Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста
методическая разработка

Митусов Максим Юрьевич

Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста затрагивает интересы младших школьников, которые характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Все это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, зависимых от состояния обучения, от учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_issl._mladshih_shkoln.1.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа               по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста

«Юный исследователь»

 ( По Груздовой Е. В.                                                                   «Исследовательская работа школьников». Изд-во «Народное образование», № 4, 2016 г.)

Митусов Максим Юрьевич


Введение.

       Интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Все это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, зависимых от состояния обучения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время еще больше расширяют интересы, развивают кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.

     Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

     Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

      Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.

     Исследовательская деятельность играет важную роль в современном образовании. При правильной организации исследования на занятиях повышается мотивация к учению, улучшаются результаты, качественная успеваемость, эмоциональный настрой и др.  В процессе исследования школьники приобретают тот бесценный опыт самостоятельной деятельности, тот набор специфических знаний, которые во взрослой жизни станут для них необходимыми. Учащиеся начинают сами искать ответы на интересующие их вопросы, т.е. начинают заниматься самообразованием. При правильном выборе руководителя этот процесс становится более целенаправленным, и к 11 классу учащиеся уже сами могут выбирать тему исследовательской работы и сами ее разрабатывать.

      Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением ( в отличие от практикума) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

       Психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и саморазвития личности. Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н.С. Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей. «Детская любознательность, если удается ее сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей».

       Цель программы направлена на формирование исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.

        Задачи программы:

  • Формирование представлений об исследовательской деятельности
  • Развитие познавательных способностей учащихся
  • Обучение структуре построения и правилам оформления исследования
  • Формирование мотивации активного участия в исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений
  • Приобретение опыта самостоятельной деятельности

Умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации программы:

  • Видеть проблемы
  • Задавать вопросы
  • Выдвигать гипотезы
  • Давать определения понятиям
  • Классифицировать
  • Наблюдать
  • Умения и навыки проведения экспериментов
  • Структурировать полученный в ходе исследования материал
  • Делать выводы и умозаключения
  • Доказывать и защищать свои идеи

        Программа предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • Постановка проблемы, формулирование темы
  • Целеполагание, выдвижение гипотез
  • Ознакомление с литературой по данной проблематике
  • Овладение методами исследования
  • Сбор собственного материала, его анализ
  • Обобщение, выводы
  • Защита работы

Формы и приемы работы:

  • Игры
  • Работа в библиотеке с каталогами
  • Интеллектуальные головоломки
  • Практические занятия
  • Работа в компьютерном классе
  • Дискуссии
  • Беседы

План занятий

№ п\п

Содержание занятий

Кол-во часов

1

Что такое исследование

1

2

Умение видеть проблемы

1

3

Умение задавать вопросы

1

4

Умение выдвигать гипотезы

1

5

Умение давать определение понятиям

1

6

Умение  классифицировать

1

7

Умение наблюдать

1

8

Умение творчески мыслить

2

9

Умения и навыки проведения экспериментов, умения структурировать полученный в ходе исследования материал, умения делать выводы и умозаключения

6

10

Защита творческих проектов

2

ИТОГО:

17

Продолжительность одного занятия – 25-35 минут.

Структура программы.

1 часть «Тренинг исследовательского поведения». Эта часть предполагает специальные занятия, в ходе которых дети должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Задачи для работы с детьми рассчитаны на тренировку основных исследовательских навыков.

2 часть «Защита творческих проектов». Защита творческих работ, которые дети готовят заранее – на протяжении всех занятий.

1 часть.

Занятие № 1. «Что такое исследование?»

Учащиеся вместе с педагогом обсуждают понятия: «исследователь», «ученый», «наука», обсуждается также, чем занимаются исследователи, методы исследования. Учащиеся вместе с педагогом составляют памятку с описанием структуры исследования (выбор темы, виды тем, формулирование темы; выдвижение гипотез; ознакомление с различными источниками по данной проблематике; овладение методами исследования; сбор собственного материала, его анализ; обобщение, выводы; защита работы).

Подведение итогов.

