"Колесо истории" Урок-повторение в 8 классе
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Кривоногова Ирина Александровна

Урок -повторение в 8 классе . В занимательной форме в виде игры повторяются основные понятия, изученные в 8 классе, имена ученых и сделанные ими открытия. Проводится в конце года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koleso_istorii_8kl.doc59.5 КБ
Office presentation icon koleso_istorii.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

1  Здравствуйте,  ребята !  Тема  нашего урока    «Колесо истории,

                                        или Карусель изобретений»

А эпиграфом  к нему  служат слова А.С. Пушкина  

2 слайд « О, сколько нам открытий чудных

                Готовит просвещенья дух

                И опыт, сын ошибок трудных

                И гений, парадоксов друг!»                          

    Сегодня у нас  не обычный  урок, на котором мы поговорим о некоторых

   открытиях   и о людях науки. «Фюзис»  в переводе с латыни означает - … природа.  Весь год мы изучали явления природы. Давайте вспомним, какие же именно?

   ( тепловые, магнитные, электрические, световые…)  Вот сегодня мы и вспомним, где

   же мы встречаемся с этими явлениями в жизни, а заодно и  повторим историю их

   открытия. Ведь если вы научитесь замечать необычное в привычных, казалось бы,

   вещах, то может быть и вас впереди ждут великие открытия.

    3 слайд           Цели  урока:

  1. В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме,
  2. Научиться видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни

.   совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.

 4 слайд   Первая наша страничка посвящена   « Теплоте»

                    Про теплоту начнем рассказ, все вспомним, обобщим сейчас.

                   Энергия! Работа до кипенья! Чтоб лени  наблюдалось испаренье!

                   В учении проявим мы старание, идей научных видя обаяние!

                   Проявим мы себя в труде, как двигатель с высоким КПД!

                   Но как же жизнь бывает непроста с той дамой, что зовется  «Теплота»!

    Ну, где  лучше всего изучать теплоту ? Конечно, на кухне.  Туда мы и  отправимся.

     Как вы думаете, а можно сделать  открытие, находясь у плиты?  Давайте заглянем

     в    историю

    5 слайд    В детстве Джеймс Уатт  случайно на плите увидел чайник

                     Тот старательно пыхтел, пар из носика свистел

                   Как прекрасно, что случайно закипел при Джеймсе чайник!  

    Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Что же  открыл Джеймс

     Уатт?  6слайд    (  Паровой двигатель)  Какая физическая величина измеряется в

     ваттах? ( мощность)   7 слайд  А что такое КПД двигателя?

    Итак, мы на кухне. Коля, иди ко мне. Ты у нас сегодня главный шеф- повар.  Итак,

     нам нужно вскипятить воду для чая. У тебя есть кастрюля?

     Как у тебя нет с собой  кастрюли? Это непростительная оплошность. Но ничего, у

     нас есть бумага! Сейчас мы из нее соорудим кастрюлю. Как вы думаете,

     получится ли у нас вскипятить в ней воду?  Как проверить?  На опыте, это даже

     Пушкин знал. Посмотрите,  бумага не горит.  Как же так? Почему же это возможно?

    Не противоречит ли это законам физики?  ( Удельная теплоемкость воды очень

     большая, поэтому вода забирает все тепло и бумага не горит)

    8 слайд Каким способом теплопередачи нагревается вода в кастрюле?  ( Конвекция)

     Пока Коля кипятит воду, подумаем о чем- нибудь более существенном.  Коля,  что

     ты обычно предпочитаешь на завтрак?  Яйцо всмятку, или как говорят в мешочек.

     А ты знаешь хитроумный рецепт приготовления этого блюда?

    Коля: Нужно варить яйцо  в кипящей воде 3 мин.

    Учитель: Совершенно правильно. Но одного яйца нам, конечно на всех будет  мало.  

    На одно яйцо нам требуется 3 мин. А сколько минут нам  потребуется  для варки

     5 яиц?        ( 3 мин)

    Будьте внимательны! Физики отличаются чувством юмора и редкой рассеянностью.

   9слайд Знаменитый физик Ампер, о котором мы еще вспомним,  был жутко

     рассеянным.  Однажды он,  готовя себе завтрак, 3 минуты сосредоточенно  варил в

     воде собственные часы, держа сырое  яйцо в руке.

