Алгоритмы учебных действий на уроках истории
статья по естествознанию (6 класс) на тему

Попоудина Татьяна Александровна

Алгоритмы раскрытия тех или иных исторических событий, явлений, процессов содействуют более качественному, осмысленному усвоению учебного материала школьниками на уроках истории, а также формируют коммуникативные компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №30 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»»

АЛГОРИТМЫ  УЧЕБНЫХ   ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Составитель:

Попоудина Татьяна Александровна,

учитель истории и обществознания .

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ

2013 г

Алгоритмы раскрытия тех или иных исторических событий, явлений, процессов содействуют более качественному, осмысленному усвоению учебного материала школьниками на уроках истории, а также формируют коммуникативные компетенции учащихся.

АЛГОРИТМЫ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЛГОРИТМЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ОБЩИЕ СТРУКТУРНЫЕ АЛГОРИТМЫ

РАСКРЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Алгоритм раскрытия экономического развития страны, общества

1. Влияние географического положения страны на развитие хозяйства.

2. Направления государственной экономической политики.

З. Развитие промышленности (ремесел): районы; специализация регионов; виды, характер и особенности организации производства; типы промышленных предприятий; технические достижения; объем выпускаемой продукции; ее потребление населением.

4. Развитие торговли.

5. Развитие сельского хозяйства: земледелие (разновидности культур, развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники, урожайность); скотоводство; промыслы; объем производимой продукции и пути её реализации.

б. Развитие форм собственности.

7. Финансовое развитие страны (состояние денежной системы; банки, ростовщичество); финансовая политика государства.

8. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.

9. Место страны в мировом производстве.

10. Аспект собственности (уровень развития форм собственности).

Алгоритм раскрытия социального развития страны, общества

1. Социальная основа (слои, группы и их взаимоотношения).

2. Государственный курс социальной политики.

З. Этнический, религиозный состав общества.

4. Межэтнические отношения.

5. Образ жизни различных слоев общества данной страны.

Алгоритм раскрытия политического развития страны

Внутриполитический аспект.

1. Государственное устройство, характеристика   законодательных, исполнительных, судебных органов власти.

2. Административно- территориальное  деление.

З. Местные  органы  самоуправления  и  управления.

4. Форма  власти (характеристика  власти с точки зрения  её  источника:  монархия или  республика).

5. Право ( характеристика правового  государства, статусы  граждан ).

6. Преобразования  во  внутренней  и  внешней  политике ( характеристика  экономических, социальных, политических и  культурных  мероприятий  государства).

7. Состояние  войска.

Внешнеполитический аспект

1. Внешнеполитический курс государства.

2. Основные  направления  внешней  политики  государства.

З. Положение  страны в мировом  сообществе  государств.

4. Участие  страны в  международных организациях.

5. Влияние  политических  группировок на  внешнюю  политику.

6. Итоги внешнеполитического  курса  данной  страны  за  определённый (данный)  

    период.

Алгоритм раскрытия культурного развития общества, государства

1. Ценностные ориентации (морально-нравственные нормы общества).

2. Общественные идеи данного периода.

З. Право (характеристика  правового статуса  граждан).

4. Роль религии (характеристика  религиозных и антирелигиозных основных течений страны).

5. Система  образования ( характеристика  начального, среднего, высшего образования).

6. Искусство  (характеристика  литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра, кино и т.д.).

7. Роль науки (характеристика естественных, технических  гуманитарных  знаний).

Алгоритм характеристики  и  оценки  выдающегося  исторического  деятеля.

1. Раскройте  исторические  условия и  влияние общественной  среды, в которой

    формировались  взгляды  исторической  личности:

  • - историческая обстановка;
  • - ближайшее окружение;
  • - путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.

2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы  какого социального слоя

   он выражал; его единомышленники.

З. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических  задач, объективно стоявших перед страной и народом.

4. Раскройте связи и противоречия  личности — в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.

5. Оцените средства, используемые данным  деятелем для достижения поставленных целей.

6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.

7. Оцените его роль в истории:

  • - по результатам его деятельности;
  • - по значимости этой личности для страны, народа;
  • -по его влиянию на последующий ход событий и т.д.;
  • - по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.

8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

Алгоритм    изучения   революции

1. Определите предпосылки революции.

1.1. Проанализируйте социальную  структуру   общества.

1.2. Раскройте: социально-экономические  условия  развития страны  накануне  революции (уровень жизни разных слоев общества, их притязания и недовольство своим положением; вены развития производства, ремесла, сельского хозяйства, основные экономические тенденции; обострение экономической и социальной борьбы).

2. Изучая ход революции, определите:

• время и место начала выступлений; требования выступавших; реакцию властей;

• задачи и характер революции;

• движущие силы, основные группы  участников;

• ход революции;

• лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства ее достижения (тактика);

• особенности данной революции. Решение вопроса о власти;

• итоги и результаты, значение революции;

• оценка ее с позиций различных политических  деятелей, участников, обывателей, деятелей культуры.

Революция  - это глубокие, качественные изменения, резкий переворот в экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе.

Социальная революция-  резкий переворот, в результате которого на смену одним общественным силам  приходят другие.

Революция «сверху»-  крутой переворот всего уклада общественной жизни, производимый самой государственной властью. Обычно в качестве примера указывается  преобразования Петра 1 и Александра II.

Революция «снизу»  — резкий переворот во всех  сферах жизни общества, государства в результате  вооруженной  борьбы  представителей  разных слоев общества и власти.

Революционная ситуация -совокупность обстоятельств  экономической, политической, общественной жизни, создающая  возможность  осуществления  революции (объективные факторы). Помимо революционной ситуации необходимо наличие субъективных условий – способности  революционных сил к победе, когда возможность революции перерастает в стадию реализации.

Субъективный фактор — степень готовности, организации, сознательности, сплоченности масс,, правильности политики революционных партий.

Совокупность объективных факторов - совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной  жизни, создающая  возможность  революции.

