Методические материалы для начальной школы по предмету "Окружающий мир"
олимпиадные задания

Олимпиады, конкурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

При личностно-ориентированном обучении выбор дает возможность ребенку выбрать для себя тот способ ответа, при котором он ощущает уверенность в себе, а значит более полно проявляет свои знания, умения, отношения и т.д. Более того, владение разными способами ответа стимулирует разностороннее развитие личности ребенка.

Так, осуществляя контроль по теме: «Мы и наше здоровье», учащимся можно предложить :

  1. Взаимный опрос на знание определений.
  2. Реши кроссворд.
  3. Выполнить тест.
  4. Устный ответ на предложенные вопросы.
  5. Собери пословицы и поговорки

1. Взаимный опрос на знание определений (по терминам, изученным по данной теме).

Задание - сформулировать определения к следующим терминам: аллергия, анатомия, дыхательная система, зрение, инфекционные болезни, кожа, осязание, обоняние опорно-двигательная система, организм человека, пигмент, пищеварительная система, слух, физиология.

2.Кроссворд:

http://kladraz.ru/images/3-2(3).jpg

1. Отгадайте загадку и узнаете, чем нужно заниматься, чтобы быть здоровыми.

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Стать красивым, как скульптура,

Нам поможет... (физкультура).

2. Синоним слова «распорядок», его необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым. (Режим.)

3. Расположите буквы в порядке возрастания и узнаете, что еще укрепляет наше здоровье.

http://kladraz.ru/images/3-3(3).jpg 

4. Что еще необходимо для того, чтобы мы были здоровыми, подскажет поговорка: «... — залог здоровья». (Чистота.)

5. Должна быть полезной, содержащей необходимое человеку количество витаминов, минералов, белков и углеводов... (Пища.)

6. Здоровье невозможно без хорошего настроения. А вот залогом хорошего настроения можно, без сомнения, назвать то, от чего становится светлее новый день, просыпается в небе радуга, становится всем теплее. Что же это? (Улыбка.)

7. Отгадайте пропущенное слово. «Где (здоровье) — там и красота».

3. Тест по теме: «Мы и наше здоровье»

учащегося 3 класса ________________________________________

  1.Зачем нужно знать свой организм?

  • Чтобы сохранять и укреплять здоровье;
  • Чтобы мыслить, говорить, трудиться;
  • Чтобы умело использовать свои возможности.

 2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?

  • Физиология;
  • Зоология;
  • Анатомия.

 3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

  • Глаза, лёгкие, желудок, кожа;
  • Сердце, головной мозг, почки;
  • Печень, селезёнка, уши, желчь.

 4.Сколько органов чувств вы знаете?

  • 7;
  • 6;
  • 5.

 5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

  • Без кишечника;
  • Без головного мозга;
  • Без селезёнки.

 6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

  • Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
  • Горбатый, бледный, хилый, низкий;
  • Стройный, сильный, ловкий, статный.

 7.Соедини линиями органы и их функции:

глаза                                                   орган осязания

уши                                                     орган вкуса

нос                                                      орган зрения

кожа                                                   орган обоняния

язык                                                    орган слуха

 8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

  • Делает кожу мягкой и упругой;
  • Делает кожу крепкой и сильной;
  • Делает кожу ловкой и стройной.

9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

  • Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
  • Мочалка, мыло, полотенце, крем;
  • Гуталин, обувная щётка, клей.

 10.Какова роль скелета человека?

  • Защищает внутренние органы от повреждений;
  • Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;
  • Является опорой тела.

 11.Какой орган расположен внутри черепа?

  • Почки;
  • Головной мозг;
  • Селезёнка.

 12.От чего зависит осанка человека?

  • От скелета и мышц;
  • От связок и сухожилий;
  • От хрящей и костей.

 13.Для чего человеку нужна пища?

  • С пищей человек получает питательные вещества;
  • С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
  • С пищей человек получает воду и витамины.

 14.Где начинается пищеварение?

