Клуб путешественников - внеурочная деятельность по ФГОС
календарно-тематическое планирование по естествознанию по теме

Добродомова Людмила Дмитриевна

Данная программа предназначена для знакомства учеников начальной школы с предметами естественнонаучного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_nauki.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

Научно – познавательное направление

«Клуб путешественников».

Пояснительная записка

Введение.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Формы проведения занятий – экскурсии, игры, беседы-встречи, практические занятия, конкурсы, викторины, интегрированные занятия, копилка вопросов и ответов, презентации, практикумы.

   Данная программа рассчитана на 4 года для детей младшего школьного возраста.

Цели программы:

  • создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта,
  • формирования принимаемой обществом системы ценностей,
  • создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время,
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
  • развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основные задачи:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

  1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности

            и настойчивости в достижении результата.

  1. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).  
  2. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  2. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  3. Организация информационной поддержки учащихся.
  4. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Обучающие задачи: развитие любознательности, познавательного интереса, включение в познавательную деятельность; приобретение новых знаний по окружающему миру, умений самостоятельно и с помощью взрослого работать с источниками информации, обрабатывать её; формирование навыков наблюдений, построения эксперимента, лабораторного опыта; развитие мотивации к исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как целеустремленность, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Тематическое планирование занятий курса «Клуб Путешественников» для 1 класса

№ занятия

Тема занятия

Словарь

Содержание

Предполагаемый результат

Дата

1 четверть 9 недель (18 часов)

1 раздел «Планета Земля» 5часов

1.

Планета Земля

Планета

Ось

Орбита

Знакомство с планетой Земля по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий.

Иметь первоначальное представление о планете Земля.

2.

Форма Земли

Экватор

Атмосфера

Рассказ учителя о форме планеты. Работа с моделью Земли глобусом. Лепка из пластилина макета Земли.

Уметь построить рассказ с использованием самодельной модели из подручного материала.

3.

Строение Земли

Земная кора

Мантия

Просмотр и обсуждение фильма из серии «Земля-планета»

Сформировать первичные представления о строении Земли

4.

Возникновение Земли

Знакомство с историей возникновения Земли. Работа с иллюстрационным материалом.

Представлять о картину возникновения планеты Земля.

5.

Движение Земли

Материк

Вращение  

Рассказ учителя о движении планеты. Проведение совместного опыта с применением глобуса и настольной лампы.

Обращать  внимание к ежедневным изменениям в небе, приобщить к наблюдениям.

2 раздел «Человек и Космос» 5часов

6.

Что значит слово «космос»

Космос

Вселенная

Рассказ учителя о значении слова «космос» и о родственных ему словах

Знать лексическое значение слова «космос», уметь построить предложение с новыми словами.

7.

Телескоп

Устройства

Приближение

Знакомство с прибором по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий. Сбор устройства по частям муляжа.

Уметь составлять целое из частей.

8.

Поглядим на карту неба

Карта

Размещение

Полушарие 

Первое знакомство с картой звездного неба, полушариями.

Иметь первоначальное представление о карте неба. Знать о разделении карты на полушария.

9.

Сказки о звездном небе

Созвездие

Чтение учителем сказки «Астрономия малышам». Беседа.

Поддержать интерес к изучению космоса, к науке астрономии.

10.

Кто живет на небе

Небесные тела

Знакомство с небесными телами с помощью снимков из космоса.

Иметь первоначальное представление о небесных телах.

3 раздел «Солнце и солнечная система» 5 часов

11.

Строение Солнца

Строение

Рассматривание фотоснимков Солнца из космоса.

Познакомить с природой звезд.

12.

Какого цвета Солнце

Цвет небесного светила. Рассматривание фотоснимков из космоса.

Сформировать  первичные представления о законах физики.

13.

Как измерить Солнце

Размер

Размер небесного светила. Моделирование из пластилина Солнца.

Уметь построить рассказ с использованием самодельной модели из подручного материала.

14.

Температура Солнца

Температура

Солнечный ветер

Понятие температуры небесного тела. Почему Солнце и светит и греет. Свойства небесных тел.

Познакомить с природой света.

15.

Игра «Солнечные зайчики».

Отражение  

Наблюдение за отражением света от зеркальной, стеклянной, металлической, пластиковой поверхности.

Способствовать развитию кругозора детей, совершенствования координации движений.

4 раздел «Каменный Век» 4 часа

16.

Когда появились люди

Орудие труда

Раскопки

Рассказ учителя о происхождении людей.

Познакомить с историей происхождения людей.

17.

Когда был каменный век?

Палеолит

Мезолит

Неолит

Экскурс в историю. Знакомство с жизнью людей в каменном веке, работа с сюжетными картинками.

