Статья «Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»(из опыта работы)
статья на тему

 Соловьева Екатерина Васильевна

 Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Приоритеты духовно-нравственного развития обучающихся»

«Чтобы воспитать человека  чувствующим и думающим, его следует прежде всего воспитать эстетически», - писал Фридрих Шиллер. В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно». 
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Опираясь на собственный опыт, мне думается, что  учитель не должен передавать готовый опыт, он должен обогатить нравственный опыт учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий, таких,  как системно-деятельный подход и личностно-ориентированный. 
Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика или художника, а прежде всего, всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других учебных предметов. И очень большую роль играет здесь личность педагога, его активная жизненная позиция, индивидуальный подход к каждому ребенку.

 По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота  и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Успех  преподавателя  в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от активности самого учителя и тех   методов, которые он использует в работе.

В течение многих лет я  применяю нетрадиционные  формы развития мотивации.  Соревнования, экскурсии, путешествия,  видеопутешествия, турпоходы, экспедиции, выпуски газет. Именно эти проекты наиболее интересны детям, и все они должны быть содержательно взаимосвязаны с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов. Поездки по  городам России и Европы (Казань, Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Берлин, Париж, Брюссель, Прага, Варшава и другие)  приобщают учащихся к культуре, традициям, истории   Отечества,  культурно – образовательная среда   выступает здесь как среда , питающая духовное и нравственное развитие.  Она  способствует   воспитанию гражданско-патриотических качеств, формируя умение ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества.  Знакомясь с народными промыслами, обучающиеся приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о ценностях народа, о понимании красоты. Ознакомление обучающихся с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет их увлечь национальным изобразительным искусством. 
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций, учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

 Если говорить о возможностях организации духовно-нравственного воспитания детей, также нужно отметить различные факультативные курсы, занятия, организуемые в системе дополнительного образования, где школьники знакомятся с основами православной культуры, с христианской этикой, с историей мировых религий. С этой целью к занятиям привлекаю  священнослужителей, психологов,   обучающихся  старших классов, которые  готовят мероприятия для среднего звена. Один из проектов, основанных на  исследовательской деятельности,  - Рождественские чтения,   которые   проводились в Волгограде уже в  девятый  раз. Организаторы православных чтений – департамент по образованию администрации Волгограда, муниципальный центр дополнительного образования «Истоки» и Волгоградская епархия.

Ребятам предстояло пройти два этапа: на первый подали свои работы около 80 школьников, во второй тур прошел 61 человек. Школьники 8-11 классов защищали перед жюри свои научно-исследовательские работы, рефераты или мультимедийные проекты (презентация, сайт, учебный фильм), посвящённые православию. Они могли сделать работу самостоятельно или объединившись в небольшую группу. Всего на конкурсе действовали 4 секции: «История Русской Православной Церкви в истории России», «Православие и духовная жизнь российского общества», «Православная культура», «Православие в годы Великой Отечественной войны». На последних чтениях, которые проходили в январе, мои обучающиеся получили 7 грамот. Продолжая тему путешествий по стране, нельзя не сказать о  посещении  храмов и Святых мест. Храм Христа Спасителя, монастыри  Владимира и Суздаля, Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в Серафимовиче, Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь в Ольховке и т.д.   Во время посещения храмов расширяется кругозор обучающихся, дети  узнают о религиозных обрядах, о значении причастия и исповеди. В процессе поездок расширяется духовное пространство личности ребёнка, растёт познавательный интерес к историческим событиям,  так  реализуется  система духовно – нравственного воспитания через Православие, происходит  формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. 

 Совершенствование системы дополнительного образования в течение ряда лет позволяет выявлять и развивать возможности одаренных детей. За последние годы составлен банк одаренных детей.

       Примерно в 3 раза увеличилось количество детей, участвующих в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются постоянными при проведении классных часов.

Таким образом, осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования. Как классный руководитель, работаю над решением следующих  задач:

  • воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
  • организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
  • организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и деятельность Д.С.Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно - нравственном становлении обучающихся (из опыта работы)

Материал статьи может быть использован как на уроках русского языка, так и литературы в классах среднего и старшего звена основной школы.  В данной статье предлагаются различные формы уроков по н...

Сообщение на педсовете «Духовно-нравственное воспитание в семье» (из опыта работы)

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.                  ...

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

Статья по теме «Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в программе «Воспитания и социализации школьников». Духовно-нравственное воспитание в современных условиях &ndash...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...

Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...