Главные вкладки

    Открытый урок "Механические колебания.Изучение колебания нитяного маятника"
    методическая разработка по физике по теме

    ЛИСИЦЫНА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА

    Фрагмены урока физики

    «Механические колебания. Изучение колебаний нитяного                 маятника».

    Цели урока.

    Общеобразовательная.  Получение знаний о механических колебаниях, периоде, частоте колебаний, приобретение умений и навыков использования этих знаний на практике.

    Развивающая.  Развивать  познавательные возможности самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической информации, учиться логически мыслить и переходить от логического мышления к творческому.

    Воспитывающая.Подготавливать базу  для формирования научного мировоззрения,   которое реализуется при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина

    Оборудование: 1. Портреты ученых (Галилео Галилея, Христиана  Гюйгенса);

                               2. Таблицы 1-3.                      

                               3. Раздаточный материал; 

                                4.Оборудование к лабораторной работе: груз на нити,   измерительная лента, часы (секундомер), штатив с муфтой.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Тема нашего урока «Механические колебания. Изучение колебаний нитяного маятника». На этом уроке мы с вами повторим  полученные знания о механических колебаниях, о величинах, их характеризующих. И самое главное, будем использовать эти знания на практике. Думаю, на уроке нам будет интересно узнать и что-то новое.

    1. Проверочная работа.

    Даю вам первое задание: на листах заданий укажите, какие виды механического движения  представлены в предложенных  вам примерах. ( работа имеет три варианта – А, Б, В.)

    А. Троллейбус идет по улице две остановки.

         Парашютист приземляется на парашюте.

          Первоклассница роняет пенал

          Спринтер пробегает 100м.

          Паром переправляется через реку.

    Б.  На крутом повороте машину м»бросило « в кювет.

          Фигурное катание на льду.

          Горнолыжник проходит дистанцию слалома.

          Солнце восходит на востоке, поднимается вверх и заходит на западе.

          Человек переводит стрелки часов на 1 час вперед.

    В. «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?»

        Действие заводной игрушки: фигурка непрерывно кланяется.

        Движение качелей.

        Полет теннисного мяча: « мячик налево, мячик направо…»

    Перемещение маятника.

    Подвожу итог. Вы, наверное догадались, что в группе

    А представлены прямолинейные движения,

     Б криволинейные движения,

    В– колебательные движения.

     

     

     

     

    Историческая пауза.

     ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ ( 1564-1642) –великийитальянский ученый  - один из создателей точного естествознания , всю свою жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важных открытий. Родился в городе Пизе, известной своей наклонной башней. Учился сначала  в монастырской школе, а затем в университете. Уже в студенческие годы Галилей увлекался изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса. Сохранилось предание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качаниями зажженных лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени медицину пришлось ему оставить и сосредоточиться на физике.

     

    Предлагаю вам на практике проверить зависимость механических колебаний от длины нити подвеса. Мы сделаем сейчас то, что было сделано Галилео Галилеем  примерно 420 лет назад.

    У вас на столах лежит оборудование, задание к эксперименту. Сейчас внимательно просмотрим ход работы  и начнем проводить эксперимент.

     

    Лабораторный эксперимент « Изучение колебаний нитяного маятника»

    Цели: рассчитать с помощью нитяного маятника период и частоту колебаний,           проанализировать зависимость периода и частоты от длины нити.

    Оборудование: груз на нити измерительная лента, часы (секундомер).                         

    1. Решение физических задач.

    Ребята, все вы любите читать сказки. И наше следующее задание, связано со сказками. Я вам раздам карточки с заданиями. Прочтите свои задания и ответьте на предложенные вам вопросы.

    • Из французской сказки «Волк и лиса»

    « Тут лис привязал веревку от колоколов к хвосту  волка, раскачал  хорошенько колокола, а потом бросил все и ушел. Несчастный волк, привязанный за хвост  к колоколам , то взлетал, на пятнадцать фунтов вверх, то падал  вниз  и больно ушибался о землю. Так качался он пять минут».

    ВОПРОСЫ.

    1. Как в физике называется движение, которое совершал «несчастный волк »?
    2. Почему качания волка прекратились?
    3. Из русской сказки  «Про глупого змея и умного солдата»

    «Змей так свистнул – деревья закачались, все листья с них осыпались».

     ВОПРОС. Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?

     

    • Из итальянской сказки «Петрушечка»

    « Видит Моргана – девочка убегает со шкатулкой, и кричит  в окно:

    - Эй, кухарка, держи девчонку!

    - Очень надо! Столько лет я выгребала золу руками, а девчонка пришла и подарила мне метелку…

     - Эй, ворота , держите девчонку!

    - Очень надо! Наши ржавые петли скрипели , а девчонка пришла и смазала их салом!

    Так Петрушечка и убежала».

    Вопросы.

    • Назовите тела, упомянутые в этом отрывке, которые могут совершать колебания?
    • Почему ржавые петли скрипели и почему они перестали скрипеть , когда их смазали салом?

     

    VI. Теперь еще один этап урока – Суперигра.

    Суперигра

    В предлагаемых вам примерах выделите колебательные движения,  и разделите их на 2 группы: свободные и вынужденные. При выполнении задания запишите номера примеров в таблицу.

        Примеры

    • Ребята качаются на каруселях.
    • Акробат прыгает на батуте.
    • Футболист бьет пенальти.
    • Бабочка машет крыльями.
    • Движение поршня в работающем двигателе внутреннего сгорания.
    • Ветка дерева колышется при ветреной погоде.
    • Шарик, подвешенный на нити, после того, как его вывели из равновесия.
    • Биение сердца.
    • Движение иглы в швейной машине.
    • Движение груза, подвешенного на пружине.
    • Тряска автомобиля, движущегося по неровной дороге.

     

     

     

    ВИД ДВИЖЕНИЙ

     

     

    НОМЕР ПРИМЕРА

    Свободные колебания

     

      7  и 10

    Вынужденные колебания

     

    1,2,4,5,6,8,9, 11

    Не   колебания

     

    3

     

      

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Период колебания нитяного и пружинного маятников

    Открытый урок по теме включает объяснение учителем нового материала....

    Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины

    Это урок закрепления знаний о характеристиках колебательного движения, проводимый в виде интерактивной лабораторной работы. Выполняя работу, учащиеся достаточно легко (почти в игровой форме) делают вы...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исследование зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

    Данный материал поможет провести урок физики в 9 классе по теме "Математический маятник" с использованием ЭОРов. Тип урока - комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, группо...

    План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

    ФИО (полностью)       Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы               МКОУ «Денисовская ...

    Бинарный урок "Исследование зависимости между параметрами колебаний пружинного и нитяного маятников"

    Урок проводится как обобщающий после изучения тем по физике "Механические колебания" и по информатике "Работа с электронной таблицей". Урок является бинарным "информатика + физика"...

    Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины" для 9 класса

    Презентация лабораторной работы  позволяет выделить главное в данной работе и сократить время на изучение инструции, приведенной в учебнике....