 2 По мнению Ю.Н.Полянского,члена –корреспондента Академии наук РФ в предлагаемой программе нарушена система знаний учащихся по основам наук о природе, предлагается материал совершенно недоступный для понимания учащимися, т.к. для этого надо обладать довольно значительными познаниями в области ботаники, зоологии и т. д. Он считает эту программу смесью физики, химии, географии, биологии, где нарушены все дидактические правила (в частности изучение от простого, конкретного, к более сложному, абстрактному). 3 Программа не соответствует уровню развития мыслительной деятельности учащихся 5-7 классов, некоторые темы даже десятиклассники понимают с трудом. 4 Нужно готовить учителей, которые бы знали курсы физики, химии, географии. 5 Недостаточно учебников и методической литературы. Учебники и программы должны быть в нескольких вариантах.
Решающее слово должно остаться за учителями и школой. Они сами способны решить, вводить в своей школе новый курс или оставить программу прежней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача Дидоны в курсе средней школы
Одна из древнейших задач по нахождению оптимального решения. Обсуждать её можно с 1 по 11 класс, постепенно усложняя подход к ней....
Вводный тест по литературе за курс средней школы (5-8 кл)
Тест использовался как вводный на уроке литературы 9 класса с целью выявить уровень знаний, познавательные возможности и предпочтения класса...
Вводный тест за курс средней школы (5-8 кл)
Тест использовался в 9 классе на первых уроках с целью выявления уровня знаний, может использоваться как итоговый в 8 классе. Содержит вопросы, касающиеся различных уровней языковой системы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-135124-1353251564.jpg)
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»
Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881970-1485107180.jpg)
Текстовые задачи в курсе средней школы
Текстовые задачи - один из основных разделов школьного курса математики, прежде всего потому, что это единственная тема школьного курса, иллюстрирующая приложение математических методов. В связи с вне...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-916143-1492081704.jpg)
Рабочая программа по праву за курс средней школы(профильный уровень)
Рабочая программа по праву за курс средней школы(профильный уровень)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-916143-1492081704.jpg)
Рабочая программа по праву за курс средней школы(профильный уровень)
Рабочая программа по праву за курс средней школы(профильный уровень)...