ПОРТФЕЛЬ ПРОФЕССОРА СИГМЫ
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

ТЕАТР И ФИЗИКА. НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ. СПЕКТАКЛЬ И ИГРА!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfel_professora_sigmy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфель профессора Сигмы

Театрализованное представление

Ведущий. Сегодня, друзья, у нас очередная игра эрудитов. Знатокам предстоит путешествие в N... Впрочем, даже я не знаю точно, что сегодня предложат эрудитам наши гости...

На сцену выходят профессора Сигма и Веди. Профессор Сигма с огромным портфелем, профессор Веди в магистерской шапочке. Они будут помогать ведущему.

Веди. Разрешите представиться, профессор Веди.
Ведущий. Веди?!

Веди. Веди - это мой научный псевдоним. Разве вы не знаете, что Веди — третья буква первой славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием: «аз», «буки», «веди» и т. д.? Кстати, корень «вед» — очень древний по своему происхождению, еще в древнеиндийском он обозначал «знание».

Ведущий. А! Вот откуда в русском языке «ведать», «сведения», «уведомить».

Сигма. А я профессор Сигма.
Ведущий. Сигма?!

Сигма. Да, греческая буква «сигма» (S.), которая в математике обозначает «сумму». Это тоже научный псевдоним, отражающий мои научные интересы. Кстати, чему будет равна следующая сумма: Сигма + Веди = ?

Ведущий. Очевидно, «сумма знаний»?
Сигма. Очевидно! А может, и «сумка знаний», простите за неуклюжий каламбур. Кстати, пора ее открыть.

Ведущий (заглядывает в портфель профессора Сигмы). Ого! Чего здесь только нет!

Сигма. Здесь нет, к сожалению, ни телескопа, ни книгопечатной машины, ни телевизора. Зато посмотрите, что здесь есть!

Ведущий вместе с профессорами достает из сумки и показывает эрудитам и зрителям вещи: колесо, блок, замок, микроскоп, ртутный термометр, печатную книгу, радиоприемник, телефонный аппарат, шариковую ручку и авторучку (все предметы в двух экземплярах).

Сигма. А телескоп, книгопечатная машина и телевизор не поместились. Придется воспользоваться рисунками.

Профессор достает из своей сумки рисунки с изображением названных предметов.

Ведущий. Что все это значит?

Сигма. Это значит, что наш первый конкурс называется «От колеса до лазера!». А посвящен он истории техники.

Веди. Я тоже считаю, что эрудированный человек должен знать не только хронологию духовной истории: скажем, кто творил раньше — Андрей Рублев или Рафаэль Санти, но и что было раньше: телескоп или микроскоп, радио или телефон.

Ведущий. Кстати, а кто творил раньше, Рафаэль или Рублев?

Веди. Вижу, что перед техническим конкурсом не повредит гуманитарная разминка. Итак, сопоставьте пары художников, писателей, композиторов: Рафаэль — Рублев, Сервантес — протопоп Аввакум, Моцарт — Бортнянский. Кто творил раньше?

Ребята отвечают на поставленные вопросы. При этом желательно не только сопоставить годы жизни и творчества, но и коротко рассказать о художниках, писателях, композиторах.

Правильный ответ. Андрей Рублев (примерно 1370—1427) — XV в. Рафаэль Санти (1483-1520) - XVI в. Мигель Сервантес (1547-1616) - конец XVI - начало XVII в. Азвакум (1621- 1682) - XVII в. Дмитрий Бортнянский (1751-1825) и Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) были современниками.

Сигма. Разминка закончена, и мы можем наконец-то перейти к истории техники!

Веди (берет в руки микроскоп). «Дорогой, многоуважаемый микроскоп! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет направлено...» Помните, конечно, монолог Гаева из «Вишневого сада», обращенный к шкафу? Но если серьезно, история техники насчитывает более миллиона лет и отделить ее от истории искусств невозможно!

Ведущий. Тогда начнем первый конкурс. Внимание, эрудиты. Вы видите, что у каждой команды есть своя лестница - будем считать ее «лестницей технической эволюции» — со ступенями истории. Наша задача — разместить на этих ступенях в хронологическом порядке вещи из портфеля профессора Сигмы: колесо, блок, замок, микроскоп, ртутный термометр, печатную книгу, радиоприемник, телефонный аппарат, телевизор, шариковую ручку и авторучку, телескоп, книгопечатную машину.

