Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Потенциал» (стартовый уровень)
рабочая программа по естествознанию

Алыкова Людмила Вадимовна

Предлагаемая программа предназначена для учащихся 7-11 классов Коломенского г.о. и имеет естественнонаучную направленность. Программа  разработана для работы с учащимися, интересующимися проблемами физики,  проявляющими высокую мотивацию к изучению физике, для их подготовки к результативному участию в предметной олимпиаде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fizika_potentsial_horoshaya.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Лицей №4»

Принято                                                                                                      Утверждено

Научно-методическим советом                                                               Директор

МБОУ « Лицей №4»                                                                                 МБОУ « Лицей №4»

Протокол от «3» августа 2019 г                                                                  _______ Т.В. Никищенко

_________ Ю.В.Нечаева                                                                          Приказ от 30.08.2019 №144

Дополнительная общеразвивающая

программа

естественнонаучной направленности

« ПОТЕНЦИАЛ»

( стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 13 – 18 лет

Срок реализации: 1 год

 

 автор-составитель:

Алыкова Людмила Вадимовна

учитель физики

Коломенский г.о.

2019 г

Пояснительная записка

 Предлагаемая программа предназначена для учащихся 7-11 классов Коломенского г.о. и имеет естественнонаучную направленность. Программа  разработана для работы с учащимися, интересующимися проблемами физики,  проявляющими высокую мотивацию к изучению физике, для их подготовки к результативному участию в предметной олимпиаде. Программа реализуется в рамках внедрения ФГОС и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент РФ от 04 февраля 2010 г. № пр-271.
  • Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.
  •  Приказ министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № 1252 " Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"

     Данная программа рассматривается как система использования физики в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.

      Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания  наук естественнонаучного цикла  в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания физики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса физики.

     В процессе обучения по данному курсу учащиеся познакомятся с форматом Всероссийской олимпиады школьников по физике и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по физике, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в предметной олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования учащихся в формате олимпиадного задания

      Для решения большинства олимпиадных задач практически никогда не требуется знание материала, изучение которого не предусмотрено школьными программами физики и математики. Однако решение олимпиадных физических задач требует умения строить физические модели, глубокого понимания физических законов, умения самостоятельно применять их в различных ситуациях, а также свободного владения математическим аппаратом (без последнего получение решения большинства физических задач невозможно). Обучающиеся не очень хорошо решают нестандартные задачи предлагаемого уровня. И одной из причин является отсутствие в школах специальной системы подготовки учащихся к олимпиадам по физике. Хочется подчеркнуть, что подготовка учащихся к олимпиадам по физике должна быть специальной, уточним: она обязательно должна быть долгосрочной, комплексной, системной и отличной от школьных занятий, как по программе, так и по методам обучения.

     Данная программа способствует индивидуализации процесса обучения. Она ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении физики, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Курс расширяет и углубляет знания по физике, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

       Главная цель программы:

  • подготовка к различным этапам Всероссийской олимпиады по физике, а также к олимпиадам первого уровня: Московской олимпиаде школьников по физике, «Физтех», «Покори Воробьёвы горы!» и  «Росатом». Все они дают максимальные льготы при поступлении в вуз. Теоретическая подготовка олимпиадников — статьи журнала «Квант».
  • подготовка к различным творческим конкурсам, НПК.  

      Задачи программы

Обучающие :

  • знакомство  учащихся с методом научного познания  и методами исследования объектов и  явлений природы;
  • планирование  этапов своей работы, корректировка;
  • повышение  уровня научной грамотности.

Развивающие :

  • развитие  естественнонаучных компетенций учащихся;
  • развитие  способностей к самостоятельному наблюдению  и анализу;
  • развитие  нетривиального подхода к решению  физических задач;
  • развитие  исследовательских навыков;
  • развитие у  учащихся навыков критического мышления.

