урок по обществознанию "Мы граждане своей страны"
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему

Познакомить учащихся с основными моментами складывания гражданственности;изучить символику  Российской Федерации ;воспитывать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции;изучить символику  малой  родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu.docx98.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  « Мы граждане своей страны».

                       Зуева Галина Ивановна

                                                                           учитель истории и обществознания

МКОУ Новожизненской  ООШ,

Воронежской области, Аннинского района

                    

Цели  и задачи урока:

-познакомить учащихся с основными моментами складывания гражданственности;

-изучить символику  Российской Федерации ;

-воспитывать чувство патриотизма и четкой гражданской позиции;

-изучить символику  малой  родины.

   Оборудование урока: 

-мультимедийное оборудование;

- учебник, тетрадь;

-пособие по изучению Государственной символики РФ.

-Интернет ресурсы

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: объяснительно - иллюстративная, индивидуальная,

                             практическая.

План урока.

1. Организационно-мотивирующий этап.

2.Понятия гражданин, гражданственность.

3.Главные символы нашей Родины.

4.Символика моей малой Родины.

5.Как стать патриотом своей страны.

6.Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационно-мотивирующий этап.

 (стихотворение высвечивается на экране и учитель зачитывает его)

Богатство России

Красотой ты славилась веками,
Глубиною голубых морей.
И своими добрыми руками
Вырастила рать богатырей.
Кто искал и счастья, и свободы,
Собирался под твоё крыло.
Племена и малые народы
Получали ласку и тепло.
Жить в союзе равенства и братства,
Ничего нет лучше и святей.

Всё твоё несметное богатство -
Миллионы любящих детей.
Много разных войн и потрясений
Довелось России пережить.
Подвигами бывших поколений
Всем живущим надо дорожить.
Стань ещё надёжнее и краше,
Под высоким небом расцветай.
Сказка недосказанная наша
И любимый необъятный край.

Н. Цветкова

 

Все мы  граждане России и  нам  не безразлична судьба государства, в котором каждый из нас проживает.

        Тема нашего урока «Мы граждане своей страны» .

 У Вас на столе лежат словари. Давайте поработаем с ними и найдем  определения понятий гражданин, гражданственность( слова высвечиваются на экране, после  работы со словарем  определение высвечиваются  на экране и учащиеся записывают определение в тетрадь)

2.Работа со словарем учащихся:

Гражданин - это "лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей".

Гражданственность – правовая ответственность, активная гражданская позиция, понимание высоких нравственных ориентиров.

 Учащиеся  делают вывод: гражданин это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

     Учитель. Приведите пример гражданского поступка (рассказ о человеке – гражданине) из литературных произведений, фильмов, уроков истории.

  ( например, Евпатий  Коловрат,  Александр Матросов , Иван  Сусанин и др.)

         

     Какие высказывания замечательных людей о гражданственности вы знаете?

( Высказывания высвечиваются на экране.)

«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России»

(М.Е. Салтыков – Щедрин.)

«Россия без каждого из нас обойтись может. Но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает обойтись, двойное тому, кто действительно без нее обходится».

 (И.С. Тургенев.)

 Учитель. Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые в недавнем прошлом казались малозначащими и не вызывали особого интереса не только в общественной, но и в научной среде. С официальным восстановлением в начале 1990-х гг. XX века герба и флага Российского государства интерес к национальной символике значительно вырос не только у профессиональных историков, но и у самых широких масс населения.

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета – главные отличительные признаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

   Символы государства  - это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене.

При звуках родного гимна взволнованно бьется сердце. При подъеме флага в знак победы на международных спортивных состязаниях у победителей нередко наворачиваются слезы на глаза, а болельщики решительно раскрашивают лица в цвета государственного флага.

   Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

   Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV в., первый флаг – в XVIII в., а первый государственный гимн – в XIX в.

   Современная символика России получила официальное утверждение 25 декабря 2000 г., когда Президент РФ В.В.Путин подписал три федеральных конституционных закона: «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации».

3.Элемент игр.

Ответьте на вопросы(высвечиваются на экране: сначала вопрос, потом ответ)

 1. "Отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, печатях, денежных    знаках»? (герб)

2. «Прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3»? (флаг).

3. Где, вы видели флаг России, который висит постоянно? В каких случаях и где его вывешивают?

(Федеральный Конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» от 8 декабря 2000 года).

  4. « Хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера»? (гимн).

Беседа с учащимися:

1.Знаете ли вы слова  гимна нашей страны?

2. Его можно слушать сидя или  стоя?

3. Знаете ли вы авторов гимна России?

4.Учитель. Ребята, вы уже правильно ответили на вопросы о государственных символах России.  Давайте прослушаем выступление ребят о символике нашей страны.

( учащиеся рассказывают сообщения, подготовленные дома)

4.1.Сообщение. Современный Государственный флаг Российской Федерации

      В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР,  предложила восстановить исторический российский  

флаг – бело-сине-красное полотнище.

   22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР». В память о восстановлении государственного флага 22 августа решено было считать Днем государственного флага Российской Федерации (приложение 1, на экране высвечивается  флаг РФ).

   В 1992 г. ВМФ России восстановил и Андреевский флаг вместо прежнего военно-морского флага СССР.11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции Президент России подписал указ «О государственном флаге РФ».

В декабре 1994 г. был утвержден штандарт Президента                  Российской Федерации ( приложение 1,  высвечивается на экране)

   В апреле 1996 г. принят президентский указ «О знамени Победы», устанавливающий, что наряду с государственным флагом России в дни       государственных  праздников, при проведении воинских ритуалов и массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, используется также Знамя Победы, водруженное в Берлине над рейхстагом в 1945 г.

   Конституция РФ определила, что описание и порядок использования государственного флага России устанавливаются федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации», данный закон дает следующее описание государственному флагу России: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3 (ст. 1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ) (приложение 1, флаг высвечивается на экране)

   Государственный флаг Российской Федерации постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний.  Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. В качестве кормового флага он развевается на мачтах российских кораблей. Изображения флага наносят на воздушные суда Российской Федерации и на ее космические объекты.

   Государственный флаг поднимают также во время официальных церемоний и торжественных мероприятий. Ежедневно он поднимается на месте постоянного пребывания российских воинских частей.

   В дни всенародного траура флаг приспускают или же прикрепляют к верхней части древка черную ленту, что свидетельствует о скорби всего государства, всего народа.

Вопросы  ученикам для закрепления:

1.  Когда был принят новый государственный флаг Российской Федерации?

2.  Каким должно быть отношение граждан России к своему флагу? Почему?

3.  Опишите государственный флаг России.

4. 2.Сообщение. Современный гимн Российской Федерации.

   23 ноября 1990 г. на сессии Верховного Совета РСФСР состоялось первое исполне6ние нового государственного гимна РСФСР.  27 ноября 1990 г. этот гимн был официально утвержден как государственный гимн РСФСР.

   Правда это был гимн без слов – незавершенное музыкальное произведение великого русского композитора М.И.Глинки.

   Мелодию Глинки обработал в 1944 г. композитор М.М.Багриновский и назвал ее «Патриотической песней»

   Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. государственный гимн России был утвержден. Согласно Положению и м стала мелодия созданная на основе «Патриотической песни» М.М.Глинки. но гимн не был утвержден Государственной Думой.

   К вопросу о гимне вернулись в 2000 г. текст нового гимна принадлежит С.В.Михалкову, а музыка осталась от прежнего гимна СССР, написанная А.В.Александровым.

   Государственный гимн утвержден указом Президента России В.В.Путина от 30 декабря 2000 г. Полный текст гимна приводится в федеральном конституционном законе «О Государственном гимне Российской Федерации».

(звучит запись гимна Российской Федерации)

   Так накануне Нового года и нового века Россия получила новый гимн.

   Гимн звучит в особо торжественных случаях: при вступлении в должность Президента России и руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы., во время воинских ритуалов и т.д.

   Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Вопросы  ученикам для закрепления:

1. Каким стал гимн России в 1990 г.?

2. Расскажите о современном российском гимне.

3. Каковы правила поведения граждан при исполнении   государственного  

    гимна России?

Учитель. У каждого человека кроме его «большой» родины России, есть так называемая «малая» родина. Это то место, где мы все проживаем –Воронежская область; Аннинский район. На сегодня в г.Воронеже есть свой герб да и в п.г.Анна есть герб. Давайте с ними познакомимся.

 

4.3.Сообшение. Герб г.Воронежа ( приложение1, высвечивается на экране)

    История появления воронежского герба связана с известной эмблемой XVII века. На сувенирных геральдических значках изображалась т.н. "воронежская эмблема XVII века". Это не совсем герб Воронежа... В данном случае авторы значка предположили, что на первых порах роль городского герба Воронежа исполнял личный герб основателя Воронежской крепости воеводы С.Ф. Сабурова: "в красном поле - серебристая стрела, в нижнем левом углу, на голубом поле - золотая пика, остроконечьем обращенная вверх, в правом серебряном поле - орлиная лапа, держащая саблю". Именно герб воеводы изображался на его печати, прикладываемой к официальной переписке.Герб для знамени Воронежского полка (1730 г.): "В золотом щите, на красном поле, две медные пушки на станках, из которых на одной сидит белый, одноглавый, орел; под пушками зеленая земля".Прообразом этого герба послужила эмблематическая композиция из книги «Символы и эмблемата», изображающая орла, сидящего на стреляющем орудии, на фоне молний. Эмблема имела девиз: "Он не страшится ни того, ни другого1781 году указом императрицы Екатерины II был утверждён герб, в котором была изображена вытекающая из кувшина река Воронеж. Сюжет нового герба, предложенного А. А. Волковым, также имеет прообраз в книге «Символы и эмблемата». Здесь за номером № 817 находится фигура водолея с кувшином, источающим водный поток под девизом: «Всякъ свое дело знай»

Герб Воронежа, установленный 19 июля 1994 года постановлением главы Администрации Воронежа, внешне был схож с гербом города, принятым 23 сентября 1881 году.

На флаге города изображен тот же герб в белом прямоугольнике.

26 сентября 2008 года Воронежская городская дума утвердила новый герб города, внесенный в Государственный геральдический регистр Российской Федерации на основании решения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 30 октября 2008 года.

В конце января 2009 года глава города подписал распоряжение об использовании изображения нового герба на печатях и бланках городской администрации.

4.4. Сообщение. Герб п.г.т.Анна ( приложение1, высвечивается на экране).

    Герб языком символов и аллегорий отражает исторические, природные и экономические особенности Аннинского района. В настоящее время Аннинский район - один из крупных сельскохозяйственных районов области, а в районном центре - поселке Анна - сосредоточены крупные предприятия перерабатывающей промышленности. Климат и мощные черноземы определили основное занятие жителей района: хлебопашество и животноводство. Традиционным направлением в растениеводстве является выращивание зерновых культур, сахарной свеклы и подсолнечника, в животноводстве - крупнорогатого скота и свиней. О развитом сельскохозяйственном производстве говорит оконечность герба, выстланная золотыми колосьями.
Золотые колосья - символ роста, обновления и развития, благополучия, богатства.
Церковная главка символизирует Христо-Рождественский храм, расположенный в поселке Анна, и является символом веры и духовности.
Золото в геральдике - символ богатства, уважения, интеллекта, стабильности.
Серебро - символ мира, взаимопонимания, чистоты. Зелёный цвет - символ радости, жизни, изобилия, возрождения, природы и плодородия, а также здоровья. Лазурь (синий, голубой) - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.

    Учитель.   Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для  людей всех национальностей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно "пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

5. Работа со словарем.

  Учитель. Найдите определение слова патриотизм(слово высвечивается на экране, после  работы со словарем  определение высвечивается на экране и учащиеся записывают определение в тетрадь)

Патриоти́зм  (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам

 Учащиеся при помощи учителя делаю вывод:

 патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.

На чем основывается патриотизм.

Учащиеся делают вывод. Уважение к прошлому своей страны. Участие граждан в голосовании.Служба в армии.

 

(стихотворение высвечивается на экране и зачитывается)

                         Живем мы посреди большой России:

Средь городов, лесов, озер, полей,

    И есть у нас, когда бы нас спросили,

  Меч для врага, объятья для друзей!

        Нам Родину завещано любить

    И сердцем отовсюду к ней тянуться,

                          Не перервать связующую нить.

   И нам порой так нужно оглянуться...

       6.Рефлексия .Разгадать  кроссворд по нашей теме и раздается памятка о «Гражданине».

7.Д/з составить дома  синквейн о Родине, России, вспомнить стихотворения о Родине.

Кроссворд:

Вопросы.

По горизонтали.

1.Автор музыки Гимна России и СССР на слова Михалкова и Эль-Регистана.

7.Русский поэт XIX в., один из авторов текста гимна «Молитва русских».

9.Торжественная хвалебная тесня.

10.Военный композитор, автор марша «Прощание славянки».

По вертикали.

2.Русский офицер и композитор, автор окончательного варианта  текста гимна «Молитва русских» («Боже, царя храни!»).

3.Единственная республика СССР, которая не имела собственного гимна.

4.Учёный, переводчик, автор русского текста «Честь русскому царю» на музыку английского гимна «Боже, храни короля!»

5.Великий русский поэт XIX в., дополнивший двумя куплетами гимн «Молитва русских»

6.Европейское государство – родина национальных гимнов.

