Урок по физике "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)


Предварительный просмотр:

Тема урока  «Сила трения»

Цели урока:

  1. Обобщить, систематизировать знания по теме «Силы», сформировать понятие «сила трения».
  2. Формировать умения наблюдать, выделять главное, делать выводы,  планировать и проводить эксперимент.
  3. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Оборудование: тележка, наклонная плоскость, плоский и круглый бруски, динамометр, набор грузов.

Ход урока:

I. Повторение

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим говорить о силах. На предыдущих уроках мы многое узнали о силах. Давайте вспомним все, что мы узнали.

  1. Что такое сила?
  2. Какие силы существуют в природе?
  3. В чем причина возникновения этих сил?
  4. От чего зависит результат действия силы?
  5. При помощи какого прибора измеряют силы?

II. Изучение нового материала

  Итак, мы знаем, что сила является причиной изменения скорости тела. Само по себе тело изменить свою скорость не может. Посмотрим.

Эксперимент: По наклонной плоскости спускается тележка. На пути тележки лежит препятствие, тележка останавливается. Затем снова спускается тележка. Спустившись, она проезжает некоторое расстояние и останавливается. Почему?

   Наверное, причиной остановки тележки послужила какая-то сила, неизвестная нам. Так вот эту силу называют силой трения. И тема нашего урока «Сила трения».

   При соприкосновении одного тела  с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению,  которое называют трением. Сила, характеризующая это взаимодействие, называется силой трения.

  Но мы знаем, что любая сила имеет направление. Куда же будет направлена сила трения? Правильно, сила трения будет направлена в сторону, противоположную движению. Давайте научимся графически изображать эту силу.

  А теперь подумаем, что является причиной возникновения силы трения?

 1) шероховатости соприкасающихся поверхностей

 2) взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел

  Но, оказывается не все так плохо. Силу трения можно и уменьшить, и увеличить. Но как?

Эксперимент: Когда я прихожу с работы, иногда мне тяжело снять кольца с рук. Но я знаю легкий способ, как это сделать. Как вы думаете, как это можно сделать? Правильно, намылив руки. Но почему в этом случае сила трения уменьшается?

  Если между соприкасающимися телами ввести слой смазки, то будут соприкасаться не поверхности тел, а слои смазки. Смазка жидкая, а трение слоев жидкости меньше, чем твердых поверхностей. А как можно увеличить силу трения? Для чего в гололедицу тротуары посыпают песком? Таким образом, мы увеличиваем шероховатости между соприкасающимися телами, следовательно, увеличивается и сила трения.

  А как с помощью динамометра можно измерить силу трения? Прикрепим к бруску динамометр и равномерно потянем его по поверхности стола. Какие силы приложены к бруску? Сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая – сила трения, направленная против движения. А так как брусок движется равномерно, чему равна равнодействующая этих сил? Правильно, она равна нулю. То есть сила упругости равна силе трения, но они противоположны по направлению.

  Оказывается, сила трения может быть разной. Различают силу трения скольжения, силу трения качения и силу трения покоя. В каких случаях возникают эти силы трения?

  Сила трения скольжения - сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого.

  Сила трения качения – сила трения, возникающая, когда одно тело катится по поверхности другого.

  Сила трения покоя – сила трения, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами.

Приведите примеры возникновения этих сил в природе.

 

  А сейчас вы станете экспериментаторами. Каждая парта – группа экспериментаторов.

Задание №1: На столах динамометр, плоский и круглый бруски. Нужно определить какая из сил: сила трения качения или сила трения скольжения больше? Почему?

Задание №2: На столах динамометр, брусок, набор грузов. Как изменится сила трения, если увеличить массу бруска, положив на него груз? Почему?

  В конце урока группы сделают свои выводы.

  А теперь немного отдохнем. Садитесь по удобнее, я расскажу вам сказку. Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая. Решил дед выдернуть репку.

  По вашим глазам я вижу, что я вам рассказываю сказку, которую вы уже знаете. Ну что ж, что было дальше вы и без меня знаете. Но почему именно эту сказку я начала вам рассказывать? А в ней очень много связано с силой трения. Самостоятельно подумайте и ответьте на следующие вопросы.

1) Маленькую или большую репку вытягивать легче? Почему?

2) Если бы прошел сильный дождь или дед хорошо бы полил участок, смог бы он один вытащить репку?

3) Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – более вытянутую, с очень гладкой поверхностью?

4) Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву?

5) Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема – труднее вытягивать репку?

  Таких вопросов можно задать много. Мы увидели с вами, что физика и физические явления встречаются очень часто в окружающей нас жизни.

Что такое трение? Трение – явление.

Враг оно нам или друг? Это знают все вокруг:

Если б трение пропало, чтоб со всеми нами стало?

Мы ходить бы не смогли, оттолкнувшись от земли.

Если б взял ты что-то вдруг, оно выпало б из рук.

Помогает трение начинать движение

Всем машинам, тракторам, мотоциклам, поездам.

Ну а так же тормозить и их всех остановить.

Очень нужно трение нам, всем растеньям и зверям!

Но притом приносит вред и немало разных бед:

В станках, приборах трутся части – и это главное несчастье.

Ну а все автомашины быстро снашивают шины!

И поэтому вопрос не настолько уж и прост:

Трение – друг нам или враг? Ответ двоякий: так и так!

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

05.02.2020                «Явление электромагнитной индукции»    9 класс

Учитель Хамитова Г.Д.

