Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"
    занимательные факты по физике (8 класс) по теме

    Николаева Татьяна Леонидовна

    Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют лучшему пониманию физических законов и явлений. Данное мероприятие проводится для восьмиклассников с целью привлечь внимание к различным физическим явлениям, протекающим вокруг нас, в непринужденной обстановке; повысить познавательный интерес к науке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Vneklassnoe_meropriyatie.docx14.26 КБ
    Файл Prilozhenie_1.docx12.2 КБ
    Файл Prilozhenie_2.docx11.64 КБ
    Файл Prilozhenie_3.docx145.78 КБ
    Файл Prilozhenie_4.docx10.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие:

    “Музей  геометрии”

     цели:

    1. активизировать познавательную деятельность учащихся;
    2. способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся;
    3. развитие интереса к геометрии;
    4. развитие элементов ораторского искусства; воспитывать культуру общения.

    1 Зал. “Ты помнишь, как всё начиналось…”

    (Выступление 1 ученика)

    О простом и сложном,
    Об истинном и ложном
    Правдивые истории,
    Серьезные, шутливые.
    Про опыты начальные
    И про умы пытливые,
    Про важные события –
    Великие открытия.

    Греция ( VI век до н.э.)

    В 580 году до нашей эры  на острове Самос в семье некого Мнесарха, человека благородного происхождения и образования родился сын.

     Спасаясь от тирании Поликрата, он в 530 до н.э. покинул о.Самос.

    О ком идёт речь?

    В Древней Греции жил ученый Пифагор. О жизни этого ученого известно немного, зато с его именем связано ряд легенд. Рассказывают, что он много путешествовал, был в Индии, Египте, Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран. Вернувшись на родину, Пифагор организовал кружок молодежи из представителей аристократии. В кружок принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так, на юге Италии, которая была тогда греческой колонией, возникла так называемая пифагорейская школа. Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими были сделаны много важных открытий в арифметике и геометрии. В школе существовал декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору.

    Среди философских идей пифагорейцев наиболее известна гипотеза о том, что Земля не стоит неподвижно, а вертится; что от этого происходит день и ночь и что, когда какое-нибудь место земного шара повертывается к Солнцу, тогда на этом месте начинается день, а когда оно уходит из-под лучей Солнца, тогда на этом месте начинается ночь.

    Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания. После его смерти ученики окружили имя своего учителя множеством легенд, что установить о Пифагоре правду невозможно.

    Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. В вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда еще не знали ее доказательства, а само соотношение между гипотенузой и катетами было установлено опытным путем на основе измерений. Пифагор, по-видимому, нашел доказательство этого соотношения. На протяжении последующих веков были найдены различные другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста.

    Верна и теорема, обратная теореме Пифагора: Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то треугольник прямоугольный.

    По теореме, обратной теореме Пифагора, треугольник со сторонами 3,4 и 5 является прямоугольным. Такой треугольник часто называется египетским, т.к. он был известен еще древним египтянам. Для построения прямых углов египтяне поступали так: на веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали ее концы и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5(демонстрируется). Тогда угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым.

    Египет ( III век до н.э.)(Выступление 2 ученика)

    ЕВКЛИД, или ЭВКЛИД - древнегреческий математик, автор первых дошедших до нас теоретических трактатов по математике.  ( годы жизни около 365-300 гг. до н.э.)

    Биографические сведения о жизни и деятельности Евклида крайне скудны. Известно, что он родом из Афин, был учеником Платона. Научная деятельность Евклида протекала в Александрии (3 в. до н. э.),

    С именем Евклида связывают становление александрийской математики (геометрической алгебры) как науки.. Главный труд Евклида - "Начала"  содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включающего элементы пределов (метод исчерпывания).

    Историческое значение "Начал" Евклида заключается в том, что в них впервые сделана попытка логического построения геометрии на основе аксиоматики. Аксиоматический метод, господствующий в современной математике, своим происхождением в большой степени обязан "Началам" Евклида.

