Психологическая подготовка к ЕГЭ по физике
презентация по физике на тему

Психологическая подготовка к ЕГЭ по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_podgotovka_k_ege_po_fizike.pptm289.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая подготовка к ЕГЭ по физике Зам. директора по УВР, учитель физики МБОУ СОШ № 9 г. Мытищи Саакян Р.А.

Слайд 2

Насколько сложно подготовить ребенка к ЕГЭ? Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого объёма явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки. Вдобавок ко всему, в непрофильных классах 3 ступени на физику отводится всего 2 часа. А КИМы ЕГЭ не учитывают этих сокращений. Я выделяю следующие сложности : Ввиду ограниченного времени на ЕГЭ, психологического дискомфорта условия задач учениками прочитываются бегло, а поэтому зачастую понимаются неправильно. Часто невнимательность при прочтении текста, неумение анализировать и проводить аналогию с решёнными ранее подобными задачами. Медлительные по своему темпераменту обучаемые не успевают выполнять задания более высокой сложности. Зачастую результаты верно решённой задачи выпускник записывает с нарушением правил заполнения бланков ответов, а в результате при проверке компьютером они не засчитываются. Задача физически решена верно, но произведён неверный математический подсчёт. Всем известно, что задания типа С ориентированы на сильного ученика, претендующего на высокий балл. Эти задания многие ученики заранее считают сложными и даже не пытаются приступать к их решению. Многие выпускники уже испытывают усталость после решения заданий блока А и В, поэтому не могут сосредоточиться на заданиях блока С.

Слайд 3

« Какие же пути выхода из сложившейся ситуации можно найти?» Главная проблема учителя «Научить учеников учиться». ЕГЭ предъявляет большие требования к знаниям физического материала. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от познавательного интереса школьников, который формируется прежде всего в процессе учебной деятельности ребят. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться… Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание — лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться всё крепче, и разрывать его всё труднее. Главное средство предупреждение этих пороков — учить учиться…» Выход из ситуации есть Во-первых , это профилизация , введение в школе с 10 класса профильного обучения, целенаправленный выбор учащимися с 10 класса такого профиля, где на физику отводиться 5 часов в неделю. Это уже само по себе является достаточной гарантией успешности ученика на ЕГЭ. Во-вторых , систематическая тренировка по материалам ЕГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных ЕГЭ». В третьих , при составлении календарно-тематического планирования перераспределить учебное время так, что теоретический материал изучать по блочно-модульной системе, увеличивая число часов на решения задач по темам. Особое внимание обратить на внесение в планирование проверочных работ тестового характера по всем темам без исключения. В четвёртых , проведение индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. В пятых , систематическое тесное взаимодействие учителя, ученика и родителей. Внедрение на уроках физики современных технологий также является одним из условий качественного усвоения учебного материала.

Слайд 4

При подготовке к сдаче ЕГЭ необходимо помнить, что успех выполнения теста зависит не только от прочности и глубины знаний, но и от психологических аспектов готовности выпускника к этому испытанию . Необходимо обратить внимание на: В процессе подготовки к экзамену, необходимо предоставить учащимся возможность неоднократно выполнить тесты в форме ЕГЭ с записью результатов в аналогичные бланки ответов. (ТЕСТЫ на уроках, работа с бланками на ЭЛЕКТИВНЫХ курсах и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ занятиях) Решать задачи части В на черновике, не тратя время на оформление. Обращать внимание на округление результата и на единицы измерения в задачах части В. Записывать решения задач части С, даже если они не доведены до конца. Научиться правильно распределять время на экзамене. Сначала выполнить все те задания, которые являются легкими и знакомыми. Затем вернуться к выполнению более трудных заданий, а в конце обязательно оставить время на быструю проверку всей работы на предмет правильности записи ответов в бланки.(НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ) Дочитывать до конца не толко текст самого задания , но и все ответы к нему, чтобы не попасть в «ловушку»

Слайд 5

Как научиться решать задачи по физике? Прежде всего, необходимо понимать теорию. Зубрить формулы и законы бессмысленно — надо вникать в суть физических явлений . Поэтому первое, к чему следует приготовиться, — это постепенное освоение теории всего пятилетнего школьного курса физики. Задания ЕГЭ по физике охватывают всю программу. Любой пробел в знаниях обернётся на ЕГЭ потерей баллов. А второе, и самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика .

Слайд 6

Советы выпускникам при подготовке к экзаменам Подготовка в течение года В интерьер комнаты для подготовки к экзаменам желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Достаточно картинки в этих тонах или эстампа. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день, четко определи, что именно сегодня будешь изучать. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм.

Слайд 7

Чередуй занятия и отдых , скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. Выполняй как можно больше различных опубликованных по этому предмету тестов. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (в разделе "А" в среднем уходит по 2 минуты на задание). Готовясь к экзаменам , никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Потренируйся в чётком написании печатных букв. Познакомься со своими правами во время ЕГЭ. Апелляции бывают по процедуре экзамена и по выставленному количеству баллов (но не по содержанию ЕГЭ).

Слайд 8

Часть работы Балл за одно задание Общее кол-во баллов Общий процент от максимального первичного балла, равного 52 Часть А 1 30 58 Часть В 1 4 7 Часть С 3 18 35 Особенности структуры КИМов по физике и советы выполнения их на экзамене. Экзаменационный вариант по физике состоит из трёх частей и включает 40 за­даний: 30 тестовых заданий одинаковой формы с выбором одного верного ответа (часть А), задания с кратким ответом (часть В) и задания с развёрнутым ответом (часть С). В частях В и С предлагаются задачи различного уровня сложности по всем темам школьного курса физики; в последние годы количество заданий в этих разделах работы меняется незначительно. На выполнение всей работы отводится 210 минут (3,5 часа). Распределение первичных баллов за задания по частям работы указано в таблице 1. Анализ таблицы позволяет определить возможную тактику сдачи ЕГЭ по физике , т.е. порядок выполнения отдельных частей экзаменационной работы. Школьникам надо выработать собственную тактику выполнения теста в соответствии с поставленными целями и уровнем подготвки . На репетиционных экзаменах каждый выпускник должен провести собственный хронометраж времени на выполнение отдельных частей работы, а затем, зная, сколько времени он тратит на решение заданий различной сложности (базовой, повышенной, высокой), наметить оптимальный для себя порядок выполнения заданий.

Слайд 9

Поскольку все вопросы базового уровня находятся лишь в части А, и она же обеспечивает почти 60% успеха выполнения экзаменационного варианта , основное внимание советую уделить выполнению тестовых заданий первой части работы. Справившись с максимально большим количеством этих заданий, можно переходить к следующему этапу. Также можно определить для себя первоначальный промежуток времени для выполнения части А и действовать в соответствии с этим лимитом. Сначала следует выполнять тесторые задания в том порядке, в котором они даны. Однако не стоит тратить много времени на задание, формулировка или решение которого вызывает затруднение . Его лучше пропустить, отметив каким-либо образом его текст в варианте (чтобы потом быстро найти), и вернуться к нему позже, если останется время. Сейчас в правилах проверки варианта ЕГЭ отсутствует система штрафов за неверно выполненное тестовое задание. Кроме того, наличие лишь четырёх ответов в тестовых заданиях закладывает и определённый процент угадывания верного ответа. Если пропущенные задания части А решить не удаётся, не стоит оставлять их без ответа ко времени сдачи экзаменационной работы. Лучше использовать интуицию и здравый смысл и попытаться всё же дать ответы на все задания.

Слайд 10

Вторым этапом может быть решение задач части С , а не В, поскольку последняя обеспечивает лишь 7% от максимального тестового балла. Каждая задача в части С оценивается в 3 первичных балла, а в части В — лишь в 1 балл . Поэтому успешное решение одной задачи части С автоматически приравнивается к выполнению трёх кратких заданий части В. Часть С содержит задачи по всем разделам школьного курса физики и обеспечивает 35% максимального тестового балла. Уровень трудности этих задач сильно варьируется в рамках одного варианта. Охват большого числа тем и различный уровень сложности задач дают возможность выбора и повышают шансы на успешное выполнение части этих заданий. В отличие от двух первых частей работы, где каждое задание оценивается лишь в рамках «верно» или «неверно », развёрнутые задания эксперты проверяют по специально разработан­ным критериям (о них будет сказано ниже). Поэтому даже при неполном решении или допущенных ошибках есть возможность получить за задание 1 —2 балла. Часть В имеет смысл выполнять после того, как исчерпаны возможности выполнить развёрнутые задания, поскольку «весовая» категория решения задач с краткой записью ответа приравнена к заданиям части А.

Слайд 11

Ученикам следует знать, что правом публикации аналитических материалов и вариантов экзамена обладают лишь два издательства : «Интеллект-Центр» и «Просвещение». В издательстве «Интеллект-Центр» выпускаются учебно-тренировочные материалы для подготовки к экзамену текущего года: даётся их характеристика, примеры заданий и демонстрационный вариант. В издательстве «Просвещение» после экзамена публикуются его основные результаты, анализ контрольно-измерительных материалов, а также часть использованных вариантов КИМов . Выпускаемые другими издательствами книги под названием «Единый государственный экзамен » не имеют отношения к реальным КИМам и могут использоваться лишь как вспомогательные учебные пособия при повторении курса физики.