Ребята размещают вещи на ступеньках «исторической лестницы» и пишут век или тысячелетие на каждой из ступенек. (Количество вещей может быть любым.)

Правильный ответ. История вещей началась с изготовления грубого каменного топора более миллиона лет назад. Крупнейшим открытием в истории было изобретение колеса в IV тысячелетии до н. э. в Месопотамии (Двуречье).

Возраст дверных замков — свыше 4000 лет, они существовали еще в Древнем Египте. Многие самые выдающиеся изобретения древности, в том числе блоки, остались безымянными. Но грекам блоки были уже известны в IV в. до н. э. Во всяком случае, известно, что Архимед использовал сложную систему блоков для буксирования галеры одним человеком.

Изобретателем книгопечатной машины — печатания подвижными литерами — был Иоганн Гутенберг (1400—1468). Год ее появления — 1439-й. Первая печатная книга в Москве — Апостол» вышла в 1564 г. в типографии Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца.

Телескоп изобретен Галилео Галилеем (1564—1642) в начале XVII в. С помощью зрительной трубы он открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце...

Микроскоп изобретен знаменитым голландским ученым Антони вам Левенгуком (1632—1723) во второй половине XVII в.

Ртутный термометр разработал в 1714 г. Габриэль Фаренгейт (1686—1736), температурная шкала названа его именем. (В 1593 г. Галилей изобрел газовый термометр — столбик газа в термометре находился под слоем воды.)

Телефон запатентовал в 1876 г. шотландец Александр Белл, профессор физиологии речи.

Радиоприемник впервые в мире смонтировал русский физик и электротехник Александр Попов в 1895 г. В 1898 г. Гульельмо Маркони вывел радио из чисто экспериментальной сферы в практическую.

Первый практический способ фотографии — дагерротипию — разработал французский художник и изобретатель Луи Жак Дагер в 1839 г. (серебряные пластинки, выдержанные в парах йода, изображение на них было негативным, но в отраженном свете выглядело позитивным).

В 1931 г. В. К. Зворыкин, инженер-изобретатель, выходец из России, запатентовал иконоскоп — первую передающую телевизионную трубку. В создании практических систем телевидения активную роль сыграли советские ученые А. П. Константинов, Б. Л. Розинг, П. В. Тимофеев.

Современная авторучка изобретена в 1884 г. Л. Уотерменом. Шариковая ручка изобретена венграми Ласло и Георгом Биро в 1938 г,

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий (снова обращает внимание на портфель профессора Сигмы). Профессор, ваша «сумка знаний» опять полна! Это что — фокус?

Сигма. «Ничто не совершается столь же быстро, как то, что

замышляет и приводит в исполнение сам ум», — говорил Лукреций. Помните, как в сказках: герой только подумал и...

Ведущий. Чем же вы замыслили удивить эрудитов?

Веди. А вы откройте портфель!

Ведущий открывает портфель и достает из него брелок в видекомпаса, книгу в дерматиновом переплете «Чтец-декламатор» и розовый галстук с синими цветами.

Сигма. Дорогой Веди, узнаешь ли ты, чьи это вещи?

Веди. Постой... постой... Не гостинцы ли это, которые раздал Остап Бендер своим компаньонам перед прогулкой с Зосей Синицкой?

Сигма. Да-да... Ты наизусть знаешь книгу Ильфа и Петрова «Золотой теленок»?

Веди. Почти. Галстук, как я помню, был подарен Паниковскому — кому еще можно было подарить такой галстук?! Брелок — Козлевичу, ну а книга — Шуре Балаганову. Так?

Сигма. Все верно. Вам не кажется, друзья, что вещи литературного героя — это интересный конкурс?

Ведущий. Вещь, которая сигнализирует о своем хозяине?

Сигма. Да, «вещи литературных героев»!

Ведущий. Вопрос эрудитам: кому из литературных героев принадлежали эти вещи? На кого они указывают?

