Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.
материал по теме

Гусева Светлана Николаевна

Выступление на семинаре учителей начальных классов " Исследовательская деятельность младших школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_po_issledov._deyat-ti.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

«Организация исследовательской деятельности  детей

 младшего школьного возраста»

                                                                               Подготовила:

Гусева С.Н., методист МКУ «ГИМК»

г. Арзамаса

 

2011 год

Введение

           Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала личности. Творчество предполагает способность каждого ребенка преобразовать имеющиеся знания, информацию об окружающем мире и посредством этого преобразования «добавить» новые, необходимые знания об окружающей действительности.

    Сегодня, имея огромный поток научной информации, педагог должен   не только обеспечить усвоение знаний, но и научить основным методам их добывания, а также приемам исследования. Развитие навыков и умений исследовательской работы переводит учащихся на продуктивный и творческий уровни познавательной самостоятельности.

Через решение проблемных ситуаций, которые являются основой,  ядром исследовательской деятельности, дети познают связи и зависимости, которые существуют в окружающей действительности.  Использование поисковой деятельности оказывает воздействие на развитие познавательной активности детей, их мышления, развивает речь.

Исследовательская деятельность – это творчество

           Для формирования системы знаний об окружающей действительности у детей, используется элементарная исследовательская деятельность.   Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.

          Что же такое исследовательская деятельность?

Исследовательская деятельность – это совместная работа взрослого и ребёнка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, то есть в процессе познания окружающего мира.

           Исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания.

           Внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского  обучения.    Исследовательским обучением называется активизация интереса к обучению посредством собственного опыта.            Главной целью такого обучения является формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

          Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно открывать для себя что-то новое – это нормальное состояние ребёнка. Он хочет познавать мир. Именно это стремление к познанию создаёт условия для исследовательского обучения. Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. Её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез.  

   Способность к творческой деятельности проявляется у детей уже с младшего школьного возраста. Творческую деятельность таких детей, по мнению психологов и педагогов, можно рассматривать как особую форму качественного перехода от известного к новому неизвестному содержанию.

 Условия формирования исследовательских умений

   Исследовательская деятельность, ставящая детей в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений  исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

    Необходимо соблюдать следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию   исследовательских умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.  Преподаватель должен использовать материал уроков с целью формирования умений   исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
  • Мотивированность.  Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой  исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  • Творческая среда.  Преподаватель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к   исследовательской работе.
  • Личность педагога.  Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий преподаватель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по   исследовательской деятельности.
  • Психологический комфорт.  Одна из задач педагога – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.  Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок.  Задача педагога – не подавлять желания, порывы, творческие идеи детей, а поддерживать и направлять их.  Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
  • Учёт возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен.  Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование  быть посильным, интересным и полезным.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

  - загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;

  - игровых моментов, связанных с введением в ход занятия сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.);

  - связи материала с наглядно-образным игровым материалом;

  - связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой;

  - игр-исследований, фантастических исследований;

  - ролевых игр;  

  - игр-путешествий.  

Этапы исследовательской работы

    Исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов. Основными этапами исследовательской работы являются:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать  методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структуировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
  9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить результаты работы перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Рассмотрим подробно этапы исследовательской деятельности.

1 этап – Актуализация проблемы.

На этом этапе важно, чтобы учащийся понял значимость своего исследования, возможность его использования. Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации.  Выбор направления исследования – наиболее сложный этап. Основные требования – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы.

  1. этап – Определение сферы исследования.

           Для того  чтобы выполнить  работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию,  получить как можно больше новых сведений о том, кто (что) является предметом их исследования, и подготовить  сообщение или доклад.  Как это можно сделать?

Для детей это дело новое. Надо рассказать им о том, что существует много способов добычи информации. Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвёл детей к тому, чтобы они начали называть их сами. Начнём с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?». Эти вопросы адресуются всем детям.

3этап – Выбор темы исследования.

             Какими могут быть темы детских исследований?

          Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

  • Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
  • Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы.
  • Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.  Это то, что можно спросить у других людей.  Это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.   Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определённой группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов и др. обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда.

Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные. Если теоретические исследования – удел преимущественно одарённых детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное.

Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на то, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное, красивое и интересное. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.  Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.  Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

          Например, мы можем взять тему «Поведение тигра» или «Разработка космического корабля», но эти темы не доступны для нас и не позволяют нам использовать метод наблюдения и не дадут провести собственные эксперименты.  Поэтому лучше ориентировать детей на такие темы, которые можно было бы исследовать максимально широко.

4этап - Выработка гипотезы.

В исследовании важно выдвинуть одну или несколько гипотез.  Это позволяет конкретизировать предмет исследования.  В ходе работы она (они) может быть либо подтверждена, либо опровергнута.  Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

5 этап –  Выявление и систематизация подходов к решению.

  На этом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее – сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации – подумать самостоятельно.  