    Разыгрывается сцена “Евклид с учениками”

    Там, где с морем
    Сливается Нил,
    В древнем жарком краю
    Пирамид
    Математик греческий жил –
    Многознающий,
    Мудрый Евклид.
    Геометрию он изучал,
    Геометрии он обучал.
    Написал он великий труд.
    Эту книгу
    “Начала” зовут.
    Чтоб попасть к нему
    В ученики
    И постигнуть мудрость
    Старика,
    Морем плыли
    Шли издалека…
    А вопросы были нелегки:
    – Что есть точка? –
    Вопрошал Евклид,
    Взглядом обводя своих гостей.
    – Точка – это то,
    В чем нет частей, –
    Архелай кудрявый говорит.
    – Правильно ответил,
    Молодец!
    Улыбнулся ласково мудрец.
    –Ну, а в чем же линии секрет?
    Есть длина,
    А ширины в ней нет!
    – Снова в точку.

    Я б хотел узнать,
    Для чего ученым хочешь стать?
    Ведь дороги к знаньям непросты!
    –Я богатым стать хочу,
    Как ты!
    Я слыхал: наука – это клад!
    Я уверен: ты, Евклид, богат!

    Две монеты достает мудрец,
    Их берет растерянный юнец.
    –Все, ступай! –
    Ученый говорит –
    Ты теперь богаче, чем Евклид.

    Теплый ветер вдруг подул сильней,
    Пальмы закачал на берегу.
    – Кто поделит круг на пять частей?
    Архилок поднялся: – Я смогу!
    Осветило солнце светлый лик.
    Циркуль сжав уверенно в руке,
    Круг он ловко делит на песке.
    Головой кивнул ему старик:
    – Хорошо!

    Потом спросил Евклид:
    – А тебя к науке что манит? –
    Юношу погладил по плечу.
    – Знаменитым стать, как ты, хочу.
    Слышу всюду: “Как умен Евклид!”
    Значит, славу знание сулит!
    Взял Евклид заточенный тростник,
    Пишет на папирусе старик:
    “Люди! Он умней, чем я, Евклид”.
    – На, иди!
    Теперь ты знаменит!

    Ну, а третий думает о чем?
    Что-то чертит, чем-то увлечен.
    –Что ты чертишь?
    –Линии черчу.
    Теорему доказать хочу,
    Но другим путем, не как Евклид, –
    Юноша упрямо говорит.
    Слезы на глазах у старик:
    Он нашел себе ученика.
    – Кто же ты?
    И слышит он в ответ:
    Я из Сиракуз. Я – Архимед.

    Греция (около 287–212 гг. до н.э.)

    (выступление 3 ученика)

    Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы, где и прожил почти всю свою жизнь. Отцом его был Фидий, придворный астроном правителя города Гиерона. Учился Архимед в Александрии, где правители Египта Птолемеи собрали лучших греческих ученых и мыслителей, а также основали самую большую в мире библиотеку.

    После учебы в Александрии Архимед вновь вернулся в Сиракузы и унаследовал должность своего отца.

    Основные работы Архимеда касались различных практических приложений математики (геометрии), физики, гидростатики и механики.

    Математический метод Архимеда, связанный с математическими работами пифагорейцев и с завершившей их работой Эвклида, а также с открытиями современников Архимеда, подводил к познанию материального пространства, к познанию теоретической формы предметов, находящихся в этом пространстве, формы совершенной, геометрической формы, к которой предметы более или менее приближаются и законы которой необходимо знать, чтобы воздействовать на материальный мир.

    Архимед изучал силы, которые двигают предметы или приводят в равновесие, изобретая новую отрасль математики, в которой материальные тела, приведенные к их геометрической форме, сохраняют в то же время свою тяжесть. Эта геометрия веса и есть рациональная механика, это статика, а также гидростатика, первый закон которой открыл Архимед (закон, носящий его имя), согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной им жидкости.

    Знаменитое "Эврика!" было произнесено не в связи с открытием закона Архимеда, но по поводу закона удельного веса металлов - открытия, которое также принадлежит сиракузскому ученому. Согласно преданию, однажды к Архимеду обратился правитель Сиракуз. Он приказал проверить, соответствует ли вес золотой короны весу отпущенного на нее золота. Для этого Архимед сделал два слитка: один из золота, другой из серебра, каждый такого же веса, что и корона. Затем поочередно положил их в сосуд с водой, отметил, на сколько поднялся ее уровень. Опустив в сосуд корону, Архимед установил, что ее объем превышает объем слитка.