Сигма показывает «вещи литературных героев», а Веди комментирует ответы фрагментами из произведений русских писателей.

Возможные варианты «вещей»:

боливар (Онегин); черные очки, калоши и черный зонтик (Беликов); леденцы (Гаев); книга «Роковая любовь» (Настя из пьесы М. Горького «На дне»); пенсне с треснувшим стеклышком (Коровьев); позолоченное ситечко (Грицацуева); эполеты с «крылышками амура», двойной лорнет на бронзовой цепочке и коричневые лайковые перчатки (Грушницкий): эполеты и лорнет, с известной долей условности, можно сделать. Может быть бутафорской и рюмочка с ликером и утонувшими там тремя мухами (Плюшкин).

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий (берет в руки сумку профессора Сигмы). На этот раз, профессор, ваша сумка осталась пуста — ни вещей, ни знаний.

Сигма. Ошибаетесь, дорогой!

Ведущий. Увы, нет! (Переворачивает портфель вверх дном. Он действительно пуст.)

Сигма. Самого главного глазами не увидишь! Сумка знаний кажется пустой, потому что в ней находится предмет, которого еще нет.

Ведущий. Я же и говорил, что в ней ничего нет!

Сигма. В ней есть идея, а это главное! И от эрудитов зависит, каким образом эта идея материализуется.

Веди. «Мысль приводит в движение материю», — сказано еще Вергилием!

Сигма. Я предлагаю эрудитам изобрести прибор, который мог бы измерять площадь тел неправильной формы.

Веди. Например, площадь «шкуры неубитого медведя».

Ведущий. Итак, конкурс изобретателей. Приступайте к мозговому штурму.

Звучит веселая музыка. Ребята 2—3 минуты обсуждают варианты решения задачи и затем предлагают способы ее решения.

Вариант правильного решения. Представим себе, что часть пола разбита на мелкие квадратики, содержащие фотоэлементы. Если бросить «шкуру неубитого медведя» на такой пол, она закроет определенное количество квадратиков. Останется только их автоматически сосчитать и умножить на площадь одного квадратика.

Сигма. Еще одна задача для изобретателей. Кто из вас не видел в деревне стога сена или соломы? А задумывались ли вы над тем, как можно стог взвесить? Предлагаю сконструировать машину для взвешивания стога.

Правильный ответ. Машину для взвешивания стога изобретать не стоит. Надо вычислить удельный вес соломы (или взять эту цифру в справочнике) и умножить его на объем стога. Объем стога находится из простых геометрических соображений.

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий. Нам всем не терпится еще раз заглянуть в ваш замечательный портфель!

Сигма. Нет ничего проще!

Профессор Сигма открывает портфель и достает из него несколько репродукций и художественных альбомов. Он в недоумении.

Веди. Не удивляйтесь, дорогой Сигма. Это мои вопросы эрудитам — сумка ведь одна, а нас двое. На днях я просматривал вот этот замечательный альбом — «Третьяковская галерея». Когда я дошел до картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван», мне пришла в голову любопытная мысль... Отец убивает сына. Трагедия, о которой мы мало знаем. Лишь скудные сведения дошли до нас. В древнерусской литературе нет произведения об этой драме, аналогичного, скажем, «Сказанию о Борисе и Глебе». И я подумал, что в то время один из современников Ивана Грозного мог бы рассказать об этом языком подлинной трагедии и наверняка это стало бы шедевром мировой литературы, как многие другие его произведения.

Ведущий. Кто же этот современник Грозного.

Веди. Это мой вопрос эрудитам!

Ведущий. Право на ответ — удар гонга. Время пошло!

Правильный ответ. Это Шекспир. Он был современником Ивана Грозного, что для многих школьников неочевидно.

Веди. Мой следующий вопрос тоже связан с картинами. Притом с очень известными. Настолько известными, что узнать их можно по одной детали. Внимание! Сейчас я покажу вам эти детали, а вы назовете картины и их авторов.

Через кодоскоп демонстрируются фрагменты картины

И. Репина «Бурлаки на Волге», К. Брюллова «Последний день Помпеи», В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», Рембрандта «Возвращение блудного сына» и др.

