Практическая реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности
методическая разработка по физике по теме
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Практикозначимая работа на тему:
«Практическая реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности».
Выполнила: учитель физики
МОУ СОШ №4 г. Фрязино
Пещеркина Валентина
Валентиновна.
МОСКВА
2011
Содержание:
Введение.
Компетентностный подход в образовании рассматривается в настоящее время как способ построения новой образовательной парадигмы. Именно в этой сфере страны, стремящиеся построить систему высшего образования по Болонскому типу, рассматривают компетентности как основные критерии подготовленности будущего специалиста к современным быстро изменяющимся условиям труда.
В рамках общего образования говорят обычно о коммуникативной, социально-правовой, межличностной и других ключевых компетенциях. Например, Дж. Равен в своей работе «Компетентности в современном обществе» [2] приводит следующий список ключевых компетентностей:
– способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
– способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
– способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
– готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
– умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
– способность уживаться с другими;
– способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
– умение принимать решения на основе здравых суждений, т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.
Однако, к сожалению, ключевые компетентности, которые являлись бы приоритетными для российского школьного образования и которые могли бы стать ориентиром в изменении содержания и методики преподавания отдельных предметов, пока не сформулированы. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации компетенций учащихся. Так, А.В. Хуторской предлагает трёхуровневую иерархию компетенций школьников:
– ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
– общепредметные компетенции, которые относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
– предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
При этом общепредметные компетенции должны обладать свойством переноса в другие предметы или образовательные области, а предметные компетенции – связаны со способностью учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формулируемые в рамках конкретного предмета.
Установка на формирование тех или иных компетентностей предполагает изменения во всех составляющих образовательного процесса – целях, содержании, технологиях и оценке результатов.
Принимая во внимание актуальность компетентностного подхода в образовании как способа построения новой парадигмы в образовании, автор определил тему своей практикозначимой работы. Проанализировав на примере своей педагогической деятельности основные составляющие образовательного процесса – цели, содержание, технологии, автор делится опытом формирования у детей способов организации собственной деятельности, а также интегральных информационных и коммуникативных способностей. На основе своей педагогической деятельности учит, как развивать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Таким образом, главным направлением деятельности учителя является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе.
В качестве объекта исследования автором была выбрана деятельность учителя и учащихся при обучении физике на уроках, лекциях, семинарах, при выполнении лабораторных и практических работ, на конференциях, на элективном курсе «Решение задач ЗФТШ», в рамках физических кружков «Пропедевтика физики в средней школе» и «Решение конкурсных и олимпиадных задач по физике».
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы выявить особенности реализации компетентостного подхода при обучении физике, предложить авторскийметод практической реализации компетентностного подхода при обучении физике в школе, предложить к использованию опыт автора.
Поставленная цель предполагает решение следующих частных задач:
1. Обосновать теоретически необходимость перехода к новой парадигме образования.
2. Обозначить пять ключевых компетенций, которыми должны владеть современные молодые люди.
3. На практическом примере показать, как автор, руководствуясь философией конструктивизма реализует компетентностный подход в своей педагогической деятельности через:
3.1. организацию проектной деятельности
3.2. организацию научно-практических конференций
3.3. организацию турниров по физике
3.4. вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность
3.5. создание мотивации к изучению предмета
3.6. уроки защиты решений задач
3.7. организацию работы с одаренными детьми, обучение решению нестандартных задач с целью развития компетенций
3.7 воспитание личностных качеств учащихся, развитие компетенций учащихся через научные семинары.
4.Рекомендовать опыт автора к применению другим учителям.
Материалом для исследования послужили как российские, так и зарубежные монографии и статьи по педагогике и психологии, периодические отраслевые издания.
Теоретическая значимость данной работы обусловлена тем, что результаты представленного опыта могут использоваться как примерыпрактической реализации компетентностного подхода при обучении физике в школе. В практическом плане основные положения и выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы на уроках физики другими учителями.
Что касается структуры работы, то она состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографии.
Во введении определяются цели, задачи и объект исследования, актуальность проблематики, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе основной части рассматриваются теоретические аспекты компетентностного подхода в образовании как способа построения новой образовательной парадигмы .
Во второй главе рассматривается практическая реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности автора.
В заключении подводятся основные итоги реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности автора и содержатся рекомендации к его использованию другими учителями.
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости введения компетентностного подхода в педагогическую деятельность.
1.1. Переход к новой парадигме образования.
Каждое общество имеет свой идеал образованности, сформировать который и есть главная цель образования. Этот идеал определяется социальными потребностями, в разные эпохи этот идеал разный. Идеал образованности Нового времени, эпохи развития естественных наук и капиталистических отношений, выдвигает на первый план профессиональное знание. В наше время этот идеал меняется, он включает в себя не только профессионализм, но и общую культуру, планетарное мышление, культурный плюрализм.