  • Во рту;
  • В желудке;
  • В кишечнике.

 15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

  • Благодаря крови;
  • Благодаря нервным волокнам;
  • Благодаря мышцам.

 16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

  • Кислород;
  • Углекислый газ;
  • Азот.

 17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?

  • В носу;
  • В бронхах;
  • В лёгких.

 18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?

  • Через печень, кишечник, мочевой пузырь;
  • Через кожу, почки, лёгкие;
  • Через сердце, желудок, желчный пузырь.

4. Задания для устного ответа по теме «Мы и наше здоровье»

1.Ответ у доски.

Ответь на любые три вопроса:

1.Что такое живой организм? В чем особенности организма человека?

2.Каковы есть органы в человеческом организме? Каковы их функции?

3.Что образуют органы, выполняя общую работу?

4.Чем занимаются науки: анатомия, физиология, гигиена?

5.Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

2.Фронтальный опрос (возможно проведение в форме викторины).

Вопросы:

1.Какие «охранные посты» не пропускают в твоё тело невидимых врагов?

2.Куда посылает «телеграмму» мизинец, если ты его уколешь?

3. Почему на сломанную руку или ногу накладывают гипс?

4. Почему собака так жадно ищет весной зелёную травку?

5. Почему считают, что лучший отдых - не покой, а перемена деятельности?

6.Наблюдал ли ты, как умываются разные звери и птицы?

7. Почему говорят: «В здоровом теле - здоровый дух»?

8. Что означает поговорка: «Недосол - на столе, пересол - на спине»?

9. Главные силачи человека. Что это?

10.Как называется удивительная «погранзастава», находящаяся справа от желудка, которая пропускает через себя полтора литра крови в минуту, уничтожает микробы и обезвреживает яды?

11. Как называют людей, отдающих больным свою кровь?

12. Кто всему голова у человека?

13. Назови пять главных помощников мозга.

14. Как называется насос для перекачки крови?

15.Как нужно заниматься закаливанием?

16.Как правильно закалять свой организм воздухом, водой, солнцем?

17. Как уберечь себя и окружающих от инфекционных болезней?

5. Собери пословицы и поговорки. 

Пословицы о здоровье и нездоровье

Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.

Здоров будешь - всё добудешь.

Здоровье не купишь – его разум дарит.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Не рад больной и золотой кровати.

У кого болят кости, тот не думает в гости.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Ребёнком хил, так и взрослым гнил.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДЫ, ВИКТОРИНЫ, ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - как самостоятельные мероприятия и как элементы урока  для повышения у детей познавательной активности и повышения мотивации учения.

Игра-викторина «Обо всем понемногу»

Цель: повышение интереса детей к предмету, показать учащимся важность разумного использования и охраны окружающей природы.

Игра рассчитана на один урок, может проводиться в рамках предметной недели. Содержание заданий викторины способствует не только актуализации ранее накопленных знаний, но и расширению их знаний по окружающему миру.

Урок-викторина по окружающему миру «Эта удивительная природа»

Викторина проводиться как урок обобщения и закрепления пройденного материала по разделу «Эта удивительная природа». К данному уроку учащиеся дома, используя дополнительные источники информации (помимо учебника), должны были проработать вопросы, не освещенные в учебной литературе: «Какие законы природы Вы знаете?», «Назовите заповеди юных любителей природы», «Какие экологические правила Вы знаете, чтобы водоемы были чистые?», «Какие экологические правила Вы знаете, чтобы леса были чистые?», «Какие экологические знаки Вы знаете, и где Вы их видели?»

Цели урока-викторины: повышение мотивации младших школьников к изучению природы, экологии; развитие наблюдательности и расширение круга интересов, обучающихся; развитие и тренировка логического мышления, памяти, внимания; воздействие окружающей средой на эмоции и чувства школьников; выработать у детей экологическое сознание.

Олимпиада по окружающему миру .

Каждая подготовка к олимпиаде, викторине и проч. – стимулирует когнитивную активность учащихся, раскрывает их личностные возможности.  

