Урок - конференция « Анализ пищевых продуктов и их влияние на здоровье человека»
план-конспект занятия по естествознанию (9 класс) на тему

Резникова Надежда Владимировна

Особенности урока: урок рекомендуется проводить в конце учебного года, возможно проведение урока и в 11 классе как обобщающего в конце года или в 9 классе как обобщающий в разделе «Основы органической химии» (при условии сильного класса!); тема рассчитана на 2 урока: 1- урок – исследование, 2 – урок – ролевая конференция; урок рассчитан на детей с хорошим уровнем интеллектуальной  подготовки; на уроке возможно присутствие гостей и зрителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_pishchevye_produkty.doc553.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Урок – конференция (11 класс,  9 класс),на основе межпредметной интеграции биологии и химии.

Учитель биологии и химии МОУ СОШ № 102, ст. Амазар, Резникова Н.В.

Тема: « Анализ пищевых продуктов и их влияние на здоровье человека».

Особенности урока: урок рекомендуется проводить в конце учебного года, возможно проведение урока и в 11 классе как обобщающего в конце года или в 9 классе как обобщающий в разделе «Основы органической химии» (при условии сильного класса!); тема рассчитана на 2 урока: 1- урок – исследование, 2 – урок – ролевая конференция; урок рассчитан на детей с хорошим уровнем интеллектуальной  подготовки; на уроке возможно присутствие гостей и зрителей.

Цель урока: обобщить и закрепить изученный материал

Задачи урока:

  1. учить определять влияние пищевых продуктов на здоровье человека в соответствии с  их составом
  2. развивать у учеников компетенцию (навык) исследовательской деятельности: анализ + причинно -следственные связи + синтез + аргументация + доказательство
  3. воспитывать в учениках индивидуально-личностные качества: ответственность, направленность, самостоятельность, креативность, культуру питания

Методы: исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый

Подготовительный этап: приблизительно за две недели до проведения уроков детям необходимо дать задание «Провести социологический опрос людей»  

Анкета – опросник

1.Ваш возраст

2. Что для Вас означает понятие «здоровое питание»?

3. На что вы обращаете внимание при покупке продуктов питания?

4.Возможны ли для Вас перекусы между основными приемами пищи?

5. Чем обычно Вы перекусываете?

6. Укажите перечень продуктов полезных для Вашего здоровья?

7. Укажите перечень продуктов вредных для Вашего здоровья?

8. Какие из продуктов, перечисленных в вопросах 6, 7, Вы употребляете регулярно?

Урок1. «Анализ пищевых продуктов» (использованы материалы практической работы по Л.С. Гузею)

Оборудование и материалы: штатив с пробирками, пробиркодержатель, ступка с пестиком, фильтровальная бумага, шпатель, пинцет, спиртовка, кусочки марли, спички, пипетка, упаковки и баночки от продуктов питания, таблица с расшифровкой пищевых добавок (Е)

Вещества: раствор иода (0,1 %), 10-%-ые растворы гидроксида натрия, гидроксида меди (II), сульфата меди, раствор медного купороса, раствор ацетата свинца, мясо (мясной фарш) говядины, рыбы, орехи, вода, чипсы, картофель, крупы, яйцо, макаронные изделия.

I Орг. момент, определение направленности деятельности учащихся

II Осуществление практических заданий (все опыты, которые осуществляют ученики им знакомы, поэтому предполагается самостоятельная работа)

Выполнение работы

(!) несмотря на то, что на следующем уроке учащиеся будут работать в группах, рекомендуется данные задания выполнить всем ученикам класса.

Задание №1 ( можно использовать как домашнее задание для группы экспертов): изучите упаковки от пищевых продуктов. Определите наличие пищевых добавок, заполните первый и второй столбцы табл.1. Используя табл.2, выявите влияние пищевых добавок на организм человека, заполните третий столбец табл. 1.  

Задание №2:  изучите, имеющиеся перед вами продукты на наличие в них углеводов, белков, жиров.

