Организация научно-исследовательской работы со школьниками
учебно-методический материал

Клюева Наталья Витальевна

В работе изложены требования к научно-исследовательской работе, порядок работы над рефератом и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТРУКТУРА ВВЕДЕНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Слайд 2

ТЕМА

Слайд 3

Тема исследования . Старинные наличники с. Большой Барандат Тема исследования . Кошка и собака в русских фразеологизмах Тема нашей работы. Страницы истории педагогического коллектива Барандатской школы. Тема работы. Концепт «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина Тема исследования . Женский русский народный костюм регионов Западной Сибири

Слайд 4

Тема исследования . Особенности народно-песенной символики Тема исследования . Философская проблематика повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот»» Тема моего исследования. Морской Гвардейский экипаж в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе русской армии 1813-1814гг. Тема работы. Использование православно-христианских мотивов и особенности религиозных образов в русской рок-поэзии Тема работы. Особенности традиционной культуры сибирского казачества

Слайд 5

ЦЕЛЬ

Слайд 6

Цель работы: выяснение причин и условий появления определённых художественных мотивов на оконных наличниках села Б. Барандат, их символического смысла, а также сохранение письменного и фотосвидетельства о культуре быта наших односельчан. Целью данного исследования является изучение фразеологических единиц, содержащих в своей структуре названия животных. Цель: выявление наиболее характерных черт, присущих педагогическому коллективу Барандатской школы с первых дней её создания, определение роли педагогического коллектива в духовном и патриотическом воспитании учащихся и жителей села, вклада школы в образование и культуру села и района. Тема исследования . Старинные наличники с. Большой Барандат Тема исследования . Кошка и собака в русских фразеологизмах Тема нашей работы. Страницы истории педагогического коллектива Барандатской школы.

Слайд 7

Цель нашей работы заключалась в выявлении философской проблематики повести «Иуда Искариот» и позиции автора в отношении интерпретируемого им библейского сюжета. Цель: выявление таких понятий, как ключевые слова, символы, образы в русских народных песнях. Цель исследования: комплексное изучение русского народного костюма Западной Сибири, выявление общих характерных особенностей костюма нашей местности. Цель исследования: представление концепта «пустыня» в пространстве русского языка и в художественном мире А.С. Пушкина (на материале его стихов). Тема работы. Концепт «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина Тема исследования . Женский русский народный костюм регионов Западной Сибири Тема исследования . Особенности народно-песенной символики Тема исследования . Философская проблематика повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот»»

Слайд 8

Цель работы : освещение роли Гвардейского экипажа в Отечественной войне 1812 года. Цель данной работы: выявление основных особенностей использования православно-христианских мотивов в современной рок-поэзии. Цель исследования: знакомство с духовной культурой сибирского казачества, с морально-нравственными законами существования казаков, их жизненными устоями. Тема моего исследования. Морской Гвардейский экипаж в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе русской армии 1813-1814гг. Тема работы. Использование православно-христианских мотивов и особенности религиозных образов в русской рок-поэзии Тема работы. Особенности традиционной культуры сибирского казачества

Слайд 9

ЗАДАЧИ

Слайд 10

Задачи , которые необходимо было решить в ходе работы: познакомиться с научной и публицистической литературой по данной теме; собрать необходимый фактический и фотоматериал по истории наличников в нашем селе; проанализировать литературу по данной теме; познакомиться с различными видами оконных наличников; сделать обоснованный вывод о своеобразии местных наличников. Задачи: выделить фразеологизмы, в состав которых входят лексические компоненты с названиями животных; проанализировать фразеологизмы по происхождению; охарактеризовать фразеологические группы («кошка», «собака»); выявить стилистические особенности фразеологизмов. Цель работы: выяснение причин и условий появления определённых художественных мотивов на оконных наличниках села Б. Барандат, их символического смысла, а также сохранение письменного и фотосвидетельства о культуре быта наших односельчан. Целью данного исследования является изучение фразеологических единиц, содержащих в своей структуре названия животных.