Так, например, в процессе организации олимпиады, разрабатываются разноуровневые олимпиадные задания, с учетом умственных способностей всех категорий учащихся. Благодаря данному подходу, в мероприятие вовлекаются учащиеся с разными уровнями знаний. По результатам выполненных заданий делается вывод о сформированности знаний учащихся, что позволт учителю организовать индивидуальные и групповые дополнительные занятия для коррекции знаний, умений и навыков детей.

Цели и задачи: обобщить и расширить знания младших школьников, полученные на уроках окружающего мира, возбуждение интереса ученика к предмету, научить учащихся решать сложные и интересные задания, требующие не только знания учебного материала, но также способствующие развитию логического мышления, развитие умственных способностей.


Игра-викторина «Обо всем понемногу»

Цель: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

Оборудование: компьютер, проектор, фишки за правильный ответ, грамоты

Ход игры:

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: в поле, в лесу, на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы. Давайте разделимся на 3 команды. Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри, а за правильный ответ вы будете получать фишки. Та команда, которая наберет больше фишек – победит.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

(Л.Дайнеко)

1. Разминка (вопросы выведены на слайдах – для проверки правильности – на следующем слайде выводится ответ) – по 3 вопроса каждой команде

- Назовите трех русских богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)

- Какой предмет из сказки «Мороз Иванович» уронила Рукодельница в колодец? (веретено)

- Какие ноги у жирафа длиннее? (ноги у жирафа одинаковые)

- Сколько ног у паука? (у паука 8 ног)

- Кого называют «пернатой кошкой» (сову)

- Каким насекомым хлопают в ладоши (комарам и моли, когда хотят их убить)

- отгадайте загадку: «Вот бочонок с шапочкой с дерева упал, год прошел – и деревцем маленьким он стал. (Желудь).

- Они очень маленькие, их не видно, но от них можно заболеть (микробы)

- отгадайте загадку: «Не Солнце, не огонь, а светит» (светлячок)

2. «В мире животных» (вопросы по порядку выводятся на слайды)

- Какое животное собирает яблоки спиной? (ежик)

- У какого хищного зверя наших лесов след похож на след человека? (у медведя)

- Какое животное является санитаром леса? (волк)

- Что регулярно делает кабан, что ухаживать за своей шкурой? (валяется в лужах грязи)

- Этим юрким животным легко найти приют в узкой расщелине и под камнями, где они могут спрятаться от жары. Потеря хвоста для них – не беда, так как быстро вырастает новый. О каком животном идет речь? (ящерицы)

- Как называются детеныши овцы? (ягнята)

3. «Царство растений» (вопросы показываются на слайдах)

- Назовите растение, цветы которого появляются первыми и без листьев? (мать –и –мачеха)

- Назовите траву, которую на ощупь узнает даже слепой? (крапива)

- В России, как и во многих странах, это растение называют «цветком солнца», а из его семян изготавливают полезное масло? (подсолнух)

- Из этого растения плетут весенние венки, а когда оно отцветет- разлетается на все стороны? (одуванчик)

- Отгадайте загадку о этом растении и овоще: «На грядочке -зеленые, а в баночке – соленые: (огурец)

Это дерево ежегодно ранней весной поит людей своим полезным соком? (береза)

4. «Птичье гнездышко» (вопросы на слайдах)

- Назовите самую маленькую птичку на земле, которая летает хвостом вперед? (колибри)

- Какие птицы не умеют летать? (пингвины, киви и страусы)

- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

- Какая птица не несет яйца, а из него вылупляется? (петух)

- Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)

- Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (птицы бросают гнезда)

5. «Правда ли, что…? (вопросы на слайдах)

- медведь сосет зимой лапу? (зимой медведь закрывает лапой свой нос. От теплого воздуха на лапах начинает облазить кожа, чтобы уменьшить боль, медведь эту лапу лижет)

- муравьи никогда не спят? (да. Это правда)

- после укуса человека –пчела умирает? (да. правда)