Познакомить с образом жизни людей каменного века; иметь представление о земледелии и скотоводстве тех лет.

18.

Просмотр фильма «Пещерный человек»

Просмотр фильма. Обсуждение.

Иметь представление о пещерном человеке; знать историю о древних людях.

2 четверть 7 недель (14 часов)

19.

Театр-экспромт «Однажды в каменном веке…»

Разыгрывание театральной постановки с перевоплощением в пещерных людей.

Иметь возможность образно попасть в далёкий каменный век, почувствовать себя в роли пещерного человека, воспроизвести повадки и манеры древних людей.

5 раздел  «Рыцари и крепости» 4 часа

20.

Кто такие рыцари

Рыцари

Клятва христианство

Орден

Рассказ учителя с использованием наглядного материала о рыцарях средневековья.

Познакомить с рыцарями средневековья.

21.

Рыцарские доспехи

Кольчуга

Знакомство с рыцарскими доспехами.

Иметь представление о рыцарских доспехах.

22.

Рыцарские турниры

Меч

Щит секира копье

Лук и стрелы

Рассказ учителя о рыцарских турнирах.

Познакомить детей с рыцарскими турнирами, со способами их проведения.

23.

Игра «Рыцарский турнир»

Проведение «Рыцарского турнира», облачившись в доспехи, и взяв в руки меч.

Познакомить детей с рыцарскими турнирами, со способами их проведения.

6 раздел «Пираты и морские разбойники» 4 часа

24.

Кто такие пираты

Флибустьеры

Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о морских разбойниках.

Познакомить с историей пиратов.

25.

Золотой век пиратства

Рассказ истории о золотом веке пиратства.

Узнать об истории золотого века пиратства.

26.

Счастливая, но короткая жизнь

Знакомство с жизнью пиратов.

Иметь представление о счастливой, но короткой жизни пиратов.

27.

Игра «Морские разбойники»

Веселая игра «Морские разбойники». Перевоплощение в пиратов.

Подвижная игра в морских разбойников.

7 раздел «Подводный мир» 5 часов

28.

29.

Как выглядит дно Мирового океана

Рифы

Изучение дна Мирового океана.

Иметь представление о дне Мирового океана.

30.

31.

Жизнь под водой

Планктон

Млекопитающие

Знакомство с живыми существами, обитающими в океане.

Познакомить с живыми существами, обитающими в океане.

32.

Почему море соленое

Залежи

Испаряться

Исследование моря на предмет солености воды.

Знать причину солености воды в море.

3 четверть 10 недель (20 часов)    8 раздел «Как появились корабли» 2 часа

33.

Первые лодки

Плот

Грести

Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о возникновении первых лодок.

Иметь представление о происхождении лодок.

34.

Пароходство

Курсировать

Транспортировать

Лайнер

Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о паровых машинах в судоходстве.

Познакомить с историей пароходства.

9 раздел «Арктика и Антарктика» 4 часа

35.

Арктика – холодный край на севере

Северный полюс

Рассказ учителя о холодном крае на севере – Арктике.

Познакомить с холодным краем на севере, его обитателями.

36.

Антарктида – холодный край на юге

Южный полюс

Рассказ учителя о холодном крае на юге – Антарктике.

Познакомить с холодным краем на юге, его обитателями.

37.

Эксперимент «Изучаем Айсберг»

Айсберг пресная вода

Проведение эксперимента с замораживанием пресной воды, впоследствии с добавлением соли.

Познакомить с некоторыми свойствами воды.

38.

Просмотр фильма «Холодные края планеты»

Просмотр фильма «Холодные края планеты». Обсуждение.

Иметь наглядное представление о холодных краях планеты.

10 раздел «Египет» 4 часа

39.

Когда жили древние египтяне

Рассказ учителя об истории возникновения египетского государства.

Знать историю возникновения египетского государства.

40.

Времена фараонов

Фараон

Статуя

Знакомство с жизнью египтян во времена фараонов; рассказ о великих фараонах.

Иметь представление о жизни египтян во времена фараонов, о великих фараонах.

41.

Для чего служили пирамиды

Пирамида

Усыпальница

саркофаг

Знакомство с пирамидами, с их предназначением, и тайнами.

Познакомить с пирамидами, с их предназначением, и тайнами.

42.

Мумии

Мумия

гробница

Рассказ учителя, применяя демонстрационный материал, об изготовлении мумий. Игра в мумий.

Иметь представление о мумиях.

11 раздел «Джунгли» 4 часа

43.

Где находятся джунгли

Знакомство с месторасположением джунглей.

Познакомить с тропическими лесами.

44.

Какие животные обитают в тропиках

Знакомство с животными, обитающими в тропиках.

Познакомить детей с тропическими животными, их образом жизни, повадками.

45.