Веди. Следующую картину вы, конечно, сразу узнаете — это «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Профессор Сигма считает, что это репродукция с подделки, а не с оригинала. Не так ли, профессор?

Сигма. Совершенно верно. А на чем основывается мое мнение, пусть ответят эрудиты.

Правильный ответ. Покажем картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» в ее зеркальном отражении (для этого просто перевернем слайд), тогда фигура монаха (папы Сикста) окажется не слева, а справа. Эрудиты, если они наблюдательны, без труда установят подмену. Но вопрос еще и в том, только ли внешний вид картины меняется при таком перевертывании или это влияет и на ее смысловое значение. Безусловно, меняется и сущность картины. Ведь ощущение необыкновенной чистоты, просветленности, духовной красоты возникает во многом за счет удивительной гармонии картины, ее продуманнейшей композиции. Известен феномен восприятия: любой предмет в правом углу выглядит тяжелее, чем в левом, — и поэтому картина как бы «опрокидывается», если тяжелая фигура монаха оказывается справа (сравните две диагонали: идущую из нижнего левого угла в правый верхний угол и идущую из верхнего левого угла в правый нижний угол. Первая воспринимается как восходящая, а вторая как нисходящая).

Эрудиты в данном случае должны определить, пусть интуитивно, что при перевертывании нарушается гармония картины. Комментарий же этого эффекта, если потребуется, даст жюри.

Жюри подводит итоги конкурса и всей игры.

Ведущий. Что же осталось, уважаемый Сигма, в «сумке знаний»? Ничего?

Сигма. Знаете, в детстве я любил присказку: «Когда бублик съедается, куда дырка девается?» Как, по-вашему, куда?

Веди. Туда же, очевидно, куда и бублик.

Сигма (смеясь). По-видимому. Главное — это бублик! Так и здесь. Пока есть «сумка» — пытливый человеческий ум — она всегда будет полна... Хотите продемонстрирую?

Ведущий. Нет-нет, я верю в ее неисчерпаемость. Мы сможем убедиться в этом в следующий раз. Спасибо вам, профессор Веди и профессор Сигма! До новых встреч, друзья!

Сигма. А я бы хотел еще напомнить вам слова моего друга, профессора Веди: «Если вы хотите знать, вы можете знать. Если вы можете знать, вы будете знать. Если вы будете знать, захотят узнать вас...» И все повторяется, но на новом витке. Хотите быть интересным для других человеком? Читайте, читайте и читайте!

Веди. Действительно, как говорил замечательный французский поэт Поль Валери, нет ничего более личностного, более органичного, нежели питаться другими. Но нужно их переваривать. Лев состоит из переваренной баранины. Успехов вам, друзья!

Литература

Азимов, М. Язык науки. — М., 1985.

Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. — М., 1960 — 1986.-Вып. 1-20.

Радость познания. Популярная энциклопедия: В 4 т. — М., 1986. — Т. 4. Человек и машины.

Шанский, Н. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.

Энциклопедический словарь юного техника. — М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "В лаборатории профессора Пробиркиной"

Мероприятие направленно на развитие устойчивого познавательного интереса к химии,    осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов,  реализация межпредметных св...

Конспекты занятий к программам курса - Путешествие по стране знаний и лаборатория профессора УМА

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих занятий, которые помогают форми­ровать и развивать у детей школ...

"Профессор кислых щей" урок для 9-11 класса

урок межпредметных связей, помогает обучающимся расширить свой кругозор, учит находить нужную информацию и применятьзаконы природы на практике, а именно- на кухне....

Научно-исследовательская работа"Но что же сравнится с Байкалом..."(стихи профессора Львова о Байкале"

Данная научно-исследовательская работа посвящена стихам профессора А.Львова о Байкале...

Игра-конкурс «Сигма +Веди = ?» (внеурочное мероприятие)

Физика — это и есть природа. А природа многолика и интерес­на. В природе все взаимосвязано, а жизнь с мыслью — неотделимы. Цель-расширить познания естественных наук, применить логическое мышление и на...

Тезисы к проекту о портфеле по теме: "Школьный портфель и его влияние на здоровье школьника"

Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьник...