Рабочая программа по физике 7 класс (УМК А.А. Пинский, В.Г. Разумовский)
календарно-тематическое планирование (физика, 7 класс) по теме

Удовик Елена Николаевна

Рабочая программа составлена на базе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике.Рабочая  учебная программа по физике конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razumovskiy.rar76.17 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений.  Физика. Астрономия. 7-11кл. /   сост.  В.А. Коровин, В.А.Орлов- М.: Дрофа, 2009г.;
  2. авторы программы:  В.Г. Разумовский, стр. 95
  3. сборник  нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

При реализации рабочей программы используется УМК: Физика.  7  кл.:  академический школьный учебник для   общеобразовательных учреждений / А.А. Пинского,В.Г. Разумовский.  М.:   Дрофа,  2011г,  входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Программ составлена на базе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике.
Многолетняя опытно-экспериментальная проверка учебников в различных общеобразовательных учреждениях страны показала, что интеграция курсов физики и астрономии продиктована следующим:

профильной дифференциацией курса физики в 10—11 классах, когда в профилях А и Б астрономические сведения практически отсутствуют;

существующим учебным планом, в котором курс «Астрономия» попросту отсутствует;

повышенным интересом 12—14-летних учащихся к вопросам о составе, движении и строении небесных тел;

распространением физических методов исследования на «космическую лабораторию»;

масштабностью действия физических законов, а именно выполнением законов физики в условиях физической лаборатории и выполнением этих же законов в масштабах «космической лаборатории», т. е. в условиях Вселенной.

Рабочая  учебная программа по физике конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Основные цели и задачи изучения курса физика- астрономия в 7 классе:

удовлетворить и развить познавательные возможности всех учащихся 12—16 лет, опираясь при этом на уже имеющиеся у них представления, математические знания, естественно-научную подготовку;

перевести знания из кабинетной сферы применения в повседневную жизнедеятельность. В результате такого перевода природные явления и технические процессы окружающей действительности будут для каждого ученика не за семью печатями таинственности, а вполне понятными, объяснимыми и применимыми;

сформировать с учетом возраста учащихся основные научные понятия и закономерности, касающиеся основных научных теорий классической и современной физики, а также астрометрии и астрофизики. Показать одинаковость выполнения законов физики не только в условиях физического кабинета, но и в земных и в космических масштабах;

обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники, преобразующей деятельности человека и связанных с этим проблем охраны окружающей среды, проблем экологии;

сформировать у учащихся представления о научных методах исследования и познания природы в процессе непрерывной самостоятельной экспериментальной деятельности в классной и домашней обстановке;

сформировать у учащихся, проявивших особый интерес к физике, умения и навыки самостоятельного добывания экспериментальных фактов и их интерпретации в целях получения нового знания субъективного и объективного плана;

сформировать у учащихся, тяготеющих к технике, практические умения и навыки, позволяющие им проводить вначале регламентную профилактику инструментов, электро- и радиоприборов бытовой техники, а затем и ремонт некоторых из них;

возбудить интерес к науке и технике, показать, как добываются научные знания, какую роль выполняет теория и практика, развить познавательные способности школьников, приобщить их к творческой деятельности, показать, что физика — это теоретическая и экспериментальная основа современной и будущей техники, а также технологии и культуры производства

Принципы построения изучения курса физика – астрономия в 7 классе:

физический и астрономический материалы должны быть органически связаны, не противоречить, а дополнять друг друга и тем самым обеспечивать формирование обобщенной естественно-научной картины окружающего мира;

уже имеющиеся жизненные, математические, естественно-научные представления учащихся, знания о некоторых физических и астрономических объектах и явлениях, а также соответствующая терминология должны систематизироваться, обобщаться, иметь доступную для учащихся теоретическую трактовку и обоснование;

сведения методологического характера, связанные с ролью наблюдений, эксперимента и теории в познании окружающего мира, должны быть рассмотрены на конкретных примерах в самом начале курса, а затем раскрываться по мере его изучения и тем самым формировать у учащихся представления о познаваемости мира;

изучение физических явлений, процессов, законов в некоторых случаях должно доводиться до их реализации в устройствах приборов, обеспечивая тем самым хорошее знание физики для комфортного жизнеобеспечения человека;

для развития способностей учащихся, кроме минимума содержания физического образования, программой курса должен быть предусмотрен дополнительный материал, предназначенный для учащихся, которые пожелают изучать физику и астрономию на уровне повышенной сложности.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, как по физике, так и по астрономии, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

В программе изучаются физические и астрономические явления, рассматривается их взаимосвязь, что помогает учащимся получать целостное представление об окружающем мире. По программе используются домашние экспериментальные работы, в целях формирования исследовательских умений учащихся. Дифференцированы также вопросы для самоконтроля, качественные и расчетные задачи. Весь материал рассчитан для дальнейшего углубленного изучения физики.