     Ну вот, яйца сварились. Объясните мне,1) почему в первый момент  вынутое из

    кипящей воды  яйцо не обжигает рук? (  вода, испаряясь с яйца  охлаждает его)

    Кстати, если на даче нет холодильника можно  банку с молоком, например, обернуть

   мокрой тряпкой, конец которой опущен в воду. Испарение воды будет охлаждать

    сосуд.  10 слайд А чем кипение отличается от испарения?  ( внутрь жидкости, при

     постоянной температуре с образованием пузырьков)   11 слайд

     Ну, если вы так все хорошо знаете, попробуйте объяснить  следующий опыт

     ( кипение воды в сосуде  под  действием снега или холодной воды)

     Юлиус Роберт  Майер  служил  корабельным  врачом, но в душе он был

     первооткрыватель. Он изучал породу птиц и рыб, цвет моря и неба. Однажды  

     штурман  сказал ему, что во время сильной  бури вода   нагревается. Майер

     проверил и пришел к замечательному выводу.   Давайте  устроим бурю в  бутылке с

     водой  и проверим  это  предположение . Какой же вывод  сделал Майер?

      Почему нагревается вода во время бури… ( закон сохранения энергии )

  А вот правдивая история еще одного открытия…

      12 слайд « Простудившаяся жена  профессора анатомии Болонского университета

     физиолога     Луижджи Гальвани  требовала  заботы и внимания. Врачи прописали

     ей «укрепительный бульон» из лягушачьих  лапок.  Готовя лягушек для бульона,

     Гальвани  и открыл  свое знаменитое… Что же он открыл? ( « животное

      электричество») 12а слайд

            Вот мы и подошли ко второй странице  нашего урока « Электричество».

      13 слайд Сегодня вспомним все о токах- заряженных частиц потоках.

                     И про источники, про схемы, и нагревания проблемы,

                     Ученых, чьи умы и руки оставили свой след в науке.

    Вернемся к нашим лягушкам…14 слайд

      Он вместо лягушек взял меди и цинка,

       В соленой воде ток пошел по пластинкам,

       недаром у Вольта профессора званье,

      было в болоте в тот год ликованье!     Что создал А. Вольта в 1799 году?

                              (  гальванические элементы – батарейки)

        15 слайд    16 слайд

  Черный ящик « догадайтесь что  у  меня в ящике, имеющее отношение  к открытиям

  Гальвани и  Вольта»  ( лимон . Попробуем  повторить опыт Гальвани , вместо

   лягушки взяв лимон)

     17 слайд Не зная законы Ампера и Ома

                  В игры не суйся, сиди лучше дома…  

       Воду для чая мы с Колей поставили нагреваться, а вот успеет ли вода закипеть.

       Давайте попросим капитанов  рассчитать, сколько времени нам потребуется на

        нагрев 3 кг воды от 20оС до кипения, если  напряжение 220 в, а сила тока  в цепи

        5 А.  Этой задачей займутся капитаны,  а мы пока  тоже порешаем…

        Дано:

        U =220 в                                Q = cm( t2- t1)           Q= A        A = UIt

          I =5A

         t2 –t1= 80oC                          t= cm( t2- t1)| UI

         m=3 кг

                 

       18 слайд   Ампер в лаборатории увидел

                        провода. Зачем они? Откуда?

                        Кто их принес сюда?

                        Потом включил рубильник и тут же

                        вскрикнул – «Ах!». Заметил

                        притяженье, движенье в проводах!

                       А что же открыл Ампер?  19 слайд    20 слайд       

       21 слайд                  А закон Ома вы знаете?           Сейчас проверим…

     22 слайд        Ученики его прозвали крокодил,

                            Хоть он не кровожаден был, а очень мил,

                           Он  планетарную модель открыл,

                           И ею « Кекс с изюмом»  заменил.    

     23 слайд                  Кто это? И что он открыл? ( Резерфорд)

      Решая  задачу,  капитаны воспользовались законом, носящим имя  английского

      ученого по профессии пивовара, прекрасного экспериментатора, который

      исследовал  законы выделения теплоты электрическим током.  Назовите его имя?  

           24 слайд        ( Джеймс Джоуль)

     25 слайд    А мы      открываем нашу  третью страницу   « Оптика»

                              Смотрю - и что в моих глазах? В фигурах разных и звездах.

                              Сапфиры, яхонты, топазы  и изумруды, и алмазы,

                               И аметисты, и жемчуг, и перламутр- все вижу вдруг!

                               Лишь сделаю рукой движенье - и новое  в глазах явленье!

       Что за прибор, которому посвящены эти строки?                  ( калейдоскоп)

     Римский поэт  Лукреций ( ок. 99гг. до н. э. ) описывал  в поэме « О природе вещей»

                             Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает

                            В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

                             Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,

                             Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света.

      Что же мы видим и почему? (Мы видим пыль, которая отражает лучи света)

    Французские мальчишки  с детства учат стишок: «Как однажды Жак звонарь

    головой сломал фонарь»  А какую фразу учат русские дети?

      ( Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

     А вот послушайте загадку: Разноцветный мост -  встал на сто верст. Что это?  

    26 слайд       

       Почему возникает радуга?   ( солнечные лучи, проходя через капли дождя,

     раскладываются на семь цветов) Как раскладываются лучи мы видели, а можно ли

     их сложить, чтобы получить белый цвет? Может попробуем…

               Внимание  « черный ящик»

       27 слайд           

                 Хоть сам не воевал, но в обороне принимал участие

                 И, применив свои изобретения,

                 Он, Сиракузы от врагов спасая,

                 Спалил все корабли врага в одно мгновение.

      Назовите имя этого отважного грека? 28 слайд  С помощью какого прибора ему

      удалось поджечь  вражеские корабли? Он у меня в черном ящике ( зеркало)

     

            Это физический прибор для улучшения чего-то…

            Обычно обладателя этой вещи с первого взгляда принимают за отличника.

            У многих учителей это есть.  Меняет имидж.     ( очки)

       Определите  какой дефект зрения у обладателя этих очков?  ( по линзам)

         Чему равна оптическая сила?

     29 слайд       

  « Не верь глазам своим»    Посмотрите на эти два рисунка  На  первом надпись. Глаз

     отказывается верить, что буквы на нем изображены прямо. Еще труднее поверить,

     что перед нами не спираль, а окружности, в чем мы можем убедиться. Это примеры

     обмана зрения. 30 слайд       

      А вот еще один  пример несовершенства нашего глаза- астигматизм. Если 31 слайд       

       посмотрите на буквы, одна из них  покажется чернее. А теперь посмотрите на

     следующий рисунок. 32 слайд Буква уже другая.  На самом деле буквы все

      одинаковые. Но наш глаз по разным направлениям преломляет лучи по разному,

      поэтому мы не можем видеть одинаково отчетливо и вертикальные и

       горизонтальные  линии.  

 

      Видите, как много тайн таит в себе природа. И важно  уметь   наблюдать, делать

      выводы и уметь объяснять  увиденное. Как делает это наш русский физик33 слайд 

              Новых вам открытий!  Спасибо за внимание.

       Оцените работу каждого ученика  в своей группе.  

 34 слайд  35 слайд             

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колесо истории, или карусель изобретений 8 класс

Слайд 2

« О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных И гений, парадоксов друг!» А.С. Пушкин Эпиграф

Слайд 3

Цели урока: 1. В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, 2. Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни 3. Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.

Слайд 4

Про теплоту начнем рассказ, все вспомним, обобщим сейчас. Энергия! Работа до кипенья! Чтоб лени наблюдалось испаренье! В учении проявим мы старание, идей научных видя обаяние! Проявим мы себя в труде, как двигатель с высоким КПД! Но как же жизнь бывает непроста с той дамой, что зовется «Теплота»! Тепловые явления

Слайд 5

Что изобрел Джеймс Уатт? В детстве Джеймс Уатт случайно На плите увидел чайник. Тот старательно пыхтел, Пар из носика свистел. Как прекрасно, что случайно Закипел при Джеймсе чайник!

Слайд 6

Джеймс Уатт ( 1736 — 1819) Шотландский изобретатель-механик. Член Лондонского королевского общества. Создатель универсальной паровой машины двойного действия. Его именем названа единица мощности — Ватт.

Слайд 7

Паровая машина В1765 Уатт построил экспериментальную машину с диаметром цилиндра 16 см, а в 1774 постройка парового двигателя была завершена; дальнейшие испытания показали, что этот двигатель оказался более чем в 2 раза эффективнее лучших машин.

Слайд 8

Виды теплопередачи: Теплопроводность Конвекция Излучение

Слайд 9

АМПЕР АНДРЕ МАРИ (1775-1836) французский физик

Слайд 10

Испарение зависит от Температуры Рода вещества Ветра Площади поверхности Испарение происходит с поверхности жидкости, при любой температуре

Слайд 11

Кипение Происходит по всему объему жидкости С образованием пузырьков При строго определенной температуре

Слайд 12

Луиджи Гальвани (1737-1798) итальянский ученый) Профессор анатомии Гальвани в 1791 г опубликовал «Трактат о силах электричества при мышечном движении». Сейчас, снимая электрокардиограмму (сигналы токов, протекающих в сердце) мы не вспоминаем, что первым был на этом пути Луиджи Гальвани.

Слайд 13

Сегодня вспомним все о токах- заряженных частиц потоках. И про источники, про схемы, и нагревания проблемы. Ученых, чьи умы и руки оставили свой след в науке. Электрические явления

Слайд 14

Что в 1799 году создал А. Вольта? Он вместо лягушек взял меди и цинка, В соленой воде ток пошел по пластинкам, недаром у Вольта профессора званье, было в болоте в тот год ликованье!

Слайд 15

ВОЛЬТА АЛЕССАНДРО (1745 - 1827) В 1792, заинтересовавшись опытами Л.Гальвани с «животным» электричеством, Вольта решил проверить их результаты и очень скоро пришел к выводу, что наблюдаемый эффект имеет не физиологическую, а физическую природу. Он установил важность использования в качестве электродов разнородных металлов и поставил опыты с разными парами электродов.

Слайд 16

Вольтов столб В 1799 г. он создал первый источник постоянного тока - «вольтов столб». Он состоял из 20 пар медных и цинковых кружочков, которые были разделены суконными прокладками, смоченными соленой водой. В 1801 Вольта был приглашен во Францию», где был награжден золотой медалью и получил титул графа.

Слайд 17

«Не зная Паскаля, Ампера и Ома – в игры не суйся, сиди лучше дома!» Реши задачу

Слайд 18

Что открыл Ампер? Ампер в лаборатории увидел провода. Зачем они? Откуда? Кто их принес сюда? Потом включил рубильник и тут же вскрикнул – «Ах!». Заметил притяженье, движенье в проводах!

Слайд 19

АМПЕР АНДРЕ МАРИ (1775-1836), французский физик В 1809 Ампер стал профессором Политехнической школы, а в 1814 был избран членом Академии наук. Тогда же ученый приступил к исследованиям связи между электричеством и магнетизмом (этот круг явлений Ампер называл электродинамикой).

Слайд 20

Закон взаимодействия электрических токов 11 сентября 1820 Ампер присутствовал на заседании Академии, где сообщалось об открытии Х.Эрстедом действия электрического тока на магнитную стрелку. Проведя соответствующие эксперименты, ученый уже через несколько дней представил Академии первые полученные им важные результаты: он сформулировал правило для определения направления, в котором отклоняется стрелка вблизи проводника с током ( правило Ампера ), закон взаимодействия электрических токов ( закон Ампера ).

Слайд 21

Ом Георг Симон (1787-1854) немецкий физик Работал школьным учителем. Открыл зависимость силы тока от напряжения. Кроме того он нашел зависимость сопротивления от длины и площади поперечного сечения проводника.

Слайд 22

Кто это? Ученики его прозвали «крокодил», Хоть он не кровожаден был, а очень мил, Он планетарную модель открыл, И ею « Кекс с изюмом» заменил.

Слайд 23

Эрнст Резерфорд ( 1871-1937) английский ученый Резерфорд заложил основы учения о строении атома и радиоактивности. Впервые осуществил искусственное превращение атомных ядер.

Слайд 24

Джоуль Джеймс Прескотт (1818-1889) Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон , определяющий тепловое действие электрического тока.

Слайд 25

оптика Смотрю - и что в моих глазах? В фигурах разных и звездах. Сапфиры, яхонты, топазы, и изумруды, и алмазы, И аметисты, и жемчуг, и перламутр- все вижу вдруг! Лишь сделаю рукой движенье – и новое в глазах явленье!

Слайд 26

РАДУГА Она возникает, когда Солнце освещает завесу дождя. Причина ее появления в том, что дождевая капля- это маленькая призма, которая раскладывает солнечные лучи на составляющие.

Слайд 27

Великий математик и физик, древнегреческий ученый Хоть сам не воевал, но в обороне принимал участие И, применив свои изобретения, Он, Сиракузы от врагов спасая, Спалил все корабли врага в одно мгновение.

Слайд 28

Архимед (ок. 287-212 до н.э.) Величайший древнегреческий математик и механик. Уроженец греческого города Сиракузы на острове Сицилия, Архимед был приближенным управлявшего городом царя Гиерона.

Слайд 29

Не верь глазам своим…

Слайд 30

Спираль? Окружность!

Слайд 31

Закрой один глаз. Какая буква кажется тебе более черной, нежели остальные…

Слайд 32

А так?

Слайд 33

АЛФЕРОВ, ЖОРЕС ИВАНОВИЧ (р. 1930), русский физик. В 2000 Алферов получил Нобелевскую премию по физике «за достижения в электронике» совместно с американцами Килби и Крёмером. Алферов получил награду за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов.

Слайд 34

Поздравляем победителей!

Слайд 35

До новых встреч!

Слайд 36

«Великая книга природы написана математическим языком» Галилей

Слайд 37

Веселый счет 1000 + 40 + 1000 + 30 + 1000 + 20 +1000 + 10

Слайд 38

Ответ: 4100

Слайд 39

Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет девиз игры: «Хочу все знать!»

Слайд 40

Конкурс логиков

Слайд 41

Вопрос 1: По ней движутся кометы. Преувеличение. График обратной зависимости.

Слайд 42

Вопрос 2: Её любят летчики. Отрезок в треугольнике. Бывает над уровнем моря.

Слайд 43

Вопрос 3: У одних органов она нормальная, а у других ненормальная. В информатике – стандартная… Иногда мы строим ее график.

Слайд 44

Вопрос 4: У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно подогнать или подсмотреть. А она говорит: «Провинился, - изволь держать…»

Слайд 45

Вопрос 5: Его платят в банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабеж. Пишется, как будто ноль делится на ноль.

Слайд 46

О чем догадался Архимед? Гиерону ювелир принес корону, и царю узнать охота – честно ль сделана работа. Вот корона, Архимед, золотая или нет? И задумался ученый – как узнать состав короны? И однажды, в ванне моясь, опустился он по пояс. На пол вылилась вода, догадался он тогда!

Слайд 47

Почему в сыре круглые дырки? Раз, два, три, четыре – Сосчитаем дырки в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера.

Слайд 48

Почему воздушный шар наполняли дымом? Полет этот, кажется нынче кошмаром. Огонь разводили буквально под шаром. Шар наполнялся не воздухом – дымом, Небо с тех пор не зовут нелюдимым.

Слайд 49

На чем основан принцип действия медицинских банок? Деду банки прописали, А инструкцию не дали. Ох намучились немало – Деда в банку засосало!

Слайд 50

Почему лось не проваливается в болото? Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту?

Слайд 51

День науки 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук. Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, И.В. Курчатов, С.П.Королев - эти ученые известны всему миру. Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, в которой были разработаны основы биосферы, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.

Слайд 52

Задачи урока Развитие самостоятельности, творческой активности учащихся, обучение навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации. Воспитание и развитие у учащихся познавательной активности, индивидуальных творческих задатков. Формирование логического научного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по информатике для 5 классов "Информационное колесо"

Цели: Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету.Способствовать развитию аналитико-синтезирующего мышления.Способство...

Интеллектуальная игра "Колесо истории 6 класс"

Интеллектуальная игра для расширения кругазора и получения новой информации....

Внеклассное мероприятие "Колесо истории"в 7 классе специальной (коррекционной) школа-интернат VIII вида

мероприятие нацелено на закрепление и практическое применение  знаний по истории исторического периода "Жизнь восточных славян в древности"...

Колесо истории в 5 классе "Великий князь - Юрий (Георгий) Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода"

Данная игра проводится между тремя командами школьников одного класса или между классами. Команды проводят жеребьёвку и делятся на "красных", "желтых" и "желёных". Предствители команд совершают заезды...

игра Колесо истории для 10 класса

Конспект интеллектуальной игрыобобщать сведения, полученные детьми в течение года, закрепить знания о родном городе, государственных символах России;- обобщать элементарные представления о происхожден...

Тема занятия: Изучение базовых моделей. Зубчатые колеса. Зубчатая передача. Промежуточное зубчатое колесо.

Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления нового материала.Вид занятия: комбинированное.Цель: познакомить учащихся с зубчатыми колесами и зубчатыми передачами.Задачи: Образовательные: Поз...