О реализации межпредметных связей в процессе проектной деятельности учащихся
статья по естествознанию
Основная мысль текста заключается в важности межпредметных связей в школьном образовании, которые способствуют повышению уровня подготовки учеников путем интеграции знаний из различных областей науки и применения их в реальной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Ионина Т.Е.,
учитель географии
О реализации межпредметных связей
в процессе проектной деятельности учащихся
Известно, что межпредметные связи в школьном обучении являются выражением тех интеграционных процессов, которые происходят сегодня в науке и в жизни общества. Бесспорно, эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки школьников, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. В свою очередь, обобщенность дает возможность применять знания и умения в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
Как правило, установление межпредметных связей происходит на обычных или сдвоенных интегрированных уроках по отдельным школьным предметам. В данной работе мы предлагаем посмотреть на тему реализации межпредметных связей несколько по-иному: в основу положена внеурочная деятельность учащихся.
Уже на протяжении нескольких лет в гимназии реализуется проект "Марс-Гимназия", где учащиеся под руководством педагогов изучают Марс по ряду направлений: физика, география, химия, обществознание, лингвистика, литература, информатика, изобразительное искусство. Выбрав тему, которая занимает умы многих поколений исследователей, творческая группа педагогов поставила перед собой цель: через межпредметные связи стимулировать познавательную деятельность учащихся. Перед нашими учениками была поставлена задача на основе комплексного изучения физических, биохимических, геологических и др. процессов, происходящих на Марсе, их сравнения с аналогичными процессами на Земле выдвинуть научно-обоснованные предположения о том, какой могла бы быть жизнь на Марсе, а также попытаться проиллюстрировать ее с помощью видеороликов и миниспектаклей.
Организация проектной работы учащихся 9-11 классов по физике и географии Марса осуществлялась следующим образом. На подготовительном этапе состоялось анонсирование предполагаемых направлений проекта ("Физические явления на Марсе", "Элементы рельефа Марса", "Сходства и различия поверхности Земли и Марса", "Климатическая карта Марса", "Создание условий для жизни на Марсе", "Градостроительство на Марсе" и др.). Для реализации данных направлений на инициативной основе были сформированы исследовательские группы. Под руководством педагогов-руководителей учащиеся каждой группы определили цели и задачи работы, составили поэтапный план разработки, в основе которого лежал межпредметный поиск (физика-география), а также определили форму итоговой презентации своей деятельности.
В процессе учащиеся повторили такие предметные понятия по географии, как геологические процессы, особенности формирования рельефа, климатообразующие факторы, климат, свойства атмосферы и по физике - ускорение свободного падения, вес тела, сила тяжести, магнитное поле, полярное сияние, потенциальная и кинетическая энергия. Затем объединили полученные результат и создали практически работы:
- видеофильм, посвященный терраформированию Марса, т.е. созданию условий на Марсе, пригодных для обитания земных животных и растений;
- компьютерная программа, позволяющая вычислять некоторые физические характеристики объектов на Марсе (вес тела и др.);
- интерактивное пособие «География Марса» - "Марс туристический", представляющее собой интерактивную карту Марса.
Указанная карта позволяет проиллюстрировать замечательные элементы рельефа Марса и наиболее вероятные места колоний землян. Интерфейс программы предусматривает возможность наглядно сравнить формы рельефа Земли и Марса, например, Долина Маринер на Марсе и Рифтовая долина в Восточной Африке.
Подобные комплексные исследовательские проекты, способствуют дальнейшему улучшению системы многосторонних межпредметных связей, поскольку ведутся планово, предусматривают координацию деятельности большинства (а в идеале всех) участников педагогического процесса; позволяют эффективно использовать конференции, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно. Использование матапредметных связей позволяет более углубленно рассмотреть многие географические процессы и явления т.к, этот предмет по своему содержанию является наукой интеграционной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства
Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)
Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...

«Реализация межпредметных связей в процессе обучения, с целью развития мышления и усвоения знаний»
Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – ...

Ирина Владимировна Попова, Татьяна Леонидовна Трифанова. Реализация межпредметных связей в процессе внеурочной деятельности по английскому языку
Ирина Владимировна Попова, Татьяна Леонидовна Трифанова учителя английского языка высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 90, Санкт-ПетербургРеализация межпредметных связей в процессе в...

Выявление и развитие одаренности в процессе проектной деятельности учащихся 5 – 6 классов
В статье предложены пути решения проблемы выявления и развития одаренных детей и проблемы формирования у учащихся ключевых компетенций посредством применения технологии проектной деятельности. Предста...

Реализация межпредметных связей в процессе преподавания биологии
Реализация межпредметных связей невозможна без взаимного сотрудничества учителей- предметников. Поэтому в течении двух последних лет я посещала уроки учителей- предметников «смежных» дисци...
Реализация межпредметных связей при изучении иностранного языка как фактор реализации учебно-познавательной деятельности учащихся
Выступление для заседания ШМО учителей английского языка...
- Мне нравится (1)