В рабочей программе изменено распределение часов по темам. Так в теме «Физика и астрономия — науки о природе» по программе отведено всего 2ч, что приводит к не возможности выполнить поставленные задачи при изучении физики и астрономии, как наук, поэтому в этот раздел добавлены часы (7ч)  из раздела повторения. По теме «Энергия» добавлен 1ч в связи с необходимостью перед контрольной работой обобщить и систематизировать знания учащихся. По теме «Давление» не достаточно выделено учебного времени для решения задач. Данная тема является сложным материалом 7 класса, поэтому необходимо уделять больше внимания практическому применению давления твердых тел, газов и жидкостей. Данная необходимость отражена в программе выделением из резерва дополнительных уроков (3ч) для решения как теоретических, так и экспериментальных задач.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики:  учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.

2. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Физика и астрономия - науки о природе

9

1. Измерение размеров малых тел.
2. Измерение объема тел с помощью измерительного цилиндра..

Контрольная работа №1 по теме «Физика. Астрономия. Величины»

2

Движение

11

3. Изучение равномерного прямолинейного движения.

Контрольная работа №2 по теме «Движение материальной точки»

3

Масса и сила

11

4. Измерение массы тела и его плотности.
5. Изучение упругих деформаций.
6. Измерение коэффициента трения скольжения

Контрольная работа №3 по теме «Масса и сила»

4

Энергия

14+1

7.Проверка правила моментов сил.

Контрольная работа №4  по теме «Энергия»

5

Давление

13+3

8.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Контрольная работа №5 по теме «Атмосферное давление. Архимедова сила. Плавание тел»

6

Повторение

6

6

Итоговое повторение

2

Итого

70

14

5

3. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
 

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
  2. смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
  3. смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  2. рационального применения простых механизмов;
  3. контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

4. Курс физики 7 класса структурно представлен 5 темами:

1. Физика и астрономия — науки о природе (9 ч)

      Природа и человечество. Физика. Астрономия — наука о небесных телах. Научные методы познания природы. Эксперимент — метод установления и проверки физических законов. Законы отражения света. Зеркальный телескоп. Явление свободного падения тел — пример опровержения ложной гипотезы. Физическая теория. Физические величины, их измерение. Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Запись больших и малых чисел. Как измерили радиус Земли.
      
Фронтальные лабораторные работы
      1. Измерение размеров малых тел.
      2. Измерение объема тел с помощью измерительного цилиндра.
      
Демонстрации
      1. Физические явления: механические, тепловые, электрические, оптические, звуковые. 2. Приборы для измерения физических величин: расстояния, времени, температуры, массы. 3. Законы отражения света. 4. Свободное падение тел. 5. Модель молекулярного строения вещества. 6. Определение цены деления и пределов измерения приборов и инструментов для измерения длины, времени, объема, массы.

2. Движение (11 ч)

      Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Суточное движение небесных тел. Годичное движение Солнца. Развитие учения о строении Солнечной системы. Гелиоцентрическая система Коперника. Материальная точка. Траектория движения. Координаты точки. Путь и перемещение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. График равномерного прямолинейного движения. Инерция.
      
Фронтальная лабораторная работа
      Изучение равномерного прямолинейного движения.
      
Демонстрации
      1. Относительность движения и покоя. 2. Равномерное прямолинейное движение и его запись. 3. Измерение скорости равномерного прямолинейного движения. 4. Криволинейное движение и его запись. 5. Движение по инерции.

3. Масса и сила (11 ч)

      Масса тела. Плотность вещества. Сила. Деформация. Закон Гука. Динамометр. Сложение сил, действующих по одной прямой. Сила тяжести. Вес. Невесомость. Сила трения. Коэффициент трения.
      
Фронтальные лабораторные работы
      1. Измерение массы тела и его плотности.
      2. Изучение упругих деформаций.
      3. Измерение коэффициента трения скольжения.
      
Демонстрации
      1. Сравнение масс двух тел по их взаимодействию. 2. Взвешивание тел. 3. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем. 4. Сравнение объемов тел, имеющих одинаковые массы. 5. Измерение плотности твердого тела. 6. Зависимость величины деформации от деформирующей силы. 7. Измерение сил динамометрами. 8. Сложение и измерение сил, действующих по одной прямой. 9. Измерение веса тела и демонстрация невесомости. 10. Измерение силы трения скольжения. 11. Измерение коэффициента трения скольжения.

4. Энергия (15 ч)

      Работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины. Кинетическая энергия. Преобразование механической энергии при свободном падении тел.
      Момент силы. Принцип действия рычажных весов. Закон сохранения энергии и золотое правило механики. Коэффициент полезного действия механизмов и машин.
      
