Общеобразовательная программа для дополнительного образования "Загадки природы"
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему

Кулбосунова Мадина Муратовна

Авторская программа, раскрывающая природу как "изобретателя" многих инженерных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Сургута

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

станция юных натуралистов

Утверждена

на научно-методическом совете

Протокол № 7 от 18.05.2015 г.

Директор МОУ ДО СЮН

____________О. В. Ярушина

        

Общеобразовательная программа дополнительного образования

«Загадки природы»

Возраст учащихся: 8-12 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: естественнонаучное

  Автор: Кулбосунова Мадина Муратовна,

                                                            педагог дополнительного образования

                                             

                                                         

Сургут, 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Живая природа, как гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель, служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу. Возникновение жизни и функционирование живых организмов обусловлены естественными законами. Познание этих законов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать их для практических целей.   Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в предметном мире заключается в том, что начав с изучения внешней, наблюдаемой стороны творений природы, с копирования того, что было доступно непосредственно созерцанию, человек в дальнейшем стал вникать в сущность вещей и процессов окружающего мира, научился вскрывать их глубокие взаимосвязи, познавать законы природы.

Живые системы значительно многообразнее и сложнее технических конструкций. Биологические формы часто не могут быть рассчитаны из-за их необычайной сложности. Тайны происходящих в них жизненных процессов, устройство и принципы функционирования можно узнать лишь с помощью наблюдений, опытов и измерений.

В современных городских условиях дети живут в мире электронных приборов и больших скоростей. В силу возрастных особенностей младшие школьники предметно воспринимают окружающий мир, и программа "Загадки природы" даёт возможность расширить и конкретизировать знания об уникальности природы ХМАО, особенностях флоры и фауны родного края, способствует восстановлению тех контактов с природой, которые мы в последнее время во многом утратили.

Данная программа реализуется в системе дополнительного образования на базе станции юных натуралистов. Использование богатой коллекции природных объектов: животные мини-зоопарка, растения оранжерейно-тепличного комплекса и экологической тропы позволяют обучающимся познакомиться с разнообразием  животного и растительного мира, природу которого нам предстоит раскрыть с физической точки зрения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность (значимость)

Новизна программы заключается в интеграции биологических и физических природоведческих знаний и даёт обучающимся материал, необходимый для целостного и системного видения мира природы в его важнейших взаимосвязях.

 Актуальность общеобразовательной программы "Загадки природы" состоит в кооперировании начальной ступени школы с системой дополнительного образования, что даёт возможность поэтапного углубления и расширения  знаний учащихся о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Через повышенный интерес детей  к современным техническим объектам дома, на улице и их изучение, необходимо обратить внимание на окружающий мир, показать что природа-это бесконечный окружающий мир и человеку нужно уметь найти в ней информацию, переработать и использовать в определённых целях.

  Обучающиеся должны знать, что научно- технический процесс произошёл благодаря гениальным идеям, подсмотренным человеком у природы.

Общие сведения о программе

Общеобразовательная программа  "Загадки природы" рассчитан на 1 год обучения. Количество часов в неделю - 2; в год - 70 часов. Возраст обучаемых-8-12 лет.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях при наличии достаточной базы натуральных объектов.

Отбор содержания, методов и форм деятельности производился таким образом, чтобы процесс экологического образования соответствовал как возрастным особенностям детей и подростков, так и психологическому процессу формирования у них экологического сознания.

 Цель образовательной программы: формирование экологической культуры личности, создание условий для мотивации личности к познанию явлений живой и неживой природы, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира.

