УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
рабочая программа по теме

Корягин Дмитрий Александрович

Рабочая программа кружка  творческого объединения учащихся младших классов общеобразовательных школ и детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnaya_laboratoriya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

"УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ"

(дополнительно образование)

Составитель: учитель биологии

МОУ Дмитровская СОШ №2

Корягин Д.А.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ        

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ        

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        


Пояснительная записка

Настоящая программа направлена на организацию самостоятельной познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, в рамках курса «Удивительная лаборатория». Целью занятий курса «Удивительная лаборатория» является формирование у учащихся фундаментальных компетенций в области естественных наук: география, химия, биология, физика.  При составлении программы использовались: рабочая программа кружка «Почемучка» Цыпуштановой Г.Ц., типовая рабочая программа по природоведению, 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, типовая рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс. Программы дополнены и комбинированно переработаны автором, в соответствии с задачами, поставленными перед педагогом дополнительного образования, решение которых обеспечивает реализацию курса «Удивительная лаборатория». Среди таких задач можно выделить организацию самостоятельной познавательной деятельности детей, основанную на увеличении количества времени, отведенного на экспериментальную, опытную, проектную работу детей.  

Познавательный процесс, исходя из данной программы, предполагает получение детьми основ теоретических и практических знаний и умений, формирование экологической культуры, основ биологической этики, умение проводить простые эксперименты, наблюдения за природой, окружающим миром и самонаблюдения, что позволяет развить такие качества личности как дисциплинированность, ответственность, и особенно самостоятельность.    

Созерцание природных явлений (Биологических, географических, химических, физических), процессов жизнедеятельности, и способность применить полученные знания на практике   – это главное условие формирования ответственности по отношению к природной среде, обществу, самому себе.

Дошкольный и младший школьный возраст характеризуется повышенным любопытством детей ко всему окружающему, что сопровождается характерной реакцией. В современном обществе ребенок получает огромное количество информации с помощью телевидения, книг, компьютерных программ, энциклопедий, и перед взрослыми стоит задача помочь ребенку систематизировать эту информацию, научить в ней ориентироваться.

Важнейшая задача любого образовательно-воспитательного процесса на всех этапах – это сохранение здоровья подрастающего поколения, приобретение знаний касающихся гигиены, принципов здорового образа жизни.

Программа способствует формированию основ естественнонаучных знаний, умений и навыков, благодаря, как теоретической составляющей занятий курса, содержащей весь необходимый ребенку спектр сведений об окружающем мире, так и практической составляющей, позволяющей ребенку наглядно изучить те или иные природные, физические и химические явления.

Цели и задачи программы курса:

  1. Формировать представления об окружающем мире, как о системе, включающей все живое и неживое вещество и процессы, происходящие с ним;
  2. Развивать умение к осуществлению наблюдений, самонаблюдений, проведению простейших экспериментов, опытов физической, химической, биологической направленности;
  3.  Развить стремление к охране окружающей среды, собственного здоровья, здоровья близких людей, применяя полученные знания на практике;
  4. Формировать экологическую культуру и экологическую грамотность ребенка, востребованную современным обществом
  5. Формировать способность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, как неотъемлемого компонента успешности в дальнейшем изучении наук естественного цикла  и повседневной жизнедеятельности ребенка.

Ожидаемые результаты;

  1. умение пользоваться образовательным пространством группы;
  2. умение применять полученную информацию для выполнения задания;
  3. увеличение доли самостоятельности в деятельности ребенка;
  4. получение опыта взаимодействия со специальными предметами лаборатории их использования;
  5. получение опыта взаимодействия с веществами: йодом, зелёнкой, марганцовкой, лимонной кислотой, уксусом и др.;  
  6. получение начального опыта в изучении свойств предметов, веществ, явлений.

Методы работы по программе:

  1. Курс построен на экспериментировании и обсуждении с детьми наблюдаемых явлений, эффектов, реакций.
  2. Наблюдение детьми за опытами, проводимыми педагогом в качестве демонстрации.
  3. самостоятельные пробы в исследовательской деятельности детьми: проведение опытов, простейшие экспериментов, наблюдений, самонаблюдений;
  4. По окончанию курса планируется проведение занятий с использованием кроссвордов, игр, позволяющих детям применить свои знания и умения приобретенные на занятиях.

 В работе по программе используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, теоретические и практические знания с элементами лабораторного практикума. В образовательном процессе используются традиционные и инновационные средства обучения.

Техническое обеспечение кружка должно соответствовать растущим потребностям воспитанников, требованиям организации педагогического процесса. Используются персональные компьютеры, микроскопы, мультимедиа – материал, гербарный материал, макеты, таблицы. (см. далее)

Основные принципы реализации программы:

  • научность,
  • доступность,
  • добровольность,
  • наглядность
  • личностно-ориентированный подход,
  • результативность,
  • творчество и успех.

Содержание программы:

Блок I. Учимся измерять.

Измерение - способ познания мира. Единицы измерения. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. Смена сезонов, природных циклов. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.

Блок II. Путешествие к звездам.

Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года).

Блок III. Из чего сделан наш мир.

Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение.

Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла и др. опыты.

Блок IV. Движение - жизнь.

Виды движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. Историей создания простых механизмов и их применение.

Блок V. В гостях у Солнца

Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений, использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы; разложение света на составляющие цвета, получение радуги. Строение глаза как оптического прибора. История развития осветительных приборов.

Блок VI. Звук и слух.

Источники звуков вокруг нас. Улавливание звука животными и людьми. Строение человеческого уха. Гигиена слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.


Блок VII. Магнетизм.

Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы. Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.

7.1 Человек и электричество.

Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; собирание простейшей электрической цепи, создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.

7.2 Человек и законы природы.

Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. “Чудеса”, происходящие в природе (восход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.

Методическое обеспечение программы

Формы занятий по программе: эксперименты, экскурсии, циклические наблюдения, проектная деятельность. Используемые формы позволяют мотивировать ребенка к изучению окружающего мира, развить у него умения к изучению природы и явлений.  Занятия имеют комплексный характер, подразумевающий различные виды деятельности: игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Алгоритм занятий:

  • мотивация,
  • подготовительная беседа,
  • практическое (экспериментальное) задание,
  • анализ деятельности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы.
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

Практические: Манипуляции с магнитами, лупой, измерительными приборами, жидкостями и др. позволяют самостоятельно осуществлять познавательную деятельность.

Наглядные: Схемы и указания к проводимым опытам, иллюстрированные таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне, мультимедиа материалы.

Средства обучения: микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы) предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов: штатив, спиртовка, пипетки, ложки.


Список используемой литературы

  1. Берестецкий О.А. « Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос – 1984.
  2. Боева А.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-1974.
  3. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
  4. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
  5. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
  6. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
  7. .Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 класс», М., Дрофа, 2010 
  8. Репьев С.А. Забавные химические опыты // «Мастерилка» 1998
  9. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.
  10. Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. – М.:1983.
  11. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа творческого объединения учащихся по интересам "Юный математик"

  Предлагаемый курс своим содержанием предназначен учащимся, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки ч...

Рабочая программа творческого объединения "Краеведение" для 5-9 классов

Дополнительная образовательная  программа "Краеведение"Название:  «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»АвторСитников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготов...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...