урок физики в 9 классе по теме "Величины,характеризующие колебательное движение"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

урок изучения нового материала. При объяснении используются проблемный  и исследовательский методы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_9_klasse.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 9 классе по теме Величины,характеризующие колебательное движение»

Цели урока: 

  1. Образовательная – дать определение основных характеристик колебаний, закрепить навыки работы с формулами, навыки оформления задач.
  2. Развивающая – развивать представление учащихся  о различных видах движения.
  3. Воспитательная – продолжить формирование представлений о взаимосвязи явлений природы и единой физической картины мира, воспитывать умение наблюдать, слушать и делать выводы.

Оборудование:  математическиЙ маятник,компьютер,мультимедиапроектор

Для работ в группах: 3 маятника,3 секундомера,набор грузов,3 штатива

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Актуализация знаний

Физический диктант Дополните предложение

  1. Движения или процессы,которые точно или приблизительно повторяются называются …(колебаниями)…………
  2. Общая черта разнообразных колебаний – их (периодичность)……..
  3. Колебания происходящие только благодаря начальному запасу энергии называются (свободными)…………….
  4. системы тел,которые способны совершать свободные колебания,называются (колебательными)………
  5. твердое тело,совершающее под действием приложенных сил колебания вокруг неподвижной точки или вокруг оси называется …(маятник)………
  6. Маятник бывает (нитяной и пружинный)

Объяснение новой темы:  Проблемная демонстрация . (Показываем колебательную систему – маятник, система находится в равновесии, выведем систему из состояния равновесия, отклоняя нить дважды на разные углы.)

?  Чем отличаются эти движения?
– Это расстояние и есть амплитуда колебания. Запишем определение.

х - смещение(м) от положения равновесия;

Амплитуда – это модуль наибольшего смещения от положения равновесия.
амплитуда обозначается 
А
и выражается в метрах в системе СИ
Обратим внимание на характер колебаний. Посмотрите, как выглядит полное колебание – движение тела из  крайней точки и обратно в эту крайнюю точку.
Период  – это промежуток времени, за которое происходит одно полное колебание.

Период обозначается  – Т
Единицы измерения  – секунда (с)

– Для нахождения периода нам необходимо измерить время  t наблюдения за колебаниями и разделить его на число колебаний N.
– Запишем формулу и произведём р

t – время наблюдения за колебаниями
N – число колебаний

– Чему равен период колебаний?
– Есть ещё, одна характеристика колебаний называется
частота – это число колебаний за одну секунду.
Обозначается частота греческой буквой  ۷ (ню).
Частота определяется по формуле
, число колебаний разделить на время, за которое произошли эти колебания.
Единица измерения названа Герц в честь немецкого ученого Генриха Герца, за его большие заслуги в изучении колебаний.

Частота это величина обратная периоду

.
 

4. Ребята, а как изменится частота, если мы увеличим период в 3 раза?
– А если частоту увеличим в 3 раза, что произойдёт с периодом?
– Правильно, эти величины обратно пропорциональны друг другу.
– А отчего может зависеть частота и период колебаний математического маятника. Предлагаю вам эксперимент

(.Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.

Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины. 
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.

Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу

Обобщающая таблица к эксперименту

Номер опыта

m, кг

T, °с

l, м

T, °с

Хmax,

T, °С

1

2

3

Вывод:

Период колебаний математического маятника не зависит от его массы и амплитуды колебаний, но зависит от его длины.

– При изучении колебаний, при решении задач на колебательные движения часто применяется ещё характеристика – циклическая частота количество колебаний за 6,28 секунд – 2 секунд. 
Обозначается циклическая частота греческой буквой
омега и определяется по формуле:

Выражается в с–1

– Итак, мы познакомились с основными величинами, характеризующие колебательное движение.

5. Подведём итог:

– С какими величинами мы познакомились?

– Сейчас мы решим несколько задач по пройденной теме:

  1. упр24(1,2,4,7,
  2. а какое время маятник совершит 20 колебаний,если период колебаний равен0,25 с ? Чему равна частота колебаний?
  3. Период колебаний крыльев шмелм 5 мс.Частота колебаний крыльеа комара600Гц.Какое из насекомых сделает больше взмахов крыльями и на сколько?

Домашнее задание: П.26упр 24(3,5),(подготовиться к лабораторной работе №3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (физика, информатика) по теме «Моделирование механических колебательных процессов» 11 класс

Цели урока заинтересовать физикой учеников через компьютерные технологии, развить умение применять практические знания информационных технологий для решения, моделирования физических задач, наглядного...

Конспект урока физики в 11 классе по теме "Динамика колебательного движения"

Урок ориентирован на требования ФГОС. При проведении урока используется электронное приложение к учебнику Г.Я. Мякишева Физика 11 М. "Просвещение", 2011 г....

Презентация к уроку физики 10 класс "Движение по окружности"

Используется при объяснении движения тела по окружности....

Урок физики 8 класс по теме "Графическое представление равномерного прямолинейного движения"

План-конспект урока в 8 классе по УМК "Сферы" авторы учебника Белага В.В., Ломаченкова И.А. и Панебратцев Ю.А....

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

Урок физики 7 класс по теме "Сложение сил, направленных по одной прямой". Изучается в разделе "Механическое движение. Силы в природе" Автор учебника С.М. Андрюшечкин, издательство "Баласс"

Данный урок является продолжением темы "Механическое движение. Силы в природе". Урок отвечает требованиям ФГОС. Оснащен презентацией, лабораторной работой, тестом в формате Excel....