Примечание: для определения углеводов в продуктах питания используйте раствор йода (вспомните качественную реакцию на углеводы) ( с помощью уравнения химической реакции покажите суть процесса); используя качественную реакцию на белки, докажите их наличие в продуктах питания (биуретовая реакция, осаждение белка солями тяжелых металлов) (с помощью уравнений химических реакций покажите суть процесса) , чтобы доказать наличие жиров  помещаете образец в пробирку, смешиваете его с водой, если необходимо кипятите (мясо, крупа, картофель). Затем наблюдаете за образованием жировой пленки на поверхности воды. Для таких продуктов как орехи, чипсы используете ступку и фильтровальную бумагу (подумайте каким образом использовать предложенное оборудование).

III Заключение, формулировка некоторых выводов. Беседа учителя с учениками, обмен информацией.

IV Домашнее задание. На данном этапе урока учитель делит класс на группы: группа социологов, группа диетологов,  группа врачей-терапевтов, группа независимых экспертов. Деление должно осуществляться дифференцированно. Для экономии времени на уроке домашнее задание рекомендуется дать каждой группе на карточках.

Каждая группа учащихся получает задание

Социологи : проанализировать опросники, определить статистику. Сделать выводы о предпочтениях населения при выборе продуктов питания в зависимости от возраста, пола, социальной принадлежности и т.д. Написать работу на основании анализа с обязательным наличием графического материала и наглядности для защиты (к следующему уроку)

Группа независимых экспертов: определить наличие в продуктах питания вредных пищевых добавок. Что такое пищевые добавки и для чего они используются. Определить содержание питательных веществ (углеводов, жиров, белков), витаминов в продуктах питания. Подготовить наглядность к следующему уроку.

Врачи – диетологи: составить доклады о полезном питании, обратив внимание на то, какие продукты питания необходимы человеку, в каких количествах, какова суточная потребность в микроэлементах, питательных веществах, витаминах. Составить примерное меню младшего, среднего и старшего школьника. Подготовить наглядный материал для защиты соей работы.

Врачи-терапевты: определить влияние питательных веществ, витаминов, пищевых добавок на здоровье человека (положительные стороны и отрицательные). Подготовить доклады и наглядный материал.

Урок 2.  Ролевая конференция «Влияние пищевых продуктов      на здоровье человека»

Оборудование и материалы: проектор, компьютер, экран, работы «специалистов», торс человека, упаковки от пищевых продуктов, биологические микролаборатории (для слушателей и экспертов).

Вещества: мясной бульон, натуральные соки, мука, вода, конфеты, картофель, семечки, орехи, молоко, раствор яичного белка, раствор хлорида меди, гидроксида натрия, раствор иода

Ход конференции

I Приветствие, слово председателя (председателем может быть учитель или ученик)

II Выступление специалистов (рекомендуется назначить секретаря из учеников, который будет вести записи)

Председатель: «Человек есть то, что он ест». Есть ли кто-нибудь, кто не согласится с данным выражением. Согласятся, пожалуй, все, но не все задумаются и изменят что-то в образе своей жизни.  А между тем, люди современности явно осознают  тот факт, что многие заболевания развиваются в организме из-за недостатков питания. На что, в первую, очередь мы обращаем внимание при покупке продуктов к своему столу?... конечно на их вкус… Однако вкусное не значит полезное, скорее наоборот – чем вкуснее, тем вреднее. Многие хотят оспорить это утверждение?.. Для того, чтобы понять какие продукты для организма человека вредны, а какие полезны мы проводим сегодняшнюю конференцию. А выводы делать только вам…

Для начала хотелось бы узнать мнение диетологов о том какие продукты необходимы человеку, какие из них употреблять нежелательно, и , главное, в каких количествах.  По данному вопросу выступят наши диетологи.

Выступление диетологов с использованием наглядности.

Председатель: о правилах рационального питании все понятно. Но всегда ли потребители следуют таковым. Давайте выслушаем социологов.

Выступление социологов с использованием наглядности (видеорепортаж) и статистических материалов (слайды) .