- проходя по лесу зимой, можно встретить ежа? (нет. Зимой ежи спят)

- клесты выводят своих птенцов в самые лютые морозы? (да, гнездо клестов пропитано смолой и совсем не пропускает холодный воздух, а пух птиц согревает птенцов)

- перед наступлением холодов «божьи коровки» улетают, как и птицы, в теплые края на зимовку, а весной возвращаются обратно? (да. Они летят стаями на большой высоте)

6. «Грибное лукошко» 

- У этих грибов шляпки могут быть разного цвета: синие, красные, желтые, зеленые и фиолетовые. А название одно. Какое? (сыроежки)

- В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую – блестят, будто смазанные маслом? (маслята)

- Эти грибы растут на пнях целыми семьями. С одного пня или дерева можно собрать полное лукошко? (опята)

7. «Ягоды – дары природы» (смотри вопросы на слайдах)

- Какая ягода бывает черной, белой и красной? (смородина)

- В одной сказке мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать из-под снега зимой свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Какие это ягоды? (клюква)

- Какие ягоды радуют нас в парках и лесах среди снежной зимы, а многих птиц спасает от голода? (рябина)

- Какая ягода получила свое название из-за темно-синего, почти черного цвета, а у всех, кто ей лакомится – зубы и язык на некоторое время становятся чернильно – синими? (черника)

- В сушеном виде это ягода называется изюм. Какое название она имеет в свежем виде? (виноград)

- Отгадайте загадку: «Спелая, сладкая, красная, ароматная. В лесу растет Клубника, а в лесу - (земляника)

8. «Угадай по описанию» (описание выводится на слайде)

- «Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана» (голубой кит)

- «Я самый высокий в мире. В моей шее всего 7 позвонков, как в шее человека. Питаюсь я преимущественно листьями. Если захочу достать траву, мне нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли» (жираф)

- «У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я хорошо плаваю. Зимою я сплю, зарывшись в грунт на дне пруда» (лягушка)

- «Я –огромный пушистый зверь, длиной до 3 м и весом более тонны. Я хорошо плаваю, загребая своими огромными лапами, охочусь не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу сижу у лунки, поджидая тюленя. Живу я там, где всегда холодно» (белый медведь)

- «Я – чемпион по выживанию в условиях пустыни. Я отлично переношу суровый климат, морозы, засуху. Летом выдерживаю без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды могу выпить до 120 литров воды. А свои запасы воды и пищи ношу в своих горбах» (верблюд)

- «Я –полярный житель и близкий родственник тюленя. Я большой и сильный, и мало кто решается напасть на меня. У меня два длинных клыка, которые я использую при драках, а также, чтобы выбраться на лед для отдыха» (морж)

Заключение:

Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много – а она одна!

Слово для подведения итогов предоставляется уважаемому жюри. (Объявление победителей и вручение грамот).

Урок-викторина по окружающему миру «Эта удивительная природа»

Для участия в викторине требуются тщательная подготовка, общая эрудированность игроков, умение применять знания в нестандартных ситуациях.

В игре могут участвовать две или три команды. Количество, объем и степень сложности заданий выбираются в зависимости от уровня подготовленности, потенциала обучающихся и количества команд. Командам заранее дается домашнее задание.

 В течение игры жюри периодически объявляет промежуточные итоги.

Цели игры:

обобщение и закрепление пройденного материала по теме «Эта удивительная природа», пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, экологии; расширение кругозора обучающихся; продолжение развития и тренировки логического мышления, памяти, внимания; воспитание чувства любви и уважения к окружающему миру; формирование у детей экологического сознания.

Материалы: задания для конкурсов, листы бумаги, ручки, карандаши, секундомер, музыкальное сопровождение, колокольчики, свисток, краски.

Оценивание конкурсов: максимально 5 баллов;

Вступление учителя:

Я не хочу такого мира.