Основные задачи программы: 

-ознакомление с применением физических методов при изучении биологических процессов;

          -углубление и расширение  знаний учащихся о явлениях, происходящих в живой и неживой природе;

-формирование  интереса к предметам естественно- научного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности;

-развитие логического мышления, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;

-развитие внимательности и способности быстро принимать решения и отвечать на вопросы, чувства взаимопонимания и взаимопомощи;

-воспитание у учащихся интереса к происхождению природных явлений, воспитание экологической культуры.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется программа

В отличии от большинства программ по экологическому образованию, основанных на проведении аудиторных занятий, данная программа учитывает, что наиболее интересными для обучающихся и эффективными в образовательном и воспитательном плане являются практические  занятия, основанные на наблюдениях, экспериментах и измерениях, постановке проблемных ситуаций, что способствует возникновению интереса, экологическому восприятию, нравственному отношению к природе. Обучающиеся должны знать, что научно- технический процесс произошёл благодаря гениальным идеям, подсмотренным человеком у природы.

  Необходимые теоретические знания даются путём лекций, бесед, а также методом проблемного обучения, когда перед учащимися ставится проблема, и они должны самостоятельно найти ответ (решение) данной проблемы. Также используются такие методы контроля и управления образовательным процессом как тестирование и анкетирование, анализ результатов практических работ.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них

(количество часов)

Форма контроля

теор

практ

I

Вводное занятие

2

1

1

Диалогичная беседа

II

Осенние изменения в природе 

20

10

10

Игровое действие

III

Наблюдения за природой зимой

24

12

12

Творческая работа

IV

Весеннее пробуждение природы

22

11

11

Практическая работа

V

Итоговый контроль

2

6

4

Игра

Итого:

70

38

32

Содержание программы

I. Вводное занятие - 2 час.

Анкетирование обучающихся. Ознакомление с планом работы на текущий учебный год, с правилами техники безопасности и поведения на станции юных натуралистов. 

Экскурсия: «Знакомство со станцией юных натуралистов».

II. Осенние изменения в природе -20 час.

Биоритмы природы. Секретный "компас" у птиц. "Совы" и "жаворонки" среди людей. Цветочные часы. Почему исчезают листья? "Зелёная" архитектура дерева. Строение листа дерева. Как разные животные к зиме готовятся. Значение в питании зимующих птиц семян хвойных деревьев.

Практические работы :

"Устройство пчелиных сот";

"Наблюдение за водоплавающими птицами СЮН";

 Тест "Определение биоритмов";

"Строение стебля растений";

"Различные виды конструкций ствола дерева";

"Внешнего строения листовой пластинки";

«Помоги животному найти дом»;

"Изготовление кормушек".

 Экскурсии:

"Декоративные растения оранжерейно-тепличного комплекса СЮН";

"Знакомство с деревьями на территории СЮН".

Ш. Наблюдения за природой зимой -24 часа.

Кто как зимует. Зимний сон леса. Хвойный доктор. Традиции встречи Нового года. Роспись  на снегу. В гости к жителям Югры. Особенность устройства жилища и  питания северных народов. Традиционные промыслы народов Севера. Приспособленность к болотным условиям. «Зелёная» аптека на болоте. Защита «Кладовой Солнца». Секрет чистоты белого Лотоса.

Практические работы :

«Теплообмен у животных ХМАО»;

 «Изготовление снежинок»;

 «Чьи следы на снегу»;

 «Плетение коврика из бумаги»;

 «Определение болотных ягод на вкус»

Экскурсии:

«Хвойные деревья на территории СЮН»;

 «Деревья зимой»;

 «Экскурсия в аквариумный зал».

IV. Весеннее пробуждение природы -22 часа.

Внешнее изменение диких животных весной. Такие разные мамы! Водные обитатели. Гиповитаминоз. Первоцветы. Земля -гигантская сокровищница. Экологические знания -путь к цивилизации. Энергия Солнца. Влияние Солнца на человека. Биологическое разнообразие-ключ к новой технике. Уникальный мир насекомых.

Практические работы: 

«Определение возраста рыб по чешуе»;

 «Выбираем продукты»;

 «Пойми меня»;

 «Солнечный человек»;

 «Изготовление поделки чудо-насекомое»

Экскурсии: «Животные, меняющие зимнюю шубку»,  «Экологическая тропа СЮН»

V. Итоговый контроль -2 час. 

Проект: «Мастерская природы»

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

В результате реализации программы формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности. Практические навыки и умения вырабатываются в процессе разработки и защиты творческих проектов, на лабораторно-практических занятиях. Тематика практических работ позволяет полностью использовать богатую коллекцию животных мини-зоопарка и базу живых объектов оранжерейно-тепличного комплекса станции юных натуралистов. На экскурсиях обучающиеся  не только знакомятся с видовым разнообразием растений и животных, но и наблюдают  и отличают их физиологические особенности.

 При реализации программы используются такие методы контроля и управления образовательным процессом как тестирование, анкетирование, анализ результатов практических работ. В результате реализации программы формируется владение методами элементарных исследований; понимание метода оформления результатов исследований в виде графиков, таблиц; умение делать выводы и отбирать необходимый материал.

Требования к уровню подготовки

Знать/понимать:

- причину смену дня и ночи;

-приспособленность живых организмов к изменениям погодных условий

- как растут растения;

-приспособления для полёта  у птиц и насекомых;

-способы передвижения млекопитающих;

-как плавают обитатели воды;

-реактивное движение в живой природе;

Уметь:

- определять время суток и время года;

- влиять на изменение окраса цветка;

-охарактеризовать погоду;

-отличать растения различных климатических поясов;

- определять стороны света;

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-определять время суток и время года;

-предсказывать погоду по изменениям, происходящих в природе;

-осознавать опасность электрических приборов;

-понимать как вести себя при грозе.

Методическое обеспечение программы

  Для эффективной реализации программы "Загадки природы" разработаны дидактический  и лекционный материалы, беседы, рекомендации по проведению лабораторных и практических работ по постановке экспериментов или опытов,  игры экологического содержания, викторины, кроссворды, тесты, рисунки, загадки, пословицы, поговорки, раскраски, крылатые слова, дидактические карточки, опросники, беседы, экскурсии, конкурсы .

   Используется коллекция животных мини- зоопарка и растений оранжерейно-тепличного комплекса СЮН, карточки с положением Солнца на карте, с изображениями стадий роста растений, коллекция перьев, аудиозапись птичьих голосов, полёта различных насекомых, природных явлений, запись бытовых звуков и музыки разного жанра аптечные красящие средства, фото водных животных, флюгера, разных электроприборов, оптических приборов, явлений природы,  строения глаза, фото моря и неба в различные погодные условия, презентации, рисунок круговорота воды, термометр, воздушный шарик, лёд, пробирка, спиртовка, спички, шпатель,  глобус, осветительная лампа, хвоя деревьев сосновых пород, листья разного цвета, гербарий, атлас с животными и растениями разных климатических поясов, компас, магнит, железные опилки, пенопласт, проволока, нитка

Литература:

1. Моделирование в биологии, пер. с англ., под ред. Н. А. Бернштейна, М., 1963.

2. Парин В. В. и Баевский Р. М., Кибернетика в медицине и физиологии, М., 1963.

3. Вопросы бионики. Сб. ст., отв. ред. М. Г. Гаазе-Рапопорт, М., 1967.

4. Мартека В., Бионика, пер. с англ., М., 1967.

5. Крайзмер Л. П., Сочивко В. П., Бионика, 2 изд., М., 1968.

6. Брайнес С. Н., Свечинский В. Б., Проблемы нейрокибернетики и нейробионики, М., 1968.

7. Библиографический указатель по бионике, М., 1965.

8. Игнатьев М. Б. «Артоника» Статья в словаре-справочнике "Системный анализ и принятие решений"изд. Высшая школа, М., 2004.

9. Мюллер, Т., Биомиметика: National Geographic Россия, май 2008, с. 112—135.

10. Емельянов В. В., Курейчик В. В., Курейчик В. Н. Теория и практика эволюционного моделирования. — М: Физматлит, 2003.

11. Архитектурная бионика. Под редакцией Ю. С. Лебедева.-М.:Стройиздат, 1990. 269с.

12. Г. В. Васильков. Эволюционная теория жизненного цикла механических систем. Теория сооружений.-М.Издательство ЛКИ, 2008. 320с.

13. «На пути к бионике». И.Б. Литинецкий.