Что угрожает джунглям

Рассказ учителя о вырубке тропических лесов, о их выжигании.

Обсудить проблемы вырубки и выжигания тропического леса.

46.

Почему важно сохранить джунгли

Объяснение пользы джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты.

Иметь представление о пользе джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты.

12 раздел «Пустыня и саванна» 4 часа

47.

Что такое пустыня

Зыбучие пески

Мираж

Рассказ учителя о пустыне, используя иллюстрированный материал.

Иметь представление о пустыне.

48.

Какие животные обитают в пустыне

Знакомство с животными, обитающими в пустыне.

Познакомить с животными, обитающими в пустыне.

49.

Что такое саванна

Саванна

Рассказ учителя о саванне, используя иллюстрированный материал.

Иметь представление о саванне.

50.

Какие животные обитают в саванне

Знакомство с животными, обитающими в саванне.

Познакомить с животными, обитающими в пустыне.

13 раздел «Необитаемый остров» 4 часа

51.

Что такое необитаемый остров

Знакомство с общим представлением о необитаемом острове. Формирование общей картины дикого мира.

Иметь общее представление о необитаемом острове. Способствовать формированию общей картины дикого мира.

52.

Как выжить на необитаемом острове

Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях.

Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях.

4 четверть 8 недель (16 часов)

53.

54.

Игра на выживание «Что делать, если  ты оказался...»

Разыгрывание ситуаций, в которых нужно найти способ выживания.

Уметь ориентироваться в неизвестном месте; уметь ловко и мастерски выходить из любых ситуаций.

14 раздел «История возникновения велосипеда» 2 часа

55.

Когда изобрели велосипед

Рассказ учителя об истории возникновения велосипеда, используя иллюстрированный материал.

Познакомить с историей возникновения велосипеда.

56.

Самый экологический транспорт

Знакомство с видами велосипедов. Просмотр диафильма «первые велосипеды»

Иметь представление о разновидности велосипедов.

15 раздел «История возникновения самолета» 2 часа

57.

Мечта человека о небе

Авиатор

Фюзеляж

Пропеллер

Знакомство с разными моделями самолетов по иллюстрациям. Рисование своих моделей.

Первоначальное представление о происхождении и о разновидностях самолетов.

58.

Реактивный двигатель

Топливо

Рассказ учителя о реактивном двигателе. Проведение опыта: «Реактивный двигатель у вас дома»

Представление о понятии реактивный двигатель, знание технологии работы самолета.

16 раздел «История возникновения железной дороги» 2 часа

59.

Первые железные дороги

Вагонетки

Рельсы

Шпалы 

Рассказ учителя об истории возникновения железной дороги, используя иллюстрированный материал.

Первоначальное представление о железной дороге.

60.

Паровозы и современные поезда

Цилиндр

Поршень

Локомотив

Знакомство с видами современных поездов. Просмотр диафильма «Скоростные поезда»

Первоначальное знакомство с паровозом и современными поездами.

17 раздел «Лес» 2 часа

61.

Что такое лес

Лес

Древесина

Ярус

Лес. Три яруса леса, польза леса. Рассматривание фотоснимков с изображением леса.

Первоначальное представление о жизни леса.

62.

Круговорот жизни в лесу

Хвоя

Обитатели

Беседа об лесных обитателях. Игра «Лесные жители».

Формирование первичных представлений о лесных законах существования.

18 раздел «Луг» 2 часа

63.

Как появился луг

Сорняк

Рассказ учителя о происхождении луга. Игра «Я живу на лугу».

Первоначальное представление о жизни луга.

64.

Кто живет на лугу

Опыление

Просмотр и обсуждение фильма: «Жизнь на лугу».

Формирование первичных представлений о луговых законах существования.

19 раздел «Мусор» 2 часа

65.

Что такое мусор

Утилизация

Беседа о происхождении мусора. Конкурс чистоты.

Привлечение внимания к отслужившим вещам.

66.

Бывает ли мусор полезным

Просмотр  и обсуждение фильма: «Из старого - новое». Изготовление своего экспоната из мусора для выставки.

Воспитание бережного обращения с использованными вещами, умение дать таким вещам «вторую жизнь».

Обобщение 2 часа

67.

Поле Чудес «Маленький путешественник»

Барабан Сектор

Финал

Познавательная игра в угадывание слов с поощрительными призами.

Совершенствование навыков ориентирования в игровых моментах. Развитие памяти, внимания.

68.

Обобщение

Конкурс рисунков, беседа.

Обобщение и систематизация знаний об окружающем мире.

Комплекс знаний, умений, навыков сформированных у учащихся в 1 классе.

  1. Умение строить и высказывать свою мысль, доказывать её.

  1. Умение сосредотачиваться, концентрировать внимание.

  1. Умение наблюдать и делать выводы.