Председатель: всем, я думаю,  очевидно, что потребители редко стремятся покушать правильно, главное для большинства – это съесть что-то вкусненькое. А вот что кроется в этом вкусненьком мало кто представляет. Наши эксперты определили какие пищевые добавки используют производители продуктов питания и для чего. Может ли современное производство обойтись без них? Слово технологам.

Выступление технологов о пищевых добавках с использованием наглядности (слайды с таблицами пищевых добавок и их значении, упаковки от пищевых продуктов).

Председатель: как много химических веществ содержится в продуктах питания? Какое влияние они оказывают на наше здоровье? Этим вопросом, как и я задались, наверное, многие из вас. Лучше чем врачи нас с этим вопросом никто не ознакомит. Выслушаем их.

Выступление врачей-терапевтов о вреде пищевых добавок.

Председатель: но ведь есть продукты, в которых имеются химические вещества, не только не причиняющие вреда, но  необходимые организму человека. Об этом нам расскажут эксперты и терапевты.

Выступление экспертов о содержании жиров, белков и углеводов в продуктах питания с опорой на опыты, которые осуществляют зрители вместе с экспертами. А также добавляют информацию о витаминах и микроэлементах.

Опыты:

Выступление терапевтов о значении белков для организма человека. Зрители проделывают опыт под руководством экспертов.

Опыт № 1: доказывает наличие белков в мясном бульоне, молоке, яичном белке.

Эксперт показывает качественную реакцию на белки:

- Самым распространенным белком в природе является белок куриного яйца. Доказать это можно используя качественную реакцию. Я беру раствор яичного белка добавляю к нему раствор сульфата меди. Наблюдаем изменение окраски (происходит реакция), затем в полученный раствор наливаем щелочь – окраска становится более насыщенной ( до фиолетового). То есть белок приобретает фиолетовую окраску при взаимодействии с сульфатом меди и щелочью. Используя эти реагенты, мы можем доказать наличие белка в мясном бульоне и молоке. Эксперт проделывает опыт вместе со слушателями. Руководит и направляет деятельность.

Выступление терапевтов о значении углеводов для организма человека. Слушатели проделывают опыт под руководством экспертов.

Опыт № 2: доказывает наличие углеводов в картофеле, муке,  рожках, конфетах.

- самым простым углеводом является глюкоза. Это вещество входит составным компонентом во все остальные углеводы – биополимеры. Обнаружив в веществе глюкозу можно смело утверждать, что продукт питания насыщен углеводами. Рассмотрим качественную реакцию на глюкозу. Я беру раствор глюкозы добавляю к нему раствор гидроксида меди и несколько капели медного купороса. Наблюдаем образование голубого  осадка до синего. К полученному раствору добавили 1 мл воды и начинаем нагревать так, чтобы прогревалась только верхняя часть раствора. Наблюдаем выделение желто – красного осадка и обесцвечивание раствора. Что доказывает наличие в исходном растворе углевода. Давайте определим наличие углеводов в макаронных изделиях и хлебе. Проделывают опыт.

Выступление терапевтов о значении жиров для организма человека. Слушатели проделывают опыт под руководством экспертов.

Опыт № 3: доказывает достаточно большое содержание жиров в орехах, семечках.

Доказать наличие жиров в продуктах питания очень легко. Обратите хотя бы внимание на мясной бульон – вы увидите на его поверхности капельки жира, которые иногда могут застывать (это твердые жиры). Очень много жиров в растительных клетках, особенно семенах подсолнечника, орехах. Я предлагаю вам в этом убедиться. Возьмите фильтровальную бумагу и, положив на нее семечки или орехи, помните. Что вы видите? Вы видите масляные пятна.

Выступление терапевтов о значении витаминов для организма человека. Слушатели проделывают опыт под руководством экспертов.

Опыт № 4: доказывает наличие витаминов в продуктах питания.

