ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
консультация по естествознанию ( класс) на тему

Цель экологического воспитания - формирования экологической культуры обучающихся, их ответственного отношения к природе, создания благоприятной экологической среды. Для меня всегда актуальны слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Приоритетным направлением моей деятельности в школе является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, решение задач практической природоохранной деятельности, формирование гражданской активной позиции, развитие познавательного интереса обучающихся, воспитание любви к малой родине через различные мероприятия по экологическому, гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 7»

ПРЕДГОРНОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА                                                                                         СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

                     АВТОР:                                                                                                                                                            УЧИТЕЛЬ ХИМИИ  

ПАНАЭТОВА  СОФЬЯ  ИЛЬИНИЧНА,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОР

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

2015

 

«Экологическое  воспитание как основа нравственного развития обучающихся».

Цель экологического воспитания  - формирования экологической культуры обучающихся, их ответственного отношения к природе, создания благоприятной экологической среды.                                                                                                                                     Для меня всегда актуальны слова  Антуана де Сент-Экзюпери: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».                                                                                                            Приоритетным направлением моей    деятельности  в школе  является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, решение задач   практической природоохранной деятельности, формирование гражданской активной позиции, развитие познавательного интереса обучающихся, воспитание любви к малой родине через различные   мероприятия  по экологическому, гражданско-патриотическому воспитанию  обучающихся.

Более 30 лет  я занимаюсь экологической работой в школе и станице. На протяжении  10 лет возглавляла учебно-производственную бригаду обучающихся школы, более 30 лет  являюсь ответственной за общественно полезный труд школьников. В 2007 году совместно с  учениками своего класса  изучили  экологическое состояние реки Подкумок  и открыли на его правом берегу  заказник «Ивовый», в котором убрали мусор, посадили 42  ветки  ивы, а затем  на протяжении нескольких лет  пополняли  новыми саженцами.   В 2010 году, принимая участие во Всероссийском молодежном движении «ЭКА» в программе содействия восстановлению лесов «Больше кислорода!», со своими учениками на территории школьного двора создали питомник «Сосновый» из которого высаживаем  подросшие сосны  по всей территории школьного  двора. В мае  2014 года на Алее Памяти  рядом с  мемориалом павшим героям  ребята  высадили  4 сосны - акция  была посвящена 25-летию вывода советских войск из Афганистана.                                                                                                                                        В ноябре 2014 года обучающиеся всей школы приняли участие в акции «Посади дерево», посвященной 55 – летию Предгорного района  - посадили 55 туй   по периметру школьного двора.  Главная цель акции – не только   увеличение количества хвойных деревьев, но и формирование гражданской позиции  школьников и жителей станицы, воспитание бережного отношения к  зеленым насаждениям района.  В апреле 2015 года на территории школьного двора  планируем высадить две аллеи: «Аллею России» посвященную 70 – летию Победы из каштанов   и «Аллею выпускников»  из кленов.

Среди предметов естественного цикла химия занимает особое место в решении проблем сохранения природной среды, в предотвращении экологической катастрофы на планете, в улучшении здоровья людей, сохранении генофонда. Изучение химии позволяет глубоко познать законы природы, сформировать представление о составе, строение веществ и  их превращениях в живом и неживом мире, раскрыть механизмы процессов в природном круговороте элементов, а также роль биогенных элементов в природной среде, расширить знания о причинах нарушения сложившихся биоценозов и путях предотвращения кризисных явлениях в окружающей среде.

Экологическая проблема – прежде всего проблема нравственная. И в этом смысле экологическое воспитание несет в себе большой нравственный потенциал. Нравственность предполагает не только стремление к самосовершенствованию, духовному развитию, но и заботу о будущем. Оберегая природу, заботясь о сохранении её целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. По этому, учитель сегодня должен стать проводником нового мышления – экологического, способного при условии высокой нравственности, образованности, культуры и профессионализма вывести человечество из экологического тупика.

Принимая всё это во внимание и для повышения интереса к изучаемому предмету  сотрудничаю с  «Центром детского творчества» -  составила и использую в работе образовательную программу экологического  кружка: «Химия и защита окружающей среды».  Я опираюсь  на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе обучения базового курса химии. Программа кружка включает темы экологического содержания, которые не изучаются в школьной программе. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформировать у учащихся представление о причинах, масштабах и последствиях антропогенного воздействия на природную среду, о мерах её защиты и восстановления, о перспективных направлениях химической науки в решении ряда экологических проблем и дать возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за её сохранение.

