Использование смартфона при обучении физике
учебно-методический материал по естествознанию

Черанёва Алёна Игоревна

Смартфоны и планшеты - это компьютеры, наделенные различными датчиками, с выходом в Интернет, с приложениями для обработки данных. 98 % учащихся имеют смартфоны, и, как правило, используют их для игр, для общения в социальных сетях, для поиска нужной информации.  Остальные возможности  их гаджета практически не используются. Смартфон на уроках физики можно использовать как физическую лабораторию (компас, уровень звука, уровень, освещенность, атмосферное давление и  др.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование смартфона при обучении физике

Черанёва Алёна Игоревна,

учитель физики и информатики

КОГОБУ СШ с УИОП пгт. Афанасьево

alcheraneva@yandex.ru

В большинстве школ действует запрет на использование гаджетов (смартфон, планшет) на уроке. Если рассмотреть фрагмент основного документа ФГОС ООО, то мы увидим, что в метапредметные планируемые результаты входят: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ могут существенно влиять на образовательный процесс. В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения записано: Выпускник научится проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике. Выпускник получит возможность научиться: проводить естественнонаучные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов [1,c. 34-35]. Современное школьное оборудование не успевает за развитием цифровых технологий, почему не воспользоваться на уроке реальными техническими устройствами, которые всегда под рукой. Смартфоны и планшеты - это компьютеры, наделенные различными датчиками, с выходом в Интернет, с приложениями для обработки данных. 98 % учащихся имеют смартфоны, и, как правило, используют их для игр, для общения в социальных сетях, для поиска нужной информации.  Остальные возможности  их гаджета практически не используются. Смартфон на уроках физики можно использовать как физическую лабораторию (компас, уровень звука, уровень, освещенность, атмосферное давление и  др.)

Изучая разные материалы в Интернете, я увидела, что к вопросу использования гаджетов на уроках физики учителя обращаются, используя их для разных целей, но нет системы заданий, которые можно использовать в конкретном классе. Поэтому я решила создать систему заданий для занятий физикой в 7 классе дома и на уроке с использованием смартфона учащихся.

Первое, что было  сделано, это определение наличия датчиков на гаджетах учащихся (для этого есть специальное приложение). Выделила датчики, которые будут использоваться в 7 классе. Затем подобрала, скачала и опробовала  мобильных приложений для выбранных датчиков.

Датчики, установленные на смартфонах семиклассников

Датчик

Мобильное приложение

Возможности приложения

1

Акселерометр

Акселерометр монитор

1. Показывает колебания в режиме реального времени.

2. Обеспечивает настраиваемый звуковой сигнал, который может быть использован для оповещения о  землетрясении.

(Приложение можно использовать для определения колебания звуковой волны).

3

Приближения

SmartTools (линейка, уровень, скорость, свет, звук, местоположение, расстояние, радар, компас, лупа, транспортир, секундомер, металлоискатель, вибратор, люкс, метроном, термометр, акселерометр, и др.)

Набор программ для измерения расстояний, углов, скоростей, времени.

4

Расстояния

Smart Tools, Дальномер.

Определение расстояния до предмета.

5

GPS

Точный высотомер, барометр, байкомер, спидометр

Высоты местности, атмосферного давления, скорости объекта.

6

Фотокамера

Пульсомер, кардиограф, люксметр

Определение частоты ударов сердца, определение физических параметров работы сердца (9 класс), определение освещенности помещения (8 и 11 класс).

После предварительной работы создала экспериментальные, практические задачи по темам 7 класса, которые можно использовать  для решения конкретных задач в своей профессиональной предметной области. Электронные приложения могут быть использованы на любом уроке физики и на разных этапах урока: введение в тему, актуализации опорных знаний, изучения нового материала,  закрепления теоретических и практических знаний,  проверки усвоения знаний и их коррекции, рефлексии; любые этапы занятия по внеурочной деятельности.

   В таблице представлены примеры  разработанных практических заданий по курсу физики 7 класса.

