Путешествие в страну любознательных физиков
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Урок физического эксперимента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fizicheskogo_eksperimenta.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МОУ « Гимназия» учитель физики Зверева Н. С.

  23   апреля 2008г

 

Урок физического эксперимента

Тема: Путешествие в царство «Оптика» 

 

Цель урока

  1. Образовательная:                                                                                                                Научиться -  самостоятельно проводить эксперимент,  умению вести наблюдение.
  2. Развивающая:

Познавательный интерес, любознательность

  1. Воспитывающая

Не только талант, но и трудовые усилия дадут результат в учебе

 

Тип урока

Урок эксперимента

Оборудование

L – микро ; свеча, стеклянные пластинки, картон, булавка, химический стакан с водой

План урока

1.Знакомство

2. Вводные слова

3.Демонстационной эксперимент

4. Ученический эксперимент

5.Практическая работа

6.Опыт - загадка

1.Знакомство   -2мин

2. Вводные слова – 3мин

3.Демонстационной эксперимент – 3мин

4. Ученический эксперимент – 6мин

5.Практическая работа -25мин

6.Опыт – загадка -6мин

На столе у учащихся лежат карточки с формулой по определению цены деления измерительного прибора, стоят карточки с фамилиями ученых ( чтобы легче было общаться с учениками)

 

Знакомство, вводные слова

Урок начинается с вопроса.

Демонстрационный физический эксперимент

Зрительные иллюзии

Журнал «Квант» №6 – 2006г

Вопрос

Можно ли продемонстрировать кому-либо, как свеча горит под водой?

На демонстрационном столе заранее поставить приборы, чтобы затем поставить этот эксперимент.

                                                     

                                                           Скажи мне и я забуду

                                                           Покажи мне и я запомню

                                                            Дай мне сделать, и я пойму.

                                                                               Сократ

Урок физического эксперимента

Путешествие в царство «Оптика» 

Цель: научить -  самостоятельно проводить эксперимент,  умению вести наблюдение.

 Написать на доске и поговорить с учащимися что наблюдали, когда проходили тему:

Тепловые явления

   Нагревание  и   кипение воды

1.Появление пузырьков  на дне и стенках сосуда

2.Шум перед закипанием

3.При нагревании воды температура  от 200С до 800С                          изменялась быстрее, чем от 800С до 1000С.                        излучение

4.Появившиеся пузырьки в некоторый момент                                     времени казались блестящими                                             полное

                                                                                                                     внутренне

                                                                                                                     отражение

Повторить с учащимися

                               Свет – излучение

ЗАКОНЫ

1.Свет в однородной среде распространяется прямолинейно

2.Угол падения – α  равен углу отражения – β

Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.

Ученический эксперимент

                        Эксперимент №1

. В  стакан  с водой  вертикально погрузите  пластинки. Посмотрите через стакан и пластинки, ориентированные перпендикулярно к лучу зрения, на какой-нибудь достаточно ярко освещенный предмет (рис.1) . Теперь постепенно поворачивайте пластинки, меняя угол между ними и направлением наблюдения. Начиная с некоторого значения этого угла, вместо предмета, расположенного за стаканом с водой, вы увидите блестящую, как превосходное зеркало, внутреннюю поверхность ближайшей к глазу пластинки.

                                         

                                    Эксперимент №2

 Практическая работа

Цель: проверка закона отражения

Оборудование:  оборудование L – микро ; планшет, лампа на подставке, ключ, экран, держатель оптических элементов, плоское зеркало, лимб, источник электропитания,  соединительные провода.

Теория: Угол падения – угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча

Угол отражения – угол между отраженным лучом и перпендикуляром

                       Ход эксперимента

Лампа, ключ, источник питания соедините последовательно и установите на планшет.

                             

     

 

                                                                                        К =

1.Экран разместите в 3-4см от лампы. Луч света, пройдя через щель  экрана, должен распространяться перпендикулярно его плоскости.

2.Вплотную к экрану со стороны, противоположной лампе, положите на планшет лист бумаги, а на него лимб (в уже имеющийся круг). Лимб расположите так, чтобы луч света, скользя по его поверхности, проходил через оба деления, отмеченные цифрами 0.

3. Установите зеркало  в центре лимба. При этом поверхность зеркала с отражающим слоем должна располагаться на линии полукруга, нанесенной на лимбе. Нижний край зеркала должен прилегать вплотную к поверхности лимба.

4. Поверните лимб так, чтобы угол падения света на зеркало составил 100. Поворачивая лимб нужно соблюдать два условия: а) Зеркало относительно лимба двигаться  не должно; в) Лимб не должен выходить за пределы контура, нанесенного на листе бумаги.

5.Измерьте угол отражения

6. Повторите измерение угла отражения при углах падения в 200, 300,400 и 500.

Запишите результаты в таблицу (учащимся выдается листок отчета)

Угол падения

100

200

300

400

500

Угол отражения

Вывод:

                     Лист для учащегося                                                          

Инструкция ТБ       -                                                                             (Фамилия Имя  )                          

Отчет о проделанной работе

Урок физического эксперимента

Путешествие в царство «Оптика» 

Цель: научиться  - самостоятельно проводить эксперимент,  умению вести наблюдение.

                                      Эксперимент №2

                                    Практическая работа

Цель: проверка закона отражения

Оборудование:  планшет, лампа на подставке, ключ, экран, держатель оптических элементов, плоское зеркало, лимб, источник электропитания,  соединительные провода.

Теория: Угол падения – угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча

Угол отражения – угол между отраженным лучом и перпендикуляром

Запишите результаты в таблицу

Угол падения

100

200

300

400

500

Угол отражения

Запишите цену деления  лимба –

Вывод:

Опыт-загадка

Эксперимент №3

Если в плотной бумаге проделать булавочное отверстие и, держа бумагу примерно в десяти сантиметрах от правого глаза (левый зажмурен!), медленно поднимать гвоздик шляпкой вверх так, чтобы он касался ресниц. Опишите, что вы наблюдаете:

Оценка

        -                                                                                                          

Ответ на загадку:

 В кружке света появляется перевернутое изображение гвоздика, движущееся вниз.

Объяснение явления: гвоздик отбрасывает на сетчатку глаза тень, которая ориентирована так же, как  сам гвоздик. Но мозг переворачивает изображение, и тень кажется нам перевернутой

  Спасибо за  урок!

Все эксперименты взяты из журнала «Квант»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Путешествие в страну любознательных физиков

Внеклассное мероприятие Продолжительность – 45 мин.            Команда путешественников любознателей 16 чел.   ...

Внеклассное мероприятие для 7 класса по теме: «Путешествие в страну «Молекулярию» (физика + химия - вводный курс)

Это мероприятие проводят старшеклассники для учащихся 7 классов.   Цели мероприятия: Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за ...

План сценарий игры для 9 класса по физике. "Путешествии в страну физики"

Внеклассное мероприятие (1-2 часа) для учиников 9х классов....

Путешествие в страну любознательных физиков.

Внеклассное мероприятие по физике для 7,8 классов....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «НЕВЕРОЯТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ ФИЗИКИ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ«НЕВЕРОЯТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТРАНЕ ФИЗИКИ»...