8.Этническая группа женщин Восточной Европы, воспетые в знаменитом военном марше, написанном в годы Первой мировой войны.


« История гимнов и патриотических песен»

 1

 2

 

 

 

 

 

 

 3

 

 4

 

 

 

 5

 

 6

 

 

 7

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Л.Н.Боголюбов «Обществознание 6 класс».
  2. Золин П.М. Герб, гимн, Флаг и столица нашей Родины.
  3. Конституция РФ
  4. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации». От 25 декабря 200 г.
  5. Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря  2000 г.
  6. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г.
  7. Интернет ресурсы

 http://flag.kremlin.ru/

Приложение 1                                                

Государственный флаг РФ

Андреевский флаг

Штандарт Президента Российской Федерации

Герб г.Воронежа

В червленом (красном) поле с золотой главой, обремененной черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлеными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой — золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой — опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели — витязи на зеленой земле в серебряных кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червленых плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый — держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его — золотые ножны; левый — держит в левой руке перед собой золотой старинный (миндалевидный) щит, на котором размещена эмблема с полкового знамени пехотного полка, утвержденная 8 марта 1730 года, на поясе его — меч в ножнах того же металла. Щит обрамлен орденскими лентами: справа — ордена Ленина, а слева — ордена Отечественной войны I степени

     

Герб п.г.т.Анна   

серебряном поле на оконечности, выстланной золотыми колосьями и узко завершенной зеленью, - церковная главка, крытая ромбовидными лазоревыми листами с золотыми нитевидными краями и завершенная шестиконечным золотым крестом на таковом же шаре.

Приложение 2

Памятка «О гражданине».

1 .Гражданин — патриот. Он горячо любит свою Родину.

2.Гражданин верен своему долгу. Он честно защищает свою Родину.

З.Гражданин имеет активную гражданскую позицию, он активно участвует в общественной жизни.

 4.Гражданин мужественный человек, он не боится принимать огонь на себя, он ответственный человек.

5.Гражданин вносит посильный вклад в решение экологической проблемы: сажает деревья, охраняет лес, убирает мусор.

6.Гражданин не может спокойно смотреть, как обижают слабых, беззащитных: сирот, стариков, вдов, инвалидов, ветеранов, он защищает их права и добивается восстановления справедливости.

7.Гражданин — человек целеустремленный, он не любит, когда за него решает или делает кто - то другой.

8.Гражданин упорный в учебе, в работе, он не перестает бороться со своими слабостями.

9.Гражданин радуется власти не над людьми, а власти над собой, он владеет ситуацией, бывает нужным в нужное время в нужном месте.

10.Гражданин извлекает уроки из прошлого, каждого прожитого дня.

11 .Гражданин требует перемен, он участвует в политике, он понимает, что его участие в выборах может что-нибудь да значить.

12. Гражданин охраняет памятники культуры от разрушений, участвует в восстановлении церкви и в открытии храма.

 13.Гражданин не может спокойно смотреть, как от водки и наркотиков гибнет его народ, он требует ужесточения наказания за нарушение закона.

14.Гражданин понимает, что Родину любить — это не просто красиво говорить о ней, а действовать в ее интересах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему: Единый урок знаний "Я - патриот своей страны"

Разработка данного  классного часа "Я -патриот своей страны" посвящена 25-летию Независимости Республики Казахстан, а также патриотическому акту "Мәнгілік Ел".Цель мероприятия:1)...

Русские книги и журналы теперь доступны гражданам из стран дальнего зарубежья в электронном виде

В 2016 году по заказу Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество...

«Родная страна и страны изучаемого языка . Путешествия по своей стране и зарубежом»

Урок по теме "Путешествия" по УМК М.З. Биболетовой Enjoy English 9 класс...

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию " Кто если не мы ответственные граждане своей страны!!!"

Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не сел...

Кто если не мы ответственные граждане своей страны

Презентация к внеклассному мероприятию по патриотическому воспитанию учеников...

Дополнительная образовательная программа "Рождённые в России, мы - граждане великой страны!"

Выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви как к малой Родине, так и к России. Необходимо воспитывать у них чувс...

Индивидуальный педагогический проект учителя английского языка «Мои учащиеся- интересные собеседники и успешные конкурентно-способные граждане своей родной страны».

В своем проекте учитель подробно описывает результаты своего проекта и делится методами достижения результатов.Результаты: уровень мотивации в изучении языка возрос в среднем за 5 лет с 43% до 78%. Из...