В пленарном докладе ЮНЕСКО 1990 года выражено следующее представление об образовании XXI века: базовая ценность новой культуры это устойчивое развитие общества и индивида, поэтому в качестве целевых ориентиров образования могут быть выделены следующие задачи: формирование проектно-ориентированного мышления, владение интеллектуальными стратегиями, которые позволяют эффективно использовать знания для решения проблем. Образование, с позиций педагогической антропологии, это саморазвитие личности в культуре в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом системы образования и культурой при их помощи и посредничестве.
Цели образования - содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения и самореализации. Содержанием образования должна стать не просто передача знаний, умений и навыков, а уравновешенное развитие физической, умственной, волевой, моральной, ценностной и др. сфер. “Личностные достижения” – это достижения во всех сферах структуры личности:
· умение на практике применять знания;
· умение принимать решения и нести за них ответственность;
· умение противостоять обстоятельствам;
· способность выстраивать собственную жизненную стратегию и следовать ей;
· способность отстаивать свои убеждения;
· способность контактировать с другими людьми и др.
Новая образовательная парадигма требует создания условия для развития личности и конструктивного удовлетворения ее потребностей в самоутверждении. Этого можно достичь, руководствуясь компетентностным подходом к образованию.
1.2. Компетентностный подход к образованию.
Характерной чертой современного образования стал компетентностный подход. Компетенция – способность и готовность действовать за пределами учебного процесса в реальной жизни, нестандартных ситуациях.
Выделяют пять ключевых компетенций, которыми должны владеть современные молодые люди:
· политические и социальные компетенции;
· компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе;
· владение устной и письменной коммуникацией - компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, владением информационными технологиями, критическим отношением к информации, распространяемой СМИ;
· способность учиться на протяжении жизни в личном, профессиональном и социальном контексте.
Обучение представляет собой сложную совокупность взаимоотношений и связей учителя с учащимися через систему средств, методов и организационных форм деятельности. Развитие существующей системы образовательного процесса осуществляется в процессе реализации деятельностно – компетентностного подхода к практико-ориентированному образованию. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения-научения, т.е. процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
1.3. Философия конструктивизма.
Для реализации компетентностного подхода в образовании необходимо руководствоваться философией конструктивизма, в основе которой лежат следующие положения:
1. Знания нельзя давать в готовом виде, можно лишь создавать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.
2. Мотивация обучения через включение учащихся в поиск, исследование и решение значимых проблем, прежде всего проблем из окружающей их действительности, решение которых непосредственно связано с реальной ситуацией из жизни школы, района, города.
3. Проектирование содержания обучения с опорой на обобщенные концепции, системные знания и интегративные умения.
4. Стимулирование умственной деятельности учащихся, поощрение высказываний, предположений, гипотез и догадок, организация общения и обмена мнениями учащимися.
5. Преподаватель – не урокодатель, а консультант, тьютор, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу (учит классифицировать, обосновывать, прогнозировать). Учебный предмет не является самоцелью, а средством развития личности.
Таким образом, важнейшие задачи, которые решает современный педагог в свете новой парадигмы образования, заключаются в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в разноречивом потоке информации, вовлечь учащихся в проблемно-ориентированную исследовательскую познавательную деятельность и придать процессу обучения практическую направленность.
Глава 2. Авторский метод практической реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности.
Реализация перечисленных в гл.1 положений философии конструктивизма на практике происходит повседневно на уроках, лекциях, семинарах, при выполнении лабораторных и практических работ, на конференциях, на элективном курсе «Решение задач ЗФТШ», в рамках физических кружков «Пропедевтика физики в средней школе» и «Решение конкурсных и олимпиадных задач по физике».
2.1. Проектная деятельность.
Поставленные задачи автор решает посредством привлечения учащихся к проектной деятельности, в ходе которой они используют различные информационные источники, включая глобальную сеть Интернет. В проектную деятельность вовлечены учащиеся параллелей 7-11-х классов.
2.1.1. Научно-практические конференции.
Новую парадигму образования, заключающуюся в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в разноречивом потоке информации, вовлечь их в проблемно-ориентированную исследовательскую познавательную деятельность и придать процессу обучения практическую направленность, автор также реализует на уроках- конференциях, где учащиеся защищают свои проекты.
Традиционно в МОУ СОШ №4 проходят научно-практические конференции:
· 26 апреля - в день взрыва на Чернобыльской АЭС, посвящённая проблемам ядерной энергетики,
· 12 апреля - в День космонавтики, посвящённая научным достижениям в освоении космического пространства.
В рамках конференции проходит конкурс проектов. В состав жюри входит директор школы, учитель физики, информатики, обществознания, выпускники школы (студенты технических вузов), при подведении итогов конкурса учитываются результаты голосования учащихся. Такие конференции способствуют развитию творческого потенциала учащихся. Подготовка и защита проекта формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, корректно отстаивать свою точку зрения, формируют навыки публичных выступлений.
· Примером научно-практической конференции также является открытый урок-конференция по теме «Физические явления и здоровье человека».
Цель данного урокасостоит взакреплении полученных ранее знаний и применении их к объяснению явлений природы и физических основ медицинской техники, а также в формировании умений доходчиво объяснять физику широкой аудитории в виде защиты презентаций. На урок приглашаются учащиеся 5 классов.
Основные задачи, решаемые в ходе подготовки и проведения урока, заключаются в отработке навыков самостоятельного подбора материала с последующей переработкой его и представлении в электронном виде.
Методика проведения урока:урок проходит в форме конференции, на которой учащиеся 11 класса представляют презентации: «Северные сияния», «Физика в природе», «Оптика в физике», «Физика в медицинских приборах», «Радиационная экология», «Физические явления в жизни человека», «Физика и жизнь» и другие.
Результаты урока:урок способствует развитию творческих способностей учащихся. В ходе урока учащиеся применяют теоретические знания и практические навыки при защите своих презентаций.
2.1.2. Тематическая проектная деятельность.
Ежегодно в конце года учащиеся 10-х и 11-х классов защищают проекты по физике по выбранной теме. В ходе работы они более глубоко изучают предмет физики в результате самостоятельной работы с использованием современных информационных источников, вовлекаются в исследовательскую работу, которая реализуется в ходе выполнения физического эксперимента, результаты которого они отображают в своем проекте.
Ежегодно в конце 2-го полугодия учащиеся 11-х классов защищают проекты по астрономии. В результате такой деятельности учащиеся приобретают глубокие знания о строении и эволюции Вселенной, строении Солнечной системы, физической природе планет и звёзд.
Проектную деятельность можно отнести к проблемно- ориентированной исследовательской познавательной деятельности. Учитель выступает при этом в роли координатора и консультанта, учит поддерживать инициативу, обосновывать, и прогнозировать.
2.2.Турниры по физике.
С целью реализации новой парадигмы образования по развитию творческих способностей учащихся, обучениям навыкам вести дискуссию и работать в группе в сентябре каждого года автор проводит для 11-ого класса Школьный турнир имени Ломоносова по физике.
Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих оптимальному развитию одарённых детей, и развитию интереса к изучению физики.
Основные задачи, решаемые в ходе проведения данного мероприятия, состоят в использовании методических приёмов, эффективных в работе с одарёнными детьми. Турнир проходит в форме «физического боя», в ходе которого учащиеся имеют возможность проявить свои способности.
План проведения турнира: турнир проходит в форме «физического боя». Класс делится на 2 команды. Командам предлагается задание, включающее в себя практическую и теоретическую часть. В состав жюри входят выпускники физико-математических классов нашей школы. Неоднократно приглашался призёр Областной Олимпиады по физике в 2007-2008 учебном году (диплом 1 степени),2008-2009 и 2009-2010 годах, призёр Зональной Олимпиады по физике в Кисловодске (диплом 2 степени) в 2007-2008 учебном году Шипилло Даниил.
Пример задания по физике:
1) Практическая часть: предложить как можно больше способов определения коэффициента трения скольжения, снять измерения и сделать вычисления.
Оборудование: две доски, динамометр, брусок, линейка, любое другое оборудование из кабинета физики в свободном доступе.
2) Теоретическая часть включает задачи, решение которых необходимо представить в письменном виде. Условия задач приведены в Приложении 1.
Результаты: турнир способствует формированию у учащихся навыков корректно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, развивает творческие способности, формирует умения работать в группе. В ходе турнира учащиеся применяют теоретические знания и практические навыки при решении текстовых и экспериментальных задач.
2.3. Вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность, создание мотивации.
Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация может осуществляться в разных формах учебной работы.
1. Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки) выполняются и осознаются с помощью учителя. Постепенно учитель передает все компоненты учебной деятельности для самостоятельного выполнения школьникам. Психологи считают, что самостоятельное выполнение должно начинаться с самоконтроля и с самооценки. Это подводит к самостоятельной учебной деятельности.
2. Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько ее компонентов выполняются школьником без помощи учителя.
Реализацию новой парадигмы образования по внедрению компетентостного подходас целью развития творческих способностей учащихся и формирования у обучающихся интеллектуальных и практических умений построения физических моделей автор осуществляет в ходе решения задач.
2.3.1. Урок защиты решений задач.
Развитие компетенций учащихся автор демонстрирует на примере урока решения задач по теме «Газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория». Целью данного урока является закрепление полученных знаний в ходе решения задач, а также формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических умений построения физических моделей, самостоятельный поиск методов решения задач.
Основные задачи, решаемые в ходе проведения урока, заключаются в использовании методических приёмов, эффективных в работе с одарёнными детьми.