    Архимед проверяет и создает теорию пяти механизмов, известных в его время и именуемых "простые механизмы". Это - рычаг ("Дайте мне точку опоры, - говорил Архимед, - и я сдвину Землю"), клин, блок, бесконечный винт и лебедка.. Изобретение бесконечного винта привело его к изобретению болта, сконструированного из винта и гайки.

    В 212 году до нашей эры при обороне Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны Архимед сконструировал несколько боевых машин, которые позволили горожанам отражать атаки превосходящих в силе римлян в течение почти трех лет. Одной из них стала система зеркал, с помощью которой египтяне смогли сжечь флот римлян. Архимед погиб во время осады Сиракуз: его убил римский воин в тот момент, когда ученый был поглощен поисками решения поставленной перед собой проблемы.

    Завоевав Сиракузы, римляне так и не стали обладателями трудов Архимеда. Только через много веков они были обнаружены европейскими учеными.

    Плутарх пишет, что Архимед умер в глубокой старости. На его могиле была установлена плита с изображением шара и цилиндра.

    Персия (XII век)

    (выступление  4 ученика)

    Крупнейший персидский математик и астроном, поэт и философ Омар Хайям родился в городе Нишашпур в Хоросане. “Хайям” означает палаточный мастер, по-видимому, это была профессия его отца.

    Омар Хайям изучал энциклопедические трактаты знаменитого арабского ученого Ибн-Сины, а также сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея. Годы учения сменились годами учительства. Он преподает, а в остальное время занимается наукой. Он создает “Трактат о доказательствах задач алгебры” В его сочинениях алгебра выступает, как самостоятельная наука. Предметом алгебры Хайям объявляет неизвестные числа, соотнесенные с известными числами или величинами. Их отношения записываются в виде уравнений. В 1074 г. Хайяма пригласили в город Исфахан для руководства астрономической обсерваторией. В этот период он закончил геометрический труд “Комментарии к трудным постулатам книги Евклида”, написал несколько философских сочинений и трактат об истории и реформах иранского солнечного календаря. На склоне лет ученый возвратился в родной Нишашпур.

    Большая часть научных трудов Омара Хайяма написана по-арабски, некоторые сочинения – на персидском, как и его знаменитые рубаи. В стихах отразились опыт долгой и многотрудной жизни, философские раздумья и сомнения:

    Хорошо, если платье твое без прорех.
    И о хлебе насущном подумать не грех.
    А всего остального и даром не надо –
    Жизнь дороже богатства и почестей всех.

    В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
    Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
    Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
    О сохранности глаз, языка и ушей.

    В то время философа или врача
    Ждала не награда – топор палача.
    Алгебра – главный хайямов трактат –
    Теперь уравнения люди решат.

    Россия (XIX век)(выступление 5 ученика)

    Николай Иванович Лобачевский родился в 1792 году в Нижнем Новгороде.

    По окончанию гимназии Николай поступил на физико-математический факультет казанского университета. Ему было тогда только 14 лет. К этому времени он уже овладел латинским, французским и немецким языками настолько, что мог свободно читать научную литературу.

    Однако инспектора Казанского университета были недовольны молодым Лобачевским. Они заметили у юноши признаки вольнодумства и даже “признаки безбожия”.

    В 1811 г. Лобачевский был произведен, минуя степень кандидата, в магистры, а в 1814 г. приступил к чтению лекций. В течение более 30 лет он читал все основные курсы математики, а часто механики и астрономии. Он оказался не только замечательным педагогом, но и прекрасным организатором: при нем были построены астрономическая и магнитная обсерватория, анатомический театр, химическая лаборатория, физический кабинет и библиотека.

    Лобачевскому принадлежит ряд первоклассных работ по алгебре и математическому анализу. Но главным содержанием его жизни было создание и пропаганда неевклидовой геометрии. Евклид построил свою геометрию в 3 веке до н.э., и с тех пор она казалась единственно возможной. Нам трудно сейчас представить, насколько смелой была мысль Лобачевского. Ведь на протяжении 2000 лет геометрия Евклида лежала в основе представления о пространстве, на ней строилась классическая механика Ньютона, да и вся классическая физика. Нужно было большое личное мужество, беззаветная преданность научной истине, чтобы не побояться выступить с утверждением о возможности новой геометрии. Такое рассуждение многим казалось безумием.

