Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)
статья по истории (11 класс) по теме

Хлопов Михаил Владимирович

      Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Doklad__dlya_vstrechi_s_estoncami.docx13.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Доклад  для встречи с эстонской делегацией.

               Научные работы школьников представляются обычно на олимпиады, конкурсы, научные конференции. Цель школьника и его научного руководителя - победа, а не просто участие. Как ее добиться задумывается каждый участник. Я хочу предложить вашему вниманию один из вариантов решения этой проблемы.

                Мы часто даже не задумываемся над тем, что предлагаемая нами школьнику тема для исследования  стандартна уже потому, что ее предметом служит наука,  где накоплен грандиозный фактический и методологический аппарат. Школьник, да и его учитель не смогут сказать в его рамках ничего нового, по крайней мере для специалистов в данной области, которые заседают в жюри серьезного конкурса. В лучшем случае это будет вежливое равнодушное внимание. Но есть область, где даже блестящий ученый будет шокирован и заинтересован - это стык разных наук и сфер знания.  В данном случае он будет владеть только частью информации, другая ее часть станет для него приятным сюрпризом, а если эта часть будет еще содержать приличный научный уровень и внутреннюю логику, то победа или призовое место гарантированы.

                    Вот две подобные работы:

                    Стык между классической филологией, историей и пара научным знанием. 13 лет назад моя ученица Чекирева Женя победила на Городской олимпиаде и получила диплом на научной конференции "Ученые будущего" - в то время самой престижной в Петербурге. При этом она была ученицей 9 класса, а ее противниками были одиннадцатиклассники. Тема ее работы "Мы-фрагменты" в «Деяниях апостолов». В этом произведении, рассказывающем о проповеди учениками Христа его учения, повествование ведется от третьего лица (евангелистом Лукой), но встречаются эпизоды, где вместо 3 возникает 1-е лицо множественного числа. В традиционном тексте (Textus Receptus), который переведен на русский язык и принят православной церковью, это почти незаметно, но в древнем кодексе D (он представляет собой одну из четырех первоначальных традиций текста) таких фрагментов больше и они крупнее по размеру, хотя есть и фрагмент, противоречащий этой точке зрения. Я перевел эти фрагменты с  койне, то есть с той разновидности греческого языка, на которой был написан Новый завет, а девочка статистически определила единственного участника событий, который присутствует во всех этих фрагментах и мог быть автором их. Им оказался Тимофей - сотрудник апостола Павла. Необходимым было знание греческого языка, а сама форма работы, переворачивающей все научные представления с ног на голову, позаимствована у паранаучных исследований в стиле Дэникена. Работа произвела на оба жюри шок.

                        Работа этого года Панадина Ильи победила на 3 всероссийских Олимпиадах, в том числе на "Балтийском Научно-инженерном конкурсе", спонсором которого являются Фирмы Intel, "Моторола", "Майкрософт". Опять же стык наук: киноискусство, социальная психология и история. Мне удалось приобрести у местных фашистов три фильма, снятые в Германии в 1933 году. Надо сказать, что они сами в кино разбираются слабо и похоже используют продажу фильмов для заработка.  Удивительно, но тема всех трех совпадала, - почему обыватель принимает и должен принимать фашистскую идеологию. Больше того эти фильмы, которых в то время не было даже в Интернете, вписывались в психологический контекст еще двух других, но уже всемирно известных - "Победа веры" и " Триумф воли". Эти два фильма Лени Рифеншталь  демонстрировали результаты подобного реально происходившего обращения. Работа школьника анализировала кино как средство воздействия на сознание людей этой эпохи, выявляла его методы и использовавшиеся для этого специфические художественные образы. Надо сказать, что и предыдущая работа Ильи, посвященная влиянию исторической эпохи на создание Станиславским его театральной системы, была награждена дипломами двух Всероссийских олимпиад.

                         В заключение отмечу, что подобный метод работы не предназначен для каждого учителя или школьника. Для учителя требуется глубокое знание смежных сфер, а от школьника сильная воля для отстаивания права на самостоятельный поиск методологии исследования и оригинальной трактовки проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Организация и ведение научно- исследовательской работы среди школьников"

Процесс бурной информатизации общества  требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию,...

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы (НИР) школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализ...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

Организация научно-исследовательской работы со школьниками

В работе изложены требования к научно-исследовательской работе, порядок работы над рефератом и т.д....

Развитие научно-исследовательских навыков у школьников.

В данной статье говорится о том, как надо совершенствовать работу по привлечению школьников в научную работу. Рассматриваются определённые этапы вовлечения школьников в эту работу....