Методика проведения урока: данный урок предшествует практическому зачёту. Условия всех задач, включенных в практический зачёт, раздаются учащимся заранее. Учащиеся решают их дома самостоятельно и готовятся к защите. Урок проходит в форме защиты решения задач. Весь класс разбивается на группы по 2 человека. Каждая группа объясняет одноклассникам «свою» задачу. Большинство учащихся представляют решения своих задач в электронном виде. Учащиеся имеют возможность применить свои теоретические знания к решению задач, продемонстрировать умение увидеть общий приём, который используется для получения результата, умение самостоятельно выводить формулы из основных законов физики, умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
На уроке учащиеся внимательно следят за объяснением, так как им необходимо: 1) удостовериться в правильности решения; 2) узнать, как решается данная задача, если по какой-то причине она не была ими решена, так как на зачёте учащемуся может быть предложена любая задача из данного перечня.
Результаты урока: данный урок способствует формированию у учащихся навыков решения задач по теме «Газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория», корректно отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. Урок способствует также развитию творческих способностей, самостоятельности, чувства ответственности и взаимовыручки, умению работать в группе. В ходе урока учащиеся применяют теоретические знания и практические навыки при решении текстовых и экспериментальных задач. Условия задач практического зачёта по теме: «Газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория» приводятся в Приложении 2.
В процессе такого урока учитель организует коллективную и групповую работу, это с психологической точки зрения означает, что учитель развертывает и выносит во внешний план все мысленные сопоставления себя с другим человеком, которые проводит каждый ученик. Благодаря этому учитель получает возможность формировать, управлять социальными взаимодействиями учеников в ходе учения. Исследования и практический опыт показывают большую роль коллективной и групповой работы для воспитания личности школьников и ее мотивации.
В коллективной учебной работе складывается умение школьника оценивать себя с точки зрения другого человека, а также умение оценивать себя с разных точек зрения - в зависимости от места и функции этого школьника в совместной деятельности. Повышается также ответственность перед другим человеком (а на этой основе - и перед обществом в целом), умение принять решение, касающееся не только себя, но и другого человека. Это способствует выработке у школьника активной жизненной позиции, способности к саморегуляции и более адекватной самооценке, приемов согласования своих действий и координации с другими учениками, умений преодолевать конфликты в ходе общения.
2.3.2. Создание мотивации к изучению предмета.
|
Воспитание мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением личности школьников в целом. Проходит порой много месяцев кропотливого труда, пока удается зафиксировать зримое и устойчивое изменение в мотивационных установках школьника. Психологи показали, что познавательные мотивы у школьников перестраиваются легче и быстрее, чем социальные. Например, за несколько месяцев при систематической отработке учебной деятельности, ее компонентов, у школьников удается вызвать достаточно четкую ориентацию не только на результаты, но и на способы работы, т. е. развить учебно-познавательные мотивы. Наиважнейшей задачей современного учителя является создание у учащихся мотивации получения знаний и развитие интереса к своему предмету, а также формирование в процессе обучения физике индивидуальности человека, развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется
на свои силы, он не только свободный,
но и самостоятельный человек.
Развивать интерес к физике можно начинать с раннего возраста. В начальной школе учащиеся изучают предмет «Окружающий мир», на котором знакомятся с различными явлениями природы. Важно в этот период познакомить их с предметом «физика», который изучает законы окружающего нас мира. С целью создания мотивации к изучению физики и приобретению практических навыков работы с физическим оборудованием в каждом классе начальной школы мною были проведены уроки под названием «Физический фейерверк». Эти уроки были призваны сформировать интерес к изучению этой увлекательной дисциплины.
На уроке учащиеся познакомились с некоторыми методами научного познания. Они наблюдали физические опыты, делали выводы, производили измерения таких физических величин как масса и время, получая при этом практические навыки работы с физическими измерительными приборами: динамометром, электронным секундомером и электронными весами.
Начало урока было посвящено теме «Атмосферное давление». Учащиеся познакомились с прибором «барометр» и приняли активное участие в опыте с «магдебургскими полушариями». Самым сильным учащимся не удалось преодолеть силу атмосферного давления и разорвать полушария, но самые слабые лёгким движением разъединили их после того, как внутрь попал воздух.
Особый восторг ребят вызвал опыт со сдутым шаром, помещённым под стеклянный купол, из-под которого с помощью насоса был откачан воздух. По мере уменьшения внешнего давления яркий красный шар увеличивался в объёме. После соединения купола с атмосферой шар принял прежние размеры.
Во время опыта по нагнетанию воздуха в бутылку, соединённую с насосом через манометр, учащиеся с помощью электронных секундомеров измеряли интервал времени от начала накачивания бутылки до момента её взлёта, после чего пришли к выводу, что газ совершил работу.
|
Вторая серия опытов, проводимых на уроке, была посвящена теме «Электричество». Учащиеся узнали, что при работе электрофорной машины происходит разделение электрических зарядов, они самостоятельно заряжали и разряжали электроскоп, увидели разряды в газах и колебания электростатического маятника. Ребята познакомились с принципом работы генератора переменного тока и убедились в том, что при вращении рамки в магнитном поле в ней вырабатывается электрический ток.