14. «Основы биологии» С.Г. Мамонтов.

15. «Значение бионики» Л.Б. Ладожский.

16. Кибернетика и бионика. Иллюстрированный справочник. М., 2005. 73 с..




Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

к рабочей программе «Загадки природы»

 п/п

Наименование раздела, тема

Дата

Всего часов

Из них (количество часов)

Методическое обеспечение

Вопросы экологического содержания

теор

практ

I

Вводное занятие

2

1

1

1

Введение. Инструктаж по ТБ и правилам дорожного движения. Новая дисциплина «Загадки природы». Цель, задачи, специфика занятий, общие требования, правила техники безопасности.

Экскурсия 1: «Знакомство со станцией юных натуралистов»

2

1

1

Журнал инструктажа по ТБ, анкета, база живых объектов СЮН, брошюры МБОУ ДО СЮН о проведении экологических акций, праздников и т. д.

Образовательные задачи природоохранной деятельности СЮН

II

Осенние изменения в природе

20

10

10

2

Биоритмы природы.

Практическая работа 1: "Устройство пчелиных сот"

2

1

1

Теллурий-модель Солнца и Земли, лампа, старый мяч, вязальная спица, продукты пчеловодства, конструкция пчелиных сот, видеофильм «Биоритмы животных».

Познакомить с ритмическими изменениями в окружающем мире, дать понятие цикличности дня и ночи. Объяснить приспособленность живых организмов к изменениям в природных условиях.

3

Секретный "компас" у птиц.

Практическая работа 2: "Наблюдение за водоплавающими птицами СЮН"

2

1

1

Коллекция диких уток и гусей мини-зоопарка, дневники наблюдений, карандаши, видеофильм "Сезонные биоритмы животных", "молния" пера, застёжка-молния.

Изучение способности птиц точно ориентироваться относительно поверхности Земли  по Солнцу и звёздам. Объяснить практическое значение клинового строя при утомительных дальних перелётах.

4

"Совы" и "жаворонки" среди людей.

Практическая работа 3:

Тест "Определение биоритмов"

2

1

1

Тест. Режим труда и отдыха.

Определение зависимости биологических ритмов организма от циклических процессов вращения Земли вокруг Солнца и собственной оси.

5

Цветочные часы.

Экскурсия 2: "Декоративные растения оранжерейно-тепличного комплекса СЮН"

2

1

1

Коллекция растений оранжерейно-тепличного комплекса СЮН.

Обратить внимание на биологическую особенность цветов к улавливанию солнечных лучей и опылению их насекомыми.

6

Почему исчезают листья?

Практическая работа 4: "Строение стебля растений"

2

1

1

Растение с пористым стволом-бальзамином, марганец, зелёнка, йод, синька, листья разного цвета, гербарий.

Адаптация растительного мира к смене времён года -процесс замедления жизнедеятельности и сохранение питательных веществ и влаги, показать пористость строения у растений. Для чего нужны опавшие листья и сухая трава?

7

"Зелёная" архитектура дерева.

Экскурсия 3: "Знакомство с деревьями на территории СЮН"

Практическая работа 5: "Рассмотреть различные виды конструкций ствола дерева"

2

1

1

Деревья на территории СЮН, фото высотных зданий.

Изучение конструкции дерева, его корневой системы; определить причины его устойчивости.

8

Строение листа дерева.

Практическая работа 6: "Внешнее строение листовой пластинки"

2

1

1

Комуфляжная маскировочная одежда, фото балочных перекрытий сводов залов.

Развитие познавательного интереса и наблюдательности при выяснении причины устойчивости положения кожицы лист на твёрдой ткани прожилок и серповидных перепонках.

9

Как разные животные к зиме готовятся.

Театр: "Рукавичка"

Практическая работа 7: «Помоги животному найти дом»

2

-

2

Виды шишек и семян, экологическая тропа СЮН

Приспособленность животных ХМАО. Живые садовники(как животные участвуют в распространении семян растений) .

10

Значение в питании зимующих птиц семян хвойных деревьев.