Необходимые материалы: цветные и простые карандаши, листы бумаги.

Занятие № 2. «Умение видеть проблемы».

Задачи:

  • Развитие вербальности мышления
  • Развитие познавательной способности

Задание № 1 «Найди значение предмета».

Учащимся необходимо определить, какое значение (отношение) имеет предмет для разных людей, животных и в различных ситуациях.

  1. Дерево – для строителя, художника, птицы, жука, мебельщика, туриста и др.
  2. Цветок – для садовода, продавца, окружающих, для парня на свидании, детей, флориста и др.
  3. Солнце – для астронавта, людей, цветов, летом, зимой, для Луны и др.
  4. Песок – для строителя, для кошки, человека, который добывает горные породы, дворника зимой, для уборщицы, для детей, садовника и др.
  5. Праздник «Новый год» - для детей, родителей, Деда Мороза, школы, дворника, милиции, продавцов и др.
  6. Вода – для человека, животного, рыбы, растений, для детей летом, в виде дождя и др.
  7. Книга – для писателя, детей, бабушки, издательства, путешественника и др.
  8. Земля – для червей, людей, растений, почвоведа, дома и др.
  9. Дом – для семьи, усталого путника, растения, растущего около него, города и др.

Задание № 2 «Значение предмета»

Задачи:

  • Развитие продуктивности, беглости, гибкости мышления
  • Развитие познавательных способностей

Учащимся необходимо придумать нетрадиционные способы использования хорошо знакомых предметов: пластиковая бутылка, консервная банка, газета, книга, кусок провода, ржавая лопата, гнутый гвоздь, прокисшее молоко, битое стекло, пластмассовая пробка, кусок пенопласта, обрезок водопроводной трубы, картонные коробки из-под обуви, сгоревшие лампочки и т.д.

              Задание № 3 «Кто ты?»

Ребятам необходимо представить, подумать:

Если бы вы стали книгой, то какой? … цветком, то каким? … одеждой, то какой? … цветом, то каким? … животным, то каким? … страной, то какой ? … предметом, то каким? … Если бы стал волшебником, то какие желания исполнял бы? Почему?

Подведение итогов.

Занятие № 3. «Умение задавать вопросы»

Задачи:

  • Развитие речи
  • Развитие творческого мышления
  • Развитие познавательных способностей

Задание № 1 «Опиши предмет»

Педагог задает какой-либо предмет. Учащимся необходимо задать как можно больше вопросов об этом предмете. Например, какого он цвета, формы, как и кто его обычно использует? Примечание: лучше предлагать предметы, обладающие несколькими свойствами и функциями: магнитофон, телефон, телевизор, компьютер, комнатный цветок, земля, камень, бумага, шишка, солнце.

             Задание № 2 «Угадай вопрос»

Ребятам дается карточка с вопросом. Они должны прочитать, а вслух ответить на вопрос. Остальные должны угадать, какой вопрос был на карточке.

            Задание № 3 «Задай вопрос»

Необходимо как можно больше задать вопросов, начинающихся со слов : кто, что, когда, как, где, зачем, для чего, в каком году, во сколько и др.

Подведение итогов.

Необходимые материалы: карточки с вопросами.

Занятие № 4. «Умение выдвигать гипотезы»

Задачи:

  • Развитие широты мышления, всесторонний анализ
  • Развитие познавательной активности

Задание № 1 «Найди причину»

Учащимся необходимо найти возможную причину события, факта и найти ему объяснение.

  1. Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута.
  2. Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого.
  3. Несколько человек остановились на улице.
  4. Родители не пошли на работу.

              Задание № 2.

Учащимся необходимо подумать и ответить на следующие вопросы:

Как вы думаете, почему родители ходят на работу?

Зачем люди учатся?

Зачем звезды загораются?

Почему вода зимой замерзает?

Для чего нужны люди (ножницы, песок, лето и др.)?

              Задание № 3 «Найти возможные последствия событий»

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы: что было бы, если … мир стал черно-белым; … люди стали\перестали разговаривать; … люди бы научились летать; … в мире не было бы запахов.