Цели урока:

Образовательные: сформировать представление об электромагнитной индукции, воспроизвести опыты Фарадея

Развивающие: способствовать развитию умения выдвигать гипотезы, проверять их в процессе эксперимента, анализировать результаты, делать  выводы

Воспитательные: формировать умение высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, поддерживать интерес учащихся к предмету

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

   Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. А необычен он тем, что у нас гости. Давайте поприветствуем друг друга улыбками и представим….что никого нет и у нас обычный урок.

   Вот уже несколько уроков мы изучаем магнитные явления. Напомните, пожалуйста, где возникает магнитное поле? (вокруг постоянных магнитов и проводников с током). А кто обнаружил магнитное поле вокруг проводника с током? (Эрстед в 1820 г.) На последнем уроке мы познакомились с новой физической величиной – магнитным потоком. Посмотрим, как вы усвоили данное понятие. Ответьте на следующие вопросы.

   Что представляет собой магнитный поток?

   Какой буквой обозначается магнитный поток?

   В чем измеряется магнитный поток?

   От чего зависит магнитный поток?

А теперь давайте проверим, как вы сможете эти знания применить при решении задач. У вас на столах листочки с тестами. В течение 6-7 минут постарайтесь правильно ответить на вопросы. Обменяйтесь друг с другом листочками и, проверив правильность выполненных заданий, выставьте оценку. (1 вариант – А, Б, А, Г;

2 вариант – Б, Б, Г, А)

   По итогам проделанной работы, я просто уверена, что изучение новой темы у вас не вызовет никаких трудностей.

Опыт 1. Собирается электрическая цепь: источник тока, лампа, ключ. При замыкании цепи лампа загорается. Почему? Каковы главные условия возникновения электрического тока в цепи? (источник тока и наличие заряженных частиц). Если не выполняется хотя бы одно из условий, ток в цепи не возникает. А может ли лампа светить без источника тока?

Опыт 2. Модель генератора (детям об этом не говорится). Лампа соединена с катушкой, которая может вращаться внутри дугообразного магнита. При вращении катушки лампа загорается. Источник тока присутствует? Нет. Так почему лампа светится?

  На доске запись:

1820   Эрстед   Электрический ток  Магнитное поле  

1821   Фарадей  ?  Магнитное поле  Электрический ток

   Через год после опытов Эрстеда английский физик Майкл Фарадей поставил перед собой задачу «Превратить магнетизм в электричество». Долгих 10 лет Фарадей шел к намеченной цели. Такую же задачу поставим и мы перед собой. Только у нас времени намного меньше. Итак, вы все становитесь Фарадеями и попробуете воспроизвести его опыты, в результате которых должны установить, при каком условии в замкнутом контуре можно получить электрический ток. Мы разобьемся на группы и в течение 15 минут вы должны выполнить задание вашей группы. В команде выберите капитана, который должен будет подвести итог проделанной работы.

   И какой же вывод из всех этих опытов следует? Изменение магнитного поля (магнитного потока) вызывает возникновение тока в замкнутом контуре. Данное явление получило название ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ. Итак, запишем тему урока. Найдите определение данного явления и дату открытия и запишите в тетрадь. А как называется ток, возникающий в результате этого явления? Индукционный. Т.е. причиной возникновения такого тока является не источник тока, а переменное магнитное поле. Запишите определение индукционного тока.

   Итак, вернемся к опыту с лампой, которая загорается без источника тока. Объясните этот опыт сейчас.

Опыт 3. Два гальванометра соединены между собой проводами. Приведем в движение стрелку одного гальванометра. И что мы видим? Почему стрелка второго гальванометра тоже отклоняется?

  Польза превращения магнетизма в электричество выявилась не сразу, лишь много лет спустя. Приведу вам такой исторический факт. Однажды после лекции Фарадея в Королевском обществе, где он демонстрировал свои опыты, к нему подошел богатый коммерсант, оказывающий обществу материальную поддержку, и надменным голосом спросил:

- Все, что вы нам здесь показывали, господин Фарадей, действительно красиво. Но скажите мне, для чего годится эта магнитная индукция?

- А для чего годится только что родившийся ребенок?- ответил рассердившийся Фарадей.

  Что имел в виду Фарадей, когда говорил о родившемся ребенке?

  На вопрос коммерсанта в последующие годы ответили многие ученые и изобретатели. У вас будет домашнее задание: где и когда пригодилась электро-магнитная индукция? § 43, упр.40.

  Рефлексия

1. Можете ли вы мне сказать, что поняли суть опытов Фарадея?

2. Достигли ли вы поставленных целей и задач урока?

3. Можете ли вы пояснить, в чем заключается суть электромагнитной индукции?

   Ну, что же. Тема сегодня была сложная, но какая интересная. Я надеюсь, вам было полезно и интересно на нашем уроке. Всем спасибо за урок!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

План-конспект урока по теме "Трение"

В данном материале предоставлен план-конспект урока по теме "Трение"  для учителя,работающего в седьмых классах по учебнику "Физика-7" под редакцией  Перышкин А.В. Цели урока. Обучающая: р...

Урок-исследование "Сила трения"

Цели урока: раскрыть понятие силы трения, объяснить причины возникновения силы трения, познакомиться с различными видами силы трения, выяснить от каких факторов зависит сила трения.Задачи:Образователь...

Технологическая карта урока физики «Сила трения», 7 класс

Методическая разработка «Технологическая карта урока физики «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, ...

Технологическая карта урока "Исследование силы трения"

Технологическая карта  урока "Исследование силы трения"...

Презентация к уроку физики Сила трения

Презентация к уроку физики Сила трения...

презентация к уроку физики "Сила трения. Сила упругости"

презентация к уроку физики "Сила трения. Сила упругости"...