Следующий этап урока был посвящён практическим занятиям. На столах заранее было подготовлено оборудование: электронный секундомер, динамометр, набор грузов по механике, электронные весы, набор из 3-х брусков, изготовленных из различных веществ. С помощью трубчатых динамометров учащиеся определяли массу грузов (на динамометрах имеются 2 шкалы: для измерения силы в ньютонах и массы в граммах). После этого на электронных весах были определены массы трёх тел.
|
Заключительный этап урока был посвящён подведению итогов занятия. Учащиеся пришли к выводу, что физика изучает явления природы, открывает законы, которые человек использует в механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании и в других областях. При изучении явлений природы физики прибегают к физическому эксперименту, в ходе которого производят измерения и вычисления.
На вопрос, хотелось бы учащимся самостоятельно изучать физические явления и производить измерения с помощью физических приборов, автор получил положительный ответ. Это говорит о том, что у учащихся появилась мотивация к работе с физическим оборудованием. Такие уроки, проведённые с учащимися начальной школы, являются первым этапом на пути формирования интереса к изучению физики.
Для дальнейшего развития интереса к физике для учащихся 6-х классов автором был организован спецкурс, на котором учащиеся получили практические навыки при работе с физическими приборами и начальные знания, которые пригодились им в 7-ом и 8-ом классах при выполнении лабораторных работ, а также способствовали более глубокому изучению физики в средней школе. Спецкурс был организован в рамках дополнительных образовательных услуг в 2008-2009 учебном году на базе 6 класса и проводится по настоящее время. Тематическое планирование приводится ниже.
|
Спецкурс включает в себя фронтальные опыты и лабораторные работы, при выполнении которых происходит первичное знакомство с приборами и методами измерения физических величин. Под контролем
учителя на спецкурсе учащиеся приобретают экспериментальные умения и навыки. Показателем результативности является выполнение учащимися следующих действий:
1. определение цены деления прибора, определение предела измерений, снятие показаний;
2. выполнение работы по подробной письменной или устной инструкции учителя;
3. оформление отчёта о работе согласно требованиям учителя;
4. знание и выполнение правил работы в лаборатории.
На своём опыте автор убедилась в том, что развивать у учащихся интерес к изучению физических явлений и предмету «физика» нужно как можно раньше, начиная с начальной школы, продолжая затем в среднем звене.
В 7-м классе у группы учащихся, посещавших спецкурс, наблюдается устойчивый интерес к предмету, они уверенно работают с оборудованием, правильно определяют цену деления прибора, легко справляются с лабораторными работами и с интересом осваивают новый материал.
Таким образом, в процессе совместной деятельности учитель вовлекает учащихся в проблемно-ориентированную исследовательскую и познавательную деятельность и придаёт процессу обучения практическую направленность, создаёт у учащихся мотивацию к получению знаний, развивает интерес к своему предмету, а также формирует в процессе обучения физике индивидуальность человека.
2.4. Работа с одаренными детьми, обучение решению нестандартных задач с целью развития компетенций.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. Проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности.
Реализацию новой парадигмы образования по развитию творческих способностей учащихся, развитию индивидуальности и формированию у обучающихся интеллектуальных и практических умений построения физических моделей осуществляю в ходе рассмотрения теоретического материала и решения задач на занятиях элективного курса, целью которого является помощь учащимся в обучении в ФЗФТШ. Полный текст статьи автора, в котором представлен опыт обучения в ЗФТШ, опубликованной в газете «Ключъ», №43 (857) от 2007 г., приводится в Приложении 4.
2.5. Воспитание личностных качеств учащихся.
Согласно теории конструктивизма учебный предмет не является целью, а служит средством развития личности. Большое значение в формировании личности имеют встречи учащихся с выдающимися физиками современности, космонавтами.
Ежегодно с 2006 г. на базе кабинета физики МОУ СОШ №4 проводятся встречи учащихся с профессором, д.т.н., действительным членом Международной Академии астронавтики и аэронавтики, Российской академии естественных наук, главным научным сотрудником ИРЭ РАН г. Фрязино – Яковлевым Олегом Изосимовичем. В рамках встреч проводятся лекции по астрономии и астрофизике, профессор рассказывает о собственных научных разработках (метод радиопросвечивания при изучении тропосфер и ионосфер планет), экспериментальных исследованиях распространения радиоволн в космосе.
Данные встречи требуют серьезной теоретической подготовки, которая осуществляется автором. Встречи традиционно проходят в апреле в рамках недели физики в шк.№4, приуроченной ко Дню космонавтики. Учащиеся свободно общаются с профессором, дискутируют.
