Новое качество образования по физике
статья по физике по теме

В статье рассмотрены особенности обеспечения нового качества образования о физике в рамках использования современного УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_konferencii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ В РАМКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УМК

Фиалковская Оксана Александровна

Учитель физики СОШ № 30, г.Астрахань

E-mail: oksanaFia@mail.ru

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед  современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». В современной школе  внедряются новые педагогические технологии, идеи «педагогики успеха», где ребенок сам «выстраивает» своё знание.

В 2009-2010 учебном году в нашей школе в 2-х параллелях 7- классов было введено обучение по разным УМК. В 7 «А» классе – обучение по учебнику авторов :  Л.Э. Генденштейн,  А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. В 7»Б» классе – обучение по учебнику  В.В. Перышкина .  Предварительный  сравнительный анализ учебников показал, что  порядок изложения тем в них совпадает, что позволяет сохранять наибольшую степень  согласованности с курсом математики основной школы.

Цель обучения физике по  УМК  для 7 класса Л.Э. Генденштейна – не дословное запоминание фактов и формулировок, а формирование «человека познающего», то есть такого, который любит думать, сопоставлять, ставить вопросы и делать выводы, открывать для себя основные закономерности природных явлений и связей между ними.

Учебник для общеобразовательных учреждений /Генденштейн Л.Э. , А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников/Физика 7  является первым в линии учебников физики для основной и средней школы, созданных единым коллективом авторов.

В УМК  для каждого класса (в том числе и для 7  класса) входят:

  • Учебник
  • Задачник
  • Методические материалы для учителя
  • Самостоятельные и контрольные работы
  • Тетрадь для лабораторных работ
  • Материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ
  • Компакт-диск с анимацией и видеофрагментами

Центральным моментом в организации обучения по данному УМК является использование форм обучения, в которых акцент переносится на самостоятельную и ответственную деятельность самих учащихся, в том числе на проектное и проблемноориентированное обучение, создание ситуации успеха.

Формирование «ключевых» компетентностей учащимися в образовательном процессе происходит при соблюдении следующих условий:

- деятельностный характер обучения;

-ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за процесс и результат своей деятельности;

- создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели;

-четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.

Современная и красочная наглядность учебника Генденштейна Л.Э. , двухуровневое представление материала, изложение занимательных фактов и связь их с повседневной жизнью, минимизация вводимых понятий, их доступное объяснение привлекают внимание учеников, заставляют не только «пролистать» учебник, но и вникнуть в суть физических явлений, понять и объяснить их для самого себя. Всё это обеспечивает деятельностный характер обучения.

Для изложения материала каждого параграфа характерно попунктовое распределение темы, причем в названии пунктов в большинстве случаев уже прописаны познавательные задачи, которые предстоит раскрыть. Включенные в текст параграфа вопросы качественного и количественного характера обсуждаются и разрешаются учащимися в процессе изучения темы, что позволяет задумываться над прочитанным и при необходимости возвращаться назад, для более глубокого прочтения. Всё это, а также включение в УМК задачника с разноуровневыми задачами и домашними экспериментами позволяет интенсивно развивать самостоятельность учащихся.  

Созданию условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели способствует практическая направленность изложения материала (возможность самому «открыть» физическое явление),  многообразие исторических фактов и примеров из жизни,  разноуровневый характер изложения материала и практических задач и заданий. Разный уровень задач позволяет дифференцированно подходить к выбору классных и домашних заданий и  дифференцированно  оценивать  достижения учащихся.

Таким образом, в ходе применения в учебной деятельности современного УМК Генденштейна Л.Э. смещается акцент с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников. Преимущество использования УМК в том, что его можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной организации обучения: во всех классах (с 7 по 11) соблюдается единый подход к структуре учебника, использованию задач, разработке учебно-тематических планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое качество образования в условиях СПб КК

В данной статье освещены:Минусы традиционной модели обученияпути решенияакмеологический подход в образованииприведены примеры воплощения интегрированного подхода...

"Новое качество образования"

Данный материал был представлен на заседании методического объединения математиков Морозовского района....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».

Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...