            Задание № 4 «Определи условия»

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы будут очень вредны? (Иголка, телевизор, зима, дождь, спички, солнце, мороженое, вода).

Подведение итогов: ребятам предлагается поделиться мнением, чему научились на уроке.

Занятие № 5. «Умения давать определения понятий»

Задачи:

  • Развитие логического мышления
  • Развитие речи

Задание № 1 «Назови предметы»

Нужно назвать предметы, к которым могут быть применены следующие определения: дорогой, мощный, слабый, режущий, прозрачный, счастливый, уютный, замкнутый, дикий, богатый.

              Задание № 2 «Угадай предмет»

Учащимся необходимо угадать предмет по описанию:

  1. Мягкий, зеленый, болотный.
  2. Косолапый, бурый, неуклюжий.
  3. Голодный, серый, злой.
  4. Пластмассовая, цветная, гелевая.
  5. Семицветная, выпуклая, красивая.
  6. Яркое, палящее, лучистое.
  7. Акварельные, медовые, многоцветные.
  8. Скользкое, туалетное, душистое.
  9. Карие, большие, ясные.
  10. Курносый, веснушчатый, любопытный.
  11. Пузатый, блестящий, тульский.
  12. Серебряная, маленькая, чайная.

Ответы: мох, медведь, волк, ручка, радуга, солнце, краски, мыло, глаза, нос, самовар, ложка.

                Задание № 3 «Найти сходство и различие»

Чем отличаются кильки от речки,

Чем отличается хлев от овечки,

Чем отличается повар от ужина –

Спрашивать так интересно и нужно.

                                            (Р. Сеф)

Ребятам необходимо определить, чем схожи и чем отличаются следующие предметы:

Холодильник и пылесос, самолет и поезд, блюдце и кастрюля, ромашка, гвоздика и колокольчик, тетрадь и ручка, береза и каштан, платье и кроссовки, диван и стол, человек и обезьяна, огурец и морковь, рыбы и птицы, заяц и волк.

Примечание: сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно.

Подведение итогов.

Занятие № 6. «Умение классифицировать».

Задачи:

  • Развитие способности классифицировать, сравнивать предметы
  • Развитие познавательных способностей

Задание № 1 «Найди лишнее».

Детям предлагается набор карточек с изображением предметов. Учащимся необходимо найти закономерность в расположении предметов и указать лишнее.

Примечание: возможно несколько вариантов ответов, поскольку лишним предмет может быть по нескольким признакам. Учащиеся предлагают варианты ответов.

            Задание № 2 «Разбей на группы»

Детям раздаются карточки, на которых написаны слова. Необходимо записать эти слова в три столбика и дать название каждому столбику. Например, дедушка, дочь, актер, редиска, огурец, бабушка, слесарь, повар, помидор».

Ответы:

Члены семьи

Профессии

Овощи

Дедушка

Актер

Помидор

Дочь

Слесарь

Редиска

Бабушка

Повар

Огурец

Задание № 3 «Найди аналогию»

Называется какой-либо предмет или явление. Необходимо назвать как можно больше явлений или предметов, сходных с ним по различным существенным признакам (вкусу, цвету, форме, размерам и др.) Например, к слову «вертолет» можно подобрать следующие аналогии:  птица, бабочка (летают и садятся), автобус, поезд (транспортные средства), штопор и вертолет (важные детали вращаются).

Слова: дрель, телефон, стул, человек, палка, ваза, цветок, мяч, вода.

Подведение итогов.

Занятие № 7 «Умение наблюдать»

Задачи:

  • Развитие познавательной активности детей
  • Развитие наблюдательности

«Что на что похоже?»

На свете все на все похоже:

Змея – на ремешок из кожи,

Луна – на круглый глаз огромный,

Журавль – на тощий кран подъемный,

Кот полосатый на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму.

                                      (Р. Сеф)

                Задание № 1.

Необходимо найти аналогию предмета с геометрической фигурой. Карточки с изображениями предметов прилагаются. (Огурец, клык, морковь, вулкан, божья коровка, ковер, телевизор, очки, стол, зонт).

               Задание № 2.