Слайд 11

Задачи: изучить документы по жизнедеятельности школы, личные дела учителей, личные и семейные архивы работников школы, документы военных лет; собрать и оформить воспоминания бывших выпускников и педагогов школы; собрать и оформить материалы об учителях – участниках войны; выявить характерные черты педагогического коллектива школы; пополнить музейный фонд школы. Задачи составить лексикографический портрет слова « пустыня»; проанализировать стихотворения А.С Пушкина на предмет использования в них концепта «пустыня»; сделать вывод о смысловом богатстве слова «пустыня», об уникальности словоупотребления в поэзии А.С. Пушкина; совершенствовать умения и навыки работы с художественным текстом. Цель: выявление наиболее характерных черт, присущих педагогическому коллективу Барандатской школы с первых дней её создания, определение роли педагогического коллектива в духовном и патриотическом воспитании учащихся и жителей села, вклада школы в образование и культуру села и района. Цель исследования: представление концепта «пустыня» в пространстве русского языка и в художественном мире А.С. Пушкина (на материале его стихов).

Слайд 12

Задачи исследования : изучить специальную литературу и публикации в периодической печати о русском народном костюме нашего края; собрать и проанализировать иконографический материал по теме; изучить материалы по реконструкции сибирского костюма известных мастеров из Омска и Новосибирска ( Репиной Т. М., Куликовой Т.Ю. и Рублевой Т.С.); исследовать особенности народного костюма нашей местности. Задачи : проследить наличие и повторяемость ключевых слов и символов в текстах народных песен. изучить лингвистические понятия: ключевые слова, символ, образ, повтор; определить значение ключевых слов и символов для создания эмоционально-психологического настроя песни, формирования других выразительных средств, для понимания текста песни. Цель исследования: комплексное изучение русского народного костюма Западной Сибири, выявление общих характерных особенностей костюма нашей местности. Цель: выявление таких понятий, как ключевые слова, символы, образы в русских народных песнях.

Слайд 13

Задачи: – рассмотреть евангельские истоки повести; – проанализировать особенности преломления евангельского сюжета о предательстве Иуды в произведении Л. Андреева. Задачи: изучить литературу и другие возможные источники информации по теме; выделить и описать наиболее важные факты и события из истории Гвардейского экипажа; проанализировать эти факты и события. Цель нашей работы заключалась в выявлении философской проблематики повести «Иуда Искариот» и позиции автора в отношении интерпретируемого им библейского сюжета. Цель работы : освещение роли Гвардейского экипажа в Отечественной войне 1812 года.

Слайд 14

Задачи работы : проследить историю изучения русской рок-поэзии, её отличительных особенностей как части русской литературы; проанализировать произведения А. Шаганова , Д. Варшавского, Ю. Шевчука, К. Кинчева и др. рок-поэтов с идейно-образной, содержательной позиций и с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств языка; выявить специфику использования православно-христианских мотивов в творчестве А. Шаганова и Д. Варшавского, Ю. Шевчука; влияние православия на творчество К. Кинчева ; особенности использования религиозных образов в русской рок-поэзии А. Башлачёва , И. Кормильцева и В. Бутусова .. Цель данной работы: выявление основных особенностей использования православно-христианских мотивов в современной рок-поэзии.

Слайд 15

Задачи : выявить исторические этапы формирования сибирского казачества, их отличительные черты по отношению к формированию российского казачества; проанализировать особенности сибирского казачества как субкультурного слоя в российской культуре; р ассмотреть традиционно-бытовой уклад казачества Западной Сибири в его отличительных чертах; в ыделить специфические особенности календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов, бытовавших в XIX - начале XX вв. Цель исследования: знакомство с духовной культурой сибирского казачества, с морально-нравственными законами существования казаков, их жизненными устоями.

Слайд 16

МЕТОДЫ

Слайд 17

Методы работы : работа с литературой и Интернет-ресурсами, сбор материалов по теме, изучение иконографического материала, анализ и описание фотоматериалов, беседа, наблюдение, сравнение, обобщение. Основные методы исследования : работа с литературой, Интернет-ресурсами, анализ, классификация. Методы: работа с документами и Интернет-ресурсами, сбор материалов по теме, анализ и описание фотоматериалов, изучение и анализ периодической печати, беседа, экскурсия в музей, наблюдение, обобщение. Методы исследования : работа с литературой, Интернет-ресурсами, анализ, классификация.