Фронтальные лабораторные работы
      1. Проверка правила моментов сил
      
Демонстрации
      1. Измерение механической работы. 2. Измерение механической мощности. 3. Зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости движения. 4. Потенциальная энергия сжатой пружины. 5. Потенциальная энергия сжатого газа. 6. Закон сохранения механической энергии на примере маятника Максвелла или банки-бумеранга. 7. Проверка правила моментов сил. 8. Рычажные весы: устройство, принцип действия. 9. Проверка золотого правила механики. 10. Измерение КПД простого механизма.

5. Давление (16 ч)

      Давление и сила давления. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Давление жидкости и газа, вызванное силой тяжести. Зависимость давления, вызванного действием силы тяжести, от плотности жидкости. Сообщающиеся сосуды. Водопровод. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Определение плотности жидкости методом гидростатического взвешивания.
      
Фронтальные лабораторные работы
      1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
      
Демонстрации
      1. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. 2. Передача давления жидкостью и газом. 3. Гидравлическая машина: устройство и принцип действия. 4. Идентификация силы давления жидкости на дно сосуда. 5. Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. 6. Подъем воды в трубке за поршнем. 7. Принцип действия насосов. 8. Обнаружение атмосферного давления. 9. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. 10. Обнаружение и измерение архимедовой силы. 11. Картезианский водолаз: условия его погружения и всплывания. 12. Воздухоплавание на примере мыльного пузыря или детского воздушного шарика. 13. Ареометр: устройство и принцип действия.

6. Повторение 6ч

Форма контроля знаний.

Контроль осуществляется в форме контрольных, проверочных, самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ по дидактическим материалам, зачетов.

Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

  1. знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)
  2. приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся  (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
  3. развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Литература

      1. Физика: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик и др.; под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
      2. Физика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Н. К. Гладышева и др.; под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2005.
      3. Физика: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев и др.; под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
      4. Методика преподавания физики и астрономии в 7— 9 классах общеобразовательных учреждений: кн. для учителя / А. А. Пинский, Н. К. Гладышева, И. Г. Кириллова и др.; под ред. А. А. Пинского, И. Г.  Кирилловой. — М.: Просвещение, 1999.
      5. Шилов В. Ф. Физический эксперимент по курсу «Физика и астрономия» в 7—9 классах общеобразовательных учреждений: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2000.
      6. Шилов В. Ф. Примерное планирование учебного материала по учебнику «Физика и астрономия — 7» // Физика в школе. — 1996. — № 5. — С. 16; № 6. — С. 23.
      7. Шилов В. Ф. Примерное планирование учебного материала по учебнику «Физика и астрономия — 8» // Физика в школе. — 1997. — № 4. — С. 30; № 5. — С. 20; № 6. — С. 27.
      8. Шилов В. Ф. Примерное планирование учебного материала по учебнику «Физика и астрономия — 9» // Физика в школе. — 1998. — № 4. — С. 16; № 5. — С. 15.
      9. Шилов В. Ф. О преподавании в основной школе по учебникам «Физика и астрономия» // Физика в школе. — 1998. — № 4. — С. 25.
      10. Шилов В. Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 7 класс. — М.: Просвещение, 2002.
      11. Шилов В. Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 8 класс. — М.: Просвещение, 2002.
      12. Шилов В. Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 9 класс. — М.: Просвещение, 2005.
      13. Заботин В. А. Комиссаров В. Н. Контроль знаний, умений и навыков учащихся при изучении курса «Физика и астрономия»: 7—9 классы. — М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 8 класс(Пинский А.А.)

Рабочая программа включает в себя: Пояснительная записка   Требования к уровню подготовки   3.  Учебно-тематическое планирование (  КТП )   4.  Содержание уче...

Рабочая программа по физике в 9 классе (Пинский А.А.)

Содержание рабочей программы по физике: Пояснительная записка   Требования к уровню подготовки   3.  Учебно-тематическое планирование (  КТП )   4.  Содержани...

Рабочая программа по физике 9 класс по учебнику Пинского и Разумовского

Данная программа разработана для 9 класса с углубленным изучением физики.  Есть календарно-тематическое планирование (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по физике 10 класс по учебнику Пинского, Кабардина

Данная программа предназначена для 10 класса с углубленным изучением физики (6 часов в неделю) В прграмме есть календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике для 10 класса к учебнику Кабардина, под редакцией Пинского (углубленный-профильный уровень),по 1 стандарту,учитель Ковтун А.М.

Рабочая программа для 10 класса по физике для учебника Кабардина,под ркедакццией Пинского (углубленный уровень) Программа рассчитана на 5 часов в неделю....

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...