Интересной и запоминающейся явилась встреча учащихся с космонавтом Виноградовым, которая проходила в рамках Недели физики и была приурочена ко Дню космонавтики. На уроках физики шла интенсивная подготовка к этой встрече, велась работа над темой: «Искусственные спутники Земли», «Невесомость. Вес тела».
Такие встречи воспитывают уважительное отношение к научному труду и чувство гордости за наших отечественных учёных, способствуют развитию патриотических чувств. После этих встреч большинство учащихся стали серьёзно заниматься спортом. Многие учащиеся поступают в технические вузы, где профильным предметом является физика.
2.6. Развитие компетенций учащихся через научные семинары.
В начале октября каждого года в МГУ им. М.В.Ломоносова проводится Фестиваль науки. Автор является организатором посещения учащимися данного мероприятия. В рамках Фестиваля учащиеся знакомятся с последними достижениями науки и техники, принимают участие в физических экспериментах и творческих испытаниях, слушают лекции ведущих учёных. Некоторые учащиеся получают соответствующие сертификаты и приглашения принять участие в олимпиадах факультетов МГУ.
Заключение.
Принимая во внимание актуальность компетентностного подхода в образовании как способа построения новой парадигмы в образовании, автор в практикозначимой работе проводит на примере своей педагогической деятельности анализ основных составляющих образовательного процесса – целей, содержания, технологий. Автор делится опытом формирования у детей способов организации собственной деятельности, а также интегральных информационных и коммуникативных способностей. На основе своей педагогической деятельности учит, как развивать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
В качестве объекта исследования автором была выбрана деятельность учителя и учащихся при обучении физике на уроках, лекциях, семинарах, при выполнении лабораторных и практических работ, на конференциях, на элективном курсе «Решение задач ЗФТШ», в рамках физических кружков «Пропедевтика физики в средней школе» и «Решение конкурсных и олимпиадных задач по физике».
В своей работе автор делится опытом реализации компетентностного подхода в образовательном процессе и предлагает использовать представленные элементы на уроках физики.
Библиография:
1) Асмолов А.Г. Психологическая стратегия воспитания личности - альфа и омега социальной компетентности педагога. - М.,2008.
2) Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. - М., 2008.
3) Гребенюк О.С. Педагогические технологии и инновации. http://www.pedlib.ru
4) Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М., 2009.
5) Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 2002.
6) Павленко Н.Н. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя. - Краснодар, 2004.
7) Чудковский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя.- М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008.
8) Ядалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. Интернет-журнал «Эйдос», 2007, 15 января.http://www.eidos.ru/joural/2007/0115-2/htm/.
9) Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.
Приложение 1.
Условия задач Школьного турнира имени Ломоносова по физике.
Задача №1. Два астронавта А и В опустились на поверхность Марса и одновременно спрыгнули с подножки космолёта. Кто первый коснулся поверхности Марса, если масса А (в скафандре): МА=150 кг, масса В (в скафандре):МВ=175 кг? Сопротивление атмосферы Марса несущественно.
1)А 2) В 3) одновременно 4) т.к. масса Марса почти в 10 раз меньше массы Земли, космонавты будут удаляться от Марса и приближаться к Земле.
Задача №2. Героиня сказки «Спящая красавица», проспав 100 лет, изучает свою привлекательность. Не обнаружив зеркала, она решила воспользоваться миской с водой. Что Вы ей посоветуете, чтобы лучше рассмотреть себя:
1)выйти на солнечный свет и помыть миску
2)выйти на солнечный свет и не мыть миску
3) рассматривать себя в пещере при свете свечи, а миску помыть
4)рассматривать себя в пещере при свете свечи и не мыть миску
Задача №3. Радиус астероида В-612, на котором жил Маленький принц, герой сказки де Сент-Экзюпери, равен 5 метрам, плотность вещества астероида равна 5000 кг/м3. Определить вес Маленького принца, если его масса равна 30 кг.
1) 10-3 Н 2)2,1·10-4 Н 3) 2,1 Н 4) 150 Н
Задача №4. Футбольный мяч положили в сетку и начали принудительно опускать на дно океана. На глубине нескольких сотен метров:
1) мяч будет уменьшаться в размерах и лопнет
2) мяч будет увеличиваться в размерах, пока не лопнет
3) мяч будет уменьшаться в размерах и на некоторой глубине утонет
4) выталкивающая сила, действующая на мяч, будет возрастать до тех пор, пока не порвётся сетка
Задача №5. Естествоиспытатель с помощью магнитной стрелки решил исследовать магнитное поле стального школьного стула. Где следует ожидать северный полюс стула? Стул всю ночь перед обследованием стоял в нормальном положении - ножками на полу.
1) в области ножек 2) в области спинки 3)в области сидения 4) намагниченность случайна.
Задача №6. Английский физик Г.Кавендиш, измерив универсальную гравитационную постоянную, определил среднюю плотность Земли. Какой результат он получил?
1) 0,56 кг/м3 2) 560 кг/м3 3) 5600 кг/м3 4) 5,6·106 кг/м3
Задача №7. Коэффициент трения шин автомобиля о грунтовую дорогу µ=0,5. На горку с каким максимальным углом наклона может заехать автомобиль?
1) 26˚ 2) 30˚ 3) 45˚ 4) 60˚
Приложение 2.
Условия задач практического зачёта по теме: «Газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория».
8.17.* Теплоизолированная полость очень маленькими отверстиями соединена с двумя сосудами, содержащими газообразный гелий (см. рис.). Давление гелия в этих сосудах поддерживается равным р; температура в одном сосуде Т, в другом 2Т. Найти установившееся давление рхи температуру Тхвнутри полости.
8.30. Тонкостенный стакан массой т и объемом V0поворачивают открытой частью вниз и, удерживая в таком положении, медленно погружают в воду, прикладывая к нему силу, направленную вертикально вниз. На какой глубине Н стакан начнет тонуть? Плотность воды р, атмосферное давление р0. Температура воды с глубиной не изменяется. Найти работу силы F.
8.36.Нагревается или охлаждается идеальный газ в процессе расширения, если оно осуществляется в соответствии с уравнением pVn= const, причем п > О ?
[ Т2= Т1 (V/V2)n-1, п < 1 - нагревается; и = 1 - температура не изменяется; п > 1 - температура падает ]
8.45. Компрессор захватывает при каждом такте нагнетания VK- 0,5 лвоздуха при давлении р0 =105Па и температуре Тк = 276 К и нагнетает его в автомобильный баллон объемом V6= 0,5 м3. Температура воздуха в баллоне Тб = 290 К. Сколько качаний п должен сделать компрессор, чтобы уменьшить площадь соприкосновения покрышки с полотном дороги на ΔS= 100 см2? До этого площадь соприкосновения была равна S= 450 см2 ; колесо находится под нагрузкой F= 5 кН .
8.47.На сколько градусов надо нагреть воздух внутри воздушного шара, чтобы он взлетел? Объем оболочки шара V= 525 м3, ее масса т = 10 кг. Атмосферное давление р0=105 Па, температура окружающего воздуха Т = 300 К . Молярная масса воздуха µ= 29 • 10-3 кг/моль.
8.51.Один моль идеального газа участвует в некотором процессе, изображенном в координатах V-p(см. рис.). Продолжения отрезков прямых 1-2 и 3-4 проходят через начало координат, а кривые 1-4 и 2-3 являются изотермами. Изобразить этот процесс в координатах V-T, найти объем V3, если известны объемы V1, V2и V4
8.53.*В камеру сгорания реактивного двигателя поступает в секунду масса т водорода и необходимое для полного сгорания количество кислорода. Площадь выходного сечения сопла двигателя S, давление в этом сечении р, абсолютная температура Т, молярная масса воды µ = 18 • 10-3 кг/моль . Определить силу тяги Fдвигателя.
8.57.*Вертикальный цилиндр длиной l= 1 м разделен на две равные части тяжелым полупроницаемым поршнем. В верхней части находятся v1= 0,5 моль водорода и v2= 1 моль азота, а в нижней - v3= 2 моль азота. Поршень находится в равновесии. Через поршень может диффундировать только водород. На сколько сместится поршень после завершения процесса диффузии? Температуру считать постоянной. [ Δl= 0,0858 м]
8.59.В сосуде находится смесь азота и водорода. При температуре Т, когда азот полностью диссоциирован на атомы, а диссоциацией водорода можно пренебречь, давление равно р. При температуре 2Т, когда оба газа полностью диссоциированы, давление в сосуде равно 3р. Каково отношение масс азота и водорода в смеси? Каким было давление р0в сосуде до начала диссоциации азота при температуре смеси газов Т0?
[ Масса азота в 7 раз больше массы водорода; ]
8.39.В вертикальном цилиндре, закрытом сверху поршнем, находится газ при температуре tx= 20 °С. Площадь поршня S= 20 см2, масса т = 2 кг. На поршень положили груз массой m= 5 кг. До какой температуры Т2нужно нагреть газ, чтобы объем газа составил 0,9 от его первоначального значения? Трение между стенками цилиндра и поршнем отсутствует. Атмосферное давление р0=105 Н/м2 .
8.40.В цилиндре с площадью сечения S= 5 см2 под поршнем массой М = 1 кг находится некоторый газ. При увеличении абсолютной температуры газа в п = 1,5 раза поршень поднимается вверх и упирается в уступы. При этом объем газа по сравнению с первоначальным увеличивается в k= 1,2 раза. Определить силу F, с которой поршень давит на уступы. Атмосферное давление р0 = 100 кПа.
Приложение 3.
Спецкурс по физике для 6 класса: «Пропедевтика физики в 6-ом классе».
Автор программы - Пещеркина Валентина Валентиновна.
Курс рассчитан на 26 уроков в год (с октября по апрель: 1 час в неделю).
Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Темы практических и лабораторных работ, выполняемых на уроке |
---|---|---|
1 | Строение вещества. | 1) Определение размеров малых тел. 2) Определение скорости диффузии в газах. Д. З.: Определить среднюю длину своего шага. Определить среднюю скорость своего движения. |
2 | Масса вещества. | 1) Определение массы тела с помощью лабораторных рычажных весов. 2) Определение массы тела с помощью динамометра (на динамометрах нового образца имеется специальная шкала). 3) Определение массы тела с помощью электронных весов. |
3 | Плотность вещества. | 1) Определение объёма тела неправильной формы с помощью мензурки. 2) Определение плотности тел правильной и неправильной формы по массе и объёму. Д. З.: Определить объём и плотность своего тела способом погружения в ванну. |
4 | Сила. Сила тяжести. Сила упругости. | 1) Изучение принципа действия динамометра. Измерение силы тяжести, действующей на тело. 2) Определение центра тяжести плоской фигуры. |
5 | Действие жидкости на погруженное в неё тело. Выяснение условий плавания тела. | 1) Определение силы Архимеда с помощью динамометра при погружении тела в воду. |
6 | Сила трения покоя, качения скольжения. | 1) Измерение силы трения скольжения с помощью трибометра. |
7 | Давление твёрдых тел. | 1)Определение давления тела на поверхность. |
8 | Атмосферное давление. | 1) Опыт с «магдебургскими полушариями»; опыт с шаром, помещённым под купол насоса. 2) Измерение атмосферного давления барометром. |
9 | Простые механизмы: наклонная плоскость, блок. | 1) Выяснение условий равновесия рычага. |
10 | Свободные колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. | 1) Измерение промежутков времени с помощью секундомера. 2) Определение периодов колебаний пружинного и математического маятников. |
11 | Относительная влажность воздуха. Психрометр. | 1) Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра. 2) Определение относительной влажности воздуха. |
12 | Поверхностное натяжение жидкости. Капиллярные явления. | 1) Определение капилляров промокательной бумаги. |
13 | Кристаллические и аморфные тела. | Наблюдение за особенностями плавления кристаллических и аморфных тел. |
14 | Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора. | 1) Определение цены деления термометра, измерительного цилиндра (мензурки), амперметра и вольтметра. |
15 | Постоянный электрический ток. Источники тока. | 1) Знакомство со схемами. Сборка электрической цепи по схеме. 2) Измерение силы тока амперметром. |
16 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные линии. | 1) Опыты с железными опилками. 2) Работа с компасом (с магнитной стрелкой) как индикатором магнитного поля. |
17 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. | 1) Сборка действующей модели электромагнита. |
18 | Электромагнитная индукция. Генератор электрического тока. Электрический двигатель. | 1) Изучение работы электрического двигателя. |
19 | Свет. Прямолинейное распространение света. Законы отражения. Законы преломления. | 1) Изучение законов отражения с помощью плоского зеркала. 2) Изучение законов преломления света в плоскопараллельной пластинке. |
20 | Линзы. Правила построения изображений в линзах. | Определение фокусного расстояния линзы. |
21 | Глаз человека как оптический прибор. Дальнозоркость. Близорукость. Очки. Бинокль. | 1) Опыты на зрительные иллюзии. 2) Наблюдения за удалёнными объектами в бинокль. |
22 | Способы и методы наблюдения в астрономии. Солнечная система - наш космический дом. | Демонстрация кинофильма по астрономии. |
23 | Законы Кеплера. | Демонстрация кинофильма по астрономии. |
24 | Планеты Солнечной системы. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. | Демонстрация кинофильма по астрономии |
25 | Строение атмосферы Солнца. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. | Демонстрация кинофильма по астрономии |
26 | Физическая природа звёзд. | Знакомство с картой звёздного неба. |
Приложение 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности гимназии
В статье дается небольшой анализ реализации компетентностного подхода в инновационной деятельности МБОУ "Гимназия №2"...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ
Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...
« Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя физики через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности». (Стр. 152-153 в сборнике МГУ)
Автор статьи делится опытом реализации данного подхода в образовательном процессе через привлечение обучающихся к исследовательской деятельности. Конференции различных уровней способствуют разви...
Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии
Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек сам...
Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности по английскому языку
The man who removes a mountain begins by carrying away small stones. (Chinese proverb)...
Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность на уроках английского языка
Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть наборо...
Реализация компетентностного подхода возможностями проектной деятельности
Ключевые компетенции учащихся по ФГОС — это умение личности решать поставленные задачи. Они представляют собой общность знаний, навыков и умений, которые были получены в ходе обучения и ко...