Урок по теме "Механическое колебание."
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Тютюнникова Алла Михайловна

Цель урока:

·         сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;

·         формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;

·         вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;

·          умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;

·         прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_mehanicheskie_kolebaniya_9klass.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок по теме «Механические колебания.

Величины, характеризующие колебательное движение»

(9класс)

Цель урока:

  1. сформировать понятие механических колебаний, о его частоте, периоде и амплитуде; рассмотреть виды колебаний, их характеристики;
  2. формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
  3. вырабатывать наблюдательность, навыки культуру проведения физического эксперимента, учить делать выводы по результатам, способствовать развитию самостоятельности;
  4.  умения применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
  5. прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.

Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: ИКТ-технология.

Оборудование: демонстрационное: шарик на нити, груз на пружине, сосуд с вязкой жидкостью (растительное масло), компьютер с проектором.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала и закрепление.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Итог урока
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент. Презентация

Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.

                                                  Когда мы улыбаемся,

                                                  Мы самоисцеляемся

                                                  И с силой наполняется,

                                                  Дарующей успех.

            Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.

   2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

О чем идет речь, вы узнаете, разгадав кроссворд, по вертикали которого прочитается тема урока.

Вопросы к кроссворду:

  1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения.
  1. Назовите единицы измерения скорости.
  2. С помощью какого прибора измеряют скорость?
  1. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?
  1. В каких единицах измеряется ускорение?
  2. Какой буквой обозначается ускорение?
  1. Характеристика взаимодействия тел.
  1. Назовите виды сил?
  2. С помощью какого прибора можно измерять силу?
  1. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах.
  1. Что называется перемещением?
  2. Какие единицы перемещения вы знаете?
  1. Как называется падение тел под действием силы тяжести?
  1. Чему равно ускорение свободного падения?
  1. В каких единицах измеряют углы?
  1. Какие единицы измерения углов вы знаете?
  2. Каким приборам мы измеряем углы?
  1. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…
  1. Назовите виды движения.
  2. Что называется равномерным и неравномерными движением?
  1. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами.
  1. Назовите виды трения?
  2. Назовите способы уменьшения и увеличения трения?
  1. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.
  1. Назовите единицу измерения времени в системе СИ.
  2. С помощью каких приборов измеряют время?

             Назовите мне ключевое слово -  КОЛЕБАНИЯ.

Запишите тему урока. Начнем мы работу со строк Николая Заболоцкого:

                                       Рожденный пустыней,

                                       Колеблется звук,

                                       Колеблется синий,

                                       На ветке паук.

                                       Колеблется воздух

                                       Прозрачен и чист,

                                       В сияющих звездах

                                       Колеблется лист.

 (формулируется цель урока)

3.Изложение нового материала.

Урок начинается с демонстрации: 1)колебание шарика на нити. 2)колебание маятников часов и т.д.

Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что  общего в этих движениях.  

Учащиеся: повторение.

Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?

Учащиеся: колебания.

Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются. Приведите свои примеры колебательного движения.

Учащиеся приводят примеры колеблющихся тел из демонстраций, которые они наблюдали и из окружающей жизни.

Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.

            Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.

Учащимся предлагается привести в колебание математической и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.

Учитель:  Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?

            Учащиеся: подействовали силой.

Учитель: Для того, чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.

            Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но  колебаний нет. Почему?

            Учащиеся:  Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.

     Учитель: Как вы думаете, как будет ввести себя маятник, если его поместить в масло или глицерин?

     Учащиеся: Колебания сразу прекратятся, т.к. возникает большое сопротивление движению.

     Учитель: Так, какие условия необходимо создать, чтобы возникали и существовали  механические колебания:

  1. колебательная система должна быть выведена из положения равновесия;
  2. силы трения в системе должны быть малы.

                 Учитель: В зависимости, какие силы действую на тело различают свободные и вынужденные колебания.

                 СВОБОДНЫЕ - это колебания, происходящие под действием внутренних сил.

                 ВЫНУЖДЕННЫЕ - это колебания, происходящие под действием внешних сил.

                Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин.   Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.

           

         

       

         Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.

    4. Закрепление нового материала.

    5. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.

    Всюду  в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.

                              « Науку все глубже постигнуть стремись,

                                 Познанием вечного жаждой тянись

                                 Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

                                 Узнаешь: предела для знания нет»

                 Фирдоуси (персидский поэт)

     6. Домашнее задание.

         §24-6, упр.23

Литература

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.9кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009.
  2. А.В.Перышкин. сборник задач по физике: 7-9кл. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  3. С.А. Тихомирова. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная Пресса, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Дыхание и колебания"

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. интеграция происходит с предметом физика.-  Пробовали  ли  вы  научиться  петь?-  Да  нет,  у  меня  ж...

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Физика 8 класс.

Разаработка урока по физике 8 класса. Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Сопутствующая конспекту презентация, заинтересует ребят и настроит их на рабочий лад....

Урок физики "Электромагнитные колебания"

Урок обобщения и систематизации учебного материала через применение знаний в новых ситуациях. Используется применение современных коммуникационных технологий для формирования умений работы в группах. ...

Урок физики "Электромагнитные колебания"

Урок обобщения и систематизации учебного материала через применение знаний в новых ситуациях. Используется применение современных коммуникационных технологий для формирования умений работы в группах. ...

Урок физики "Электромагнитные колебания"

Урок обобщения и систематизации учебного материала через применение знаний в новых ситуациях. Используется применение современных коммуникационных технологий для формирования умений работы в группах. ...

Урок.9кл.Звуковые колебания.Звуковые волны

Рассмотрена физическая основа возникновения звуков, звуковых волн....

Обобщающий урок по теме: "Колебания"

Урок обобщение по теме колебания....