КВН для старших классов "Знатоки Естествознания"
методическая разработка по естествознанию (10 класс) на тему

 

КВН для старших классов

«Знатоки Естествознания».

Цель:

·                     формирование естественнонаучной картины мира;

·                     развивать интеллектуальные способности учащихся, навыки самообразования, познавательный интерес, логическое мышление учащихся, их память, внимание, аналитические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_dlya_starshih_klassov.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

КВН для старших классов

«Знатоки Естествознания».

Цель:

  • формирование естественнонаучной картины мира;
  • развивать интеллектуальные способности учащихся, навыки самообразования, познавательный интерес, логическое мышление учащихся, их память, внимание, аналитические способности.

Ход мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Приветствуем вас в клубе веселых и находчивых! Тема сегодняшней встречи “Знатоки Естествознания”. Прошу героев встречи подняться на сцену! Сейчас мы проведем жеребьевку и определим состав двух  команд.

Ведущий. Команды заняли свои места и через несколько минут представят нам свои названия и капитанов. А я тем временем представлю вам наше строгое, но справедливое жюри:

1.

2.

3.

Ведущий.  Первый конкурс  «Приветствие» Команды за 5 мин. должны придумать свое название и девиз. Оценивается оригинальность и близость к теме. Максимальная оценка 3 балла.

Ведущий.  Пока команды готовятся,  объявляется конкурс для болельщиков«Черный ящик». Каждый участник может принести заветное  очко для команды, за которую он болеет.

Вопросы для конкурса:

  1.  Он родился на просторах Фенноскандии, вышел из древних сосен – пинитес. Миллионы лет этот “кусочек солнечных лучей” хранился в земле или на дне моря. Он химически инертен, это позволяет изготавливать из него посуду для активных кислот. Высокие диэлектрические свойства сделали его незаменимым в электронике, радиотехнике. Люди с глубокой древности любили его за теплый цвет с характерным мягким блеском. Что в черном ящике?(Ответ:Янтарь.)
  2. Назовите позвоночных животных, которые растут всю жизнь.

(Ответ:Всю жизнь растут змеи, черепахи, крокодилы, т.е. пресмыкающиеся.)

  1. Назовите 8 состояний воды, принятые в метеорологии.

(Ответ: 8 состояний воды: пар, лед, снег, град, туман, иней, облака, роса.)

  1. Материальное богатство многие люди связывают с благородными металлами – серебром, платиной, золотом. А в каком смысле химики
    считают их самыми плохими металлами?
    (Ответ: Эти металлы в ряду напряжений стоят после водорода. Они не могут вытеснить водород из кислот. Именно в этом смысле, химики считают благородные металлы плохими.)
  2. Какой сахар нельзя есть и почему?

(Ответ: Это свинцовый сахар – ацетат свинца. Хотя он сладковатый на вкус, но совершенно не съедобен, т.к. ядовит. Он применяется как протрава при крашении, в медицине, при производстве олиф и свинцовых белил.)

  1. Назовите 8 состояний воды, принятые в метеорологии.

(Ответ: 8 состояний воды: пар, лед, снег, град, туман, иней, облака, роса.)

  1. Почему высоко в горах у людей легко происходят вывихи суставов, а на земле – нет?(Ответ: В горах пониженное атмосферное давление, а внутри человека оно как на Земле. Разность давлений “помогает” выскочить суставу, т.е. вывиху.)
  2. На каком физическом явлении основано питание клеток и дыхание живого существа?(Ответ:На явлении диффузии – проникновении молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.)

Ведущий. Завершился конкурс болельщиков, подведем итоги.

А теперь дадим слово нашим командам. (Команды показывают свое  приветствие)

Ведущий. Молодцы команды. Не знаю как жюри, а мне понравилось выступление обеих команд. Ну, пока жюри думает, переходим ко второму конкурсу: “Разминка”

2 конкурс «Разминка»

Ведущий задает командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл.

1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома? (О т в е т. Электронов.)

2. Назовите пищевой продукт, при протухании которого образуется газ со специфическим запахом – сероводород. (О т в е т. Яйца.)

3. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?(О т в е т. Килограмм железа и килограмм пуха весят одинаково.)

4. Какого цвета белый свет? (О т в е т. Всех цветов радуги одновременно.)

5. Вспомните химическое название марганцовки. (О т в е т. Перманганат калия.)

6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?(О т в е т. Лед.)

7. Что такое «гремучий газ»?(О т в е т. Смесь водорода с кислородом в объемном соотношении 2 : 1.)

8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить? (О т в е т. Тень.)

9. Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда.(О т в е т.
Водород.)

10. Что идет, не двигаясь с места?(О т в е т. Время.)

Ведущий. Прошу жюри объявить итоги 1 и 2 конкурсов.

Ведущий. Начинаем третий конкурс “Найди ошибку в тексте”За каждую ошибку 1 балл – максимально 10 баллов.

           Наше государство, занимающее 2 место в мире по площади, занимает всю западную часть Европы. Берега России омываются водами Индийского и Тихого океанов. Самой высокой точкой является  гора Белуха (1895 м), которая возвышается над всей цепью Кордильер. Россия граничит на западе с Японией, на востоке – с Украиной и Белоруссией, на юге – с Казахстаном. Крупнейшими реками являются Волга, Енисей,Амазонка, Лена, Обь, Нил.

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий.Четвертый конкурс нашей игры  «Кто есть кто?»

Командам  будут представлены портреты ученых, внесших немалый вклад в развитие химии, физики, биологии и географии. К портретам приведены факты из биографии ученых. Если команда определит ученого с первой подсказки, то получит 3 балла, со второй – 2 балла, с  третье – 1 балл.

1) 1.Отправился через запад на восток.

2. Совершил 4 плавания к берегам материка, открыл множество островов.

3. В 1492 г. устремился на всех парусах в Индию, но на пути встала Америка .

Ответ: Христофор Колумб

2) 1.Химией он увлекался с детства. Когда один из опытов привел к сильному взрыву, он был наказан: три дня подряд его  ставили в угол. При этом на его шее красовалась черная доска с надписью «Великий химик».

2.Он был известен не только как незаурядный химик, но и как талантливый ботаник.

3. В 1861 году он создал теорию строения органических соединений, главные положения которой он изложил в докладе «О химическом строении вещества».

Ответ: А.М.Бутлеров

3) 1. Незнание латыни не позволило ему поступить на медицинский факультет университета и он поступает в Петровскую сельскохозяйственную академию.

2.Этот ученый обосновал необходимость широкомасштабных исследований дикорастущей флоры для выявления ее генетического богатства.

3.Коллекция семян, собранных им, находится во Всероссийском институте растениеводства в Санкт-Петербурге, который носит имя ученого.

Ответ: Н.И.Вавилов

4)1. Великий  английский  ученый родился 22 сентября  1791 г. в местечке  вблизи Лондона.

2. Он «заставил»   вращаться  проволоку с током около магнитного полюса, впервые  произошло  превращение   электрической  энергии  в   механическую.

3. В 1833-1834 году изучил  электролиз и установил законы  этого  явления.

Ответ: М.Фарадей

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий:   Объявляю конкурс капитанов. Капитаны, прошу выйти на сцену.

Конкурс капитанов

Капитанам предлагается по 10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл.

Вопросы первому капитану

1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд)

2. Какие элементы наиболее распространены в космосе?(Водород и гелий).

3. Это многоатомный спирт – очень ядовитое вещество. Для человека смертельной может оказаться доза чуть больше 50 мл. Используется как основной компонент антифризов для автомобильных двигателей. Это вещество, подобно двуликому Янусу, является спиртом с любого конца молекулы. (Этиленгликоль).

4. Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?(Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, независимо от того, будете ли вы его кипятить).

5. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера?(холера, дизентерия, гепатит, гельминты, сальмонеллёз и др.).

6. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане (масштаб).

7. Какой проводник не принесет вам чая в поезде? (электрический проводник)

Вопросы второму капитану.

1. Какое животное даёт самое жирное молоко?(Тюлень, 43 %)

2. Название какого химического элемента произошло от латинского слова «Земля»?(Теллур).

3. Эта кислота широко распространена в природе. Она в значительных количествах образуется при скисании молока, квашение капусты, силосовании кормов. Она отличный консервант. Кислый вкус маринованных огурцов также обусловлен этой кислотой. Она также образуется из глюкозы под действием ферментов, содержащихся в потовых железах человека (поэтому пот и имеет кислый вкус).(Молочная кислота – С3Н6О3).

4. При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ предпочтительней с экологической точки зрения? (Озонирование. Хлор – ядовитое вещество).

5. Почему аристократы в любое время года ходили в перчатках?(Что бы избежать заражения туберкулёзом или как тогда называли, чахоткой, а также других болезней «грязных рук»).

6. Назовите самую длинную горную систему России. (Урал)

7. Какое поле нельзя засеять? (электрическое или магнитное)

        Жюри подводит итоги конкурса капитанов.                

Конкурс«Блесни талантом».

Ведущий. Итак, переходим к заключительной части нашей игры конкурс«Блесни талантом». Внимание на экран. За каждой из этих рожиц прячется задание. Открыв какое – либо «лицо», команда выбирает данное задание. Задание не простое, а творческое. Надо воспользоваться не только знаниями по химии, но и блеснуть всеми своими талантами, фантазией, остроумием! Может, даже прибегнуть к помощи зрителей и болельщиков.

Давайте же познакомимся с заданиями!

Команды открывают «рожицы». Время на подготовку 3-5 минут. Оценивается в 3 балла

Зеленая рожица.

Команде изобразить с помощью пантомимы, жестами, мимикой получение водорода взаимодействием цинка с соляной кислотой.

Оранжевая рожица.

Команде изобразить с помощью пантомимы, жестами, мимикой получение кислорода из перманганата калия.

Синяя рожица.

Представить в виде пантомимы движение молекул в одном из агрегатных состояний вещества“Движение молекул вещества в газах”

Жёлтая рожица.

представить в виде пантомимы физическое явление:“Диффузия”.

Ведущий. А у нас с вами, уважаемые зрители, пока команды готовятся, а жюри выполняет напряжённую работу по предварительному подсчёту баллов по оценочным листам, музыкальная пауза (звучит весёлая, зажигательная музыкальная композиция).

Просмотр заданий.

Ведущий. Слово предоставляется жюри. Выставление оценок членами жюри.

Объявление результатов.

Поздравление победителям.

Спасибо всем участникам и зрителям за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание"Образовательное путешествие в прошлое...

Биологическое содержание в курсе «Естествознание» старшей школы.

Методическая разработка на тему: "Биологическое содержание в курсе "Естествознание" в старшей школы" рассматривает  состояние  содержания курса «Естествознание» для старшей школы, проблему п...