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни человек:

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен, будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой

И шумным плеском родника,

И гроздям рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…

Учитель: Нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, цветут цветы, весело поют птицы. Это природа! Человек – ее часть. Природа нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек благодарен ей? Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем ее беречь.

Конкурс 1. "Домашнее задание"

Капитаны команд представляют участников, рассказывают о названии и эмблеме.

1 КОМАНДА

Название: “Юные друзья леса”.

Девиз: Звери, птицы, лес и я – вмести дружная семья.

Песня:

Нам птицы просигналили подъем.

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой родины.

Мы сами написали в своей зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья –

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я.

Нам солнце улыбнется веселей,

И каждый день нам радостным покажется.

Природа дарит людям чудеса.

А мы ее помощницы.

2 КОМАНДА

Название: “Зеленый патруль”.

Девиз: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Песня:

Если б только-только-только. Если б только на планете

Если б только все земляне все живое берегли,

То возможно-можно-можно, то наверно-верно-верно,

Книги красной точно-точно никогда б не завели!

А-а! Здравствуйте горы вот такой вышины!

А-а! Здравствуйте реки вот такой ширины!

А-а! Крокодилы, бегемоты! А-а! Обезьяны, кашалоты!

А-а! И зеленый попугай! А-а! И зеленый попугай!

И пускай у этой речки, и пускай в зеленой роще,

И пускай в лесу тенистом слышен голос птичьих стай.

И запомни - помни-помни, что беречь природу надо.

Всем на этом белом свете ты, как можешь, помогай!

Конкурс 2. "Разминка"

Команды по очереди отвечают на вопросы, которые написаны на лепестках астры. Капитаны команд отрывают лепестки и читают вопрос. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получают команды-соперники.

Вопросы конкурса:

1 КОМАНДА

1. Самая маленькая птица? (Колибри)

2. Где снег быстрее тает – в лесу или на поле? (На поле)

3. Кто спит головою вниз? (Летуча мышь)

4. Красавица русского леса? (Береза)

5. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

6. Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные)

7. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (Лиственница)

8. Как называют зайчат, рожденных осенью? (Листопаднички)

9. Чем размножается клубника? (Усами)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

11. Углубление в дереве, где живет белка? (Дупло)

12. Птенцы, которые не знают своей матери? (Кукушка)

13. Лягушка – это домашнее животное? (Нет)

14. Кто круглый год серый? (Волк)

15. Смена шерсти у животных? (Линька)

16. не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар)

17. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а серединка желтая? (Ромашка)

18. Летом бежит, зимой спит, весна настала опять побежала? (Река)

19. Зеленый покров земли? (Трава)

20. В какое время года для животных много корма? (Летом)


2 КОМАНДА

1. Какое дерево единственное в мире имеет белую кору? (Береза)

2. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)

3. Какой еж не колется? (Новорожденный)

4. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

5. Пингвин – птица или животное? (Птица)

6. Какое животное почти всегда живет под землей? (Крот)

7. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)

8. Не рыбак, а сети расставляет? (Паук)

9. Коллекция засушенных растений? (Гербарий)

10. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)

11. Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (Птицы)

12. На белой ножке, на шляпке горошки, люди говорят, что в нем яд? (Мухомор)

13. Когда больше грибов весной или осенью? (Осенью)

14. Какой лесной зверек сушит себе грибы на деревьях? (Белка)

15. Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)

16. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

17. Она имеет исток, притоки и устье? (Река)

18. Много рук, а нога одна? (Дерево)

19. Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (Нет)

20. Что делает зимой еж? (Спит)

Конкурс 3. "Мы – экологи"

Ребятам предлагается вспомнить, какие законы охраны природы они знают.

Пусть участники команд постараются за пять минут вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы.

Участники команд записывают на листе бумаги заповеди юных любителей природы и отдают их членам жюри.

Примерные ответы:

Не рвать дикорастущие растения.

Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.

Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.

Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.

Не разжигать в лесу костры.

Не оставлять в лесу бытовой мусор.

Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.

Не уносить из леса диких животных.

