Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс)

Хуажева Нафисет Каплановна

Адаптированная рабочая программа по биологии составлена с учетом индивидуальных особенностей детей с умственной отсталостью. А также с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления,  рекомендаций ПМПК и на основании нормативно-правовых документов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза

 Хусена Борежевича Андрухаева»

а.Мамхег, Шовгеновский район, Республика Адыгея

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/С.М.Меретукова/

«__» ____________ 2020г.

«Рассмотрено»

 на заседании методического совета

№____

 «     »____________2020г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №4

___________ /З.Б.Меретукова/

 Приказ № _____

 «____» ____________ 2020г.

Адаптированная

рабочая  программа

по природоведению

для детей с умственной отсталостью

5 класс

количество часов в год – 70

количество часов в неделю – 2

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2020 – 2021 учебный год.

  Адаптированная рабочая программа по биологии составлена с учетом индивидуальных особенностей детей с умственной отсталостью. А также с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления,  рекомендаций ПМПК и на основании следующих нормативно-правовых документов:

При прохождении тем по предмету особое внимание будет уделено индивидуальному, дифференцированному методам обучения.

    Обязательным в программе является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.

Основными направлениями в специальной поддержке являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей;
  •  помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

  • помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе;
  • поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
  • помощь в освоении нового учебного материала на уроке;
  • обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ№4 а.Мамхег на 2020-2021 учебный год на изучение природоведения в 5  классе отводится 70 часов,  2 часа в неделю.

Учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.

   Планируемые результаты изучения предмета «Природоведение»

Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения: Минимальный уровень: узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса) называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые). соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека. соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); выполнять несложные задания под контролем учителя; адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога. Достаточный уровень: узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение; выделять существенные признаки групп объектов; знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни; вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу; совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнять доступные возрасту природоохранительные действия; осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.

Метапредметные результаты:  формирование умения планироват, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;  формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения познавательных задач;  использование различных способов поиска информации;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;  готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Предметные результаты:  понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись. измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);  развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 Развитие жизненной компетенции: - Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, умение пользоваться личными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки и т. п.), созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения. - Готовность слушать собеседника и вести диалог. - Овладение социально-бытовыми умениями (уметь ориентироваться в школьном расписании занятий), используемыми в повседневной жизни. - Овладение навыками коммуникации (умение задать вопрос, обратиться с просьбой), способность сотрудничать с учителем, сверстниками. - Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации (использовать вещи в соответствии с их функциями, адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и окружающих). - Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей (знать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса в семье, в школе, в транспорте, в магазине). 

В результате обучения выпускник научится знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
  • что общего и в чем различие неживой и живой природы;
  • расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
  • чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
  • основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Выпускник получит возможность:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
  • устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и 4 животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; • выполнять рекомендуемые практические работы;
  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности тру да;
  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Национальные региональные этнокультурные особенности

В данной рабочей программе предусмотрено  проведение 3 часов

1.Осенние явления в жизни растений родного края (1).

2.Весенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия (1).

3.Природные сообщества  Адыгеи(1).

Содержание образовательной программы по  курсу  природоведения в 5 классе.

Введение (1 ч)

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

 Вселенная (3 ч)

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия или наблюдение за звездным небом.

 Наш дом – Земля (13 ч)

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Растительный мир Земли ( 13 ч)

Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).  Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли».

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

 Животный мир Земли ( 13 ч)

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые.  Жуки, бабочки, стрекозы.  Внешний вид.  Место в природе. Значение.  Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

 Человек ( 11 ч)

 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

Есть на Земле страна- Россия ( 14 ч)

Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

Тематическое планирование

5 класс

1 час в неделю

№ п./п.

Содержательные блоки

Кол-во

часов

Обобщение знаний

Введение

1

Вселенная

2

Наш дом - Земля

8

Растительный мир Земли

7

Растительный мир Земли

Животный мир земли

6

Человек

4

Есть на Земле страна - Россия

7

Есть на Земле страна - Россия

Всего

35

2

Календарно- тематическое планирование по природоведению для 5 класса

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Д/З.

Стр.

Дата проведения

По плану

По факту

Инструктаж по ТБ.

Введение

 Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу?

1

1

Вселенная

Небесные тела: планеты, звезды.

Солнечная система. Солнце.

2

1

Исследование космоса. Спутники. Первый полет в космос. Современные исследования.

1

Наш дом – Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли.

8

1

Воздух и его охрана. Состав воздуха.

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.

Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края

1

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

1

Полезные ископаемые.Виды полезных ископаемых. Способы добычи.

1

Вода. Свойства.

Вода в природе: осадки, воды суши.

