О реализации межпредметных связей в процессе проектной деятельности учащихся
статья по естествознанию

Ионина Татьяна Евгеньевна

Основная мысль текста заключается в важности межпредметных связей в школьном образовании, которые способствуют повышению уровня подготовки учеников путем интеграции знаний из различных областей науки и применения их в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_realizatsii_mezhpredmetnyh_svyazey.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ионина Т.Е.,

учитель географии

О реализации межпредметных связей

в процессе проектной деятельности учащихся

 Известно, что межпредметные связи в школьном обучении являются выражением тех интеграционных процессов, которые происходят сегодня в науке и в жизни общества. Бесспорно, эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки школьников, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.  В свою очередь, обобщенность дает возможность применять знания и умения в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.  

Как правило, установление межпредметных связей происходит на обычных или сдвоенных интегрированных уроках по отдельным школьным предметам. В данной работе мы предлагаем посмотреть на тему реализации межпредметных связей несколько по-иному: в основу положена внеурочная деятельность учащихся.  

Уже на протяжении нескольких лет в гимназии реализуется проект "Марс-Гимназия", где  учащиеся под руководством педагогов изучают Марс по ряду направлений: физика, география, химия, обществознание, лингвистика, литература, информатика, изобразительное искусство. Выбрав тему, которая занимает умы многих поколений исследователей, творческая группа педагогов поставила перед собой цель: через межпредметные связи стимулировать познавательную деятельность учащихся. Перед нашими учениками была поставлена задача на основе комплексного изучения  физических, биохимических, геологических  и др. процессов, происходящих на Марсе, их сравнения с аналогичными процессами на Земле выдвинуть научно-обоснованные предположения о том, какой могла бы быть жизнь на Марсе, а также попытаться проиллюстрировать ее с помощью видеороликов и миниспектаклей.

Организация  проектной работы учащихся 9-11 классов по физике и географии Марса осуществлялась следующим образом. На подготовительном этапе состоялось анонсирование предполагаемых направлений проекта ("Физические явления на Марсе", "Элементы рельефа Марса", "Сходства и различия поверхности Земли и Марса", "Климатическая карта Марса", "Создание условий для жизни на Марсе", "Градостроительство на Марсе" и др.). Для реализации данных направлений на инициативной основе были сформированы исследовательские группы. Под руководством педагогов-руководителей учащиеся каждой группы определили цели и задачи работы, составили поэтапный план разработки, в основе которого лежал межпредметный поиск (физика-география), а также определили форму итоговой  презентации своей деятельности.    

В процессе учащиеся повторили такие предметные понятия по географии, как геологические процессы, особенности формирования рельефа, климатообразующие факторы, климат, свойства атмосферы и по физике - ускорение свободного падения, вес тела, сила тяжести, магнитное поле, полярное сияние, потенциальная и кинетическая энергия. Затем объединили полученные результат и  создали практически работы:

  • видеофильм, посвященный терраформированию Марса, т.е. созданию условий на Марсе, пригодных для обитания земных животных и растений;
  • компьютерная программа, позволяющая вычислять некоторые физические характеристики объектов на Марсе (вес тела и др.);
  • интерактивное пособие «География Марса» - "Марс туристический", представляющее собой интерактивную карту Марса.

Указанная карта позволяет проиллюстрировать  замечательные элементы рельефа Марса и наиболее вероятные места колоний землян. Интерфейс программы предусматривает возможность наглядно сравнить формы рельефа Земли и Марса, например,  Долина Маринер на Марсе и Рифтовая долина в Восточной Африке.  

Подобные комплексные исследовательские проекты, способствуют дальнейшему улучшению системы многосторонних межпредметных связей, поскольку ведутся планово, предусматривают координацию деятельности большинства (а в идеале всех) участников педагогического процесса; позволяют эффективно использовать конференции, на которых могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно. Использование матапредметных связей позволяет более углубленно рассмотреть многие географические процессы и явления т.к, этот предмет по своему содержанию  является наукой интеграционной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства

Статья посвящена опыту применения проектной деятельности, раскрывает методику применения метода проектов на уроках изобразительного искусства в 6, 8 и 9 классах школы....

Интеграция предметов и межпредметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства (презентация)

Данная презентация иллюстрирует методическую разработку "Интеграция предметов и межпрежметные связи в сфере проектной деятельности на уроках изобразительного искусства", содержит проектные работы, вып...

«Реализация межпредметных связей в процессе обучения, с целью развития мышления и усвоения знаний»

Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты.  Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – ...

Ирина Владимировна Попова, Татьяна Леонидовна Трифанова. Реализация межпредметных связей в процессе внеурочной деятельности по английскому языку

Ирина Владимировна Попова, Татьяна Леонидовна Трифанова учителя английского языка высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 90, Санкт-ПетербургРеализация межпредметных связей в процессе в...

Выявление и развитие одаренности в процессе проектной деятельности учащихся 5 – 6 классов

В статье предложены пути решения проблемы выявления и развития одаренных детей и проблемы формирования у учащихся ключевых компетенций посредством применения технологии проектной деятельности. Предста...

Реализация межпредметных связей в процессе преподавания биологии

Реализация межпредметных связей невозможна без взаимного сотрудничества учителей- предметников. Поэтому в течении двух последних лет я посещала уроки учителей- предметников «смежных» дисци...