Урок "Фазовый переход пар-жидкость"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Открытый урок по физике на тему " Фазовый переход пар-жидкость", который можно провести как обощающий урок по теме. Используются обучающие компьютерные программы,компьютер: для проверки знаний учащихся, для моделирования урока, постановки опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

План

открытого факультативного

занятия по физике в 10

классе Староатлашской

средней школы.

Учитель Курмакаева Р.А.

Тема урока: « Фазовый переход пар-жидкость».

Цели: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, формирование исследовательских навыков учащихся в ходе постановки опытов, развитие навыков работы в группах, навыков самостоятельной работы с книгой, воспитание самооценки у учащихся.

 Оборудование::

-диски « Открытая физика», « Репетитор по физике»;

  1. психрометр;
  2. термометры;
  3. стеклянные трубочки и колбы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    Сообщить тему и цели урока.
  2. Объяснение нового материала - лекция учителя.
    -Фазовый переход пар-жидкость.

  1. условия перехода из газообразной фазы в жидкую;
    Б) сжижение пара при его изотермическом сжатии.
  2. послушаем лекцию диктора по компьютеру.
  1. Повторение знаний из курса физики 8 класса:
    -Испарение( факторы , влияющие на испарение; как меняется
    энергия при испарении жидкости.

Взять колбу с пробкой , через которую пропустить стеклянную

трубку с внутренним диаметром 4-6мм и длиной 15-20см.

Колбу перевернуть , а трубку опустить в стакан с

подкрашенной водой. На дно колбы капнуть несколько капель

жидкости или положить листок промокательной бумаги,

предварительно смоченной водой, вода в трубке поднимется.

Объясните почему?

Вопрос учителя. Для чего хлеб, булочки помещают в

полиэтиленовые мешочки?

Вопрос учителя. Вы забыли , что на плите находится кипящий

чайник. Бывает! Прибежав на кухню, вы обнаруживаете с

досадой , что часть воды «сбежала». « Расследование»

показывает ,что вода перекочевала на различные

предметы(особенно на холодные): на стекла окон, стену со

стороны улицы... и осела на них в виде мелких капелек. Вся

ли сбежавшая вода осела- сказать трудно. Дайте физическое

объяснение происшествию.

-конденсация (примеры конденсации)..

-Выступление учителя по вопросу « Насыщенный и

ненасыщенный пар».

-влажность воздуха, приборы для измерения влажности

воздуха.

- кипение жидкости(процесс кипения) (опыт на компьютере)

4. Выступление уч-ся по вопросам:

а) Пары и « постоянные газы».

б) Особенности жидкого состояния вещества.. Физ.минутка.( для глаз, общее)

 5. Закрепление.

А) исследовательская работа в группах с последующим отчетом. 1.Наблюдение взаимопереходов насыщенных и ненасыщенных паров.

$. Наблюдение взаимопереходов  насыщенных и ненасыщенных паров.

Цепы осуществить переход насыщенного

пара в ненасыщен ный и обратно при изменении внешних условий.

Оборудование'. 1) пробирка или пузырек из-под валидола с пробкой; 2) стакан с холодной во дой; 3) спички.

Задание', исследуйте состоя ние водяного пара над поверх ностью воды и

установите, какие процессы происходят, когда насы щенный водяной

пар нагревается, а ненасыщенный охлаждается.

Ход работы:

  1. Получите насыщенный водя ной пар в пробирке. Для

этого напейте в пробирку воду, вылейте ее обратно в стакан, переверните


пробирку вверх дном и подержи те над пламенем спички в течение


2—3 с. Энергично втяните в себя смесь воздуха с паром из пробир ки.

Что вы наблюдаете в пробир ке? Повторите опыт несколько раз.

  1. Налейте в пробирку немно го воды и закройте ее пробкой.

 Какой из двух процессов вначале преобладает в пробирке –

испа рение или конденсация? Как изме няются масса и давление

водяно го пара в закрытой пробирке?

  1. Опустите пробирку в стакан с холодной водой на 20-30 с, а

затем выньте ее оттуда. Что мож но увидеть на внутренней

поверх ности пробирки?

2. Измерение относительной влажности воздуха при помощи термометров.

Б) тестирование с последующей самопроверкой.

Тест . Парообразование. Влажность воздуха.
В-1.        •:''

1.        как изменяется энергия жидкости при ее испарении?

A.        увеличивается.,   б. Уменьшается.     В. Остается неизменной.

2.        Какой пар называется насыщенным ?

Б. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью*.

B.        пар, который подчиняется газовым законам.'

3.        как изменяется давление насыщенного пара при уменьшении объема
цилиндра?

A.        уменьшится , т.к. уменьшится количество молекул.
Б. Увеличится , т.к. уменьшится объем цилиндра.

B.        останется неизменным.

  1. Как изменится температура кипения жидкости при увеличении давления?
    а. уменьшится.   Б. Не изменится.   В. увеличится.
  2. В классном помещении при температуре 20° С наблюдается повышенная
    влажность воздуха. Повысится или понизится влажность в помещении , если
    открыть форточку в то время , когда за окном холодно и и дет дождь?

А) повысится;   б) понизится;   в) не изменится.

6..Почему в теплый сухой день наше самочувствие лучше , чем в теплый

сырой день?

А. в связи с пониженной абсолютной влажностью.    Б .в связи с

повышенной относительной влажностью. В. в связи с пониженной

относительной влажностью.

7. При испарении жидкого воздуха сначала улетучивается азот, и в сосуде

остается почти чистый кислород. Чем это объясняется?

A)        температура кипения азота меньше температуры кипения кислорода;

Б) азот легче кислорода;   в) молярная масса азота меньше молярной массы

кислорода.

№ вопроса

1

2

-•

4

5

6

7

8

Правильные ответы

б

б

в

в

б

в

а

б

Количество баллов

2

2

3

2

4

2

3

3

 

г) Фронтальный опрос по вопросам:

  1. В жарких странах напитки помещают в сосуды с пористыми
    стенками. Зачем это делают?
  2. Альпинисты на большой высоте приготавливали пищу.
    После положенного в обычных условиях времени кипячения
    они обнаружили , что продукты не сварились. Каковы
    причины этого явления?
  3. Критическая температура углекислого газа равна 35° С.
    Как осуществить его сжижение?

  1. Не прибегая к помощи таблиц, скажите: выше или ниже
    «комнатной» критическая температура воды?
  2. В каком случае « точка росы» становится « точкой инея» ?
  3. Известно ли вам ,что холодная вода может кипеть? А как этого можно добиться?
  4. Раз кипяченная вода закипает не так бурно,как сырая. Почему?
  5. Найдите ошибку

Один поэт так написал о капле: «Она жила и по стеклу текла,

но вдруг ее морозом оковало, и не подвижной льдинкой капля стала,

а в мире поуба вилось тепла*. Какая физическая ошибка здесь допущена?

Итоги урока.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение поверхностного натяжения жидкости"

Цель работы: научиться определять коэффициент поверхностного натяжения воды методом отрыва рамки.Оборудование:весы с разновесом, стакан с водой, штатив лабораторный, пробирка с песком, масштабна...

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс

Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...

Урок Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Урок в 7 классе, на котором необходимо сформировать понятия давление жидкости на дно и стенки сосуда, раскрыть причину возникновения этого давления; рассмотреть зависимость давления жидкости от в...

Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».

Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда». На уроке используются технология коммуникативного и интерактивного обучения. Есть темати...