- витамины действительно очень важны для человеческого организма. В настоящее время существует очень много различных витаминов, как искусственно синтезированных человеком, так и созданных самой природой. Никто, я думаю, не сомневается в том, что натуральные витамины более полезны для человека. Выявить в продуктах питания все типы витаминов мы не сможем, а вот доказать наличие некоторых из них в продуктах питания возможно. Витамин А содержится во многих продуктах. Особенно его много в овощах и фруктах, а также в растительных маслах. Рекордсменом среди масел по содержанию витамина А считается облепиховое. Предлагаю вам это доказать. Известно, что при взаимодействии витамина А с хлоридом железа , раствор дает зеленое окрашивание. Давайте возьмем 1 мл облепихового масла и добавим к нему раствор хлорида железа (III). Что наблюдаем?

Следующий витамин – борец за иммунитет, содержится в цитрусовых, в яблоках, очень много его в киви. Вы конечно же догадались, что речь идет о витамине С. Обратите  внимание в инструкции сказано, что качественной реакцией на витамин С является взаимодействие его с раствором йода – наличие синей окраски. Я предлагаю вам доказать или же опровергнуть мнение о том что витамин С содержится в яблочном соке. В пробирку нальем 2 мл сока, добавим к нему воды. Затем наливаем к нему крахмальный клейстер,  далее по каплям приливаем раствор йода до появления синего окрашивания.

Еще один очень важный витамин для организма человека, особенно растущего, витамин D. Главным источником витамина D  является солнечное излучение. Продукты питания богатые витамином D  это печень, рыбий жир, некоторые бобовые, яичный желток.  В пробирку с яичным желтком добавим 1мл раствора брома. Наблюдаем появление зеленовато – синего окрашивания. Это доказывает наличие в нем витамина D.  

Председатель: итак , сегодня мы выявили особенности питания человека со всех сторон. Какое питание считается «здоровым», а «какое нездоровым» теперь понятно, я думаю, каждому из нас. Менять ли свое? Решает каждый сам! Только прежде, чем решить для себя, что и в каких количествах вы съедите, и что для этого приобретете в магазине, вспомните – что ваша пища – это залог вашего здоровья, вашего долголетия. Спасибо за внимание!

                 

                    III домашнее задание:

Вопрос: «Изучив химию и биологию, вы знаете, что химия внутри каждого из нас- так устроен наш организм изначально. Однако на протяжении собственной жизни человек сам изменяет уровень некоторых химических веществ в себе, иногда пополняя его несвойственными элементами. В большей мере это происходит в процессе питания. Какими должны стать продукты питания по химическим показателям, чтобы не причинять вреда организму человека? Как, по-вашему, это возможно осуществить?»

IV подведение итогов, анализ деятельности

Дополнительные материалы

Таблица №1 «Пищевые добавки и их влияние на организм»

Продукты питания

Пищевые добавки

Влияние на организм человека

Таблица №2

 

Литература

  1. Гузей Л.С. Химия 11 класс: учеб для общеобразовательных учеб. заведений / Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, Г.Г. Лысова – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 240с.
  2. http://life/com.kg/node/14170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме " Пищевые продукты и питательные вещества"

Данная презентация  содержит материал, посвященный вопросам правильного питания, рассказ о питательных веществах, их функциях, содержанию их в различных продуктах питания....

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Информационно-поисковый исследовательский проект «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. КОНСЕРВАНТЫ, КРАСИТЕЛИ, ГМО И ДРУГИЕ ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ В ЕДЕ и их ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» Тип проекта: инфор...

Пищевые добавки в продуктах питания и их влияние на здоровье человека

Пищевые добавки известны давно, многие использовались уже несколько столетий назад. Жители Древнего Рима и Египта при приготовлении пищи использовали пищевые добавки, например, пряности, натурал...

разработка урока и презентация " Пищевые продукты и питательные вещества " 8 класс биология

урок изучения нового материала по биологии  к учебнику Сонин методическая разработка урока и презентация к уроку....

Открытый урок по теме "Пищевые продукты и питательные вещества".

Пищевые продукты и питательные вещества....