СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
статья по теме

         Потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисково-исследовательская деятельность, тем больше информации получает ребенок. Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, и выражающаяся в заинтересованном приятии информации, желании углубить, и уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МДОУ  ЦРР  Д/С №18

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

                                                                   

                                                                              Воспитатель: Фильчагина Е.В.

        

                      2010год.

         Потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисково-исследовательская деятельность, тем больше информации получает ребенок. Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, и выражающаяся в заинтересованном приятии информации, желании углубить, и уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы.

      Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели,  определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.

     Выделяют два вида поисковой деятельности, первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет от самого ребенка, а второй организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий, результаты этой деятельности заранее определены взрослым. В наиболее развернутом виде познавательное обучение предполагает следующее:

- ребенок сам выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

- предлагает возможные решения;

- проверяет эти решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами проверки;

- применяет выводы к новым данным;

- делает обобщения.

В нашей группе мы проводим развитие исследовательской активности у детей путем занятий связанных с загадками. Любая загадка представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, совершить довольно сложную мыслительную операцию.

  Главные задачи этой работы:

- учить детей видеть и понимать образные сравнения;

- с помощью модели определять обобщенный образ         загадываемого предмета;

- учить детей самостоятельно придумывать загадки.

  Мы исходили из того, что при успешной реализации этих задач дети смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами мышления.

  Решение этих задач велось поэтапно:

1. Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке;

2. С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

3. Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать – отгадывать;

4. Коллективное составление загадок.

  Дети выполняли следующие задания:

Задание №1.Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку – по материалу, сравнивать и обобщать их.

«Назвать все деревянные предметы в группе».

Дети сначала перечисляли предметы, которые находились в поле их зрения, потом стали искать в группе, в раздевалке и спальне. Задание дети выполнили, довольно легко находили нужные предметы, пытались сравнивать их, находили общие признаки.

  Задание 2. Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме.

 « Назвать все предметы круглой формы».

 При выполнении задания дети испытали трудности в нахождении предметов схожих по форме, так как были невнимательны. После вопросов воспитателя, стимулирующих их анализирующее восприятие, дети активизировались, исследовали пространство и находили нужные предметы.

  Задание 3. Цель: учить детей находить предметы – заместители, обращаясь к личному опыту; развивать абстрактное и логическое мышление.

 «Ребята назовите предметы, которыми можно есть, копать».

Дети активно начали искать предметы, рассуждали, делали умозаключения.

  Следующие задания были построены так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Дети овладевали умением находить образные сравнения  с помощью стихотворения Р. Сефа  «На свете все на все похоже» и картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогда мы предложили послушать загадки, где присутствовало образное описание предмета.

  В результате выполнения заданий, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая доказательство, а уже потом отгадку. Дети глубже  и точнее анализировали предметы, рассуждали.

     При следующих заданиях детям предлагалась модель, с помощью которой учили  выделять признаки и на этой основе составлять загадки.

    Модель – на листе бумаги изображены:

- человек - назначение и способы использования предмета;

- геометрические предметы – форма предмета;

- цветовой спектр – цвет предмета;

- кусочки ткани – материал (гладкий, шероховатый).

  Воспитатель предложил детям проанализировать и сравнить с помощью модели яблоко, киви, кубик и т.д. Дети, с помощью модели учились составлять загадки о каком – ни будь предмете. Ребенок показывал на модели свойства загаданного предмета, а остальные искали отгадку по предложенным свойствам.

  На данном этапе дети научились понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели.

  Следующий этап работы - обучение детей самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения, закрепление умений детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.

  Воспитатели предложили детям игру «Отгадай и найди предмет».

  Игра вызвала большой интерес у детей, они активно придумывали загадки, приходили к общему мнению. Воспитатель  вместе с детьми обсуждала выбранные предметы, направляла мысли детей так, чтобы они в результате из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку.

 В результате работы дети научились рассуждать, делать умозаключения, то есть развить мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности. Удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение. Дети учатся строить связные высказывания типа рассуждений, объясняя свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей

Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....

Научно-исследовательская деятельность в школе как развитие творческих способностей учащихся

Как обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлечь их в поиск решения проблемных вопросов? В этом помогает организация исследовательской деятельности учащихся в школе, которая...

Исследовательская деятельность дошкольников как направление развития личности

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одаренности) существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и на...

Выступление на родительском собрании в МБДОУ № 65 с сообщением на тему "Развитие речи как необходимое условие личностного развития ребенка"

     В  возрасте 5-6 лет  начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период ...

Развитие творческих способностей у дошкольников с ОВЗ (недоразвитие речи).

Отсутствие изобразительного замысла у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи,ведёт к низкому уровню развития графических навыков и функций речи у детей....

«Продуктивная и исследовательская деятельность дошкольников в рамках программы сенсорного развития».

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при други...

Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей учащихся в классе фортепиано»

Творчество – это универсальный язык, который понимают во всем мире.                                    ...