Урок "Влажность воздуха"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Бандурина Валентина Петровна

Обучающиеся знакомятся в ходе урока не только с традиционными способами измерения

 влажности воздуха, но и с новыми. На уроке  для измерения температуры и влажности

используются датчики температуры и влажности, присоединённые к системе сбора данных.

Результаты измерения влажности с помощью компьютера и мультимедиа проектора выводятся на экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema__urokavlazhnost4.docx140.23 КБ
Файл tema__urokavlazhnost4.docx140.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Влажность  воздуха

Цель:    Изучить понятия  абсолютная и относительная  влажности воздуха, точка росы, ознакомить  учащихся с приборами для измерения  влажности, современными  технологиями для измерения  относительной  влажности, роли влажности  в жизни человека.

Задачи:

 1.Образовательные

*проверить  знания учащихся  по темам « Испарение»  « Насыщенный и ненасыщенный пары». *дать  представление  об  относительной и абсолютной  влажности воздуха

*познакомить учащихся с различными  способами измерения влажности воздуха.

 2.Развивающие:

* развивать  логическое  мышление,  способность  наблюдать  и  делать  выводы.

3.Воспитательные:

*воспитание  любви  к  физике, способность  следовать  нормам  поведения.

*воспитать  важность  понятия  влажности в жизнедеятельности человека.

Оборудование: Система сбора данных, компьютер, мультимедиа проектор, датчик относительной влажности, датчик температуры поверхности(-25°C+125°C), электроплитка,  колба с водой

Ход  урока:

№ этапа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

1

Оглашение  цели  урока: узнаем, что  такое влажность? Почему  в  воздухе  есть пары воды? Как измеряют влажность? Какова  её роль в жизни человека?

Полная  готовность  класса и  оборудования,  быстрое  включение учащихся  в  деловой  ритм

2

Обеспечение  мотивации,  актуализация

опорных  знаний  и  умений.  Фронтальный опрос: Что такое испарение? Конденсация? От чего зависит интенсивность испарения? Какой пар называется насыщенным? Ненасыщенным? График зависимости давления насыщенного  водяного пара от температуры.

Готовность  учащихся к активной

 учебно – познавательной  деятельности

3

Объяснение  начинаю с вопроса «Почему  в воздухе всегда содержатся водяные пары?»  Учащиеся  говорят о том, что 2/3  поверхности Земли покрыто водой. Процесс испарения воды  с  поверхности морей, рек и других  водоёмов  происходит при любой  температуре.

Даю определение абсолютной влажности воздуха, как  массы водяного пара, содержащегося в 1м3 воздуха (ρ) и определение парциального давления (упругости) водяного пара (Р) и связь между ними (Уравнение Менделеева-Клапейрона ).

Задаю вопрос «Как определить  парциальное давление водяного пара, находящегося в воздухе?» Делаю паузу..

Пытаюсь найти очки…И  нахожу их за окном  кабинета…Что с очками? Я ничего не вижу.. Учащиеся объясняют мне, что очки запотели. Да.. Вы правы: стёкла  влажные. Но, почему это  произошло? Вспоминаем  о росе, которая  появляется  под утро, когда температура воздуха  заметно понижается  и водяной  пар, находящийся в воздухе конденсируется.

С помощью графика зависимости давления насыщенного  водяного пара от температуры выясняем, как,  не изменяя давления пара перевести его в состояние насыщения? Даю определение точки росы,

(Предварительно, выслушав мнения учащихся, о том, как можно было бы назвать эту температуру?) уточняю, что при точке росы пар стал насыщенным, и с помощью таблицы зависимости давления насыщенного  водяного пара от температуры, определяем парциальное  давление водяного пара при  комнатной температуре.

 

Определяем с помощью таблицы давление насыщенного пара  при комнатной  температуре. Выясняем, какую часть парциальное давление составляет от давления насыщенного пара.  Даю определение относительной влажности воздуха, записываю формулу для её расчёта. Записываю, найденное ранее значение относительной влажности в процентах. Демонстрирую психрометр и прошу учеников описать его устройство.

Обсуждаем, почему психрометры показывают разную температуру. Определяем относительную влажность в классе. Обсуждаем, почему для нормальной жизнедеятельности человека важно знать не только атмосферное давление, температуру, состояние магнитного поля Земли, но и относительную влажность воздуха  (40-60 процентов).

Подключаю датчик относительной влажности и датчик температуры(-25°+125°) к системе сбора данных и с помощью компьютера и мультимедиа  проектора, проводим опыты по определению:

*относительной влажности воздуха в классной комнате;

* относительной влажности воздуха выдыхаемого человеком;

* относительной влажности воздуха в закрытом сосуде;

* относительной влажности при повышении температуры воздуха.

Обсуждаем полученные результаты.

   

Активные  действия  учащихся  с  содержанием   обучения.

Максимальная   самостоятельность  в  добывании  знаний.

4

Вопросы: как на опыте определить точку        росы? Как, зная точку росы, определить относительную  влажности воздуха?

Решить задачи:

*№ 2.133 и №2.137 (Сборник задач по физике под редакцией  Козела   С.М. Вербум –М)

5                        Домашнее задание §6.8, №10.01,№10.5,10.7(1001)

                                       §6.9(задача№5)

Определение относительной влажности с использованием датчика влажности и датчика температуры.

        



Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Влажность  воздуха

Цель:    Изучить понятия  абсолютная и относительная  влажности воздуха, точка росы, ознакомить  учащихся с приборами для измерения  влажности, современными  технологиями для измерения  относительной  влажности, роли влажности  в жизни человека.

Задачи:

 1.Образовательные

*проверить  знания учащихся  по темам « Испарение»  « Насыщенный и ненасыщенный пары». *дать  представление  об  относительной и абсолютной  влажности воздуха

*познакомить учащихся с различными  способами измерения влажности воздуха.

 2.Развивающие:

* развивать  логическое  мышление,  способность  наблюдать  и  делать  выводы.

3.Воспитательные:

*воспитание  любви  к  физике, способность  следовать  нормам  поведения.

*воспитать  важность  понятия  влажности в жизнедеятельности человека.

Оборудование: Система сбора данных, компьютер, мультимедиа проектор, датчик относительной влажности, датчик температуры поверхности(-25°C+125°C), электроплитка,  колба с водой

Ход  урока:

№ этапа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

1

Оглашение  цели  урока: узнаем, что  такое влажность? Почему  в  воздухе  есть пары воды? Как измеряют влажность? Какова  её роль в жизни человека?

Полная  готовность  класса и  оборудования,  быстрое  включение учащихся  в  деловой  ритм

2

Обеспечение  мотивации,  актуализация

опорных  знаний  и  умений.  Фронтальный опрос: Что такое испарение? Конденсация? От чего зависит интенсивность испарения? Какой пар называется насыщенным? Ненасыщенным? График зависимости давления насыщенного  водяного пара от температуры.

Готовность  учащихся к активной

 учебно – познавательной  деятельности

3

Объяснение  начинаю с вопроса «Почему  в воздухе всегда содержатся водяные пары?»  Учащиеся  говорят о том, что 2/3  поверхности Земли покрыто водой. Процесс испарения воды  с  поверхности морей, рек и других  водоёмов  происходит при любой  температуре.

Даю определение абсолютной влажности воздуха, как  массы водяного пара, содержащегося в 1м3 воздуха (ρ) и определение парциального давления (упругости) водяного пара (Р) и связь между ними (Уравнение Менделеева-Клапейрона ).

Задаю вопрос «Как определить  парциальное давление водяного пара, находящегося в воздухе?» Делаю паузу..

Пытаюсь найти очки…И  нахожу их за окном  кабинета…Что с очками? Я ничего не вижу.. Учащиеся объясняют мне, что очки запотели. Да.. Вы правы: стёкла  влажные. Но, почему это  произошло? Вспоминаем  о росе, которая  появляется  под утро, когда температура воздуха  заметно понижается  и водяной  пар, находящийся в воздухе конденсируется.

С помощью графика зависимости давления насыщенного  водяного пара от температуры выясняем, как,  не изменяя давления пара перевести его в состояние насыщения? Даю определение точки росы,

(Предварительно, выслушав мнения учащихся, о том, как можно было бы назвать эту температуру?) уточняю, что при точке росы пар стал насыщенным, и с помощью таблицы зависимости давления насыщенного  водяного пара от температуры, определяем парциальное  давление водяного пара при  комнатной температуре.

 

Определяем с помощью таблицы давление насыщенного пара  при комнатной  температуре. Выясняем, какую часть парциальное давление составляет от давления насыщенного пара.  Даю определение относительной влажности воздуха, записываю формулу для её расчёта. Записываю, найденное ранее значение относительной влажности в процентах. Демонстрирую психрометр и прошу учеников описать его устройство.

Обсуждаем, почему психрометры показывают разную температуру. Определяем относительную влажность в классе. Обсуждаем, почему для нормальной жизнедеятельности человека важно знать не только атмосферное давление, температуру, состояние магнитного поля Земли, но и относительную влажность воздуха  (40-60 процентов).

Подключаю датчик относительной влажности и датчик температуры(-25°+125°) к системе сбора данных и с помощью компьютера и мультимедиа  проектора, проводим опыты по определению:

*относительной влажности воздуха в классной комнате;

* относительной влажности воздуха выдыхаемого человеком;

* относительной влажности воздуха в закрытом сосуде;

* относительной влажности при повышении температуры воздуха.

Обсуждаем полученные результаты.

   

Активные  действия  учащихся  с  содержанием   обучения.

Максимальная   самостоятельность  в  добывании  знаний.

4

Вопросы: как на опыте определить точку        росы? Как, зная точку росы, определить относительную  влажности воздуха?

Решить задачи:

*№ 2.133 и №2.137 (Сборник задач по физике под редакцией  Козела   С.М. Вербум –М)

5                        Домашнее задание §6.8, №10.01,№10.5,10.7(1001)

                                       §6.9(задача№5)

Определение относительной влажности с использованием датчика влажности и датчика температуры.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Природоведение 5 класс.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАССГлава ВОЗДУХ   Тема: Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения.Тип урока: обобщающий.Цель: Расширить и обобщить знания учащихс...

Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха

  Урок природоведения, изучения нового материала с элементами исследования в  5 классе. На этом уроке использую метод проектной деятельности. Урок требует предварительной подгот...

конспект урока природоведения "Погода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха".

Урок природоведения в 5 классеПогода. Климат. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха....

Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха.

Урок объяснения нового материала в 8 классе. Материал содержит вводную презентацию к уроку, которая позволяет сформулировать тему урока, конспект урока.  На уроке используется образовательный рес...

Занятие по экологии "Воздух,воздух ты могуч..."

Занятие для младших школьников,по формированию экологической культуры....


 

Комментарии

Бандурина Валентина Петровна

В ходе урока учащиеся 10 класса знакомятся с абсолютной и относительной влажностью воздуха, её ролью в жизни человека; знакомятся с приборами для измерения влажности, учатся наблюдать и самостоятельно делать выводы,решать задачи на нахождение влажности воздуха.