  Надо понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем больше методов, а значит, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Те методы, которые окажутся неназванными детьми, следует подсказать педагогу.

          Метод  – «Узнать из книг». Педагог должен подобрать заранее подходящую литературу. Нужно учитывать, что в настоящее время издаётся большое количество детских справочников и энциклопедий. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник.

          Основной метод исследовательской работы – Наблюдение. Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом.

Опыт показывает, что дети часто называют методы: «Наблюдение», «Эксперимент»,  «Прочитать в книге», «Посмотреть в компьютере» и даже «Задать вопросы специалисту», но забывают о том, что «надо подумать самостоятельно».

6 этап – Определить последовательность проведения исследования.

   В процессе выполнения исследования важно чётко знать последовательность проведения работы.  Для этого необходимо составить план.  

7 этап - Сбор и обработка информации.

      Прежде чем приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений.  Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников,  обобщить её  и подготовить  собственный доклад. Дети включаются в собственный исследовательский поиск.

    В итоге юный исследователь учится постепенно познавать такие важнейшие характеристики излагаемого, как его логическая структура и последовательность.

8этап – Анализ и обобщение полученных материалов

    Дети  представляют собственные данные или результаты исследования. Полученные данные  необходимо сопоставить как друг с другом, так и с литературными источниками, затем установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

9этап – Подготовка отчёта

   На этом этапе можно необходимо точно сформулировать  суть исследования, лаконично проиллюстрировав её наибольшим количеством яркого, образно оформленного, удобного для восприятия материала.    Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребёнка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей.  

10 этап – Доклад

           Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.  В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть исследования.  Выступая с докладом, нельзя зачитывать всю работу, достаточно и 10 минут выступления.  Всё остальное излагается в ответах на вопросы.

         Лучшие отчёты могут  быть направлены для участия в конкурсах  исследовательских работ.

           Все исследовательские работы  выполняются по данной схеме.  В зависимости от темы и ряда условий, какой-то из моментов может доминировать, какой-то несколько сворачиваться.

     При оформлении исследовательской работы должны присутствовать следующие разделы: введение, основная часть, заключение, список литературы.  

   В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. Написание литературного обзора поможет более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада или обсуждения работы.

   В зависимости от специфики предмета и тематики исследовательской работы к ней могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.  Общий объём работы без приложений не должен превышать 15 -20 страниц машинописного текста.

    Задача педагога – выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей. Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить некоторые правила:

  • Всегда подходить к проведению этой работы творчески
  • Учить детей действовать самостоятельно
  • Не сдерживать инициативу детей
  • Не делать за них то, что они могут сделать или то , что они могут научиться сделать самостоятельно
  • Не спешить с вынесением оценочных суждений
  • Помогать  детям  учиться управлять процессом усвоения знаний
  • Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты
  • Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями
  • Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования
  • Учить детей анализу, классификации информации, поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

 

Заключение

   Выполнение школьниками самостоятельных исследований – наиболее эффективная форма самостоятельного обучения, т.к. дает возможность удовлетворить индивидуальные познавательные потребности, максимально индивидуализировать обучение, развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные и исследовательские умения.    Исследовательская деятельность позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить свои способности и таланты.

          Учебно - исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь учащихся, привить им навыки методов научного познания, освоить методику обработки экспериментальных данных.

           Создание условий, для  исследовательской деятельности детей позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы.

Использование исследовательской деятельности в системе работы позволяет не только обогатить детей знаниями, но и сформировать потребность и способность самостоятельно получать информацию о природе, связях и зависимостях в ней существующих, что является очень важно в процессе развития ребёнка в целом и его экологического  воспитания в частности.

Литература

  1. Выготский Л. С.  Мышление и его развитие  в детском возрасте. // Собр. Соч.; В 6 т. – М., 1984. – Т.2.
  2. Поливанцева Н.И., Ривина И.В. Принцип и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. – 1996ю –  №2.
  3. Сабурцев А.И., Сабурцев С.А.  Основы организации научно-исследовательской работы в школе. Методическое пособие – Арзамас:АГПИ, 2003 – 41 с.
  4. Семёнова Н.А.  Исследовательская деятельность учащихся // Нач. школа. – 2006 - №2 – с. 6 – 9
  5. Фирсова М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии. // Педагогика – 2003 - № 8
  6. Элементарная исследовательская деятельность в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для дошкольных учреждений. – Н.Новгород. – 2002 г. – 66 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала личности. Творчество предполагает способность каждого ребенка преобразовать имеющиеся знания, и...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры

В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противо...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Обобщение темы самообразования "Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития связной речи"

Особое  значение  для  развития  личности  дошкольника  имеет ознакомление  с  окружающей  действительностью,  когда  она  предстоит  п...

Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста

Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста затрагивает интересы младших школьников, которые характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к том...

Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...