Открытый урок "Механические колебания.Изучение колебания нитяного маятника"
методическая разработка по физике по теме

ЛИСИЦЫНА ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА

Фрагмены урока физики

«Механические колебания. Изучение колебаний нитяного                 маятника».

Цели урока.

Общеобразовательная.  Получение знаний о механических колебаниях, периоде, частоте колебаний, приобретение умений и навыков использования этих знаний на практике.

Развивающая.  Развивать  познавательные возможности самостоятельно изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической информации, учиться логически мыслить и переходить от логического мышления к творческому.

Воспитывающая.Подготавливать базу  для формирования научного мировоззрения,   которое реализуется при раскрытии таких аспектов, как человек и труд, человек и машина

Оборудование: 1. Портреты ученых (Галилео Галилея, Христиана  Гюйгенса);

                           2. Таблицы 1-3.                      

                           3. Раздаточный материал; 

                            4.Оборудование к лабораторной работе: груз на нити,   измерительная лента, часы (секундомер), штатив с муфтой.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Тема нашего урока «Механические колебания. Изучение колебаний нитяного маятника». На этом уроке мы с вами повторим  полученные знания о механических колебаниях, о величинах, их характеризующих. И самое главное, будем использовать эти знания на практике. Думаю, на уроке нам будет интересно узнать и что-то новое.

  1. Проверочная работа.

Даю вам первое задание: на листах заданий укажите, какие виды механического движения  представлены в предложенных  вам примерах. ( работа имеет три варианта – А, Б, В.)

А. Троллейбус идет по улице две остановки.

     Парашютист приземляется на парашюте.

      Первоклассница роняет пенал

      Спринтер пробегает 100м.

      Паром переправляется через реку.

Б.  На крутом повороте машину м»бросило « в кювет.

      Фигурное катание на льду.

      Горнолыжник проходит дистанцию слалома.

      Солнце восходит на востоке, поднимается вверх и заходит на западе.

      Человек переводит стрелки часов на 1 час вперед.

В. «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?»

    Действие заводной игрушки: фигурка непрерывно кланяется.

    Движение качелей.

    Полет теннисного мяча: « мячик налево, мячик направо…»

Перемещение маятника.

Подвожу итог. Вы, наверное догадались, что в группе

А представлены прямолинейные движения,

 Б криволинейные движения,

В– колебательные движения.

 

 

 

 

Историческая пауза.

 ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ ( 1564-1642) –великийитальянский ученый  - один из создателей точного естествознания , всю свою жизнь посвятил физике и астрономии, сделав ряд важных открытий. Родился в городе Пизе, известной своей наклонной башней. Учился сначала  в монастырской школе, а затем в университете. Уже в студенческие годы Галилей увлекался изучением колебаний. Он обнаружил, что колебания маятника не зависят от его массы, а определяются длиной подвеса. Сохранилось предание о том, как молодой студент медицинского факультета Галилео Галилей в одно из воскресений 1583 года с интересом следил за качаниями зажженных лампад в церкви. По ударам пульса он определил время, необходимое для полного размаха лампад. С этого времени медицину пришлось ему оставить и сосредоточиться на физике.

 

Предлагаю вам на практике проверить зависимость механических колебаний от длины нити подвеса. Мы сделаем сейчас то, что было сделано Галилео Галилеем  примерно 420 лет назад.

У вас на столах лежит оборудование, задание к эксперименту. Сейчас внимательно просмотрим ход работы  и начнем проводить эксперимент.

 

Лабораторный эксперимент « Изучение колебаний нитяного маятника»

Цели: рассчитать с помощью нитяного маятника период и частоту колебаний,           проанализировать зависимость периода и частоты от длины нити.

Оборудование: груз на нити измерительная лента, часы (секундомер).                         

  1. Решение физических задач.

Ребята, все вы любите читать сказки. И наше следующее задание, связано со сказками. Я вам раздам карточки с заданиями. Прочтите свои задания и ответьте на предложенные вам вопросы.

  • Из французской сказки «Волк и лиса»

« Тут лис привязал веревку от колоколов к хвосту  волка, раскачал  хорошенько колокола, а потом бросил все и ушел. Несчастный волк, привязанный за хвост  к колоколам , то взлетал, на пятнадцать фунтов вверх, то падал  вниз  и больно ушибался о землю. Так качался он пять минут».

ВОПРОСЫ.

  1. Как в физике называется движение, которое совершал «несчастный волк »?
  2. Почему качания волка прекратились?
  3. Из русской сказки  «Про глупого змея и умного солдата»

«Змей так свистнул – деревья закачались, все листья с них осыпались».

 ВОПРОС. Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?

 

  • Из итальянской сказки «Петрушечка»

« Видит Моргана – девочка убегает со шкатулкой, и кричит  в окно:

- Эй, кухарка, держи девчонку!

- Очень надо! Столько лет я выгребала золу руками, а девчонка пришла и подарила мне метелку…

 - Эй, ворота , держите девчонку!

- Очень надо! Наши ржавые петли скрипели , а девчонка пришла и смазала их салом!

Так Петрушечка и убежала».

Вопросы.

  • Назовите тела, упомянутые в этом отрывке, которые могут совершать колебания?
  • Почему ржавые петли скрипели и почему они перестали скрипеть , когда их смазали салом?

 

VI. Теперь еще один этап урока – Суперигра.

Суперигра

В предлагаемых вам примерах выделите колебательные движения,  и разделите их на 2 группы: свободные и вынужденные. При выполнении задания запишите номера примеров в таблицу.

    Примеры

  • Ребята качаются на каруселях.
  • Акробат прыгает на батуте.
  • Футболист бьет пенальти.
  • Бабочка машет крыльями.
  • Движение поршня в работающем двигателе внутреннего сгорания.
  • Ветка дерева колышется при ветреной погоде.
  • Шарик, подвешенный на нити, после того, как его вывели из равновесия.
  • Биение сердца.
  • Движение иглы в швейной машине.
  • Движение груза, подвешенного на пружине.
  • Тряска автомобиля, движущегося по неровной дороге.

 

 

 

ВИД ДВИЖЕНИЙ

 

 

НОМЕР ПРИМЕРА

Свободные колебания

 

  7  и 10

Вынужденные колебания

 

1,2,4,5,6,8,9, 11

Не   колебания

 

3