Технологическая карта урока физики «Сила трения», 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Капустина Анна Суловна

Методическая разработка «Технологическая карта урока физики «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, в первую очередь, с точки зрения УУД. Это попытка сформировать логику организации образовательного процесса по учебному предмету физика с учетом реалий сегодняшнего дня и требований завтрашнего. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский Фестиваль «Мозаика уроков решения задач - 2014»Описание: Безымянный

Автор: Капустина Анна Суловна, учитель физики

Полное название образовательного учреждения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рабочеостровская средняя общеобразовательная средняя школа» Кемского муниципального района Республики Карелия

Пояснительная записка

Название разработки: Технологическая карта урока «Сила трения»

Назначение: урок решения задач

Класс: 7 класс

Краткая аннотация:

Методическая разработка «Технологическая карта урока «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, в первую очередь, с точки зрения УУД. Это попытка сформировать логику организации образовательного процесса по учебному предмету физика с учетом реалий сегодняшнего дня и требований завтрашнего. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний».

Список используемых информационных источников:

О.И.Мишин «Карельские пословицы и поговорки». Карельское книжное издательство, Петрозаводск, 1968г.

А. В Перышкин «Физика. 7класс.». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.. Дрофа, 2012

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=362632&tmpl=lib  презентация к уроку.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0fc99d2f-c58e-48f2-97ce-21a9cadf79fb/?interface=pupil&class=49&subject=30  интерактивная задача "Сила трения" (N 186306)

http://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Ffizika%2FPriroda-sily-trenija%2F0003-002-Prichiny-vozniknovenija-sily-trenija.jpg&pos=0&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1315-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1417361037524 - рисунок «Измерение силы трения»

http://uznayslovo.ru/index.php пословицы и поговорки



Предварительный просмотр:

Всероссийский Фестиваль «Мозаика уроков решения задач - 2014»

Капустина Анна Суловна,

учитель физики МБОУ «Рабочеостовская СОШ»

Кемского муниципального района

Республики Карелия.

Технологическая карта урока «Сила трения»

Предмет: физика

Класс: 7

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями;

Тема урока: Сила трения

Цель урока:   развитие умения использовать простые измерительные приборы для изучения физического явления, умения вычислять силу трения, умения выявлять причины возникновения силы трения.

Основные термины и понятия: физическое явление, динамометр, взаимодействие, сила трения

Средства обучения: лабораторное оборудование - динамометр, брусок, каток, набор грузов; ПК; инструкции по ТБ, дидактический материал, УМК  по физике А.В. Пёрышкина и др . «Физика. 7 класс» - М:, «Дрофа» - 2012 г.

ЭОР: (Продолжительность  просмотра изображений на экране и работы за ПК в 7 классе не более 20 минут!)

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=362632&tmpl=lib  презентации к уроку -  кроссворд с ключевым словом. Ключевое слово кроссворда – слово темы урока.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0fc99d2f-c58e-48f2-97ce-21a9cadf79fb/?interface=pupil&class=49&subject=30  Интерактивная задача "Сила трения" (N 186306)

п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

1

Организация начала урока 

Создать эмоциональный настрой

Повторить правила техники безопасности и поведения на уроке

Приветствует обучающихся.

Проводит текущий инструктаж по технике безопасности.

.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Читают  текст инструкции по Т.Б. и правил поведения в процессе осмысления информации осуществляют выбор необходимых на данном уроке способов действий по Т.Б. и правилам поведения

Л-воспитание чувства прекрасного, ответственности за сохранение своего здоровья

М – смысловое чтение инструкции

2

Мотивация учебной деятельности

Стимулировать познавательный интерес

Развивать способность  целеполагания

Включает слайд презентации к уроку -  кроссворд с ключевым словом.

 

Предлагает подумать, повторить  опорные знания в вопросах кроссворда.

Предлагает школьникам узнать слова кроссворда. Ключевое слово кроссворда – тема урока.

Предлагает ученикам сформулировать вопросы к ключевому слову кроссворда.

.

Слушают вопросы, размышляют, ведут диалог в паре и формулируют ответ на предложенные учителем вопросы.

Формулируют тему урока.

Высказывают свои суждения и приводят аргументы.