«Из каких геометрических фигур состоит …» (Карточки с изображением предметов прилагаются: корабль, торт, паровоз, лицо человека, коляска, портфель.

               Задание № 3 «Что это?»

Ребятам надо ответить на вопрос: «Что может быть одновременно…»

  1. Холодным и горячим
  2. Черным и белым
  3. Сладким и кислым
  4. Большим и маленьким
  5. Живым и мертвым
  6. Мягким и твердым
  7. Далеким и близким
  8. Тяжелым и легким
  9. Чужим и родным

Подведение итогов. Необходимые предметы: карточки с изображением предметов.

Занятие № 8. «Умение творчески мслить»

Задачи:

  • Развитие творческого мышления
  • Развитие познавательных способностей

Задание № 1 «Новые названия»

Ребятам необходимо придумать новые названия дней недели и месяцев года. Объяснить, почему выбрали именно эти названия.

Задание № 2 «Новый предмет».

Педагог предлагает всем учащимся наугад взять по 2- карточки. На обороте изображения различных предметов (будильник, телефон, печка, стул ) . Всем учащимся необходимо придумать и нарисовать такой предмет, который бы совмещал в себе эти 2-3 предмета. После этого ребята пишут его свойства и инструкцию к нему.

Подведение итогов.

Необходимые материалы: карточки с изображением предметов, цветные карандаши, листы бумаги.

Занятие № 9. «Умение творчески мыслить»

Задачи:

  • Развитие творческого мышления
  • Развитие внимания
  • Развитие познавательных способностей

Задание № 1 «Новые названия»

Ребятам предлагаются карточки, в которых каждой букве соответствует определенный значок. Учащимся необходимо подставить вместо значков буквы. В результате должна получиться загадка. После чего учащийся должен ее разгадать и написать ответ в пустые клеточки, а затем – написать вверху над каждой буквой соответствующий значок.

             Задание № 2 «Коллективное обсуждение»

Учащиеся все вместе обсуждают значение 1-2 пословиц.

             Задание № 3 «Придумай сам»

Учащиеся должны сами придумать значки буквам и зашифровать какое-либо слово.

Подведение итогов.

Необходимые материалы: карточки с анаграммами.

Занятие № 10. Подготовка к эксперименту. Реальный эксперимент. Эксперимент с семенами (1 часть).

Цели:

  • Развитие познавательной мотивации дошкольников
  • Формирование навыка проведения эксперимента

Задание № 1 «Как узнать?»

Учащимся задаются следующие вопросы:

Как узнать, холодно на улице или нет?

Высохла ли одежда после стирки?

Есть ли кто дома?

Длину отрезка?

Интересная ли книга?

Что находится в сумке?

Пишет ли ручка?

Вкусное ли яблоко?

Сколько стоит крем?

           Проведение реального эксперимента.

Педагог с ребятами сажают семена в 4 горшках. Один горшок после посадки ставим на окно (ближе к свету), второй накрываем стеклянной банкой, третий – в темное место. Все эти горшки педагог будет поливать периодически, а четвертый горшок поливать не будет.

- Ребята, давайте предположим, в каком горшке семена взойдут быстрей?

- Через неделю проверим, чем закончился наш эксперимент.

Занятие № 11. Подготовка к эксперименту. Реальный эксперимент. Эксперимент с семенами(2 часть).

Цели:

  • Развитие познавательной мотивации дошкольников
  • Формирование навыка проведения эксперимента
  1. После этой проверки педагог вместе с детьми проверяет, в каком горшке росток появился быстрее всех.
  • Все ли ростки одинаково взошли?
  • Что повлияло на рост ростков?
  • Почему не взошел росток, который не поливали?
  1. Подведение итогов.

Необходимые материалы: 4 горшка с землей, семена, вода, стеклянная банка.

Занятие № 12. Реальный эксперимент. Эксперимент со снегом (водой).

Цели:

  • Развитие познавательной мотивации дошкольников
  • Формирование навыка проведения эксперимента
  1. Педагог просит учащихся заранее принести снег в прозрачной стеклянной банке (или воду, если нет снега), взятый из разных мест: у школы, в парке, сквере, из-под крана, у дороги, под деревом и т.д. На каждую банку наклеивается надпись с указанием добытого снега. После таяния снега предложить учащимся подумать:

В какой банке вода будет грязней?

А в какой чище?

Почему? Аргументируйте ответ.

Где можно применять такую воду?

Можно ли ее пить?

После проведенного эксперимента можно отфильтровать грязную воду, показать детям.

  1. Учащимся предлагается придумать способы экономии природных ресурсов воды.
  2. Подведение итогов.

Необходимые материалы: банки со снегом, взятые из разных мест, кусок ваты.

Примечание: на занятии предложить учащимся обсудить: «Как можно остановить загрязнение воды, почвы, лесов, остановить вырубку лесов и др.»

Занятие 13. Реальный эксперимент. Эксперимент с яйцом.

Задачи:

  • Развитие познавательной мотивации дошкольников
  • Формирование навыков проведения эксперимента

Педагог берет две одинаковые банки №1 и №2 и третью банку №3 вдвое больше. В банку №1 наливает чистую воду. В банку № 2 наливает крепкий раствор соли. Перед учащимися ставится задача: предположить

Что станет с сырым яйцом, когда его поместят в банку № 1?

В банку №2?

Педагог помещает яйцо в банку №1 – оно тонет.

Потом помещают яйцо в банку № 2 – яйцо будет плавать, его никак непотопишь, потому что плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной.

Нальем теперь в большую банку воды из обеих маленьких банок. Ребята вновь делают предположение, что будет с яйцом на этот раз.

        В результате получится такой раствор, в котором яйцо не будет идти ко дну и не будет всплывать на поверхность, оно будет держаться, как подвешенное посреди раствора.

        Подведение итогов. Учащиеся предлагают варианты ответов, почему яйцо меняло свое положение в банках. Они могут быть самые различные, даже невероятные. Но в любом случае, это активизирует их умственную активность.

Необходимые материалы: 3 банки, сырое яйцо, вода, соль.

Занятие 14. Реальный эксперимент. Эксперимент с падением предметов.

Задачи:  -- « --

  1. Учащимся дается задание придумать, какой из предметов (лист бумаги, фанеры, пластмассы, железа, стекла) быстрей упадет с одинаковой высоты.
  2. Ребята с одной высоты кидают предметы.
  3. Подведение итогов. Почему одни предметы упали быстрей, другие медленней?

Необходимые материалы: лист бумаги, фанеры, пластмассы, железа, стекла одинакового размера.        

ЗАНЯТИЕ 15. Реальный эксперимент. Эксперимент с жидкостями.

Задачи: -- « --

  1. Педагог берет стакан с водой. Учащимся необходимо предположить, что будет с маслом, если его влить в стакан с водой.
  2. А что будет, если в воду насыпать песок.
  3. Проведение эксперимента.
  4. Учащиеся делают разные выводы относительно того, почему масло оказалось вверху, а песок внизу воды.
  5. Подведение итогов

Необходимые материалы: банка с водой, подсолнечное масло.

Проходит коллективное обсуждение того, чему дети научились на протяжении всех занятий.

2 часть. МИНИ – КОНФЕРЕНЦИЯ.

Занятия № 16-17.

Задачи:

  • Развитие познавательной мотивации дошкольников
  • Развитие речи и навыков эффективной самопрезентации
  • Формирование навыка публичного выступления

Ученики выступают с краткими сообщениями по итогам собственных исследований. Присутствующие могут задавать вопросы и высказывать собственные мнения об услышанном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: "Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста"

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимо...

Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

Выступление на семинаре учителей начальных классов " Исследовательская деятельность младших школьников"....

«Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала личности. Творчество предполагает способность каждого ребенка преобразовать имеющиеся знания, и...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Обобщение темы самообразования "Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития связной речи"

Особое  значение  для  развития  личности  дошкольника  имеет ознакомление  с  окружающей  действительностью,  когда  она  предстоит  п...

Реализация дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности в рамках работы летнего лагеря дневного пребывания «Непоседы» «Опытно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста "

Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Потребность...