Раздел курса физики 7 класса

Исследовательское задание, этап применения

Мобильное  приложение

Формируемые УУД

Введение

  1.  Определить расстояние от школы до своего дома, выразить расстояние в километрах. Зафиксировать время своего движения. Выразить время в минутах, часах.
  2.  Используя Пульсомер определите, сколько времени проходит между ударами сердца с нагрузкой и без нагрузки.
  3.  Определите показания барометра профессионального записав, данные с учетом погрешности прибора.

Шагомер.

Пульсомер.

Барометр профессиональный

РУУД: прогнозирование,

целеполагание,

оценка.

ПУУД: поиск, выделение информации

Взаимодействие тел

  1.  Определите среднюю скорость своего движения прямым измерением, с помощью спидометра и косвенным, используя секундомер и шагомер. Сравните полученные данные.

Байкомер, шагомер, секундомер

РУУД:

волевая саморегуляция.

КУУД:

умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

ПУУД:

 синтез как составление целого из частей.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

  1.  С помощью высотомера проверить справедливость следующего соотношения: изменение  атмосферного давления  1 мм.рт. ст. каждые  12 м.
  2.  С помощью высотомера определите высоту  школы над уровнем моря и сравните полученные данные с географическими данными.
  3.  С помощью высотомера рассчитайте нормальное атмосферное давление для нашей местности.
  4.  Докажите с помощью своего смартфона, что атмосферное давление изменяется с высотой местности

Барометр профессиональный, точный высотомер, байкомер.

РУУД: оценка.

КУУД:

умение с достаточной точностью выражать свои мысли

РУУД:

прогнозирование.

ПУУД: формулирова-ние проблемы.

Задания были апробированы на уроках физики в 7 классе. Часть заданий использовалась на уроках при изучении новой темы, некоторые при итоговом повторении, большая часть выдавалась в качестве домашнего задания. Перед первым использованием нового приложения, проводилось ознакомление с работой Приложения. После выполнения задания в классе происходило обсуждение полученных результатов.

В ходе использования смартфонов были выявлены ряд трудностей. Разные технические возможности смартфонов, необходимость калибровки датчиков, а эту операцию не всегда ученики выполняют, и результаты не всегда достоверные. Детям понравились шагомеры, байкомеры, шумомеры, люксметры, с этими приложениями легко разобраться, нет необходимости калибровки.  Высотомер удобен, но так как датчика давления не оказалось  на смартфонах, поэтому данные  сильно расходятся.

Применение смартфона при изучении физики способствовало активному вовлечению обучающихся в урок, повысило мотивацию к получению новых знаний и интерес к изучаемому предмету и исследованиям. Теперь  обучающиеся представляют, что смартфон - это лаборатория, которая может быть использована при проведении самостоятельных исследовательских проектов. Эта лаборатория, которая позволяет  воспитывать пытливое, грамотное, целеустремленное и креативное поколение.

Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Шперх А.А. Смартфон как физическая лаборатория [Электронный ресурс]  URL: https://school.kloop.kg/2013/07/20/anatolij-shperh-smartfon-kak-fizicheskaya-laboratoriya/ (дата обращения: 16.06.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей в обучении физике

Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...

Использование интернет-технологий в обучении физики

Современные образовательные технологии и инновации в процессе обучения позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления позна...

«Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий при обучении физике»

Тема проекта:   «Эффективное  использование ИКТ при обучении физике» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 классах. Предмет исследования: Обучающая среда школьного курса...

Использование ИКТ при обучении физике

Доклад на районом методическом объединении учиттедей физики....

Использование смартфонов на уроках математики

Содержание 1.Введение 2. Использование смартфонов на уроке математики 3.Полезные программы смартфона 4. Плюсы и минусы использования смартфонов на уроке 5.Заключение...

Использования смартфонов как стимул повышения мотивации на уроках химии

21 век - это период компьютерных технологий, когда человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, это необходимо для развития современного грамотного человека. Одной из з...

Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».

В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....