Внеклассное мероприятие "Гордиев узел"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

игра-соревнование по физике под названием “Гордиев узел”. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра–конкурс «Гордиев узел»

Цель игры: проверить знания по физике, развить навыки рассуждений, краткого и чёткого выражения мысли.

Оборудование:

Три стола, за которыми будут сидеть участники игры – команды со своими названиями, 3 ленты с завязанными на них узлами (по числу вопросов), поднос с карточками-заданиями, приборы и материалы, соответствующие проводимым опытам и экспериментам.

Участники игры:

Ведущий – учитель или ученик из 10–11-го класса, два ассистента, жюри, в которое входят учитель физики и 2 ученика из старших классов, 3 команды учащихся 8-х классов по 5–6 человек (один из которых капитан, он даёт ответ или передаёт его кому-то из членов команды)

ХОД ИГРЫ

Слова ведущего:

Сегодня мы проводим игру-соревнование по физике под названием “Гордиев узел”. Команды на местах? Садитесь вокруг своих столов и выбирайте себе ленточку (по цвету), которой вы будете обладать в процессе игры. Итак, вы готовы к соревнованию? Но прежде чем его начать давайте выясним, что же означает выражение “Гордиев узел”?

- “Гордиев узел” – это трудно разрешимый вопрос.

- “Разрубить “гордиев узел”, значит, смело, энергично решить сложное дело.

На ваших лентах тоже завязаны узлы, которые вы сможете развязать, если ответите на вопросы, которые вы получите от ассистента. Прищепка при этом перемещается выше, к следующему узлу. В случае если вы не отвечаете на вопрос – узел остается, а прищепка перемещается выше, чтобы все видели, какой вопрос стоит на очереди перед вашей командой.

- Условия понятны? Победит та команда, чья ленточка останется без узлов. Ваши ответы оценивает жюри в составе (представление жюри). После того, как команда ответит на вопрос, за его правильность жюри выставит оценку. При оценке от 3 до 5 – узел развязывается, а от 2 до 1 – нет.

- Итак, перед любым соревнованием традиционно проходит разминка, и я предлагаю.

Блиц-турнир для разминки.

Закончите предложения через 5 секунд.

Для 1 команды:

В чем сущность явлений – на это ответ искал сиракузский мудрец…(Архимед)

Для 2 команды:

Быстрей ли то падает что тяжелей? И это проверить решил …(Галилей)

Для 3 команды:

Весь мир из мельчайших частиц состоит! Так утверждал древний грек …(Демокрит)

За правильный ответ 1 балл.

А сейчас переходим к игре, в которой вы уже начнёте развязывать, а точнее “решительно разрубать гордиевы узлы” на своих лентах.

Узел 1

Прошу внести поднос с заданиями. Капитаны, выберите своей команде карточку с вопросом, в которой уже даны ответы. Вам необходимо выбрать правильный ответ. На все раздумья 1 минута.

Время истекло, обсуждение закончилось. Порядок таков: капитан громко и чётко зачитывает вопрос и предлагаемые ответы, называет верный. Жюри оценивает правильность ответа, а ассистенты работают с лентами согласно нашим правилам. 

Карточка 1

С помощью какого прибора можно определить плотность жидкости?

А: барометра,     Б: гигрометра,   В: ареометра,   Г: психрометра

Карточка 2

С помощью какого прибора можно определить вес тела?

А. барометра, Б: мензурки с водой, В: динамометра, Г: рычажных весов

Карточка 3

Каким из приборов можно определить влажность воздуха?

А: амперметром,   Б: динамометром,  В: психрометром,   Г: ареометром

Узел 2

Лев Толстой утверждал, что наука и искусство также тесно связаны между собой, как сердце и лёгкие. И сейчас мы в этом убедимся. Возьмите карточки, на которых записано то, что поэтам продиктовала муза. В приведенных строчках вы сможете встретить физические явления, наблюдаемые поэтами в природе. Вы должны сказать, о каком физическом явлении идёт речь через 1 минуту.

Ассистенты выносят поднос с карточками, на которых записаны стихотворные фрагменты

Карточка 1

Как неожиданно и ярко на влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве!

Один конец  в леса вонзила, другим за облака ушла,

Она полнеба обхватила и в высоте изнемогла…

                                                         Ф.И. Тютчев.

Какое явление природы описал поэт?

Карточка 2

Ах,  как играет этот север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображённая в цвета…

                            М.А. Дудин

О каком явлении идёт речь в стихах?

Карточка 3

Ревёт ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит ли гром,

.Поёт ли дева за холмом – на всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг…

                                                           А.С. Пушкин

Какому явлению природы посвятил свои стихи Пушкин?

Узел 3.

Объяснить с точки зрения физики то, что описано в карточке

Карточка 1а

В гололедицу зимой,

Над замерзшею водой

Чья -то добрая рука

Посыпает слой песка.

Все скорее отвечают

Почему так поступают?

Карточка 2а

Мне ответ серъезный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте

Лишь от женских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что, девчата тяжелее?

Карточка 3а

Позвоним «ноль-один»:

«Загорелся керосин»

Чтоб горенье прекратить,

Стали сверху воду лить.

Так ли надо поступить?

Через две минуты команды зачитывают свои фрагменты и говорят, о каком физическом явлении идёт речь.

Вопросы болельщикам:

            Грузчик у стены стоит, на плечах мешок лежит

Дайте поскорей ответ: он работает, иль нет?

Она жила и по стеклу текла,

но вдруг её морозом заковало

и неподвижной льдинкой капля стала,

а в мире поубавилось тепла.

В чём ошибся поэт?

Оценки жюри.

Узел 4

Шутки, веселые и добрые анекдоты любят все. Те карточки, которые вы сейчас получите, позволят вам не только улыбнуться, но и увидеть физику с неожиданной для вас стороны. В карточках находятся весёлые задания, посмейтесь над ними, ведь ничто не сближает людей так, как безобидный смех, а после этого ответьте на поставленный вопрос через 3 мин.

 Карточка 1

Разговор учителя с учеником:

-Скажи, Петров, почему ты опоздал в школу на целых полтора часа?

-Простите, но со мной произошла пренеприятная история: я выпал из окна  6 –этажного дома.

-И это заняло у тебя 1,5 часа?

Вопрос: С какой же  средней  скоростью летел Петров с 6-го этажа, что его падение заняло 1,5 часа, если высота одного этажа равна 3 метрам?

Карточка 2

Мальчик рассказывает:

-Мой дядя проплыл по озеру 3 км за 60 минут, а в обратную сторону –за 10 минут.

-Чем это можно объяснить?

-  Он заметил, что какой-то бродяга схватил его вещи на берегу.

 Вопрос: рассчитайте с какой скоростью плыл дядя в ту и обратную сторону. Чему равна средняя скорость движения?

             Карточка 3

Долгое время знакомые Эдисона удивлялись, почему так трудно открываются его ворота. Наконец кто-то из друзей сказал ему:

  • Ты такой изобретательный, а не можешь сделать себе удобные ворота.
  • Мне кажется, что мои ворота и так очень удобны!
  • Ты      шутишь?
  • Нисколько! Они соединены с насосом домашнего водопровода и каждый, кто приходит ко мне  накачивает в цистерну 20 литров  воды.

Вопрос: Какую работу совершают посетители Эдисона, входя  в его ворота, если цистерна  водопровода находится на высоте 20 метров?

А пока вопрос-шутка для болельщиков:

На верхней полке в вагоне спит мужчина. Вдруг поезд резко тормозит, и мужчина падает на пол с криком: “Вот это я упал! Даже поезд остановился!”

Почему при резком торможении поезда мужчина упал с полки? Может ли измениться скорость движущегося равномерно поезда при падении человека, или какого либо предмета с верхней полки поезда? Отвечают болельщики.

Выслушиваются ответы команд.

Жюри оценивает ответы.

Узел 5

А сейчас для каждой команды ассистенты будут демонстрировать опыт. Командам нужно дать устное описание и объяснение своего эксперимента.

Команды выбирают номер своего опыта.

Опыт 1

В стаканах налита одинаковая на первый взгляд жидкость. Одна и та же картофелина в одной жидкости тонет, а в другой всплывает. В чём причина?

Опыт 2

Стакан с водой закрывается открыткой и переворачивается. Вода не выливается. Объясните почему?

Опыт 3

На перевернутый вверх дном стакан кладётся полоска бумаги и сверху две монеты одна на другую. Ассистент резко ударяет по полоске бумаги – монеты остаются лежать неподвижно. Почему?

Выслушиваются ответы команд.

Жюри оценивает ответы.

Игра подошла к концу.

Жюри подводит итоги и награждает команду-победителя грамотой.

Игра закончилась, и мы надеемся, что тем, кому сегодня немного не повезло, ещё выпадет шанс отыграться в следующий раз на одной из таких игр. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордиев узел

Аннотация к материалу "Гордиев узел"Класс:                       9-11 Автор урока:       Свириденко ...

Урок - соревнование "Гордиев узел"

В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме "Законы Ньютона" в 9 классе. По древнегреческому преданию, фригийский царь Гордий основал город Гордион и пожертвовал храму З...

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный" узел и вторая "столица" России"

Урок для 9 класса, тип урока- изучения нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.Способствует формированию образного мышления о городе федерального значения, об особ...

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.

На уроке рассматривается вопрос о том, что сейчас Санкт-Петербург (вместе с Москвой) является одним из двух наиболее развитых центров России, способный помочь другим районам страны в их экономическом ...

Гордиев узел

Внеклассное  мероприятие предназначено для учащихся 10 - 11 классов. Ученики разгадывают детективную историю, выполняют творческие работы....

Игра "Гордиев узел"

Может быть использована на уроках для проверки изученной темы, во внеклассной работе....

конспект урока краеведения "Железнодорожный узел Мордовии"

Конспект для проведения элективного курса по краеведению "Железнодорожный узел Мордовии", 9 класс...