    Он опубликовал труд “О началах геометрии”, в котором подробно излагал геометрию, основанную на новой аксиоме о параллельных, согласно которой через точку, лежащую в данной плоскости вне данной прямой, можно провести по крайней мере две прямые, не пересекающие заданную прямую.

    Глубоко трагичная судьба этого замечательного человека, так и не дождавшегося признания своего великого открытия.

    Прошло не более 15 лет со дня смерти Лобачевского, и геометрия его была не только признана, но и вошла в моду.

    Такой успех можно сравнить только с успехом теории относительности в 20х годах нашего века или думающих машин и кибернетики в наши дни.

    Таким образом, геометрия Лобачевского не только необыкновенно расширила предмет самой геометрии, она получила широкое применение в других областях математики, способствовала рождению новых математических идей и методов и оказалась незаменимой для современной физики.

    Учитель:

    Вы видели сквозь вековую завесу
    Ученых великих стремленье к прогрессу,
    Их планы, открытья, ученья, теории.
    На этом закончим мы наши истории.



    Предварительный просмотр:

    Николаева Татьяна Леонидовна

    207-814-964

    Приложение 1.

    1. Почему у металлических кофейников и чайников, а иногда и у кастрюль, делают деревянные или пластмассовые ручки?
    2. Почему нож перед употреблением рекомендуется намочить?
    3. Что имеет большую плотность: картофель или морковь?
    4. Почему пламя горелок колышется и горит хуже, если включена духовка?
    5. Почему изделия из теста «поднимаются» при выпечке?
    6. Почему в варежках теплее, чем в перчатках?
    7. Почему обувь на микропористой подошве имеет небольшой вес?
    8. Греют ли шуба и валенки?
    9. Почему летом носят светлую одежду?
    10. Один человек живет на Крайнем Севере, другой – в знойной среднеазиатской пустыне. Оба тепло одеты. Почему?



    Предварительный просмотр:

    Николаева Татьяна Леонидовна

    207-814-964

    Приложение 2.

    1. Мой первый слог –

    Начало алфавита.

    Второй – на полке с книгами найдешь.

    А целое – от глаз людских сокрыто,

    По-русски «неделимый», коль переведешь. (А-том).

    1. Мое начало – и приставка, и предлог.

    Семья большая – то второй вмещает слог.

    Союзом завершается названье…

    О, физика! Основа мирозданья! (При-род-а).



    Предварительный просмотр:

    Николаева Татьяна Леонидовна

    207-814-964

    Приложение 3.

     Масса

     Опыт



    Предварительный просмотр:

    Николаева Татьяна Леонидовна

    207-814-964

    Приложение 4.

    Многообразна природа нашей планеты, значительно отличаются температуры, характерные для разных мест на Земле.

    Самое жаркое место – «полюс жары» - Эль-Азизия, расположенная в Ливии. Здесь отмечалась температура + 58 град.

    Самые холодные места: в южном полушарии – Антарктида, в северном полушарии – Оймякон, расположенный в Якутии. В Антарктиде на станции «Восток» отмечена температура – 88,3 град в августе, у Южного полюса – 94,5 град. В Оймяконе отмечена температура – 71 град в феврале.

    Район наиболее высокой температуры воды – Персидский залив, находящийся на юго-западе Азии. Здесь отмечена температура в верхнем слое + 35,6 град.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по физике. "А ну-ка, физики!"

    Внеклассное мероприятие по физике. Проводится в виде соревнования двух команд (10-ого и 11-ого классов). Формирует познавательный интерес к изучению физики....

    Внеклассное мероприятие по физике "А, ну-ка, физики"

    Обучаю      В данном материале разработка внеклассного мероприятия для учащихся седьмого класса,направленная на закрепление знаний, формирование навыков коллективной...

    Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"

    Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...

    Внеклассное мероприятие по физике игра "Мир физики" для 9 класса

    В разработке есть кроссворды, загадки, ребусы, головоломки...

    Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

    Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

    Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 класса "Физика за чашкой чая"

    Данное мероприятие можно провести после прохождения раздела "Изменение агрегатный состояний вещества"...

    Открытое внеклассное мероприятие по физике для 8 класса «Физика за чашкой чая»

    Открытое внеклассное мероприятие по физике  для 8 класса «Физика за чашкой чая»....