Конкурс 4.   Экологическая игра «Разрешается, запрещается».

1-й ученик. О том, как хороша природа, нечасто говорит народ

Под этой синью небосвода, над этой бездной, синью вод.

2-й ученик. Не о закате, не о зыби, что серебрится вдалеке, –

Народ беседует о рыбе, о сплаве леса на реке.

3-й ученик. Не глядя с берега крутого на розовеющую гладь,

Порой одно он скажет слово, и это слово – благодать.

Учитель. Чтобы река осталась чистой и полноводной, человек должен выполнять экологические правила.

Задание: Расставьте экологические знаки около реки и определите, какие из них запрещающие, а какие разрешающие:

Вырубка леса.

Мойка машин.

Стиральный порошок.

Закрывать воду в кране.

Консервная банка.

Разбитые бутылки.

Катание на лодке.

Ловля рыбы.

Купание.

Ловля лягушек.

Конкурс 5. "Экологический плакат"

Одному или двум участникам каждой команды выдается лист бумаги, краски, карандаши и предлагается задание за определенное время (по усмотрению учителя) нарисовать плакат на экологическую тему. Плакаты вывешиваются на специально подготовленных стендах и демонстрируются членам жюри.

Конкурс 6. "Найди ошибку"

Команды получают конверты с фразами – утверждениями. Необходимо исправить ошибки и отдать верные ответы членам жюри.

Конверт. Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.

(Ответ: В лесу нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных. Нельзя рвать цветы, они могут исчезнуть. Костер можно разводить только в специально отведенных местах. Диким животным нельзя питаться той пищей, которой питаются люди. Нельзя оставлять в лесу упаковку и другой бытовой мусор. Природа не в состоянии его переработать. Нельзя брать домой диких животных, они могут погибнуть.)

Конкурс 7. "Собери приметы"

Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится по три или четыре народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету), записать ее на листочке бумаги и передать членам жюри.

Народные приметы:

В августе до обеда – лето, после обеда – осень.

Птицы низко летают – к дождю.

Много ягод к холодной зиме.

Зацвела рябина – наступит тепло.

Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.

Появились опята – лето кончилось.

Поздний гриб – поздний снег.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

В феврале иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.

Синие облака в апреле – к теплу и дождю.

В апреле вечерняя заря багрово-красная – к ветру и осадкам.

Май холодный – год хлебородный.

Увидел скворца – значит весна у крыльца.

Дуб перед ясенем лист пустил – к сухому лету.

Пока жюри оценивает предыдущие конкурсы и подводит итоги учащимся загадывают загадки.

Загадки

На припеке  у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит малый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки.

(Ответ: земляника.)

Сидит – зеленеет,

Летит – желтеет,

Падает – чернеет.

(Ответ: лист.)

Я – вода, да по воде же и плаваю.

(Ответ: лед.)

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Ответ: сорока.)

В поход идут и дом берут,

В котором дома не живут.

(Ответ: палатка.)

Всю ночь по крыше

Бьет, постукивает,

Бормочет и поет,

И убаюкивает.

(Ответ: дождь.)

Летит птица орел,

Несет вклюве огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто ее не поймает.

(Ответ: молния.)

Похож ясвиду на горох,

Где я пройду – переполох.

(Ответ: град.)

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округе полила. (Ответ: гроза.)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

(Ответ: дятел.)

При остатке времени с учащимися проводится игра.

Игра "Прилетели птицы"

Ведущий называет птиц, и если ошибается, болельщики должны хлопать в ладоши:

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Жюри объявляет итоги игры, вручает грамоты и призы победителям.)

Учитель: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Берегите природу!

Заключение

Мы речь свою ведем о том.

Что вся Земля – наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь.

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над ней и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Все: Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!