Исследовательская группа обучающихся проводит  работу в области изучения экологических проблем в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – КМВ, ежегодно показывает открытые мероприятия районного уровня в рамках месячника по  экологическому воспитанию.  Задачи социализации обучающихся реализуются за счет включения их в социальное проектирование. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, достичь поставленных целей.  Думаю, если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что к  настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, а  человек, умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Каждый  из  проектов, разработанных  мной и экологической группой обучающихся школы,  состоит  из  теоретической  части, в  которой  заключена   информация  из  различных  источников:  периодической  печати,  учебников,  научно-популярной  литературы, интернет  и  практической,  представляющей  собой  исследования  обучающихся,  связанные  с  воздействием  человека  на  атмосферу,  почву, гидросферу.

Так, социальный проект:  «Изучение ручья Капельный в целях питьевого водоснабжения и рекреации. Водно-декоративный  комплекс долины ручья Капельный» - серьезная работа. Она -  победитель районного этапа Всероссийского национального водного конкурса   награждена дипломом краевого центра экологии, туризма и краеведения.  Работа:  «Перспективная рекреационная зона курорта Ессентуки» напечатана в 2013 году в сборнике I Кавказского международного экологического форума -  в разделе «Проблемы и перспективы развития туризма на Кавказе» и рекомендована   для  использования при организации рекреационной зоны  г. Ессентуки в районе ручья Капельный и прилегающей территории.   Проект: «Технология выращивания картофеля во второй половине лета в условиях Предгорного района»  награжден дипломом 1 степени международного дистанционного конкурса: «Ты – гений!».

Каждый  из  социально значимых проектов, разработанных  вместе с экологической группой обучающихся школы,  состоит  из  теоретической  части, в  которой  заключена   информация  из  различных  источников:  периодической  печати,  учебников,  научно-популярной  литературы,   и  практической,  представляющей  собой  исследования,  связанные  с  воздействием  человека  на  атмосферу,  почву, гидросферу.

В сентябре 2014 года по моей инициативе  был разработан проект: «Ландшафтный дизайн пришкольной территории». Экологическая группа школы предложила  включиться в эту деятельность всем обучающимся школы. Была спланирована территория для высадки деревьев и кустарников, завезены земля и грунт, разбиты цветники, купили  рассаду цветов, которая были высажена на территории школьного двора согласно ранее разработанному плану.   Проект: «Ландшафтный дизайн пришкольной территории»,  разработанный вместе с экологической группой обучающихся 10а класса, награжден диплом I степени Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Мое творчество» и отправлен на районный конкурс дизайнов школьных дворов, финал которого состоится в сентябре 2015 года. Этот проект помог ребятам не только научиться планировать свою деятельность, но и научиться работать в коллективе, способствовал развитию эстетических вкусов, помог применить полученные знания на практике. В нашей школе всегда царит дух творчества, инициативы, проводится много интересных и значимых дел, готовивших обучающихся к взрослой жизни. О школьных делах, достижениях, успехах, победах, об умных учениках, начинающих спортсменах, о  людях станицы писала и пишет наша местная газета « Искра» и школьная  газета «ШАНС»: «На природу – без костров!», «Наш Подкумок»,   «Юбилею района посвящаем»,  «Зеленый сад в школе». Кроме того, свои работы   я  и мои  ученики размещаем на сайте центра педагогического мастерства «Новые идеи», сайте  работников образования «Открытый урок».   В настоящее время на  занятиях кружка «Химия и защита окружающей среды»    проводим  экологическую экспертизу продуктов питания.  Готовим 2 проекта - проект о пищевых добавках  с индексом «Е»,  тем индексом, что делает магазинные продукты красивыми, аппетитными, долгоиграющими, но не безопасными,  и проект  «Просто и очень полезно»   - о 10 растительных продуктах и химических элементах входящих в их состав, без которых здоровый образ жизни невозможен. С  работами планируем  выступить  на школьной научно-практической конференции в мае 2015 года. Проекты, составленные  вместе с экологической группой обучающихся, награждены дипломами международного конкурса «Ты – гений!», Всероссийского дистанционного конкурса работников образования  в номинации « Детские исследовательские работы и проекты »,   напечатаны в электронном СМИ работников образования на сайте ИнфоЦентра  «Эврика».

Результаты указывают на верное направление в моей педагогической деятельности,  целью  которой считаю создание условий, способствующих развитию личности ребенка, в том числе и  повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которые нужно рассматривать как один из показателей личностного роста обучающихся, обеспечивающих повышение качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие обучающихся через поисково-исследовательскую деятельность в кружке «Музей истории школы».

Данная статья содержит обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся, концептуальные основы работы, цели изадачи а также описание опыта работы....

«Классный руководитель-организатор нравственного развития обучающихся».

Задачи и функции,которые призван решать классный руководитель по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы....

Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся

На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...

Статья «Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»(из опыта работы)

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы....

«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»

Внеклассное мероприятие по литературе«Любовь к Отечеству – основа нравственного развития личности»(на материале «Слова о полку Игореве»)Игра «Эрудит»....

Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"

laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...