Практическая работа 8: "Изготовление кормушек"

2

1

1

Карточки-определители  зимующих птиц ХМАО, виды кормов.

Формирование усвоения знаний зависимости среды обитания от вида питания, объяснение значимости и пользы птиц для человека.

11

Праздник "Посвящение в юннаты"

Тематический контроль №1.

2

2

-

III

Наблюдения за природой зимой

24

12

12

12

Кто как зимует.

Практическая работа 9: «Теплообмен у животных ХМАО»

2

1

1

Животный жир, односторонний мех, фотографии различных видов нор и гнёзд.

Дать понятие холоднокровных и теплокровных животных, их приспособленность к зимовке. Систематизировать знания по регуляции теплообмена у животных.

13

Зимний сон леса.

Экскурсия 4: «Хвойные деревья на территории СЮН».

2

1

1

Различные виды коры дерева, пробка, цветная бумага, картон, ножницы, клей, краски, шишки.

Показать образование пробковой ткани под корой дерева, которая не выпускает тепло и не впускает воду и воздух.

14

Хвойный доктор.

Игра: «Узнай меня без листьев»

Экскурсия 5: «Деревья зимой»

2

1

1

Масла хвойных деревьев, кора, шишки, пыльца, ветки, хвоя ели, сосны, кедра.

Объяснить причину вечнозелёности, познакомить  с видами использования хвои в медицине, раскрыть тайну содержания витаминов в хвое.

15

Традиции встречи Нового года

Практическая работа 10 : «Изготовление снежинок»

Игра: «Снеговик»

2

1

1

Бумага, ножницы, клей.

Социальная экология (привлечение внимания населения города к экологическим проблемам)

16

Роспись  на снегу.

Практическая работа 11: «Чьи следы на снегу»

Игра: «План леса»

Промежуточный контроль.

2

1

1

Образцы разных видов следов животных.

Объяснить, что чтение следов позволяет получить различные сведения о животных: количество, пол, возраст, физическое состояние, поведение, направление, размножение, воспитание потомства и т.д.

17

В гости к жителям Югры.

Игры: «Каюр и собака», «Ловля оленей»

2

1

1

Мяч, верёвка.

Отношение коренных народов Югры к природе и природопользованию. Показать особенность игр северных народов.

18

Особенность устройства жилища и  питания северных народов.

Игра: «Путешествие  через болото»

2

1

1

Модель чума.

Главное условие в экстремальных условиях кочевого образа жизни –укрытый чум и качественное питание, компенсирующее отрицательное воздействие климата.

19

Традиционные промыслы народов Севера.

Практическая работа 12: «Плетение коврика из бумаги»

2

1

1

Карандаш, линейка, клей, цветная бумага, ножницы.

Обогащение жизненного опыта разнообразием способов изготовления предметов быта, изготовления различных видов одежды из шкур животных, чешуи рыбы, бересты.

20

Приспособленность к болотным условиям.

Экскурсия 6: «Экскурсия в аквариумный зал»

2

1

1

Амфибии- жаба-ага, тритон-водомётные двигатели машин, фото стрекозы и вертолёта, «жабий глаз»-снайперский прицел, торф.

Значение болот для экологии и человека- смягчают климат, сохраняют пресную воду, источники торфа. Необходимость рационального взаимодействия человека с природой.

21

«Зелёная» аптека на болоте.

Практическая работа 13: «Определение болотных ягод на вкус»

2

1

1

Болотные ягоды, мох сфагнум.

Формирование знаний о лекарственных растениях болотистой местности, создать условия для самостоятельной познавательной активности

22

Защита «Кладовой Солнца».

Игра: «Его величество Болото»

2

1

1

Карточки для игры.

Показать экологическую значимость природных ресурсов биологического происхождения.

23

Секрет чистоты белого Лотоса.

Тематический контроль №2.

2

1

1

Фото цветка лотоса, краска «Лотосан»

Показать биологическую особенность лепестков, усеянных крошечными остриями, не удерживающими частицы пыли и грязи, и легко смываемые каплями дождя.