Олимпиада по окружающему миру. 3 класс

Вопросы

  1. Почему обыкновенный хлеб причисляют к чуду, к величайшим изобретениям человечества?
  2. Почему свёклу называют «северной сахарницей»?
  3. Ещё у древних славян бытовала пословица «У кого в чём счастье, а у свиньи в корыте»
  4. Почему собака в жару высовывает язык?
  5. У свеклы-…, у салата - …, у сливы - …, у розы - …., у сахарного тростника - …
  6. Как называют плодородный слой земли?
  7. Какая нить в природе самая тонкая?
  8. Что делит Землю на Северное и Южное полушария?
  9. Какая часть света состоит из двух материков?
  10. Где климат суровее: на Северном или Южном полюсе?
  11. В каком лесу темнее: в хвойном, лиственном или смешанном?
  12. Зачем страус голову в песок прячет?
  13. Каких ты знаешь животных, в названии которых всего лишь три буквы?

Ответы

  1. Это основной продукт питания. Одно из основных свойств хлеба – его неприедаемость – это уже чудо.
  2.  Из свеклы получают сахар.
  3.  Свинья быстрорастущее животное, и с его ростом ему необходимо постоянно увеличивать кормовые порции. Свиньи требовательны и разборчивы в еде.
  4.  Она высовывает язык для его охлаждения.
  5.  Свёкла – корнеплоды, листья; у салата – листья ; у сливы – плоды; у розы – лепестки; у сахарного тростника – стебель
  6.  Чернозём
  7. Паутина
  8.  Экватор
  9.  Америка
  10.  На Южном полюсе
  11.  Темнее в хвойном лесу
  12.  В целях санитарно–профилактических. От горячего песка погибают все паразиты на голове.
  13.  Рыбы – сом, язь, сиг, птицы – сыч, чиж, ара, беспозвоночные – рак, жук, оса, млекопитающих – лев, кот, бык, вол, и др.



Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТНЫЕ РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

С целью повышения требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося

Дифференцированные задания для учащихся 3 класса

«Окружающий мир» А.А. Плешакова.

Тема «Земля – наш космический корабль». 

Задание 1. Что изучает астрономия? Какие космические тела ты знаешь? Запиши. Запиши названия всех планет.

Задание 2. Прочитай и вставь пропущенные слова. Самая большая планета – …, самая маленькая планета – … .

Перечисли планеты, у которых есть естественные спутники.

Задание 3. Есть ли сходство между Солнцем и планетами? Если да, то какое? А в чем их различие? Запиши.

Задание 4. Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как ты это объяснишь? Ответ запиши.
Тема «О чем рассказывает глобус». 

Задание 1. Что такое глобус? Выбери и запиши правильный ответ. а) земной шар; б) модель Земли; в) поверхность Земли; г) шар с рисунками.

Каким цветом на глобусе обозначена суша? Выбери правильный ответ и запиши. а) голубым; б) коричневым; в) зеленым; г) желтым.

Задание 2. Прочитай предложение и вставь пропущенные слова.

Самая северная точка нашей планеты называется …, а самая южная – … . Смена дня и ночи происходит из-за того, что Земля вращается … . Смена времен года происходит из-за того, что Земля вращается … .

Задание 3. Почему глобус можно назвать замечательным изобретением человека?

 Задание 4. Подумай, происходила бы на Земле смена времен года, если бы земная ось была расположена не наклонно по отношению к Солнцу, а вертикально? Обоснуй свой ответ.

 Тема «Путешествие по карте России».

Задание 1. Прочитай предложения, вставь пропущенные слова. От западных границ России до Уральских гор раскинулась обширная … равнина. Берега России омывают моря трех океанов: …, …, … . Самое большое озеро в России - … . Из-за его огромных размеров его даже называют … .

Задание 2. Выпиши из каждого ряда слов лишнее. Обоснуй свой выбор. Балтийское море, Черное море, Каспийское море, Баренцево море. Волга, Байкал, Енисей, Обь. Таймыр, Камчатка, Ямал, Сахалин.

Задание 3. Чем отличается озеро от моря? Запиши. Каспийское море – это море или озеро? Докажи.