Выполняя задание учителя, формулируют цель и задачи своей деятельности на уроке

М- умение общаться со сверстниками; умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; умение владеть устной монологической речью; умение работать в группе;

 умение находить решение на основе согласования позиций; умение находить решение поставленной учителем проблемы

М – умение формулировать и аргументировать свое мнение

М- умение обобщать и осуществлять логические операции; умение самостоятельно определять цели своего обучения;

 ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Ресурс:  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&lib_no=362632&tmpl=lib

3

Актуализация опорных знаний 

Проследить на опыте физическое явление.

Выявить признаки  физического явления.

Обращает внимание обучающихся на инструкцию по проведению практической работы, соблюдению последовательности этапов эксперимента, которая размещена в карточке. Предлагает школьникам самостоятельно провести исследование силы трения, предложить гипотезу.

Следит за выполнением  правил техники безопасности.

Читают инструкцию по проведению практической работы. Карточка 1.

Исследуют физическое явление, используя динамометр, брусок, лист  гладкой бумаги, лист наждачной бумаги, каток(или карандаши), грузы.

Сообщают результаты исследования. Выдвигают гипотезу.

М-умение проводить наблюдение и эксперимент самостоятельно и под руководством учителя

П- умение распознавать физическое явление трение.

М- умение делать вывод на основе логических операций и приводить аргументы

М- умение планировать пути достижения учебно-познавательной целей;

умение формулировать гипотезу.

4

Пробное применение знаний

Выяснение причин возникновения трения

Напоминает о Т.Б. при работе.

Просит проанализировать результаты лабораторного опыта.

Определяет последовательность действий во время проведения учебного эксперимента

1. Размышляют над назначением предложенного оборудования

2.Выполняют лабораторные опыты «Выяснение причин возникновения трения». Делают выводы о причинах возникновения трения.

Делают запись  в тетрадь.

М-умение формулировать учебные задачи; осуществлять логические мыслительные операции; устанавливать причинно-следственные связи между условием эксперимента и его результатом;

умение   выбирать средства, необходимые для реализации цели и решения учебных задач

П - знание физических закономерности трения и умение проецировать результаты эксперимента на явления повседневной жизни.

Л-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование ценности  безопасного образа жизни, усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

5

Упражнения по образцу

Определить алгоритм действий для решения проблемы

Моделирует ситуацию: урок физкультуры на лыжах, ученики используют различную лыжную смазку. Прокомментируйте  причину возникновения проблемы и последовательность ваших действий в данной ситуации

1.Формулируют проблему и причину ее возникновения, размышляют о подобных ситуациях в быту.

2.Составляют алгоритм  действий по разрешению проблемы и комментируют его

М- умение решать учебные задачи; осуществлять логические мыслительные операции; устанавливать причинно-следственные связи

П- понимание важности соблюдения ТБ в любой ситуации и знание правил оказания первой помощи при падении на лыжах

Л – умение оценивать последствия производственной и бытовой деятельности человека, связанной с падением на лыжах

6

Упражнения с переносом знаний в новые условия

Изучить силу трения скольжения, качения, покоя.

Предлагает выполнить лабораторный опыт,  изучить силу трения скольжения, качения, покоя.

Формулирует проблему: почему зимой катались на санях а летом на телеге?

Самостоятельно  выполняют лабораторный опыт,  изучают силу трения скольжения, качения, покоя. Извлекают необходимую информацию в диалоге друг с другом определяют причины различия показаний динамометра.

Выполняют измерения. Составляют выводы.

М- умение извлекать необходимую информацию из разных источников и структурировать ее; умение выстраивать логическую цепь рассуждения;

устанавливать причинно-следственные связи; умение переводить устную речь на язык знаковой системы

П- знание  простейших манипуляций с лабораторным оборудованием;

Л - развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей

7

Самоконтроль

Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности

Предлагает ученикам задание Поверь сея, проверить ответы в парах, оценить свою учебную деятельность на уроке.  

Выполняют самоконтроль (карточка2), оценивают собственную учебную деятельность.  

Л-воспитание чувства ответственности за сохранение своего здоровья при работе за компьютером;

М- умение адекватно самостоятельно оценивать результативность своей учебной деятельности на уроке; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности

8

Упражнения с переносом знаний в новые условия

Организовать само собственную учебную деятельность

Напоминает о Т.Б. при работе за компьютером.

Просит решить в парах Интерактивную задачу "Сила трения" (N 186306)

Осуществляют выбор необходимых на данном уроке способов действий по Т.Б при работе за компьютером. Решают Интерактивную задачу "Сила трения" (N 186306)

Л-воспитание чувства ответственности за сохранение своего здоровья при работе за компьютером;

М- умение адекватно самостоятельно оценивать результативность своей учебной деятельности на уроке; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0fc99d2f-c58e-48f2-97ce-21a9cadf79fb/?interface=pupil&class=49&subject=30 

9

Подведение итогов урока

Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

Предлагает обучающимся ответить на вопрос, решены ли поставленные в начале урока учебные задачи и на все ли вопросы они нашли ответ.

Вспоминают последовательность своей учебной деятельности,  соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами. Делают вывод.  

М- умение адекватно самостоятельно оценивать результативность своей учебной деятельности на уроке; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности

10

Рефлексия 

Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

Предлагает обучающимся  высказать письменно свое мнение, выполнить анализ своей  мыслительной и эмоциональной деятельности на уроке.

Высказывают письменно свое мнение, анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке

Рефлексия  способов и условий учебной деятельности

 

Л – прогнозирование ценности образования для развития себя как личности

11

Информация о домашнем задании 

Дифференцировать домашнее задание.

Провести инструктаж  по его выполнению

Предлагает дифференцированное домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению

Определяют для себя уровень дифференциации домашнего задания

Л – умение находить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности



Предварительный просмотр:

Капустина Анна Суловна,

учитель физики МБОУ «Рабочеостовская СОШ»

Кемского муниципального района

Республики Карелия.

Не всё берётся силой, надо и ум приложить. (Карельская)

Исследование силы трения

 Оборудование для исследования:  динамометр, брусок, лист  гладкой бумаги, лист наждачной бумаги, каток(или круглые карандаши), грузы.

Силу трения можно измерить. Если равномерно перемещать динамометр и  прикрепленным к нему бруском вдоль стола, то динамометр покажет силу, действующую на брусок (смотри рисунок 1). Так как движение равномерное, приложенная к бруску сила равна по модулю силе трения скольжения.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1111\для трения2\img9.jpg

рисунок 1.

Исследуйте силу трения, изменяя условия опыта.



Предварительный просмотр:

Капустина Анна Суловна,

учитель физики МБОУ «Рабочеостовская СОШ»

Кемского муниципального района

Республики Карелия.

Терпенье и труд всё перетрут.

Проверь себя

  1. Силой трения называют силу …
  • с которой Земля притягивает к себе тела
  • с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес
  • возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению
  • возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону движения
  1. Сила трения зависит от …
  • нагрузки
  • шероховатости поверхностей
  • вида материала контактирующих поверхностей
  • всех вышеперечисленных факторов
  1. Силу трения можно уменьшить …
  • заменяя один вид трения другим
  • заменяя скольжение качением
  • смазывая трущиеся поверхности
  • увеличивая скорость тела
  1. В гололедицу дороги посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…
  • увеличивается
  • уменьшается
  • не изменяется
  • нет верного ответа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики «Сила Архимеда».

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая труктурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...

Технологическая карта урока физики в 7 классе на тему "Сила трения"

Технологическая карта, конспект и презентация  открытого урока физики в 7 классе на тему "Сила трения" с использованием игровых и ИКТ технологий. Урок был дан в рамках конкурса "Учитель года 2013...

Технологическая карта урока физики для 7 класса по теме "Явление тяготения. Сила тяжести".

Цель данного урока: формирование представлений ободном из видов сил существующих в природе - силе тяжести, ее обозначении на рисунке, схеме, единице измерения и расчета, примеры проявления силы тяготе...

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Исследование зависимости силы упругости от деформации резины"

Урок открытия новых знаний.Формируется представление о силе упругости,о причинах ее возникновения. Устанавливается экспериментально зависимость силы упругости от деформации....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Исследование зависимости силы упругости от деформации резины"

Урок открытия новых знаний.Формируется представление о силе упругости,о причинах ее возникновения. Устанавливается экспериментально зависимость силы упругости от деформации....

Технологическая карта урока "Исследование силы трения"

Технологическая карта  урока "Исследование силы трения"...

Технологическая карта урока физики в 7 классе "Архимедова сила"

Технологическая карта урока физики в 7 классе "Архимедова сила"...