Исследовательская деятельность школьников
статья по естествознанию на тему

Дажы-Даваа Айлан Ондаровна

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

              Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в образовательных учреждениях  является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы.  Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_issledovanie.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности школьников.

      Учитель географии и биологии МБОУ СОШ с.Чаатинский им.К.О Шактаржыка

             

            Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

              Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в образовательных учреждениях  является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы.  Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников.

На уроках географии и биологии учащиеся познают и открывают свой организм, окружающий их мир, географические объекты и страны. Очень важно, чтобы уроки не были скучными и не сводились к пересказу материала учебника. Поэтому следует создавать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению

      Деятельностью учителя  является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаются следующие задачи:

  • Внедрение в практику учителя организации исследовательской деятельности учащихся.
  • Активизация и повышения качества обученности у учащихся посредством проектно-исследовательской деятельности
  • Создание ситуации выбора и успеха каждого ученика через включение в посильную поисково-исследовательскую работу.

Формами организации исследовательской деятельности являются:

  • Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана (реализуется проблемный подход к ведению урока)
  • 2.Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения.
  • 3. Программы дополнительного образования. 
  • 4. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера.
  • 5. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности .
  • 6. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности.

Познавательная  деятельность организуется как на уроке, так и вне его и направлена на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии и биологии.  Научно-исследовательскую деятельность обучающихся в своей работе  разделила на следующие виды: на уроке и во внеурочное время.

  На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

      Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на факультативах, элективных курсах и кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии и биологии.

         Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

   Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.

         Для успешного усвоения учебного материала на уроках и проявления  творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью.

          Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательской работы. Как показал мой многолетний опыт, наиболее эффективно при помощи организованных форм исследовательской работы у учащихся появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.

           Исследовательская работа в рамках любого предмета имеет свои особенности, помогает решать специфические задачи.

Одним из главных результатов своей работы считаем тот факт, что с выводами проведенных исследований были ознакомлены ученики школы, родители.

         Главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Для этого необходимо создавать условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

           Желание заняться исследовательской работой появилось у многих учащихся 8-11  классов, которые приступили к разработке тем:  «К.О Шактаржык - создатель географической карты Тувинской АССР, автор учебника «География Тувы», первый кандидат географических наук Тувинской АССР», “Эоловые отложения в Республике Тыва”, “Глина в окрестности поселка Чодураа”, “Лекарственные растения в окрестности п.Чодураа”, “Изучение погоды поселка Чодураа”, «Тувинский сорт мягкой яровой пшеницы «Чагытай»  Мирслава Донгака», «Традиционное возделывание и использование проса», «Добыча кедрового ореха», «Фитопатологическое обследования питомника Чодураа», «Камни в жизни тувинцев», «Туризм в Улуг-Хемском кожууне», «Изучение механического состава почвы  песчаного массива «Теректиг-Элезин, «Живые традиции Чааты Донгак».

         Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

           Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая как в школе, так и на муниципальном и региональном уровне. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий.

             Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.

Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, ставлю перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников.

  Для этого была разработана программа деятельности, включающая в себя следующие разделы:

  • Теоретическая подготовка, практические навыки.
  • Организация работы по самообразованию учащихся: индивидуальные консультации.
  • Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская работа).
  • Подведение и анализ итогов.
  • Самообразование руководителя.

           На занятиях занимаемся исследовательской деятельностью, работаем над проектами. К тому же поле деятельности для исследования в области географии и биологии широкое. Эти проекты могут быть как краткосрочные («Мои домашние животные», «Топонимы в окрестности села»), так и долгосрочные, рассчитанные на несколько месяцев.  Поэтому вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность процесс длительный и сложный. Проекты, которые посвящены определённой конкретной теме могут выполняться на уроке («Водные ресурсы Республики Тыва», «Экологические проблемы рек РТ», «Изучение песчаного массива «Теректиг-Элезин»).

             Свою работу веду по двум направлениям: формирования навыков здорового образа жизни и экологического воспитания школьников.

            Экологическое образование и воспитание здорового школьника являются важными направлениями современной школы. Оно охватывает разный возраст учащихся. Ведь этими знаниями должны владеть все школьники.

           Уроки экологической направленности являются благодатной почвой для формирования исследовательских умений обучающихся.

Апробирована и реализуется дополнительная образовательная программа «Основы лесоводства»

                 Наша школа, располагаясь в лесном массиве, которыми являются  Чодуринский лес,   и тайга не может остаться равнодушной к её проблемам.  Поэтому в течение многих лет в школе уделяется большое внимание экологическому образованию и воспитанию.

   Мои ученики являются победителями  и призерами республиканских конкурсов и слетов школьных лесничеств,  научно – практической конференцией, олимпиад, учебно -исследовательских работ.

            Тогда, когда будет создана ситуация успеха для учащихся, они обретут не только географическое и биологическое образование, с опытом исследовательской и проектной деятельности, но и будут готовы к следующей ступени – получение высшего профессионального естественно- научного образования.

            Философ, просветитель Софокл говорил: “Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика и родителей. Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.

                         Литература:

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
  2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.
  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. –  96с.
  5. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
  6. Пинский А.А., Абатурова В.В., Дерзкова Н.П. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Итоги эксперимента и перспективы дальнейшего развития. М.: Альянс-Пресс, 2004. – 160с.
  7. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)

Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...

Учебно-исследовательская деятельность школьников

Методические материалы по теме "Управление созданием системы для реализации творческого потенциала учащихся ГООУ «Созвездие» через учебно - исследовательскую деятельность"...

Элементы экологии в исследовательской деятельности школьников

Применение элементов экологического образования в исследовательской деятельности является позитивным моментом обучения. Данный материал может быть интересен как педагогам,так и учащимся....

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...