Воспитательные :

  • воспитание  усидчивости и скрупулезности при решении задач различного уровня сложности;
  • воспитание  самостоятельности при принятии решений и способности  к аргументированному доказательству собственных гипотез;
  • формирование  навыков сотрудничества.

       Отличительные особенности программы.

       Курс опирается на знания, полученные при изучении курса физики на базовом уровне. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, В процессе обучения внимание обучаемых фиксируется на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отрабатываются стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях и в измененных или новых ситуациях (для желающих изучить предмет на профильном уровне). При решении задач широко используются аналогии, графические методы, физический эксперимент что позволяет обучающемуся совершенствовать навыки решения задач различного уровня сложности. При отборе содержания уделено специальное внимание:

  • истории становления физических представлений;
  • различным техническим применениям физических законов;
  • решению олимпиадных задач по физике;
  • формированию ОУУН (организационных, поисково-информационных, коммуникативных и интеллектуальных) на текущем учебном материале;
  • формированию умений учебно-исследовательской деятельности.

Необходимыми условиями реализации программы являются:

  • отбор задач и исследовательских работ, одновременно раскрывающих достижения современных физики и астрофизики и близких индивидуальным интересам учащихся (периодически обновляемый материал:  задачи Всероссийской олимпиады школьников по физике с 2015/16 года; все задачи, предлагавшиеся на предпоследнем (региональном) и заключительном этапах в 7 и 11 классах с 2000 года, все типы задач заключительных этапов олимпиады «Физтех» с 2007 года, все типы задач вступительных экзаменов в МФТИ начиная с 2000 года, задачи заключительных этапов олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» с 2014 года, избранные задачи олимпиады «Ломоносов», избранные и конкурсные задачи по физике журнала «Квант».)
  • индивидуальная работа с учащимися в процессе выполнения исследований, оформления их результатов;

Программа базируется на следующих принципах:

  •  завершенность курса: он охватывает материал всех основных разделов физики;
  •  доступность и преемственность изучаемого материала: содержание программы для учащихся 7-х- 8х классов основано на изучении сущности наиболее простых явлений природы - механических, тепловых, электромагнитных и световых явлений, рассмотрении некоторых экологических проблем и переходе от эмпирического уровня формирования ОУУН к теоретическому. Программа для учащихся 9, 10 и 11-х классов основана на обучении на высоком уровне усвоения практически-прикладных основ школьной физики, реализуемого через системное повторение теоретического и практического материала всего периода обучения, а также систему практикумов по решению нестандартных и олимпиадных (уровня  города, страны, международных) задач по физике и астрономии и опыте исследовательской работы с последующим выступлением на семинарах и конференциях различного уровня.
  •  деятельностность и активизация обучения: формирование знаний осуществляется в единстве с выработкой умений; используются разнообразные формы обучения.

Основные характеристики образовательной программы

Адресат программы: 13 – 18 лет (7 - 11 класс).

Срок реализации программы – 1 год.

Количество часов - 62 ч

Режим занятий – один раз в неделю по 2 часа.

Уровень данной программы – стартовый.

Форма обучения – очная.

Принцип набора в группы свободный. Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности. Группа может быть разновозрастной. Для учащихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при определении индивидуального образовательного маршрута и подборе учебных заданий в процессе обучения.

Количество детей в группе не менее 15 человек.

Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Методические приемы, которые используются  при подготовке  учащихся :

  • погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи;
  • обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.
  • мозговой штурм: обсуждение решений четверкой;
  • подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением;
  • консультации: консультация у старших и более опытных товарищей;
  • консультация преподавателя.

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы программы

Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений модернизации образования.

Освоение содержания программы осуществляется в разнообразных формах: 

  • коллективных ( обсуждение алгоритма действий и др.);
  • групповых (работа в группах на практических занятиях по решению задач , участие в составе команды в конкурсных мероприятиях, взаимооценивание);
  • индивидуальных (участие в олимпиадах, подготовка к конкурсным мероприятиям, исследовательские работы на алгоритмы решения задач).