Слайд 18

Методы исследования: работа с литературой и Интернет-ресурсами, сбор материалов по теме, изучение иконографического материала, анализ и описание фотоматериалов, беседа, экскурсия в музей, наблюдение, сравнение, обобщение. Методы исследования : работа с литературой, Интернет-ресурсами, анализ, классификация. Методы , использованные при написании данной работы: метод тематического и лингвистического анализа, сравнительно-типологический, мировоззренческий, биографический.

Слайд 19

АКТУАЛЬНОСТЬ

Слайд 20

Актуальность работы заключается в том, что изучение предметов народного быта помогает понять культурное наследие народа, традиции и национальный характер, помогает сохранить письменное и фотосвидетельство о культуре быта наших односельчан Актуальность данного исследования продиктована необходимостью изучения взаимосвязи языка, мышления и культуры. Изучение устойчивых и неделимых словосочетаний очень актуально, потому что позволяют получить информацию о выразительности фразеологизмов и их культурно-информативной функции. Актуальность работы в том, что сегодня необходимо поднимать престиж учительской профессии в обществе, показывая роль учителя в жизни каждого человека и целой страны. Актуальность исследования заключается в том, что, изучая природу концепта, мы обогащаем свой ум, развиваем языковые способности, совершенствуем аналитические умения и навыки.

Слайд 21

Актуальность. Тема актуальна, поскольку в настоящее время в обществе наблюдается стремление к поиску настоящей, подлинной красоты, пробуждается интерес к народным корням, традициям, фольклору, к более глубокому пониманию настоящих художественных ценностей. Актуальность работы связана с тем, что рок-культура является неотъемлемой частью современной русской культуры. Всё это позволяет говорить о важности изучения русской рок-культуры для уточнения представления об особой картине мира, отражаемой в произведениях представителей русской рок-поэзии. Актуальность работы заключается в том, что изучение народного костюма помогает понять культурное наследие народа, традиции и национальный характер, помогает сохранить самобытность народа в быту и одежде.

Слайд 22

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 23

Объектом данного исследования являются наличники как отражение народного восприятия окружающего мира. Предмет исследования: тайны символики и своеобразие наличников села Большой Барандат. Объект исследования: русские фразеологические единицы. Предметом исследования являются фразеологизмы, в состав которых входят лексические компоненты с названиями животных. Объект исследования: стихи А.С. Пушкина. Предмет исследования: употребление слова «пустыня» в поэзии А.С. Пушкина. Объект исследования : русская народная культура западносибирского региона. Предмет исследования : русский женский крестьянский костюм нашей местности.

Слайд 24

Объектом исследования выступают культурно-исторические процессы в Сибири в период XVII - XX вв. Предметом исследования – особенности традиционной культуры сибирского казачества в период XIX - XX вв. Объектом исследования в данной работе является творчество А. Шаганова , Д. Варшавского, К. Кинчева , Ю. Шевчука, А. Башлачёва , И. Кормильцева и др. как представителей русской рок-поэзии. Предмет: использование православно-христианских мотивов в их творчестве. В качестве объекта исследования мы выбрали повесть «Иуда Искариот» как наиболее показательную для художественно-нравственной системы писателя. Предметом исследования выступала проблематика данной повести. Объект исследования: русский поэтический фольклор. Предмет исследования: ключевые слова и образы-символы в русских народных песнях.

Слайд 25

ПРОБЛЕМА

Слайд 26

Проблема . Сегодня при строительстве и декорировнии частных домов и коттеджей активно используются различные виды деревянной резьбы. При этом нередко происходит бездумное соединение различных стилей, форм, народное искусство подменяется кичем. На наш взгляд, это приводит к утрате самобытности, к искажению представления о собственной истории, о национальном характере. Проблема. Поверхностное, прямолинейное восприятие и толкование слова в художественном тексте ведёт к примитивному и ограниченному пониманию текста. По той же причине наши собственные тексты отличаются бедностью языкового оформления. Проблема . В современном самодеятельном искусстве часто элементы народной культуры подменяются псевдонародными, кичем. На наш взгляд, это приводит к утрате самобытности, к искажению представления о собственной истории, о национальном характере.

Слайд 27

Проблема. Лучшие образцы русской литературы XIX - XX веков тесно связаны с фольклорной традицией. Когда мы читаем литературные произведения, то не всегда правильно понимаем слова, символы, образы, либо, не понимая вовсе, пропускаем и не вдумываемся в смысл текста, образа. Это мешает по-настоящему видеть красоту художественного произведения, глубоко понимать его содержание. Проблема: в чём была необходимость и уникальность данного военного формирования? Проблемой настоящего исследования является противоречивый характер адаптации казачества Сибири к местным условиям, взаимосвязь материальных и духовных составляющих традиционной культуры сибирского казачества, взаимовлияние казачьей культуры и жизненного уклада и культуры и уклада местного населения и выходцев из других губерний.

Слайд 28

ГИПОТЕЗА

Слайд 29

Гипотеза. Каждый элемент декора в народном искусстве резьбы имеет своё значение, свой смысл. Необходимы знания знаковой системы народного искусства для понимания национального характера и истории народа и правильного использования фольклорной символики в современном дизайне. Гипотеза: изучение фразеологизмов с названиями животных позволяет лучше понимать культуру своего народа, осваивать выразительные средства языка. Гипотеза. Мы предположили, что в художественной литературе слово может приобретать значения, прямо противоположные тем, что зафиксированы в словарях. Расширение знаний о слове ведёт к расширению знаний о мире; помогает ориентироваться в сложной социокультурной ситуации.

Слайд 30

Гипотеза . В особенностях народного костюма той или иной местности отражаются особенности исторического, экономического и культурного развития, эстетические представления населения данного региона. Изучая народный костюм, мы понимаем свою историю и особенности национального характера Гипотеза. Если мы изучим символическое значение образов народных песен, то сможем глубже понимать содержание русской народной поэзии и художественных произведений, т.к. художественная литература и устное народное поэтическое творчество тесно связаны между собой.

Слайд 31

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 32

Новизна исследования заключается в представлении местного краеведческого материала по данной теме и в том, что тема мало изучена. Новизна работы состоит в том, что мы пытаемся истолковать произведения А.С. Пушкина через истолкование слова – концепта. Новизна исследования заключается в представлении местного краеведческого материала по данной теме и в том, что тема мало изучена. Новизна исследования в использовании местного материала.

Слайд 33

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Слайд 34

Теоретическая и практическая значимость данной работы . Данная работа позволяет узнать истоки появления художественных символов, украшающих оконные наличники, формировать представление о народном понимании красоты и своеобразии истории нашего села. Работа может представлять ценность для читателей, интересующихся историей сохранения самобытного искусства деревянной резьбы. Собранный материал поможет сохранить местные традиции украшения жилища. Кроме того, материалы исследования можно использовать на уроках истории по изучению родного края, на классных часах и музейных уроках.

Слайд 35

Практическая значимость работы в том, что знание фразеологизмов помогает в адекватном употреблении их в собственной речи, что придаёт ей образность, эмоциональную окрашенность и своеобразие, облегчает понимание различных текстов. Практическая значимость исследования: собранный материал поможет сохранить гуманистические традиции педагогического коллектива школы, формировать представление об истинной роли школы в истории нашего села. Материалы исследования можно использовать на уроках истории по изучению родного края, на классных часах и музейных уроках.

Слайд 36

Теоретическая и практическая значимость данной работы . Работа может представлять интерес для читателей, интересующихся историей сохранения самобытности национальной русской одежды. Собранный материал поможет участникам самодеятельных коллектив пересмотреть свой подход к выбору сценических костюмов и разработать их в соответствии с традицией. Кроме того, материалы исследования можно использовать на уроках истории по изучению родного края, на классных часах и музейных уроках.

Слайд 37

Теоретическая и практическая значимость работы в том, что, анализируя тексты народных песен, мы учимся понимать текст, чувствовать ценность каждого слова в тексте, ярко и точно выражать свою мысль. Всё это пригодится нам на уроках русского языка и литературы, а также при сдаче экзаменов. Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения рок-поэзии, а также полезны при разработке факультативных занятий. Теоретическая значимость работы в том, что она способствует расширению знания истории, этнографии, духовной культуры казаков, пониманию их роли в формировании нравственных ценностей и жизненного уклада. Практическое значение данное исследование может иметь при построении системы воспитательной работы в школе или учреждении культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Организация научно-исследовательской и краеведческой работы школьников

Данная работа является моим отчётом по теме самообразования....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющем ряд существенных отличий от основных тради...

Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске

Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....

Основы организации научно-исследовательской работы школьников

Основы организации научно-исследовательской работы школьников...

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы (НИР) школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализ...