Проектная деятельность. «Исследовательская деятельность дошкольников»
методическая разработка по естествознанию

 Разработка мастер - класса для педагогов дошкольного образования по проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: привлечение внимания педагогов к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Задачи: углублять знания педагогов в вопросах экспериментирования с реальными объектами; передавать свой опыт при помощи мастер-класса путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; создавать условия для плодотворной деятельности  участников мастер-класс.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости и коллеги, я рада всех вас видеть. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.

                             Добрый день всем участникам  семинара!

                           Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Мой мастер-класс посвящен теме «Исследовательская деятельность дошкольников» и нашу встречу предлагаю начать с просмотра одного сюжета.

На экране – слайды – иллюстрации к данному сюжету.

Притча о бабочке: «Однажды один человек, проходя по парку, заметил кокон, из которого пыталась выбраться бабочка.

В коконе было узкое отверстие, и бабочка прилагала все силы, чтобы вылезти из него.

Человек остановился и наблюдал за бабочкой продолжительное время, но ей так и не удалось продвинуться даже на немного. Тогда прохожий  решил помочь бабочке, он достал перочинный нож и надрезал кокон. Бабочка тут же выбралась. Но ее тельце было немощным и слабым, а крылья еле двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки окрепнут, и она полетит, но этого не произошло. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилия, необходимые для выхода через узкую щель кокона, развивают, укрепляют ее крылья и дают способность летать».

 Вот поэтому я стараюсь организовать образовательный процесс так, чтобы мои воспитанники сами захотели чему-нибудь научиться, что-то сделать, узнать, расправили свои крылья и могли летать самостоятельно.

 Мы живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи непонятны нашим детям и только мы можем научить их находить правильные ответы.

Давайте задумаемся, может какие-то из них можно проверить опытным путем? Познавательно-исследовательская деятельность тем и хороша, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности – дети очень любознательны, их интересует все новое и неизвестное, они изучают все с помощью чувств: обоняния, осязания, зрения. А наша задача – помочь им. Для этого и существует детское экспериментирование.

На экране слайд – список уровней работы по решению проблемы.

В технологии экспериментирования мы используем методику А.И.Савенкова «Проведение учебных исследований в детском саду».

В основе исследования должна лежать проблема. Есть варианты проведения работы, которые можно разделить на три уровня по степени сложности.

Воспитатель ставит проблему и намечает пути решения. Ребенок решает.

Воспитатель ставит проблему, ребенок (дети) решает ее самостоятельно.

Самый высокий уровень: ребенок сам ставит и решает проблему.

На экране слайд – система карточек (список).

При составлении плана решения проблемы автор предлагает использовать следующую систему карточек:

Подумать самостоятельно;

Спросить у другого человека;

Посмотреть в книгах, в Интернете, понаблюдать;

Связаться со специалистом.

        На экране слайд – примеры пиктограмм.

        Фиксировать результат рекомендуется при помощи пиктограмм (маленьких рисунков). Автор методики считает, что отраженная таким образом информация для ребенка преобразуется в предмет его осознания, а следовательно приобретает значимость и становится его ценностью.

        Совместно с  вами я хочу продемонстрировать отдельные занимательные опыты, которые можно использовать в своей работе с детьми. Мы попробуем не только провести опыт, но и зафиксировать результат.

        Итак, без определенного алгоритма действий непросто провести какой-либо опыт, и мы пришли к выводу, что должна быть пошаговая инструкция. С детьми мы ее разрабатываем по оду работы, а вам предоставляем готовые варианты ввиду ограничения во времени.

        Один человек будет проводить опыт, а второй фиксировать результат в виде графических изображений.

- Как вы думаете, с какими объектами увлекательно и безопасно проводить опыты для детей дошкольного возраста?

Коллеги: с живой, неживой, другими объектами.

Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:

Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина,… воздух.

Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

- Предлагаю вам провести опыты со следующим объектом неживой природы – водой и вспомнить свойства воды.

Свойства воды:

прозрачная,

бесцветная,

текучая,

без запаха,

принимает любую форму, в которую её налить,

растворяет вещества,

может замерзать,

может испаряться,

вода расширяется и сжимается. 

Воспитатель: 

5 слайд; -Как вы думаете, какой опыт может доказать свойство воды:

Я налью из кувшина воду в стакан, перелью из стакана в стакан; при этом вода свободно течёт сверху вниз.

- Если наклонить эту поверхность?  (Вода стекает под уклон.) 

- Можно взять пипетку и капнуть несколько капель на картон. (По ровной поверхности вода растекается в разные стороны).

Воспитатель: -

-- Во всех этих случаях одно и то же свойство воды. (свойство — текучесть). Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Воспитатель: В стакан с чистой водой мы бросаем монетку. Мы видим её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне стакана? Вода -  прозрачное, бесцветное вещество.

 Воспитатель Вода - Текучая, прозрачная, бесцветная, без запаха.

Воспитатель: Следующее задание:

Воспитатель: Может ли вода иметь какую – то форму?  

Коллеги: - нет

Воспитатель: Как это проверить? 

Коллеги: - заполнить сосуды водой

Воспитатель: Я предлагаю взять сосуды разной формы и заполнить их водой. Чтобы было наглядно, воду подкрашиваем

- Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?  (воронкой)

(при этом повторяя термины: широкий, узкий)

Коллеги наливают во все сосуды, рассматривают, какой формы вода в разных сосудах

Воспитатель- «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент

 « Бегающая жидкости».

 

 

        Опыт № 1.

        Ведущий. В стакан наливаем немного подкрашенной воды. Затем медленно вводим рафинированное растительное масло, добавляем блестки. Что вы видите?

Участники отвечают.

        Предлагаю попробовать оживить жидкость при помощи волшебных (шипучих) таблеток.

Участники добавляют таблетки, которые начинают пениться в воде и перемешивать ее с маслом.

        И что у вас получилось? Смешались ли вода и масло? Почему? Какой можно сделать вывод?

Участники высказывают предположения.

        Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и воды отталкиваются друг от друга. При добавлении шипучей таблетки вода насыщается капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется «эмульсия».

        Представьте свою пиктограмму.

Участники рисуют пиктограмму, показывают ее ведущему и гостям.

        Опыт № 2.

 Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели». - Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)

- Обратите внимание на стакан с обычной водой.

Воспитатель: Что произошло с пластилином.

Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно

 Воспитатель: Почему?

Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

 Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой

- Что мы видим?

Коллеги: пластилин поднялся наверх

Воспитатель: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.

Представьте свою пиктограмму.

Участники создают и показывают вторую пиктограмму.

 7 Слайд: Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

-Я благодарю вас за прекрасную работу.

        Мы видим в этом решение задачи ФГОС « …идем от детей».

Такие вот занимательные и простые опыты способны многое дать для развития дошкольников. Дети на наглядном примере усваивают некоторые законы физики и химии, их впоследствии они будут проходить в школе. Таким образом, осуществляются межпредметные связи: «Через простое к необычному».

Рефлексия

 Ведущий. Вы пришли сюда по обмену опытом?

Ответы участников.

Ведущий.

Я вас понимаю.

Дайте мне тогда ответ:

Вам понравилось или нет?

 Для того, чтобы понять маленьких детей я всегда смотрю мультфильмы!

Мультфильм пирамидка….

        Для определения эффективности информации мы придумали систему: у каждого из вас есть  пирамидки «информация», на столе стоят  цилиндры с  надписями, поместите  пирамидку  в тот  цилиндр, в который посчитаете нужным:

  - информация пригодится в дальнейшем;

  – информацию переработаю;

  – все выброшу.

Одну пирамидку возьмите себе на память, пусть ваша пирамидка показывает вам план действия и приносит хорошие мысли!

Благодарю всех за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Программа внеурочной деятельности: "Основы проектной и исследовательской деятельности"

Программа внеурочной деятельности:  "Основы проектной и исследовательской деятельности"  5 класс....

Технологическая карта "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности....

Презентация "Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной деятельности учащихся".

Методика и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии при изучении своей местности (Памятника природы)....

Методическая разработка "Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников "Наука и творчество"

В программе описывается работа по реализации образовательной технологии А.И. Савенкова, предполагающей исследовательское обучение детей дошкольного возраста....