Урок - соревнование "Гордиев узел"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме "Законы Ньютона" в 9 классе.

По древнегреческому преданию, фригийский царь Гордий основал город Гордион и пожертвовал храму Зевса свою колесницу. К дышлу колесницы Гордий привязал запутанным узлом ярмо. Оракул предсказал, что тот, кто развяжет узел, будет владеть всей Азией. Александр Македонский во время стоянки в Гордионе в ходе своего похода против персов разрубил Гордиев узел мячом. Отсюда пошло выражение «разрубить гордиев узел»- значит принять простое, смелое решение запутанного вопроса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – соревнование «Гордиев узел»

по теме «Законы Ньютона» 9 класс

Цели: В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.

ЭПИГРАФЫ:

Сделал что мог, пусть другие сделают лучше.

Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.

                                                        Исаак Ньютон (1643-1727г)

ДЕВИЗ: Мы, играя, проверяем,

               Что умеем и что знаем!

Подготовительная работа:

1.Сообщить учащимся о том, что необходимо дополнительно прочитать материалы о И.Ньютоне.

2. Приготовить рекламу применения Законов Ньютона.

Оборудование: Ленты красного, синего, желтого цветов. Таблица. Тележка. Песок. Динамометр.

ХОД  УРОКА:

По древнегреческому преданию, фригийский царь Гордий основал город Гордион и пожертвовал храму Зевса свою колесницу. К дышлу колесницы Гордий привязал запутанным узлом ярмо. Оракул предсказал, что тот, кто развяжет узел, будет владеть всей Азией. Александр Македонский во время стоянки в Гордионе в ходе своего похода против персов разрубил Гордиев узел мячом. Отсюда пошло выражение «разрубить гордиев узел»- значит принять простое, смелое решение запутанного вопроса.

Класс разбит на 3 группы- «Красные», «Синие», «Желтые»- с отличительными знаками. На доске три ленты соответствующего цвета с несколькими узлами. При правильном выполнении каждого задания капитаны команд развязывают один узел. Побеждает команда, которая «развяжет» больше узлов.

УЗЕЛ 1 «Кто быстрее».

Заполните таблицу, ответив на вопросы, и получите ключевое слово.

Цифра над клеткой – номер вопроса, цифра по клеткой – номер буквы в ответе.

(Задание для всех групп, кто быстрее угадает ключевое слово)

   1                     2                 3                   4                 5                    6                  7                 8

     1                   1                    1                2                  1                  1                 2                    2

ОТВЕТЫ 1.Динамометр, 2.Инерциальным, 3. Ньютонах, 4.Масса, 5. Метр, 6. Инерции, 7. Скоростью, 8. Падение.

УЗЕЛ 2 «Доверяй, но проверяй».

Капитаны выбирают по два лучших экспериментатора команды, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они будут должны представить классу сам опыт и анализ его результатов.

1 группе: Показать на опыте и доказать первый закон Ньютона

2 группе: Опытным путем показать и сформулировать второй закон Ньютона.

3 группе: Продемонстрировать третий закон Ньютона.

УЗЕЛ 3 «Кто кого»

В этом конкурсе участвуют все учащиеся класса, работая в своих рабочих тетрадях . Командам предлагаются  для решения однотипные задачи. Первый выполнивший задание поднимает руку и вслух называет ответ. Если ответ верен, он быстро фиксирует решение на доске.

1 группе: К телу приложены две силы F =0.5 Н и F=2Н. Показать направления

                                                                    ¹                 ²

вектора ускорения. Найти модуль ускорения.

F             1 кг

 F  ¹                                                                      ²  

2 группе: К телу приложены две силы F =4 Н и F=1Н. При этом тело движется с

                                                                    ¹              ²

  ускорением а=2 м/с. Показать направление вектора ускорения. Найти массу тела.

            m

F  F

  ¹                                                                      ²  

3 группе. К телу приложены две силы. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.

            200г

F  F  ¹                                                                      ²  

1.Два тела равной массы движутся с ускорением 0,08 м/с² и 0,64 м/с² соответственно. Равны ли модули действующих на тела сил?. Чему равна сила, действующая на второе тело, если на первое действует сила 1,2Н?

2. с каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90кН?

3.Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с². Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с²?

УЗЕЛ 4 «Колесо истории».

Учитель задает вопросы, касающиеся истории жизни и деятельности Ньютона. Верный ответ- один развязанный узел.

1.Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642г.по старинному стилю, 4 января 1643г по новому стилю)

2.В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661г? (кембриджский университет, колледж Святой Троицы (Тринити-колледж)

3.Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше «пенсионеров» и обязанные прислуживать членам колледжа, и, наконец беднейшие «субсайзеры», освобожденные от платы, но зато обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон?

(Ньютон был принят в Тринити колледж субсайзером, и его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скромного имущественного положения семьи).

4.Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученных )

5. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа- рефлектора, открыл явление дисперсии)

6. В 1696 году министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон?.(15 марта1696г. Он получил официальное извещение от Монтегю о назначении его, Ньютона, хранителем Монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился, начался последний, лондонский период-период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.)

7. В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы? (1687г «Математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед)

8.От единичного факта- падения яблока- Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики)

9.Достиг ли Ньютон вершин славы и признания в жизни?(В 1705г. Королева Анна возвела его в рыцарское достоинство . В королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы).

10. Где похоронен Ньютон? (Ньютон скончался в ночь с20 на 21 марта 1727гю Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий» .

 УЗЕЛ 5 «Рекламная пауза»

Последний конкурс – творческий. Домашнее задание. Команды представляют подготовленные номера, в которых рекламируют законы Ньютона.

Подведение итогов.

Заключительное слово учителя:

-Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С тго счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас, девятиклассников, жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Спасибо за урок.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордиев узел

Аннотация к материалу "Гордиев узел"Класс:                       9-11 Автор урока:       Свириденко ...

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный" узел и вторая "столица" России"

Урок для 9 класса, тип урока- изучения нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.Способствует формированию образного мышления о городе федерального значения, об особ...

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.

На уроке рассматривается вопрос о том, что сейчас Санкт-Петербург (вместе с Москвой) является одним из двух наиболее развитых центров России, способный помочь другим районам страны в их экономическом ...

Гордиев узел

Внеклассное  мероприятие предназначено для учащихся 10 - 11 классов. Ученики разгадывают детективную историю, выполняют творческие работы....

Внеклассное мероприятие "Гордиев узел"

игра-соревнование по физике под названием “Гордиев узел”....

конспект урока краеведения "Железнодорожный узел Мордовии"

Конспект для проведения элективного курса по краеведению "Железнодорожный узел Мордовии", 9 класс...

Открытый урок "Декорирование стакана с узором "Узел счастья" "

          Открытый урок "Декорирование стакана с узором "Узел счастья" "проводился среди воспитанников объединения "Этнороспись", дети чув...