IV

Весеннее пробуждение природы

22

11

11

24

Изменение диких животных весной.

Экскурсия 7: «Животные, меняющие зимнюю шубку»

Игра: «Кто где живёт? Кто что жуёт?»

1

1

Показать необходимость сезонной смены тёплого меха на более лёгкий. Провести аналогию с человеком.

25

Такие разные мамы!

Игра: «Найди свою маму»

2

1

1

Карточки с фото животных «Взрослый и маленький», аналогия с детскими садами, административными структурами.

Объяснить, что успешное существование биологического вида и его жизнеобеспечение -в  производстве потомства, способного к размножению и забота о нём.

26

Водные обитатели.

Праздник «Вода –всему начало»

Игра: «С голубого ручейка»

Экскурсия: «Водные животные аквариумного зала СЮН»

Практическая работа 14: «Определение возраста рыб по чешуе»

2

0,5

1,5

Фото разных видов рыб, кальмаров, осьминогов, каракатиц, медуз, подводных судов,  

Значение воды в жизни. Обратить внимание на форму рыб, объяснить механизм быстроходности и маневренности рыб, приспособленность к высокому давлению, отсутствию света и к низкой температуре.

Необходимость для здорового функционирования пищеварения обеспеченность организма сбалансированным питанием и витаминами.

27

Гиповитаминоз.

Практическая работа 15: «Выбираем продукты»

2

1

1

Тетрадь, карандаш, «полезные и вредные» продукты питания, упаковки «популярных» продуктов.

  28

Первоцветы.

Экскурсия 8: «Экологическая тропа СЮН»

2

1

1

Цветы-первоцветы коллекции СЮН.

Жизненные особенности короткого цикла развития растений, обратить внимание на образующийся нектар и пыльцу.

29

Земля -гигантская сокровищница.

2

1,5

0,5

Выставка животных-рекордсменов.

Показать видовое разнообразие организмов, особенности внешнего строения и образа жизни.

30

Экологические знания -путь к цивилизации.

Практическая работа 16: «Пойми меня»

2

1

1

Коллекция животных мини-зоопарка СЮН.

Значение поз и жестов животных при общении между собой -язык, знание которого поможет при любых случаях в жизни

31

Энергия Солнца.

Игра: «Солнце на ладошке»

2

1

1

Подсолнечник, лампочка, батарейка.

Солнце -источник энергии. Значение солнечной энергии для существования жизни на планете Земля.

32

Влияние Солнца на человека.

Практическая работа 17: анкета «Солнечный человек»

2

1

1

Вит Д, фото хрупких костей

Определить от каких факторов солнечной активности зависит состояние человека.

33

Биологическое разнообразие-ключ к новой технике.

Ролевая игра: «Видовое разнообразие»

2

1

1

Репейник-липучка, плод мака -солонка, стебли растений.

Развитие познавательного интереса и наблюдательности. Выяснение какие биологические особенности строения использовал человек в своей деятельности.

34

Уникальный мир насекомых.

Практическая работа 18: «Изготовление поделки чудо- насекомое»

Театр: «Муха-цокотуха»

Тематический контроль №3.

2

1

1

Стрекозы, мухи, бабочки, осы, пчёлы, пауки.

Изучение внешнего строения и природной способности насекомых летать, маневрировать и поднимать грузы, плести сверхпрочное волокно.

V

Итоговый контроль.

2

1

1

35

Проект: «Мастерская природы»

2

1

1

Итого:

70

35

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа Хранители родной природы

Дополнительная общеобразовательная программа «Хранители родной природы» естественнонаучной направленности.  Она является инструментом приобщения детей к  эколого-природоведческому образ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука природы"

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Карусель природы"

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, ч...

Дополнительная общеобразовательная программа «Загадки природы».

Дополнительная образовательная "Загадки природы"  программа имеет естественнонаучную направленность. Она направлениа не только на изучение природы родного края, страны, мер охраны приро...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ( «Путешествие в мир природы»)

Программа «Путешествие в мир природы» ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в...