Задание 4. Природа каких мест в нашей стране (моря, реки, озера, горы, …) особенно пострадала от рук человека и сейчас тяжело больна? Напиши ответ, обоснуй его.

Тема «Природные зоны нашей страны».

Задание 1. Перечисли природные зоны нашей страны.

Задание 2. Прочитай предложения и вставь пропущенные слова. Северные районы нашей страны получают от Солнца … тепла, южные - … . Вот почему природа изменяется с … на … . Нарисуй схему нагревания Земли.

Задание 3. Представь себе, что ты наблюдаешь за Солнцем из разных природных зон нашей страны. В какой природной зоне Солнце совсем низко поднимается над горизонтом, а в какой особенно высоко? Запиши ответ и обоснуй.

Задание 4. Как изменяется продолжительность лета и зимы от одной природной зоны к другой? Запиши ответ и обоснуй.

Тема «В Арктике». 

Задание 1. Выбери те предложения, в которых описываются природные условия Арктики. а) Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом; б) Океан и острова покрыты толстым слоем льда; в) Зима очень суровая. Дуют сильные ветры, част бушует пурга, температура нередко понижается до -60°; г) Лето очень жаркое. Поверхность Земли нагревается днем до +70°.

Задание 2. Составь 1-2 цепи питания, которые сложились в Арктике.

Задание 3. Как приспособлены к плаванию и нырянию птицы Арктики? Напиши.

Задание 4. Подумай, есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями. Если да, то какая? Напиши.

Тема «Черноморское побережье Кавказа». З

Задание 1. Перечисли растения и животных Черноморского побережья Кавказа. Задание 2. Сформируй для себя правила поведения у Черного моря.
Задание 3. Почему ученые беспокоятся за судьбу природы Черноморского побережья Кавказа? Ответ запиши.

Задание 4. Почему на берегах Черного моря люди отдыхают, лечатся? Ответ запиши.

Тема «Полезные ископаемые». 

Задание 1. О каком полезном ископаемом идет речь? Ответ запиши. «Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды, хорошо горит. Используют как топливо и удобрение. Из него получают некоторые лекарства».

Задание 2. Отгадай кроссворд.

Полезные ископаемые без ответов

Полезные ископаемые с ответами

Тема «Растениеводство в нашем крае».

Задание 1. Закончи предложения. Плодоводство – это выращивание … . Полеводство – это выращивание … . Овощеводство – это выращивание … . Цветоводство – это выращивание … . Перечисли зерновые культуры.

Задание 2. Рассмотри схему движения комбайна во время сборки урожая в поле. Какой из них правильный, а какой – нет. Объясни свою точку зрения. Ответ запиши.
http://refleader.ru/files/2/2ad2f7b772114157cd14f09e273c1a3a.html_files/7.jpg

Задание 3. Составь схемы цепей питания для поля, сада, огорода. Покажи на этих схемах, как по вине человека может нарушиться природное равновесие. К каким последствиям для человека это приводит? Ответ запиши.

Тема «Животноводство в нашем крае». 

Задание 1. Перечисли отрасли животноводства.

Задание 2. Ради чего выращивают кроликов? Ответ запиши. Какую траву нельзя давать кроликам? Ответ запиши.

Задание 3. Каковы особенности животноводства в нашем районе? Как они связаны с природными условиями района?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с лексическим материалом в начальной школе»

Данный материал можно использовать для создания и расширения методической темы, связанной с преподаванием иностранных языков в школе, особенно для начинающих и молодых специалистов. В работе выявлены ...

Учебно-методические комплексы для начальной школы

Для ориентации родителей и педагогов в существующем многообразии учебно-методических комплексов для начальной школы  в презентации приводится их  краткое описание...

Методическая копилка для начальной школы

Алфавит для учащихся начальной школы...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...

Рабочие материалы логопеда начальной школы.

Тексты для  отработки навыков грамотного письма у учащихся начальной школы....

Методическая разработка для начальной школы "Ансамбль в музыке"

Методическая разработка для начальной школы "Ансамбль в музыке"...