Алгоритм изучения и характеристики государства

1. Определите форму правления государством.

2. Раскройте систему политического устройства государства:

• глава государства, его полномочия;

• система законодательных органов (структура, способ формирования, полномочия);

• судебные органы;

• механизмы воздействия общества на власть;

• соотношение прав законодательной и судебной власти.

З. Назовите основные политические партии и движения:

• краткая характеристика программ;

• методы их реализации;

• социальный состав;

• чьи интересы выражают;

• положение в политической системе.

4. Укажите перспективы данного политического строя для  страны.

Алгоритм изучения военных событий

1. Причины и повод  вооруженного столкновения (войны).

2. Готовность сторон к вооруженному столкновению.

З. Хронологические рамки вооруженной борьбы.

4. Этапы.

5. Ход военных действий (по этапам):

• планы сторон на начало каждого этапа;

• основные сражения и события;

• особенности стратегии и тактики;

• военные и политические итоги этапа;

• причины успеха или неудачи той или иной стороны;

• полководцы и другие героические участники военных действий.

б. Раскройте в целом военные и политические итоги вооруженной борьбы, определите, каких результатов добилась победившая сторона, отметьте условия мира: оцените значение этой победы, уроки.

7. Международные последствия войны.

Война — вооруженное столкновение государств друг с другом с целью установления господства, разрешения территориальных притязаний.

Гражданская война — наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

Алгоритм изучения крестьянских выступлений

1. Опишите социально-экономическую ситуацию в стране.

2. Раскройте причины выступления крестьян:

  •  внутренние: экономические, политические, социальные;
  •   укажите районы социальной активности крестьян;
  •  опишите основные события (по этапам);
  •  определите основные итоги каждого из этапов;
  •  выделите причины успеха или неудачи той или иной стороны.

3. Дайте характеристику предводителя крестьян.

4. Определите характер выступления:

• состав  восставших;

• их  вооружение и организация;

• требования  основных  групп  восставших.

5. Обобщите и оцените итоги и значение выступлений крестьян.

Алгоритм анализа конкретных исторических фактов

1. Выделите исторические условия события, явления.

2. Определите причины события, явления.

3. Раскройте главные черты, признаки, связь с другими событиями; установите основные этапы.

4. Выделите причинно-следственные связи событий, явлений (последовательность вертикальные связи; взаимовлияние событий — горизонтальные связи; влияние внутренних причин событий; выявлений противоречий).

5. Обобщите и оцените последствия, значение, характер, место и роль факта, события в последующем  развитии общества.

Алгоритм  анализа  идейных  течений (общественной мысли)

1. Определите предпосылки возникновения общественных настроений, идей.

2. Охарактеризуйте идеологов, представителей идейного течения: чьи интересы они выражали, что подвергали  критике; какой положительный идеал стремились утвердить; какие предлагали средства достижения цели.

3. Обобщите и оцените значение данного идейного течения в жизни общества, его  истории.

Алгоритм изучения общественных движений

(политических, социальных, национальных)

1. Определите масштабы движения, проанализируйте социальный состав его участников.

2. Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было  направлено.

3. Определите цели и требования (экономические и политические) участников общественного движения, средства и методы их достижения (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.п,).

4. Степень организованности движения.

5. Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или неудач данного движения.

6. Обобщите и оцените историческое значение движения.

Алгоритм характеристики и анализа памятников архитектуры

1. Название и место нахождения памятника. Исторические условия его создания.

2. Время его создания.

3. Назначение сооружения.

4. Опишите план сооружения, особенности архитектуры. Укажите архитектурный стиль.

5. Изложите ваше отношение к данному историческому памятнику.

Алгоритм характеристики и анализа произведения изобразительного искусства

1. Ознакомьтесь с произведением  искусства: определите автора, время и место его создания (исторический период, век).

2. Проанализируйте его содержание:

  • сюжет произведения, кто и что в нем изображено: передний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.п.;
  • основная  идея  произведения;
  • степень достоверности изображенного  (если в этом есть необходимость).

З. Охарактеризуйте средства выражения (объемность, пропорциональность, перспектива изображения, колорит).

4. Определите его соответствие специфике искусства  данной страны, исторической эпохе (античность, эллинизм, Возрождение), направлению и стилю  в искусстве этого периода (готика, классицизм, реализм и др.).

5. Укажите цель создания  произведения  автором, охарактеризуйте мировосприятие автора. Какие чувства и идеи вложил, по вашему мнению, художник в свое творение?

6. Историческая   ценность произведения.

Алгоритм  работы с  дополнительными  

источниками информации.

1. Изберите способ  работы: просмотр, чтение, изучение.

  • Ознакомьтесь  с  данной   книгой, статьей, монографией и т.п., просмотрите   данные:  аннотацию,  предисловие, заключение,  оглавление.
  • Ознакомьтесь с источником, определите:

         -  автора, соавторов, участвовавших  в его подготовке; время и место создания текста    

            (по   его содержанию), как повлияли исторические условия на его создание.

  • Установите:

—  источники изучаемой информации;

—  цель автора (ов) текста.

2. Определите:

   -   вид  источника (письмо, дневник, архивный документ. и т.д.);

   -  что  представляет   собой  текст: приведён полностью или только  отрывок;

   -  о чём  идёт  речь  в данном  тексте.

З. Изучите и проанализируйте содержание текста:

  • постарайтесь понять, выделить  его основные положения;
  •  разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части;
  •  по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов.

4. Оцените степень достоверности  изложенных в тексте сведений:

  • является ли автор непосредственным свидетелем излагаемого;
  • первичность или вторичность информации.

5. Определите:

  •  представляет ли автор определенную точку зрения или он предлагает эксклюзивный  взгляд на события;
  • в каких ситуациях можно использовать эту информацию.

6. Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас.

7. Дайте обобщающую оценку данному источнику.

 Чтение может быть  сплошным или выборочным (читается  только  текст отдельных разделов, глав, параграфов).

! Помните!