Планируемыми результатами занятий являются: расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности; получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования. Кроме того, по окончании обучения по программе, учащиеся должны реализовать полученные знания через участие в олимпиадах и конкурсах по физике и научно-практических конференциях различного уровня сложности.

Завершение освоения программы предполагает наличие следующих компетенций учащихся:

  • знать о необходимости измерений в повседневной практике и научной деятельности;
  • выполнять прямые измерения, уметь выражать свойства природы числами;
  • уметь считывать результат со шкалы прибора с учѐтом погрешности;
  • проявлять сообразительность, смекалку, находчивость в процессе измерений;
  • выдвигать гипотезы, выявлять закономерности по результатам наблюдений;
  • уметь проводить индивидуальные вполне законченные исследования;
  • владеть приѐмами получения и обработки результатов (табулирование, графическое представление);
  • усвоить теоретический материал на уровне применения к решению контрольных заданий по физике;
  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
  • уметь нестандартно подходить к решению олимпиадных задач;
  • уметь работать с источниками информации (учебниками, научно-популярными и периодическими изданиями) и передавать информацию в измененном виде (сложный план, таблица, схема, опорный конспект);
  • знать классификацию ОУУН, осуществлять самостоятельную учебную деятельность по инструкции в полном цикле, уметь сравнивать (полное комплексное сравнение объектов), анализировать (многоступенчатый анализ объекта), осуществлять обобщение(нескольких фактов), доказывать(соблюдать все правила доказательства), уметь работать в группе;
  • иметь осознанную потребность заниматься повышением своего образовательного

рейтинга (рейтинга собственных достижений).

  • набрать образовательный рейтинг, позволяющий продолжить обучение в вузе с физико- техническим профилем.

Форма аттестации. Диагностика результативности учащихся по данному курсу осуществляется:

  • через систему проверочных работ, внутренних и внешних олимпиад по физике и астрономии;
  • через защиту учебно-исследовательских работ, участие в олимпиадах различного уровня.

Критерии оценивания:

  • итоговая  работа: 3 балла - правильное выполнение от 87 до 100% работы,

(максимум 3 балла), 2 балла -правильное выполнение от 67 до 86% работы, 1 балл - правильное выполнение от 45 до 66% работы;

  • участие в накопительной олимпиаде по физике, астрономии (максимум 3 балла): 3 балла –призовое место в рейтинге участников, 2 балла – с 4 по 6 место в рейтинге, 1 балл–остальные места в рейтинге участников;  
  • участие в проектной, исследовательской деятельности – 5 (+3) баллов (участие в конференции Лицея) - 1 балл; участие в городских конференциях – 2 балла; участие в региональных конференциях – 3 балла; всероссийских конференциях – 4 балла, участие в международных конференциях - 5 баллов; в случае призового места +3 балла).
  • участие в олимпиадах, конкурсах по физике и астрономии – 5 (+3) баллов (участие в городских очных олимпиадах, заочных олимпиадах различного уровня – 3 балла; участие в очных олимпиадах регионального (или выше) уровня – 4 - 5 баллов; в случае призового места +3 балла).

В соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится  итоговая аттестация (оценка качества освоения программы обучающимися за весь период обучения по дополнительной общеобразовательной программе).

Формы отслеживания  и фиксации образовательных результатов:

  • аналитический материал (диагностика знаний);
  • журнал посещаемости;
  • материал тестирования.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • журнал критериальных оценок;
  • свидетельство об участии в конкурсе, олимпиаде, НПК.

Результаты педагогического мониторинга образовательных результатов группы заносятся педагогом в «Журнал критериальных оценок» Данные о результатах обучения и творческих достижениях фиксируются учащимися в листе учета результатов обучения и анализируются в конце каждого учебного года на итоговом занятии. В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В). Эти сведения фиксируются в протоколах промежуточной и итоговой аттестации.

Материально- техническое обеспечение занятий

Занятия  проходят в кабинете физики, который полностью оснащен  необходимой мебелью,

доской,  стандартным набором лабораторного оборудования (наборы  для демонстрации

опытов).  Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.  Кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные  программы (из  медиатеки  школы).

Кадровое  обеспечение: педагог с соответствующим  профилю объединения образованием и

опытом  работы.

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Механика

36

9

27

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

2

Молекулярная физика. Термодинамика.

10

2.5

7,5

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

3

Электродинамика

6

1,5

4.5

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

4

Оптика

4

1

3

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

5

Квантовая физика

4

1

3

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

6

Итоговый контроль

2

2

Итоговое тестирование.

Содержание учебного плана

Раздел 1.

Механика

Тема 1.1

Кинематика точки. Основные понятия кинематики.

Теория:

Материальная точка. Система отсчёта. Радиус-вектор, путь и перемещение. Траектория. Скорость и ускорение. Графики движений. Движение точки по окружности, угловое ускорение. Нормальное и тангенциальное ускорения точки. Радиус кривизны траектории.

Практика:

Задачи на аналитическое и графическое описание движения материальной точки. Задачи на место и время встречи (3 способа решения). Задачи на описание траектории криволинейного движения.

Тема 1.2

Законы механики Ньютона

Теория:

Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

Практика:

Задачи на применение I закона Ньютона.

Задачи на расчет параметров системы связанных тел.

Задачи на расчет параметров движения по наклонной плоскости.

Тема 1.3

Законы сохранения в механике.

Теория:

Внешние и внутренние силы физической системы. Третий закон Ньютона. Механика. Законы сохранения.

Практика:

Задачи на применение закона сохранения импульса.

Задачи на применение закона сохранения энергии.

Задачи на совместное применение законов сохранения.

Задачи на расчет простых механизмов.

Тема 1.4

Закон сохранения импульса.

Теория:

Импульс частицы. Импульс системы частиц. Закон сохранения импульса.

Практика:

Задачи на применение закона сохранения импульса.

Тема 1.5

Применение закона сохранения импульса.

Теория:

Движение систем переменного состава. Уравнение Мещерского. Реактивное движение. Формула Циолковского.

Практика:

Задачи на применение закона сохранения импульса.

Тема 1.6

Движение твердого тела.

Теория:

Центр масс системы частиц. Скорость и ускорение центра масс. Теорема о движении центра масс.

Практика:

Задачи на нахождение центра масс, теорему о движении центра масс.

Тема 1.7

Движение твердого тела.

Теория:

Момент импульса материальной точки относительно точки и относительно оси. Момент силы. Момент импульса системы материальных точек. Уравнение моментов. Закон сохранения момента импульса.

Практика:

Решение задач на момент импульса.

Тема 1.8

Работа. Мощность.

Теория:

Работа силы. Мощность. Теорема о кинетической энергии частицы. Соотношение между кинетическими энергиями в различных системах отсчёта (теорема Кёнига).

Практика:

Задачи на применение теоремы о кинетической энергии частицы, соотношение между кинетическими энергиями в различных системах отсчета.

Тема 1.9

Энергия.

Теория:

Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии

Практика:

Задачи на закон сохранения энергии.

Тема 1.10

Движение системы тел.

Теория:

Абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар двух частиц. Построение и использование диаграмм скоростей. Система центра масс. Движение системы из двух взаимодействующих частиц (задача двух тел). Приведённая масса. Внутренняя энергия. Общефизический закон сохранения энергии.

Практика:

Решение задач  на упругий и абсолютно неупругий удар, движение системы тел.

Тема 1.11

Элементы специальной теории относительности.

Теория:

Принцип относительности. Преобразования Лоренца для координат и времени. Относительность одновременности. Замедление времени. Собственное время жизни частицы. Сокращение длины. Собственная длина. Сложение скоростей. Эффект Доплера. Интервал и его инвариантность.

Практика:

Решение задач на элементы специальной теории относительности.

Тема 1.12

Основы релятивистской динамики

Теория:

Импульс релятивистской частицы. Энергия релятивистской частицы, энергия покоя, кинетическая энергия. Связь между энергией и импульсом частицы. Уравнение движения релятивистской частицы.

Практика:

Решение задач на основы релятивистской динамики.

Тема 1.13

Неинерциальные системы отсчета.

Теория:

Вращение твёрдого тела вокруг неподвижной оси. Момент инерции. Вычисление моментов инерции твёрдых тел (сфера, шар, цилиндр, стержень). Теорема Гюйгенса–Штейнера. Уравнение моментов. Силы инерции. Второй закон Ньютона в неинерциальных системах отсчёта. Центробежная и кориолисова силы.

Практика:

Решение задач на движение относительно неинерциальных систем отсчета.

Тема 1.14

Силы в природе.

Теория:

Движение тел в центральном поле. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера.. Связь параметров орбиты планеты с полной энергией и моментом импульса планеты.

Практика:

Решение задач на закон всемирного тяготения, законы Кеплера.

Тема 1.15

Силы в природе.

Теория:

Элементы теории упругости. Упругие и пластические деформации. Закон Гука. Модуль Юнга, коэффициент Пуассона. Энергия упругой деформации. Деформация прямоугольного параллелепипеда под действием трёх взаимно перпендикулярных сил. Всестороннее и одностороннее сжатия. Деформации сдвига и кручения.

Практика:

Решение задач на элементы теории упругости.

Тема 1.16

Колебательное движение в механике.

Теория:

Механические колебания материальной точки. Груз на пружине и математический маятник. Частота и период колебаний. Уравнение движения маятника. Роль начальных условий. Колебания маятника под действием вынуждающей синусоидальной силы. Резонанс. Резонансные кривые. Затухающие колебания. Коэффициент затухания, логарифмический декремент затухания, добротность. Период малых колебаний физического маятника

Практика:

Решение задач на элементы колебательного движения в механике.

Тема 1.17

Механика деформируемых тел.

Теория:

Механические свойства твердых тел. Диаграмма растяжения. давление в жидкостях и газах. Закон паскаля.

Практика:

Решение задач на механику деформируемых тел.

Тема 1.18

Гидродинамика

Теория:

Уравнение Бернулли для идеальной жидкости. Формула Торричелли. Сила вязкого трения. Вязкость. Стационарное течение вязкой жидкости по прямолинейной трубе. Формула Пуазейля.

Практика:

Решение задач на уравнение Бернулли.

Раздел 2.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Тема 2.1

Основы молекулярно-кинетической теории.

Теория:

Идеальный газ. Давление идеального газа как функция кинетической энергии молекул. Связь температуры идеального газа с кинетической энергией его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Внутренняя энергия идеального газа

Практика:

Решение задач на МКТ.  Решение задач на расчет микроскопических и макроскопических параметров среды.

Тема 2.2

Первое начало термодинамики.

Теория:

Работа, теплота, внутренняя энергия. Первое начало термодинамики. Теплоёмкость и уравнение Майера. Адиабатический и политропический процессы. Уравнения адиабаты и политропы для идеального газа.

Практика:

Решение зада на первое начало термодинамики

Тема 2.3

Второе начало термодинамики

Теория:

Второе начало термодинамики. Формулировки второго начала. КПД тепловой машины. Цикл Карно. Теорема Карно. Неравенство Клаузиуса. Равенство Клаузиуса.

Практика:

Решение задач на второе начало термодинамики.

Тема 2.4

Взаимные превращения жидкостей и газов.

Теория:

Фазовые переходы. Кривая фазового равновесия. Уравнение Клапейрона–Клаузиуса. Диаграмма состояния двухфазной системы «жидкость–пар». Критическая точка. Тройная точка. Диаграмма состояния «лёд–вода–пар». Метастабильные состояния. Перегретая жидкость и переохлаждённый пар.

Практика:

Решение задач на взаимные превращения жидкостей и газов.

Тема 2.5

Поверхностное натяжение в жидкостях.

Теория:

Поверхностные явления. Свободная энергия поверхности. Краевые углы. Смачивание и несмачивание. Формула Лапласа. Зависимость давления пара от кривизны поверхности жидкости. Кипение. Роль зародышей при образовании новой фазы.

Практика:

Решение задач на поверхностное натяжение в жидкостях.

Раздел 3.

Электродинамика.

Тема 3.1

Основы электростатики.

Теория:

Закон Кулона для точечного заряда. Понятие напряженности поля. Потенциальная энергия взаимодействия точечных зарядов. Теорема Гаусса для электрических полей. Поле симметрично распределенных зарядов: нить, плоскость, сфера. Понятие потенциала. Заземление. Проводники в электрическом поле.Система плоских заряженных пластин. Конденсатор, диэлектрики в электрических полях.

Практика:

Решение задач на основы электростатики.

Тема 3.2

Постоянный электрический ток.

Теория:

Законы постоянного тока. Правила Кирхгофа. Переходные процессы. Энергия электрического поля, конденсатора. Закон сохранения энергии в электрических цепях.

Практика:

Решение задач на правила Корхгофа.

Тема 3.3

Магнитное поле токов.

Теория:

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Лоренца. Сила Ампера. Движение заряженных частиц в электро- магнитных полях.

Магнитное поле проводника с током. Закон Био-Саварра-Лапласа.

Практика:

Решение задач на закон Био-Савара-Лапласа.

Раздел 4.

Оптика

Тема 4.1

Основы геометрической оптики.

Теория:

Основы фотометрии. Основные законы геометрической оптики.

Практика:

Решение задач на основные законы геометрической оптики.

Тема 4.1

Основы волновой оптики

Теория:

Волновые свойства света: интерференция, дисперсия, дифракция, поперечность световых волн.

Практика:

Решение задач на  волновые свойства света.

Раздел 5

Квантовая физика

Тема 5.1

Световые кванты. Действие света.

Теория:

Фотоэффект, применение фотоэффекта. Давление света.

Практика:

Решение задач на фотоэффект.

Тема 5.2

Физика атомного ядра

Теория:

Закон радиоактивного распада. Энергия связи. Ядерные реакции.

Практика:

Решение задач на период полураспада, расчет энергии связи, составление ядерных реакций.

Раздел 6

Демонстрация образовательных результатов.

Тема 6.1

Итоговое тестирование.

Теория:

-

Практика:

Итоговая тестирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы:

1. Банюлис, Е.Ю. Современная физическая картина мира. Методическое пособие. / Е.Ю. Банюлис, В.И. Скиданенко – Тольятти: Изд.фонда «Развитие через образование», 1995. – 85с.

2. Буйлова, Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. – 160 с.

3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.

4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.

5. Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта: пособие для педагогов доп. образования / Сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009. –377 с.

6. Тесты и сборники задач по физике, учебники и учебные пособия.

7. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: методические рекомендации / Под редакцией проф. Радионовой Н.Ф. и к.п.н. Катуновой М.Р. - СПб : Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. – 64 с. 8.

8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательного процесса. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

9. Абросимов Б.ФФизика. Способы и методы поиска решения задач: учебно-методическое пособие/ Б.Ф.Абросимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 287.

10. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М., «Просвещение»,1983г.

11. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.

12.  Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

13.  http://dar.stavedu.ru/ - Портал  Центра сопровождения одаренных детей

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:

1. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983.- 345 с.

2. Зорин Н. И. ЕГЭ 2019. ФИЗИКА. Сдаѐм без проблем! – М.: Эксмо, 2012. – 336 с.

3. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Физика. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен», 2017

4. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Углублѐнное изучение физики в 10-11 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

5. Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 1988. – 367 с.