1

Воды суши: ручьи, реки.

Озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

1

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.

1

Растительный мир Земли

Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений.

7

1

Части растения. Деревья, кустарники, травы.

1

Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).

Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

1

Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Травы (дикорастущие и культурные).

1

Декоративные растения. Лекарственные растения.

1

Комнатные растения. Значение. Почему нужно беречь растения. Красная книга

1

Обобщение знаний  «Растительный мир Земли».

1

Животный мир Земли

Разнообразие животного мира.

Среда обитания животных.

6

1

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

1

Рыбы и птицы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение.Охрана.

1

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана

1

Уход за животными в живом уголке или дома. Аквариумные рыбки

1

Собаки и домашние кошки. Природные сообщества  Адыгеи

1

Человек

 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

4

1

Здоровье человека. Экскурсия: Весенние явления в жизни растений родного края.

1

Гигиена органов чувств. Здоровое питание. Правила питания. Витамины.

1

Дыхание. Органы дыхания. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

1

Есть на Земле страна- Россия

 Россия- Родина моя. Место России на земном шаре. Население России. Народы России.

7

1

Столица Москва.

Санкт-Петербург

1

Города России. Многообразие городов.

1

Золотое кольцо России.

Древние русские города.

1

Разнообразие растительного мира. Животный мир на территории нашей страны.

1

Заповедники, заказники, охрана природы.

Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности.

1

Обобщение знаний  «Есть на Земле страна- Россия».

1


Тематическое планирование

5 класс

2 часа в неделю

№ п./п.

Содержательные блоки

Кол-во

часов

Обобщение знаний

Введение

1

Вселенная

3

Наш дом - Земля

13

Растительный мир Земли

13

Растительный мир Земли

Животный мир земли

15

Животный мир земли

Человек

11

Человек

Есть на Земле страна - Россия

14

Есть на Земле страна - Россия

Всего

70

4

Календарно - тематическое планирование по природоведению для 5 класса

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Д/З.

Стр.

Дата проведения

По плану

По факту

Инструктаж по ТБ.

Введение

 Инструктаж по ТБ. Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу.

1

1

Вселенная

Небесные тела: планеты, звезды

3

1

Солнечная система. Солнце.

1

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

1

Наш дом – Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли.

13

1

Воздух и его охрана. Состав воздуха

1

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.

1

Поверхность суши: горы.

1

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

1

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.

1

Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края

1

Вода. Свойства.

1

Вода в природе: осадки, воды суши.

1

Воды суши: ручьи, реки.

1

Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

1

Моря и океаны. Свойства морской воды.

1

Растительный мир Земли

Разнообразие растительного мира. Части растения.

13

1

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

1

Части растения.

1

Деревья, кустарники, травы.

1

Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).  

1

Деревья хвойные (сезонные изменения).

1

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).

1

Травы (дикорастущие и культурные)

1

Декоративные растения.

1

Лекарственные растения

1

Комнатные растения.  Береги растения. Красная книга

1

Охрана растений.

1

Обобщение знаний  «Растительный мир Земли».

1

Животный мир Земли

Разнообразие животного мира.

15

1

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери .

1

Насекомые. Внешний вид. Среда обитания.

1

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе.

1

Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.

1

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.

1

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

1

Уход за животными в живом уголке или дома

1

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

1

Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания.

1

Собаки. Правила ухода и содержания.

1

Домашние кошки. Правила ухода и содержания

1

Охрана животных. Заповедники. Красная книга.

1

Обобщение знаний  «Животный мир Земли».

1

Человек

 Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

11

1

Как работает  наш организм. Взаимодействие органов.

1

Природные сообщества  Адыгеи

1

Здоровье человека

1

Осанка (гигиена, костно-мышечная система).

1

Гигиена органов чувств.  Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.

1

Экскурсия: Весенние явления в жизни растений родного края.

1

Здоровое  питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.

1

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

1

Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.

1

Обобщение знаний  «Человек».

1

Есть на Земле страна - Россия

Россия - Родина моя. Место России на земном шаре.

14

1

Население России. Городское и сельское население. Народы России.

1

Москва – столица России.

1

Санкт-Петербург

1

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

Города: Новосибирск, Владивосток.

1

Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Ростов.

1

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир

1

Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира.

1

Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.

1

Заповедники, заказники, охрана природы.

1

Наш город (село, деревня). Достопримечательности.

1

Обобщение знаний  «Есть на Земле страна - Россия».

1

Повторение пройденного материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с УО

Программа составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. ...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовитель...

Адаптированная рабочая программа по природоведению, 5 класс

             Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений с умственной отсталостью, под редакцией д...

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019

Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс 2018-2019...

адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс...