Урок-повторение в 10 классе " МКТ"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Кривоногова Ирина Александровна

Урок повторения и обощения материала. Проводится в форме игры " Счастливый случай" . Класс делится на 2 команды: "Молекула" и " Изотерма"

Игра состоит из этапов

 

/*-->*/ /*-->*/

а) Представление команд

б) I и II геймы – решение качественных задач

в) III гейм – конкурс капитанов решение расчетных задач

г) IV гейм – домашнее задание.


            д)V гейм – решение проблемных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mkt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  : Молекулярно-кинетическая теория

                 Цели   урока:

            I. Образовательные

                 а)  повторить и обобщить изученный материал

                 б)  проверить  знания учащихся, умение применять  изученные понятия и

                      законы для объяснения природных явлений

                 в)  подчеркнуть всеобщность  законов  термодинамики, используя

                      межпредметные связи.

                 г) показать связь изученного материала с жизнью.

         

            II. Развивающие

                  а) развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности

                  б) развитие  наблюдательности

                  в) развитие творческих способностей учащихся  и научных  интересов

  1. Воспитательные

                 а)  воспитание уверенности в своих силах

                 б) воспитание настойчивости, ответственности

                 в) воспитание чувства товарищества, умения  работать в коллективе.

              Структура   урока:

  1. Организационный момент -1-2 мин.
  2. Повторение и обобщение материала :

а) Представление команд – 2мин.

б) I и II геймы – решение качественных задач – 12 мин

в) III гейм – конкурс капитанов решение расчетных задач – 10 мин.

г) IV гейм – домашнее задание -5 мин.

д)V гейм – решение проблемных ситуаций – 10-12 мин.

    3 . Подведение итогов – 2 мин.

    4.  Домашнее задание – 1 мин.

         

                              ХОД     УРОКА :

Деятельность учителя

      Деятельность  

        учащихся

Методическое

обоснование

  1. Организационный момент:

    Ребята!  Мы с вами закончили  изучение

    большого раздела, который называется  

молекулярной физикой. Цель  урока- прове-рить ваши знания, посмотреть как вы умеете   объяснять  окружающие явления.

« Молекулярка – вот наука!

  Но, боже мой, какая скука

  Над ней  сидеть и день и ночь,

  Не отходя ни шагу прочь

  Считать молекулы, частицы,

  Размеры, массу вещества

  Быть может, это пригодится?

  Встает один вопрос - когда?»

   А, действительно – когда?  И так ли уж

   скучна физика?

 Наш урок сегодня проходит в виде игры

«Счастливый случай».  В составе жюри – ваши старшие товарищи из 11 класса.

Игра проходит в 4 гейма.  Каждый ответ на вопрос жюри оценивает 1 баллом.

  1. Повторение  материала:

а) представление команд:

     Прошу команды сообщить свое название и девиз.

        б) Итак, команды представились, переходим к 1 гейму «Гонка за лидером»

каждой команде задается  по 4 вопроса.

 

  1. Почему вынутое из кипятка яйцо  в первый момент не обжигает рук?

  1. На рисунке – две снежинки. Какая из них падала с большей высоты?

3)Почему человек, который не мерзнет в воздухе при 20 С, мерзнет в воде при 25С?

4)В кастрюле бурно кипит вода, в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках макарон?

5)Почему для сохранения  влаги надо почву разрыхлять, а для осушения утрамбовывать?

6)Каким видам деформации подвергается человек? Продемонстрируйте.

7)Почему открытый холодильник нагревает комнату?

8)Как понизить температуру кипения?

Получается, что человеку выгодно варить в кастрюле из которой откачан воздух?

     II Гейм «У самовара»

 Пока жюри подводит итоги, мы немного отдохнем, побывав в гостях у гостеприим-ной хозяюшки. Жюри оценивает сервировку стола, кулинарные способности команд и конечно, их сообразительность.

Хозяюшка в русском сарафане, со связкой баранок в руке.

« Здравствуйте, гости дорогие! Самовар у меня давно закипел, я вас сейчас чайком угощу, баранками с маком попотчую. Только я вам вопросы приготовила, не простые –самоварные. Посмотрим,  кто  из вас лучше с моим самоваром  управится.

  1. Почему вода из самовара вытекает сначала быстро, а потом медленно?

  1. Почему нельзя нагревать самовар без воды?

  1. В двух чайниках кипит вода. У одного крышка подпрыгивает, а у другого нет. Почему?

  1. В каком случае капли из самовара падают  более тяжелые, когда вода горячая или холодная?

Молодцы! С самоваром управились, пейте чаек, пока жюри подводит итоги.

III. Гейм  «Конкурс капитанов»

Капитанам команд даются расчетные задачи, решение которых они оформляют на  доске

Условие задачи 1. «Алюминиевый чайник, массой 400 г, в котором находится 2 кг воды при 10 С помещают  на газовую горелку с КПД 40%. Какова мощность горелки, если через 10 мин вода закипела, причем 20 г воды выкипело?»

2.«Сколько дров надо сжечь в печке с КПД 40%, чтобы получить из 200 кг снега, взя-того при температуре  -10С, воду при 20 С?

Команды в это время решают задачи  из сборника Рымкевича № 526, 584, 590,629.

За каждую решенную задачу- 1 балл.  

IV  Гейм « Ты мне – я тебе»

В этом гейме ребята объясняют приметы и пословицы, приготовленные противником, с точки зрения физики. Вопросы команды задают по очереди.

Команда « Молекула»:

1. Где солнце пригреет, там вода примелет.

2.Соль вогнет к ненастью

Дополнительный вопрос команде:

Какими приборами измеряется влажность?

Какая она должна быть для хорошего самочувствия человека?

3. Около печи нельзя  не нагреться.

 Какой закон термодинамики она отражает?

Команда « Изотерма»:

1.Дым столбом к морозу.

2.Почему роса сильнее выпадает после жаркого дня?

3. Ласточки летают низко перед дождем.

V Гейм  « Заморочка из бочки»

 Вопрос командам:  « Можно ли считать  человека  тепловой машиной?»

Выслушав ответы команд, предлагаю рассчитать  температуру  мышцы, предполагая, что она работает как тепловая машина.

VI . Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, мы поиграем в игру « Третий лишний». Перед вами три  рисунка. Два из них связаны логически, а третий лишний. Найдите какой и почему?

Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Домашнее задание № 633,  596 Р

А закончит урок мне хочется  стихотворением  Б.Пастернака:

      Во всем мне хочется дойти

      До самой сути.

      В работе, в поисках пути,

      В сердечной смуте.

      До сущности  истекших дней,

      До их причины,

      До основанья, до корней,

      До сердцевины.

      Все время схватывая нить

      Судеб, событий,

      Жить, думать, чувствовать, любить,

      Свершать открытья.

Учащиеся слушают  учителя.  Класс разбит на две команды. Каждая команда  сидит за накрытым  столом. На столе- самовар, чайные сервизы, выпечка

1команда: «Молекула»

Девиз: «Мы умны, мы дружны, как молекулы быстры»

2 команда: «Изотерма»

Девиз: «Чем меньше оказываемое учителем  на учеников давление,

тем больше объем усва-иваемой информации»

Учащиеся после обсуждения отвечают.

Вынутое яйцо- влажное, с него испаряется вода, при этом температура

понижается.  

Та, которая обросла большим кол-вом льда, т.е процесс кристаллиза-ции шел дольше.

У воды большая тепло-проводность, чем у воздуха, она забирает наше тепло

Нет. Вода не может  быть нагрета выше тем-пературы кипения, а чтобы вода кипела внутри макарон, ей надо передать еще некоторое количество тепла.

Вода поднимается вверх по капиллярам и испа-ряется, чтобы это предотвратить их надо разрушить

Сжатие-растяжение – позвоночник, мышцы

Изгиб- шея,позвоночник

Кручение-шея, кисти

рук

Внутренняя энергия продуктов передается воздуху, а также идет кристаллизация льда –

выделение теплоты.

 Уменьшить давление.

Нет, так как потребуются дополни-тельные затраты энергии.

В роли хозяюшки – ученица 11 класса.

По мере вытекания,

воды в самоваре станет меньше, давление  пони-зится

Вода обладает большой теплопроводностью и забирает тепло, без воды все тепло пойдет на нагрев самовара.

Разная  масса воды. Если мало воды в чайнике, пар уходит через носик. Если воды много, пар  накаплива-ется и поднимает крышку чайника.

Масса капли зависит от коэффициента поверх-ностного натяжения,  он уменьшается с ростом

температуры, значит масса горячей капли будет меньше.  

Дано:              Решение:

m =0,4кг         Q =cm   t

m =2 кг           Q = cm  t

m =0,02 кг      Q =Lm  

t =10С            Q =Q +Q  +Q

кпд  =40%      кпд= Q/Pt

t =10мин        

=600с             P= Q/ кпд t

P=?

Дано :               Решение:

m= 200кг      Q =cm  t

t = -10C         Q =     m

t =20 C           Q = cm  t

t = 0 C              Q =Q + Q+Q

кпд =40%

c=4200дж/кгК  кпд=Q/ Qз

c=2100дж/кг к    Qз=Qп/кпд

   =330 дж/кг       Qз=m q

q=10 Мдж/кг       m=Qз/q

 

m = ?

При повышении темпе-ратуры, испарение  про-исходит интенсивнее.

Соль хорошо впитывает влагу. Перед ненастьем повышается влажность воздуха.

 Психрометрами и гигрометрами

Норма – 40-60%

Осуществление теплопередачи.

Второй закон

Конвекция воздуха.

Атмосферный фронт несет влажный воздух, который препятствует конвекции

Сильнее испарение, воздух более насыщен- ный, при охлаждении конденсируется

Увеличивается влаж- ность воздуха,намокшие

крылья  мошек прибива-

ют их к земле.

В ходе обсуждения команды пришли к разным мнениям:

1 команда считает, что да, объясняя это тем,

что человек  получает топливо - пищу,

перерабатывает ее, а полученную энергию тратит на совершение работы

2 команда -отвечает нет, так как для тепловой машины характерно наличие нагревателя, холодильника и рабочего тела- пара.

Учащиеся рассчитывают

Дано:           Решение:

T = 300 K        КПД=Т-Т/Т

КПД = 30%

                       Т=Т/(1-кпд)

Т = ?             Т= 300/0,7=  

                    =  428К=155 С

Вывод: нельзя считать  человека тепловой машиной

Учащиеся в ходе обсуждения  приходят к ответу – лишним является тот рисунок, на котором изображена теплопроводность, когда на других – конвекция.

Используется словесный метод  для подготовки  класса к работе.  Учитель знакомит  команды с правилами  игры, формирует ответственное отношение  к успеху своей команды.

Цель организации

Соревнования – активизация учебной деятельности.

Сочетание коллек-

тивных   и индиви-дуальных форм разнообразит процесс обучения,

делает его более увлекательным, развивает интерес к учению.

Опережающее задание. Развиваются  творческие способ-ности учащихся.

 1 гейм является разминочным. Наблюдается преемственность, т.к. необходимы знания 8 класса.

Наглядный метод

Развивает наблюда-тельность,повышает интерес

Такие вопросы позволяют заинте-ресовать уч-ся воможностью  самостоятельного наблюдения физи-ческих явлений в жизни

Развивается познавательный интерес

Межпредметная связь с биологией

        

Парадоксальность вопроса вызывает у ребят интерес. Развивается логиче-ское мышление.

Такие вопросы вызывают у ребят

много пережива-ний, а развитие познавательного интереса невозмож-но без обращения к чувствам учеников

Организация индивидуального задания  творчес-кого характера.

Вопросы подбирали ученики 11 класса.

 

Последний вопрос обычно бурно обсуждается. Он требует умения  анализировать, развивает мышление. Сообща, команды приходят к правильному выводу.

Самостоятельная работа  учащихся по решению расчетных задач.

Проверяется

практическое умение учащихся решать задачи.

Команда может решать все вместе, но при этом набира-ет меньше баллов.

Поэтому каждый член команды решает свою задачу. В ходе решения он может попросить помощи у товарищей.

Опережающее задание.

 На конкретных примерах ученики объясняют  ряд физических

явлений.

Можно попросить учащихся измерить влажность в классе.

При этом проверяется умение пользоваться приборами

Организация поиска

пословиц не только дополняет обучение в классе, но и  способствует развитию

познавательных

интересов к физике.

Большое значение имеет соревнование

между группами, стремление  собрать наиболее интересную  информацию

Постановка проблемного вопроса .

Активный поиск  решения поставленной задачи приводит  к созданию  у учащихся  устойчивых  познавательных интересов.

Развитие мышления школьников.

Наглядный метод

Развивает умение анализировать, устанавливать логическую связь, выделять главное и обосновывать  выдвигаемые положения

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках повторения в 11 классе по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения"

Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения " в 11 классе....

"Семь ступеней в историю Нового времени" (урок повторения в 7 классе)

Последний урок курса Новой истории 1500-1800 гг проходит в форме игры-состязания, во время которого будет подведен итог изученному ранее. Командам предстоит пройти семь ступеней-конкурсов....

Урок повторения в 7 классе по теме "Наречие"

Урок повторения в 7 классе по теме "Наречие", в котором использовани материал для  подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ....

"Реформация в Европе"- интерактивный - контрольный урок - повторение в 7 классе.

Данный урок проводится в форме групповой работы, когда класс делится на группы , выполняющие одинаковые задания по алгоритму. Цель урока - проверка знаний учащихся по теме через совместную деятельност...

Первые уроки повторения в 7 классе . Урок № 1-2. Урок №3-входная контрольная работа.

В материале представлены конспекты первых уроков №1-2 повторение материала, изученного в 6 классе....