Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы (НИР) школьников.
презентация к уроку на тему

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы (НИР) школьников Владимирова Людмила А лексеевна у читель английского языка МБОУ «Средняя школа № 7 имени Героя России А.А. Крупинова » г. Городец 2015-2016 учебный год

Слайд 2

Цели и задачи научно-исследовательской работы « Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания» Вахтерова В.П. «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу» Ричард Олдингтон Научно-исследовательская работа (НИР) представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать и аргументировать свои мысли. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую, и консультационную функции (консультирует, направляет и редактирует ). Целью НИР является всестороннее, достоверное изучение объектов, процессов или явлений, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания. Задачами научно-исследовательской работы учащихся являются: развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач; проведение анализа существующей в науке теории по тематике выполняемого исследования; проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике; демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные; привитие интереса к научной деятельности .

Слайд 3

С чего начать? Этапы выполнения НИР

Слайд 4

Этапы выполнения НИР ЭТАП 1.Подготовительный этап ЭТАП 2. Планирование ЭТАП 3. Исследование (теоретическое и практическое) ЭТАП 4. Анализ и обобщение результатов (выводы и рекомендации) ЭТАП 6. Публичная защита ЭТАП 5. Представление на рецензирование

Слайд 5

п роблематика, т ема, а ктуальность, ц ель и задачи, решение, п лан. І этап. Подготовительный этап ІІ этап. Планирование исследовательской работы м есто поиска информации, м етодология, с пособ представления информации, к ритерии оценки.

Слайд 6

ІІІ этап. Исследование теоретическое исследование, п рактическое исследование. анализ информации, в ыводы. І V этап. Выводы ф орма отчета (способ представления) результатов, з ащита НИР. V этап. Отчет и защита работы VI этап. Оценка процесса и результатов работы к оллективное обсуждение, с амооценка.

Слайд 7

Умение видеть проблему – свойство, характеризующее мышление человека. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не при­няло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Проблема должна быть реальной , а не ненадуманной. Проблема должна быть по силам , т.е. доступной. Сформулировать научную про­блему – значит показать умение отделить главное от второ­степенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизве­стно науке о предмете исследования. Подготовительный этап Постановка проблемы Актуальность

Слайд 8

удачная , точная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел , создавая предпосылки успеха работы в целом; т ема должна отражать суть исследования и соответствовать поставленной цели; т ема должна соответствовать способностям и возможностям школьника; т ема не должна быть слишком широкой; т ема должна увлекать, она должна быть интересна; т ема должна обладать научной новизной; т ема должна быть выполнима (в короткие сроки), решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования; т ема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необычности; т ема должна быть актуальной. Подготовительный этап Правила выбора темы

Слайд 9

Цель и задачи

Слайд 10

Объект исследования – это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? Как правильно определить объект и предмет исследования? Предмет исследования — это отдельные стороны объекта, его свойства, признаки и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе . Предмет должен отражаться в теме НИР. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? ОБЩЕЕ ЧАСТНОЕ

Слайд 11

Гипотеза исследования – это развернутое предположение , подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения , в результате которого ожидается достижение цели исследования . Гипотез может быть несколько. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена , либо опровергнута. Поскольку гипотеза содержит предположение , то это должно звучать и в ее формулировке. Выдвижение гипотезы

Слайд 12

В чем заключаются новизна и значимость исследования? Научная новизна – это критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных. Практическая (теоретическая) значимость работы – раскрытие практического (теоретического) значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась ? Обычно описание практической (теоретической) значимости исследовательской работы можно начать так: " Практическая (теоретическая) значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".

Слайд 13

Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы. Часто в НИР проводится простое перечисление методов исследовательской работы, но можно и пояснить свой выбор, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели. Виды методов исследования: наблюдение, интервью, а нкетирование, о прос, с обеседование, т естирование, ф отографирование, с чет, и змерение, с равнение, а нализ, м оделирование, и сторический, изучение и обобщение, анализ и синтез и пр. Методология КАК достичь цели?

Слайд 14

Комплектность НИИ т итульный лист, с одержание, в ведение, основная часть (теоретическая и практическая части), з аключение, с писок использованных источников и литературы, приложения (при необходимости), отзыв научного руководителя

Слайд 15

Титульный лист первая страница работы (не нумеруется, но учитывается в общей нумерации), полное название ОУ, где выполнена работа, н азвание темы, ФИ выполнившего работу, н аучный руководитель ( учитель, предмет, ученые степени ), город и год выполнения

Слайд 16

Содержание в торая страница работы (не нумеруется, но учитывается в общей нумерации), з аголовки разделов, подразделов, глав с указанием страниц, с многоточием, выравниванием

Слайд 17

п роблема тема, актуальность, цель и задачи, предмет и объект, научная новизна, методология, гипотеза, предполагаемый результат, п рактическая (теоретическая) значимость. ВВЕДЕНИЕ

Слайд 18

Основная часть Теоретическая часть Практическая (исследовательская) часть Обзор литературы по теме сравнение, анализ, сопоставление данных литературы по проблеме, собственный подход, ссылки на источники, краткий вывод Анализ полученных в ходе исследования данных иллюстрации (с ссылками), сопоставление с изученной литературой, краткий вывод Заключение и тоги исследования, п одтверждение/опровержение гипотезы, р езультаты, выводы, с равнение полученных данных с известными данными, р екомендации, НЕЛЬЗЯ: таблицы, графики, ссылки

Слайд 19

Список использованных источников и литературы последовательность официальных документов: Конституции, Кодексы, Законы, Указы Президента, Постановление Правительства, другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.), равнозначные источники в алфавитном порядке, ФИО автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц, д ля статей – номер страницы, литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления, после заключения, последовательность: ГОСТы и сборники документов, учебники и учебные пособия, книги (с одним автором, с двумя авторами и т.д.), статьи из газеты или журнала, статьи из энциклопедии или словаря, электронные ресурсы,

Слайд 20

Приложения п оследние страницы НИР, п осле списка литературы, в правом верхнем углу – Приложение 1 и его название, к аждое – на новой странице, и ллюстрации, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии, дополнительные расчеты, тесты, памятки и т.д., номер приложения соответствует порядку ссылки на него в тексте, н е входит в общий объем работы, н а листах формата А4 (допускаются форматы А3, А2, А1

Слайд 21

Рецензия научного руководителя с оответствует ли заявленная тема работы ее содержанию, смог ли автор обосновать актуальность выбранной темы, п равильно ли поставлены цели и задачи, с оответствуют ли им полученные выводы, в озможна ли практическая применимость данной научной работы, с оответствует ли качество оформления работы действующим правилам и стандартам

Слайд 22

Типичные ошибки в практике исследовательских работ В чем моя ошибка? з амена исследовательской работы рефератом, з амена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логически выстроенных отрезков из разных научных источников, о тсутствие законченности в работе, н елогичность содержания, н есоответствие полученных результатов поставленной цели, о тсутствие необходимых элементов содержания (выводов, заключения, гипотезы и пр.) н есоответствие работы требованиям к ее оформлению, н еспособность грамотно вести дискуссию по защите и отвечать на вопросы аудитории.

Слайд 23

Отличия исследования от реферата ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЕРАТ всесторонний анализ проблемы ( ее аспектов) развернутое сообщение по определенной теме обоснованное авторское мнение без субъективной оценки составителя введение (научная новизна, гипотеза) , основная часть (теоретическая, практическая), заключение (выводы, рекомендации, подтверждение/опровержение гипотезы, практическая/теоретическая значимость) введение, основная часть, заключение (выводы)

Слайд 24

Отличия исследования от проектирования ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТ по определению процесс выработки новых знаний (поиск истины) комплекс действий, завершающихся созданием продукта (решение практической задачи) 2. по цели уяснение сущности явления, истины реализация проектного замысла 3. по наличию гипотезы подразумевает наличие гипотезы нет исследования в проекте – нет гипотезы 4. по продукту получение новых знаний, истинное творчество, новый интеллектуальный продукт выработка конкретного варианта изменения элементов среды

Слайд 25

Условия эффективности организации НИР з начимость и актуальность выбранной темы, з накомство с достаточным объемом литературы по исследуемой проблеме, ч еткая постановка цели и задач, у мелая формулировка выводов и соответствие их поставленной цели, п равильный выбор и освоение методики исследования, г рамотное планирование и поэтапное распределение работы, у чет индивидуальных способностей и возможностей юного исследователя, к ачественная обработка (интерпретация) собранного материала, и спользование межпредметных связей, с облюдение требований к оформлению работы.

Слайд 26

Какого ребенка выбрать ? Основные признаки, характеризующие подходящего школьника для НИР у влеченность, заинтересованность и готовность принять участие в исследовании, у мение задавать себе множество вопросов по исследуемой проблеме и находить на них ответы, у мение мыслить образно (моделями), обобщать, анализировать, гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по своим признакам, хорошая память, способность быстро запомнить информацию и воспроизвести ее, с пособность генерировать идеи, предвидеть, фантазировать, у мение четко формулировать свои мысли вслух и письменно, задачи, выводы, противоречия, с пособность к публичному выступлению, умение держаться, быть интересным и уверенным в себе, быстро и адекватно реагировать на вопросы и реплики из зала, у мение выразительно, эмоционально, убедительно, интересно и заинтересованно говорить.

Слайд 27

Список использованной литературы Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. - Народное образование, 2000. Коростелёва В. А. Сущность исследовательской деятельности (на примере исследовательской деятельности по географии), 2011. Леонтович . А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование, 1999 . № 10. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся, 2004. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: Просвещение , 1975. Салмина М.С. «Организация научного общества учащихся» Издательство «ЧГУ» Челябинск , 2001. http:// obuchonok.ru/oformlenie-raboty http ://www.academia.edu/4846932/ Научно- исследовательская_работа_школьников http:// darviarush.narod.ru/notikoj/nauchnaya_novizna.doc http:// www.kakprosto.ru/kak-78539-kak-napisat-issledovatelskuyu-rabotu-shkolniku http://ru.wikihow.com/ написать-научно–исследовательскую-работу http://www.myshared.ru/slide/479286 / http://www.myshared.ru/slide/926200 / http://www.myshared.ru/slide/1055872 / http:// www.ifap.ru/library/gost/7322001.pdf http://rudiplom.ru/help/gosty/gost7184/

Слайд 28

ЖЕЛАЮ УДАЧИ В ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы

Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо  явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...

Методические рекомендации к организации итоговой коллективной работы на тему "Русский изразец"

Примерное описание рекомендаций при выполнении коллективной работы по разделу "Русский изразец"...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы (обучающихся) студентов  специальность 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при написании доклада по истории

Методические рекомендации для студентов при написании доклада по истории, а также примерные темы докладов....

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников с нарушением зрения

Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о  психофизических особенностяхдетей с нарушением зрения и основных требованиях к организации обучения лиц данной категории в...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине:«Математика» по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения» по специальности 120714 «Земельно-имуществе

Методическая разработка для организации научно- исследовательской работы  (далее НИР) по дисциплине « Математика» предназначена для студентов первого курса по специальности 120714 «Земельно-имуще...

Методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы для обучающихся

Методические рекомендации разработаны для обучающихся школ. В них показаны основные требования, предъявляемые к оформлению исследователтских работ....