1. В ходе чтения используйте записи: цитаты, план, тезисы, план-конспект.

2. Встретив незнакомое слово, обязательно найдите его значение в словаре, справочнике, энциклопедии или другом справочном издании.

3. Работая с книгой, нужно активно мыслить — задавать себе вопросы и искать на них ответы.

АЛГОРИТМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

АЛГОРИТМ  РАБОТЫ  УЧАЩЕГОСЯ  НА УРОКЕ  ИСТОРИИ

! Постарайтесь усвоить  учебный  материал так, чтобы при  подготовке  домашнего задания  легче  было выделить главное, ставить перед собой проблемы, находить в тексте  

ответы  на  них  и доказательства.

Делайте  записи в тетрадях по ходу объяснения, беседы, закрепления  нового материала.

Учитесь правильно  работать с учебником (учебным пособием).

1. Подготовительный  этап.

   •      Ознакомьтесь с содержанием параграфа:

- изучите  заголовки частей параграфа, что позволит получить общее представление о его содержании;

- выделите главное для понимания содержания (из каких составных частей состоит параграф, в чем главная мысль каждой части);

- прочитайте задания, исторические документы к параграфу.

  • Понимание и осмысление:

- постарайтесь определить причины, основные признаки и следствия, сущность

   описанных в учебнике  исторических  явлений;

- выделите в тексте  главные мысли, ключевые понятия и термины, соотнесите их с ранее

   изученным материалом;

-  рассматривая  иллюстрации, исторические  карты, обращайтесь к тексту, стараясь

   извлечь из них как можно больше сведений;

- продумайте ответы на вопросы к параграфу.

 Запоминание:

-  выделите опорные ключевые слова, факты, названия; запомните последовательность

    аргументации, изложения; мьгсленно дайте ответ на поставленные проблемы;

-  для  лучшего запоминания учебного материала составьте его план или конспект;

-  воспроизведите мысленно ход  изложения, и если  не можете  вспомнить  какую-либо

   его часть, еще раз прочитайте, продумайте  ответы на вопросы  к  частям  параграфа.

2. Завершающий этап.

Для  закрепления и углубления  знаний, самоконтроля  выполните задания  учителя или приведенные в конце параграфа. Закрепите материал с помощью карты события, явления, комментируя его.

! Работая с текстом, нужно активно мыслить — задавать  себе вопросы и искать  на них ответы.

Ключевые   слова — это  слова, которые  дают  ключ к пониманию  всего  текста, его основных  идей.

Алгоритм   выполнения   домашнего  задания

( В большей степени  эти  рекомендации относятся к учащимся 5-го класса )

1. Решите, в какой последовательности  лучше всего выполнять задания:

• устные  задания  должны чередоваться с письменными;

• выполнив  задания по какому-либо предмету, следует переходить к наиболее близкому к нему.

2. Ознакомьтесь с содержанием  домашнего задания. Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед чтением соответствующего  параграфа  учебника  —  это  поможет  вспомнить  изложение  данной темы  учителем.

З. Прочитайте текст параграфа. Составьте  (при необходимости) план изученного материала. Составление  плана  позволяет  достаточно  легко  усвоить весь остальной материал.

4. Для   запоминания текста совсем не нужно читать его по несколько раз подряд.  Необходимо в процессе  чтения  обращать   внимание на ключевые слова, факты и  их описания, причинно-следственные связи между ними, выделять   закономерности и  мировоэзренческие  идеи.

 Мыслительная  работа в процессе чтения позволит ускорить усвоение материала. Изучение текста целесообразно сочетать с работой  над исторической  картой.

5. После чтения следует ответить на вопросы и задания к тексту.

б. Завершив работу над вопросами и заданиями, целесообразно  восстановить последовательность  изложения  текста, пересказав его устно.

7. Не забывайте о самоконтроле! Самоконтроль нужно проводить не только после окончания  работы, но и непосредственно  в  ходе  нее, чтобы  сразу не только обнаружить ошибку, но и установить  ее причину. Проверять свои знания и способы  действий  требуется и спустя   некоторое   время, чтобы  выяснить  прочность  усвоения  учебного материала.

Алгоритм организации самоконтроля

1. Составьте план ответа в виде контрольных  вопросов к тексту или плана прочитанного текста.

2. Проверьте  выполнение задания с помощью известных  вам  алгоритмов.

З. Найдите ответы в тексте - проверьте себя.

4. Проведите взаимопроверку с соседом по парте.

5. Прорецензируйте свой  ответ.

   

Алгоритм работы с газетой

! Чтение газеты должно быть регулярным.

1. Ознакомьтесь с содержанием газеты:

- начинайте чтение с беглого просмотра заголовков, чтобы определить, какой именно материал необходимо прочитать;

- определите, какой материал представляет наибольший интерес.

2. Сделайте подборку материала по интересующим вас событиям, что поможет представить материал в стройной системе.

З. Обобщите и проанализируйте собранный материал:

- причины события;

- главные проблемы события.

Постарайтесь найти путь решения их, аргументацию:

- что проявляется (какие достижения, в каких сторонах жизни; какие трудности преодолеваются в настоящий момент, какие задачи решаются; как это отражается на различных сторонах жизни страны (отдельных стран));

- с чем это связано (какие противоречия  лежат в основе данного события; почему оно оказалось возможным, с какими историческими особенностями исторического развития страны, группы отдельных стран связано);

— каковы  последствия и значение данного события (какое влияние может оказать развитие данного явления на различные стороны жизни общества).

4. Раскройте и проанализируйте основные тенденции современности в этом событии.

5. При чтении  газеты используйте справочную литературу, а также «Атлас мира».

!Каждая газетная полоса (страница) имеет свое назначение:

- официальные сообщения;

- материалы о внутренней жизни страны; зарубежная тематика;

-новости культурной и спортивной жизни.

 Рубрики в газетах  постоянно обновляются.

Алгоритм  анализа  альтернативных  ситуаций

1. Уясните сущность проблемы, каждого из предлагаемых путей ее решения.

2. Для решения проблем тщательно отберите и проанализируйте факты.

З. Определите  критериальную основу для рассмотрения  предложенных проблем.

4. Выявите историческую обусловленность  каждого из предлагаемых  путей их решения.

5. Проанализируйте и оцените их в соответствии с избранными критериями.

б. Аргументированно изложите свою позицию и отношение к рассматриваемым проблемам и путям их решения.

7. Предложите решение проблемы. Объясните достоинства и недостатки избранного пути; обоснуйте достоинства и недостатки отвергнутого пути решения.

8. Оцените сделанный выбор.

9. Записывайте в тетради факты, составляющие проблемную ситуацию. Обозначайте проблемы  вопросительными  знаками, фиксируйте  предлагаемые  пути их  решения.

Проблема

Факты

 Пути  решения

! Не забывайте  выписывать ключевые слова, даты, имена, важнейшие  выводы.

Правила «мозгового штурма»

1. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.

2. «Мозговая атака» требует полного раскрепощения мысли и воображения.

3. Запрещаются  критические  замечания и промежуточные оценки — это мешает формулировать новые идеи.

4. Чем больше выдвинуто предложений, тем более вероятны новые, ценные идеи.

5. Приветствуются все дополнения и уточнения.

б. Разрешается задавать вопросы, но они не должны содержать в себе оценки, отношение к идее.

7. Максимально точно, но кратко формулируйте свои мысли.

Алгоритм рецензирования ответа учащегося на уроке

1. Внимательно прослушайте ответ на заданный вопрос.

2. Определите:

- излагался  ли материал последовательно; достаточно ли полным был ответ;

- доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод;

- какие были допущены ошибки при ответе;

- была ли грамотной и выразительной речь отвечающего.

З. Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал, историческую карту, схемы, диаграммы.

4. Дайте общую оценку ответу.

Алгоритм составления конспекта

1. Ознакомьтесь с изучаемым  материалом, выделите  главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части, выводы.

2. Составьте план-конспект: сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.

З. Наиболее  существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко   изложите  своими  словами  или  приведите в виде цитат.

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

5. Конспект можно составлять в сокращенной  форме, делая  лишь ссылки на страницы конспектируемой работы; применять условные обозначения.

Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» (подобно пунктам и подпунктам плана), применяйте разнообразные способы выделения текста, используя    карандаши, фломастерьи, маркеры различного цвета.

! Восклицательным знаком отмечаются основные мысли.

? Вопросительным — положения, непонятные или вызывающие сомнение.

Выписки - это необходимый материал, выписанный в тетрадь или на отдельные листки бумаги. При этом необходима ссылка на данные титульной страницы книги, с указанием номера страницы, откуда сделана выписка.

Цитаты — дословные, точно воспроизводящие текст выписки. Обязательно следует соблюдать правила записи прямой речи, а также точно указывать, откуда взята цитата.

Тезисы — последовательно изложенные основные положения работы.

План — это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом тексте.

Конспект - синтезированная форма записи, т.к. она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.

Алгоритм составления плана-конспекта.

1. Внимательно прочитайте название темы плана-конспекта.

2. Ознакомьтесь с изучаемым материалом, выделите главное  для понимания: подразделите текст на основные смысловые части, выводы.

3. Сформулируйте кратко главную мысль  каждой части в виде заголовка; выпишите все заголовки, нумеруя их.

4. В каждой части выделите факты, цифры, выводы, уточняющие главную мысль. Внутри каждой части кратко письменно процитируйте соответствующий текст источника, заключая его в кавычки.

5. Проверьте проделанную работу:

— отражает ли план-конспект содержание темы;

— помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины этого события или явления, сделать выводы;

— если возникнет необходимость, исправьте, уточните заголовки.

!  Не выходите в плане-конспекте за рамки темы, но и не сужайте их!

Алгоритм работы с цитатой

1. Для цитирования  выбирайте те части текста, предложения , которые полно и точно выражают основные мысли автора.

2. Выписывайте цитату так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.

3. Цитата  должна быть записана  дословно, с соблюдением  всех  знаков  препинания, с обозначением пропусков. Каждую цитату заключайте в кавычки.

4. После цитаты  указывайте источник: автор, название книги, место и год издания, номер страницы.

Цитата (лат.) — приводить в движение, вызывать.

• Точная, буквальная, дословная выдержка, выписка из какого-либо текста с указанием

   источника.

• Чужие слова, приводимые в устной или письменной форме.

• Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

! Нельзя  злоупотреблять цитатами.

Алгоритм  подготовки  доклада (сообщения)

1. Определите тему, сформулируйте ее основную мысль. Уточните срок, к которому доклад (сообщение) должен быть подготовлен.

2. Подберите  литературу по данному  вопросу с помощью библиографических пособий, библиотечного каталога и других источников. Составьте план работы над докладом (сообщением), получите консультацию педагога.

З. Внимательно прочитайте источник, в котором наиболее полно раскрыта тема вашего доклада. Составьте план доклада на основе этого источника.

4. Изучите дополнительную литературу, сделайте выписки (на листах или карточках), размещая их по разделам плана.

5. Не забывайте обращаться к справочной литературе и правильно оформляйте выписки (см. алгоритм). По вопросам, которые вас затрудняют, обращайтесь за консультацией к педагогу.

б. Подготовьте окончательный текст доклада (сообщения).

7. Приступайте к оформлению выступления:

- составьте подробный, развернутый план  выступления, указывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки);

= не забывайте ссылаться на используемые источники, тщательно аргументируйте свои выводы;

- свое выступление завершите краткими выводами, которые должны оставлять у слушателей четкое представление о том, в чем вы хотели их убедить.

8. Несколько раз «проговорите» текст дома.  Проконтролируйте  отведенное вам время: если его окажется меньше, чем занимает выступление, сократите его, оставив только самое важное и интересное.

! Нужно уважать слушателей, говорить внятно , чтобы вас было интересно слушать.

9. Подготовьте к своему выступлению наглядные пособия. Будьте готовы ответить на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения.

! Разница между докладом и сообщением — в характере  переработки информации.

Доклад -содержит развернутое изложение, освещает вопрос преимущественно в теоретическом аспекте.

Сообщение - предлагает описание факта, сюжета, явления, причем довольно лаконичное.

Алгоритм работы учащихся в малых группах

1. Распределите вопросы для изучения (сообщения) между членами группы. Изучение отдельных вопросов могут взять на себя два-три учащихся.

2. Изучите необходимые источники по данной теме, решите вопрос об иллюстрациях, которые понадобится подготовить или изготовить; распределите работу в тех случаях, когда один вопрос изучают два или более учеников.

З. Составьте план или конспект сообщения и подготовьте (изготовьте) иллюстративный материал.

Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:

- внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить  выступления интересньми и важными фактами и сообщениями;

- попытаться определить и обосновать свою точку зрения.

4. На заключительном этапе самостоятельной работы (лучше во внеурочное время) прослушайте и прорецензируйте все сообщения, тем самым совместно отобрав действительно яркий, достоверный материал.

9 Учтите, что продолжительность каждого сообщения перед классом от 4 до 7 минут

 (о чем  заранее должен предупредить учитель).

Алгоритм работы участника семинара

1. Этапы подготовки к семинарскому занятию

1. Возьмите заранее план семинарского занятия и список необходимой литературы.

2. Подберите необходимую литературу, не откладывайте ее поиски и подготовку к семинару на последние дни перед занятием.

З. Прочитайте необходимый материал и сделайте выписки (на листках или карточках) из указанной литературы, указанного параграфа учебника, раздела хрестоматии.

4. В словарях, справочниках обязательно найдите значение новых и недостаточно точно известных вам слов.

5. Работая с книгой, ищите материал по нужному вам вопросу в оглавлении, предметном или алфавитном указателе. Обращайте внимание на литературу, указанную в тексте и сносках.

б. Делая выписку, обязательно обозначьте фамилию, инициалы автора книги, название, год и место издания, номер страницы, название статьи в газете (журнале), его год издания и порядковый номер.

7. Проверьте, на все ли вопросы плана семинара вы подготовили ответ. На полях конспекта выпишите возникшие у вас вопросы или подчеркните положения, которые кажутся вам спорными, для того чтобы обсудить их на семинаре.

11. Правила дискуссии

1.  Цель дискуссии — сообща искать истину. Эта форма коллективного поискового труда. В споре есть только одна победа — новые знания.

2.   Помните, что каждый имеет такое же право высказать свое мнение, как и вы.

З.   Не бойтесь ошибиться, идти на риск. Без этого невозможно приобрести новые знания.

4.   Правильно выделяйте предмет спора и четко его формулируйте. Вступайте в разговор, если ваша мысль не совпадает с мнением других.

5.   Относитесь с уважением к своему оппоненту: научитесь его слушать, старайтесь не перебивать. Не горячитесь, старайтесь сохранять спокойствие.

! Не спешите признавать себя побежденным. Ничего не принимайте на веру без достаточного обоснования. Любую мысль рассматривайте только как гипотезу, подлежащую проверке, исследованию.

Только в результате критического анализа, столкновения разных точек зрения можно прийти к тому или иному убеждению.

Алгоритм непосредственного участия в диспуте (диалоге, дискуссии)

Полемика -- спор в процессе обсуждения чего-либо; борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу; публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

диепут — публичный спор на научную и общественно важную тему.

Дискуссия — спор, обсуждение какого-либо спорного вопроса в печати, в беседе; публичный спор с целью выяснения  истины, нахождения правильного решения спорного вопроса.

Спор — всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту; свободный обмен мнениями, имеющий свои правила.

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами. Конструктивный диалог такая форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности, способствующие эффективному общественному развитию.

! Каждый имеет право высказывать свое мнение. Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям своего оппонента. Опровергая, не оскорбляйте чужих убеждений насмешками и грубостью.

1.  Четко определите предмет спора; установите, что является предметом ваших разногласий с оппонентами.

2.  Не забывайте о главных положениях — предмете спора. Занимайте определенную и твердую позицию в споре.

З.  Правильно пользуйтесь в споре понятиями. Следите за тем, чтобы участники спора вкладывали в употребляемые понятия одинаковое содержание. В противном случае это может привести к непониманию позиций оппонента. Систематически пользуйтесь справочной литературой, словарями.

4.  «Научись слушать и ты сможешь извлекать пользу даже из тех, кто говорит плохо», — утверждал Плутарх. Не забывайте эти слова.

5.  Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов. Не старайтесь обязательно во всем ему противоречить.

б.  Не горячитесь, старайтесь спорить спокойно. Победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой и хладнокровием.

7. Ваши доводы и аргументы противника должны быть убедительными, в них не должно быть противоречий.

8.  Не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника покажутся вам, на первый взгляд, убедительными. Только в результате критического анализа приходите к тому или иному убеждению.

9.  Ведите спор не для того, чтобы непременно победить, а для того, чтобы установить истину.

Спор — свободный обмен мнениями, имеющий определенные правила.

Главное в споре — факты, логика, умение доказывать «с толком, с чувством,  расстановкой» (А.С. Грибоедов).

Цель спора — сообща искать истину.

Алгоритм сравнения

1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:

  • выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;
  • установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.

2. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.

З. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Обобщающий вывод

1. Вспомните наиболее существенное из изученного материала:

= основные факты;

= причинно-следственньие и другие связи между ними;

= оценку значения этих фактов, их роли в общественном развитии.

2. Установите:

- что объединяет эти события, факты: причины их возникновения; последствия;

-  что в них общего; что в каждой группе фактов особенного, специфического.

З. Четко сформулируйте выводы. Не оставляйте какую-то часть фактов без внимания.

Оценочный вывод

1. Проанализируйте событие (по алгоритму).

2. Установите его:

- причины, характер, основные этапы;

- противоречия;

- связь и преемственность с другими событиями того же порядка;

- значение, последствия для его участников, для последующего хода исторического развития.

З. Четко сформулируйте оценочные выводы.

Помни!

1. Вывод должен:

- относиться к существу изложенного материала;

- вытекать только из рассмотренньих фактов, связей;

-  не быть слишком широким (но и слишком узким!).

2. При рассмотрении большого числа фактов сначала сделайте частные выводы

 и только потом — общий вывод.

З. Четко сформулируйте вывод и только после этого соотнесите его с новыми фактами.

Алгоритм доказательства

1. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

2. «Проговорите» вслух ту мысль, которую требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод).

З. Определите источники, какими вы будете пользоваться для аргументации своих выводов.

4. Приведите и обоснуйте доводы (факты и суждения в пользу доказуемого вывода):

факты, подтверждающие мысль (достоверные); свои соображения по поводу этих фактов, подтверждающие вывод.

5. Рассуждайте, связывая свои доводы с той мыслью, которую требуется доказать (обосновать). Систематизируйте самостоятельно обоснованные частные и общие выводы.

б. Логично вьистраивайте свои доказательства, связывайте их с выводом.

7. Сделайте вывод, завершающий доказательство.

! Помните, что доказательство состоит из следующих  составных частей:

  • то, что требуется доказать (выводы из учебника, свое мнение, сделанный вывод);
  • доводы (факты и суждения в пользу выводов);
  • рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую надо доказать.

ДОВОД

РАССУЖДЕНИЕ

ТО, ЧТО ТРЕБУЕТСЯ

ДОКАЗАТЬ (МНЕНИЕ,ВЫВОД)

Алгоритм  реализации  проекта

I   ЭТАП. Начальный

1. Определите тему проекта, изученность ее, сформулируйте его основную цель.

2. Подберите рабочую группу.

З. Обсудите задание, подберите информацию (источники).

II  ЭТАП.  Планирование деятельности по выполнению проекта

1. Сформулируйте и уточните задачи, определите средства достижения цели.

2. Познакомьтесь с библиографией, уточните информацию (источники), составьте картотеку  литературы.

З. Выберите и обоснуйте свои критерии успеха (инструментарий оценки результатов).

4. Распределите роли в команде.

III  ЭТАП. Принятие решения (плана действий) по выполнению проекта.

1. Систематизируйте собранную информацию (источники). Изучите ее.

2. Проведите анализ и синтез идей.

З. Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы.

4. Составьте и уточните план этой деятельности.

IV ЭТАП. Выполнение проекта.

1. Выполните намеченное исследование.

2. Проведите работу над проектом.

З. Оформите проект.

V ЭТАП.  Оценка результатов.

1. Проведите качественный самоанализ, самооценку проекта:

-  достигнутых результатов;

-  достижения поставленной цели;

2. Отдайте проект на рецензию.

VI ЭТАП. Защита проекта.

1. Подготовьте доклад. Выступите с ним перед членами рабочей группы.

2. Завершите свое выступление четко сформулированными выводами.

З. Отработайте и сделайте содержательную часть доклада с учетом замечаний всех членов рабочей группы.

4. Защитите проект.

5. Проведите самооценку (рефлексию) по составленному вами инструментарию оценки результатов защиты проекта.

На всех этапах проекта консультируйтесь с учителем.

КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

       Оценка проекта складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки (класса), самооценки рабочей группы, оценки преподавателя

 (см. Приложение «Критерии выполнения и защиты проекта»).

КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

Оценка проекта складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки (класса), самооценки рабочей  группы, оценки.

Показатели качества

    Баллы

Самооценка

Коллективная оценка

Оценка педагога

Общий результат

балл

Отметка(по пятибалльной системе)

Достигнута ли цель проекта

Оформление проекта (оценка качества оформления)

Качество представленного проекта

Качество защиты проекта:

• уровень информированности учащегося по теме;

• свобода владения материалом, гибкостьмышления;

• научность, раскрытие теорети- ческих аспектов;

• владение способами ораторского мастерства.

Субъективная оценка:

• творческих способностей членов рабочей группы;

• деловых качеств членов рабочей группы.

Практическая деятельность:

*Реальность и практическая ценность проекта;

* уровень самостоятельности членов рабочей группы;

* качество оформление наглядных пособий;

* оценка рецензента

3 б

3 б

3 б

3 б

Актуальность и новизна предлагаемого решения проблемы(темы)

3 б

Объем  разработок и количество предлагаемых решений

3 б

Итого

36 б

Средний балл (отметка)

Перевод рейтинговой шкалы в пятибалльную систему оценивания:

«5»- 36-29 б

«4»-28-21 б.

«3»-20-13 б

«2»- 12-8 б

«1»- 7-0 б

Приложение 2

Инструментарий оценки защиты реферативной работы

Составляющие образованности

Предметная

Деятельностно-

коммуникативная

Содержание

Система знаний

Освоенные способы деятельности (учебной и коммуникативной)

Оцениваемые параметры

Объем знаний

Структура знаний

Уровень усвоения знаний

Коммуникативные навыки: способы учебной деятельности (репродуктивный, продуктивный)

Инструментарный

1.Требования к знаниям выпускников, защищающих реферат на ученической научно- практической конференции.

2. показатели качества защиты реферативной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вяземский Е.Е., Слрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. - М.: Издательство Гуманитарный центр «ВЛАдОС»,2000.

2. Горелик Ф.Б. Раскрытие закономерностей общественного развития в курсах истории. -М., 1969.

3. Гром цена АХ. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М., 1983.

4. Степанищев Л.Т. Методический справочник учителя истории. — М.: Владос, 2000.

5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Совершенство, 1998.

6. Яковер Л.Б. Краткий справочник по отечественной истории.- М.: Образование и бизнес, 1994.



Предварительный просмотр:

Попоудина Татьяна Александровна,

учитель истории и  обществознания

школы-интерната №30 ОАО «РЖД»

Формирование  культуры межнационального общения школьников средствами коллективной творческой деятельности на уроках истории.

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта. 
             В современном мире как никогда актуально звучит проблема поликультурности (мультикультурности) в европейской и российской цивилизациях. Это ярко проявляется в  духовном, экономическом, религиозном кризисе еврозоны и всего евроазиатского пространства.

 Россия – как часть открытого мира сегодня находится  в стадии становления национального государства, национального самосознания, самоидентификации каждого гражданина  – «я – русский».  Остро звучит  вопрос о взаимоотношениях с другими народами, проживающими с нами по соседству или на территории нашего государства.

Эти проблемы понятны государству и обществу. Они нашли своё отражение в национальной образовательной политике. Так,   стратегия инновационного развития Российской Федерации (на период до  2020 года), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» и др.

Современная школа не может не учитывать национальных различий и должна включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам различных этнокультурных групп. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. ФГОС ООО в   фундаментальном ядре  содержания общего образования,  четко определяют основную задачу образования –формирования культуры межнациональных отношений в школе, поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.  Важным компонентом образования становится личная культура ученика, т.е. воспитать человека культуры, свободного, ориентированного на ценности мировой и национальной культуры, способную к творческой, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде.   В последнее время в школах нашей страны, в связи с миграцией, заметно увеличивается число детей из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, а также представителей Северо- Восточной Азии(китайцев). Важнейшим условием формирования у детей позитивного опыта межнационального общения является в многонациональном коллективе положительной морально - психологической атмосферы.

     Какова роль предметов «история» и «обществознание» в формировании  межнационального общения у  учащихся?

            В практической педагогической деятельности средствами формирования межнациональных отношений для меня является коллективно творческие дела.  Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми в деятельности коллектива. В процессе коллективного общения, накопления нравственного опыта и осознания этого опыта учащиеся глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе. У детей  формируется забота друг о друге, взаимная ответственность и требовательность.

КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА В ШКОЛЕ

             

КТД

ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ

                        ученику                                     учителю

  • Реализовать и развить свои способности;
  • Расширить знания об окружающем мире;
  • Приобрести навыки проектирования;
  • Проявить организаторские умения;
  • Закрепить коммуникативные навыки;
  • Формировать способности к рефлексии (анализу)
  • Развить творческий потенциал;
  • Совершенствовать организаторские способности;
  • Изучить классный коллектив;
  • Объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • Управлять процессом развития личности школьника;
  • Развить рефлексивные способности
  • Формирование коллектива единомышленников;
  • Освоение культурного пространства;
  • Формирование личности.

ОСОБЕННОСТИ КТД РАЗНЫХ ТИПОВ.

№ п/п

Этапы проведения

Общественно-значимые КТД

Личностно-ориентированные КТД

1.

Коллективное целеполагание

Социальные основания выбора дела

Дело как потенциал личностного развития

2.

Коллективное планирование

Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики

Акцент на добровольность, инициативу каждого

3.

Коллективная подготовка

Акцент на конструктивность групповой работы

Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений

4.

Проведение коллективно-творческого дела

Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, определяющих успех общего дела

Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений  

5.

Коллективный анализ

Основные вопросы обсуждения: «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?»

Вопросы для обсуждения акцентирует значимость дела для понимания, проявления, развития себя.

6.

Последействие

Проекты, программы социальной направленности

Реализация индивидуальных инициатив, проектов.

Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию у детей уважение к нациям и народностям, и их культурам. Вместе с этим в многонациональном коллективе находит свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот  коллектив[1].

           Формирование  культуры  межнационального  общения  школьников  через   воспитательные мероприятия  и предметные  недели, сплачивает школьный коллектив  и отличает его от других.  Работу направляю на  улучшение  взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, между отдельными учащимися, так и между учащимися другой национальности через такие мероприятия как : «День вежливости», дидактических игр « Путешествие по России и странам ближнего зарубежья», «Народы - как одна семья, хотя язык их разный…»,  «Кухня народов  мира», «Потешный промысел», «Наше  смотрите, свое покажите» и т.д.

В ходе работы, у детей следует развивается  понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался.

             Именно такой  подход в воспитании культуры межнационального общения через КТД  на современном этапе  считаю  более  эффективным.


[1] Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1982. -С.248.,с. 152]



Предварительный просмотр:

 

Тема: Урок- путешествие по странам Древнего Востока.

Цель:- закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания  

             государственности  у  различных  народов;

          - сформировать представление о сословном делении, существовавшем

             во всех обществах древнего мира;

          - развитие умений работать по карте.

  Тип урока: - бинарный.

Оборудование: памятки- алгоритмы, план ответа (по странам), таблицы «Страны Древнего мира».

                               ХОД УРОКА

1 Орг. момент.

В класс заходят под музыку.

 Ребята,  сегодня урок у нас в компьютерном классе, давайте вспомним  правила поведения.   ( -не шуметь сидеть только на своих местах;

                        - расстояние от экрана 50-60 мин.;

                        - работу начинать на компьютере только по просьбе учителя).

2. Работа над  пройденным.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по древним странам мира.

 Повторим географическое положение стран, культуру, религию, политическое управление.

Как вы думаете, для чего мы изучаем историю Древних стран ?( с древнегреческого «история»- означает «исследовать»,  «рассказ о событиях» ; мы узнаем о жизни людей в прошлом).

ЗВУЧАТ ТРУБЫ .    Заходят глашатые, читают свитки и преподносят их.

Ребята, вы поняли о чём говорили нам глашатые ? Почему? (Каждый глашатый говорил на своём языке, принадлежащий определённой стране). А почему вы решили, что все глашатые из разных стран? ( по  произношению, одежде, по звукам труб).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ  ВОСТОЧНЫХ СТРАН (Виктория Павловна).

Ребята, а что передали нам  глашатые? (свиток). В свитках дано послание из прошлого. Посмотрите на экран. И чтобы разгадать его, мы должны выполнить ряд заданий. Посмотрите на экран, какие древние страны вы знаете? сейчас мы работать будем в группах.

 Итак,первое задание.

Заполнить линию времени, определите   год образования государств.

ЕГИПЕТ

АЗИЯ

ИНДИЯ и КИТАЙ

за 3000 лет до н.э. южный царь Египта подчинил северный

гос-ва возникли 4ооо лет назад . Города Двуречье долго воевали между собой кому быть главным. победил в этой борьбе Вавилон. восточное побережье- Финикия. со временем усиливалась то одно, то другое  государство в 8-7 веке до н.э.могущественным государством было ассирийское.

В 1 тысячелетии до н.э.  в Индии  образовались государства с царями. войсками.

Итог: (по линии времени).

В  разные тысячелетия образовывались и распадались государства.

Мы отгадали фразу послания « ,,О,,,».

Перейдём ко второму заданию.

Рассмотрите карту и  дайте характеристику  географического положения странам Древнего востока, опираясь на памятки - помощники.

Итог: имеют почти одинаковые климатические природные условия .Это жаркие страны,  некоторые страны имеют крупные реки, выход к морю, крупные города, плодородные почвы, жара достигает  до 50 градусов в тени. Урожай снимали несколько раз в год.

 ФИЗ. МИНУТКА (восточный танец).

Итак, вернёмся к свиткам. для чего служат свитки?( письменная передача информации, средство общения).

Внимание на экран. Что вы видите? ( иероглифы). Что такое иероглиф?( значок – рисунок). Что интересного вы  знаете  уже о происхождении письменности в древних странах. Посмотрите на экран.

Каждая группа рассказывает о письменности и их особенностях.

(Египет - 700 иероглифов. Похожи на рисунки- «рот»- «р»

               Гласные звуки иероглифами не передавались.

Финикия, Ассирия и т. д.)

ИТОГ: Возникновение письменности  имело огромное значение.

  Письменность помогла сохранять знания. передавать их из поколения в поколение, от одних народов к другим. А также письменность дала началу развития наук(математики, астрономии, архитектуре, и т.д.) В Ассирии была найдена целая библиотека глиняных книг.

   Ребята, все ли  народы   могли    использовать письменность? Писать друг  другу?  Нет. Почему? Потому что образование могли получить только богатые, знатные люди. Значит, что можно выделить между людьми ----  классы, неравенство. Кто управлял  странами, которые вы представляли? Вспомним особенности правления, законы по которым жили древние жители в этих странах.

Творческое задание. Вы должны одеть правителей своей страны в одежды и расположить

                                   на феодальной лестнице.

 Египет—ФАРАОН – ЭТО БОГ;

АЗИЯ – рабовладельцы;

КИТАЙ и ИНДИЯ – 4 касты, династии ЦИН.

Раскрыли тайну свитка

ИТОГ: Во 2 тысячелетии до н. э. окончательно сложился и окреп рабовладельческий строй.

Что объединяло классы? (вера, религия). Что вы можете рассказать  о рели Древних стран?

ЕГИПЕТ: Др. египтяне верили, что людьми  и природой управляют могущественные Боги. У египтян было множество богов ( Амон – РА и др.). Египтяне верили, что после смерти они попадают в «царство мёртвых». Они обожествляли  фараонов – сын бога Амон- Ра – невозможна жизнь на земле; все должны подчиняться фараону – не только люди, но и природа;  Приносили жертвоприношения. Строили гробницы. Почему египтяне строили свои жилища из недолговременного материала, а гробницы создавали из  прочного камня? ( по мнению египтян обязанность сына в семье была  достойно похоронить родителей и ухаживать за гробницей. После смерти, человек  продолжает существовать, он может погибнуть, если не снабжать его всем необходимым пищей, одеждой.

 ПЕРЕДНЯЯ  Азия: Строили храмы богов  Бог солнца Шамаш, бог луны-Син, бог воды Эа  и т.д.Люди обращались  с просьбами о богатых урожаях. о рождении детей.

ВАВИЛОН – утверждали, что получают власть от Бога.

ДРЕВНЕЕЕВРЕЙСКОЕ: Бог ЯХВЕ, строили храм, где возвели жертвенник своему богу.

ИНДИЯ: вере в переселение душ.

Китай – буддизм учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. мудрее Конфуций. ИТОГ: религия давала  людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то после смерти они могут  родиться царями; попасть в «царство мёртвых», где течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики. и получат утешение.

Доп – но: «мозговой штурм»  (Виктория Павловна).

Угадай инструмент и к какой группе инструментов он относится?

- Просветлённый  мудрец (Будда)

- тростник, из которого в Китае делали дощечку для письма

( бамбук)

- служитель бога в Индии ( Брахман)

 - река в Египте (Нил)

- Продукт, который выращивали в Китае (рис)

Раскрыли тайну свитка.

 Вывод: с заданием мы справились и можно прочитать послание

 « О  потомки, живите в мире и  согласии …» на мониторе.

Чему учит  Древняя история Восточных стран и  что ценного внесло в историю современного мира?

Какие выводы вы сделали для себя? Что интересного вы узнали?

 Д/З  нарисовать музыкальный инструмент, составить

         кроссворд, тест на альбомных листах.

 Выход под музыку.



Предварительный просмотр:

                                                              Приложение №2

                                                             

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

Формирование регулятивных и познавателных учебных действий на уроках истории и обществознания

В данной работе размещен материал, связанный с внедрением ФГОС в 5 классах, обобщенный опыт....

« Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе».

Сформированность универсальных учебных  действий является также и залогом профилактики школных трудностей...

Реализация познавательных универсальных учебных действий на уроках истории

Работа представлена как психолого-педагогическое исследование по данной теме "Реализация познавательных УУД на уроках истории". Дан анализ условий в их реализации, изучены технологии, методы обучения,...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ

В  работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе

Одной из особенностей  УУД,  является их универсальность, которая проявляется в том, что они:     - носят надпредметный, метапредметн...