6. Козел С.М. Сборник задач по физике, - М.: Наука, 1983. Решение сложных задач по физике

7. Касаткина И. Л. Физика. Полный курс подготовки: разбор реальных экзаменационных заданий – М.: АСТ: Астрель, 2010ю – 366 с.

8. ЕГЭ 2015. Физика. Типовые тестовые задания. Демидова М.Ю., Грибов В.А. (2019, 192с.)

Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведе-

ния

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля/ аттестации

1

09

06

14.00

практикум по решению задач

2

Кинематика точки. Основные понятия кинематики.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

2

09

13

14.00

практикум по решению задач

2

Законы механики Ньютона

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

3

09

20

14.00

практикум по решению задач

2

Законы сохранения в механике.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

4

09

27

14.00

практикум по решению задач

2

Закон сохранения импульса

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

5

10

04

14.00

практикум по решению задач

2

Применение закона сохранения импульса.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

6

10

11

14.00

практикум по решению задач

2

Движение твердого тела.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

7

10

18

14.00

практикум по решению задач

2

Движение твердого тела.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

8

10

25

14.00

практикум по решению задач

2

Работа. Мощность.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

9

11

01

14.00

практикум по решению задач

2

Энергия.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

10

11

08

14.00

практикум по решению задач

2

Движение системы тел.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

11

11

15

14.00

практикум по решению задач

2

Элементы специальной теории относительности.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

12

11

22

14.00

практикум по решению задач

2

Основы релятивистской динамики

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

13

12

06

14.00

практикум по решению задач

2

Неинерциальные системы отсчета.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

14

12

13

14.00

практикум по решению задач

2

Силы  природе.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

15

12

20

14.00

практикум по решению задач

2

Силы в природе.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

16

12

27

14.00

практикум по решению задач

2

Колебательное движение в механике.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

17

01

17

14.00

практикум по решению задач

2

Механика деформируемых тел.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

18

01

24

14.00

практикум по решению задач

2

Гидродинамика

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

19

01

31

14.00

практикум по решению задач

2

Основы МКТ

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

20

02

07

14.00

практикум по решению задач

2

Первое начало термодинамики.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

21

02

14

14.00

практикум по решению задач

2

Второе начало термодинамики.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

22

02

21

14.00

практикум по решению задач

2

Взаимные превращения жидкостей и газов.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

23

02

28

14.00

практикум по решению задач

2

Поверхностное натяжение в жидкостях.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

24

03

06

14.00

практикум по решению задач

2

Основы электростатики.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

25

03

13

14.00

практикум по решению задач

2

Постоянны электрический ток.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

26

03

20

14.00

практикум по решению задач

2

Магнитное поле токов.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

27

04

03

14.00

практикум по решению задач

2

Основы геометрической оптики

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

28

04

10

14.00

практикум по решению задач

2

Основы волновой оптики

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

29

04

17

14.00

практикум по решению задач

2

Световые кванты. Действие света.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

30

04

24

14.00

практикум по решению задач

2

Физика атомного ядра.

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

Защита учебно-исследовательских работ на алгоритмы решения задач, участие в олимпиадах различного уровня конкурсах, НПК, тестирование

31

05

15

14.00

тестирование

2

Итоговое тесстирование

кабинет физики МБОУ      « Лицей №4»

итоговое тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)

     Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шелковая ленточка" стартовый уровень 72 часа

Дополнительная образовательная программа «Шелковая ленточка» является прикладной и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами и использовани...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шерстяная фантазия" стартовый уровень 72 часа

Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика» (стартовый уровень)

В программе представлены два модуля: «Ритмика» и «Креативное творчество».  Все модули объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «РитМикс» (стартовый уровень)

Музыкально-ритмические движения, являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа «РитМикс», основанная на движениях под музыку, развивает и музыкальный слух, и двигател...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол» (стартовый уровень)

Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами ил...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисеринка" (стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Образовательная  программа  «Бисеринка»  имеет  художественную направленность, относится к стартовому уровню.Актуальность  –  в  настоящее  вр...