"Профессор кислых щей" урок для 9-11 класса
методическая разработка (технология, 9 класс) по теме

Фролова Ирина Валентиновна

урок межпредметных связей, помогает обучающимся расширить свой кругозор, учит находить нужную информацию и применятьзаконы природы на практике, а именно- на кухне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professor_kislyh_shchey_zanyatie_dlya_9-11_klassov.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для 9-11 классов. Можно проводить, как внеклассное, как занятие элективного курса.

Тема:  « ПРОФЕССОР КИСЛЫХ ЩЕЙ »

Цель: Прослеживание межпредметных связей, расширение кругозора, умение связать практику с научными законами, умение работать с литературой, повышение интереса к знаниям.

Оборудование: Карточки - задания, различного цвета, оценочные листы, карточки, поясняющие суть вопроса,

 *яйца - вареное и сырое, соль, вода, банки, с завинчивающимися крышками, кастрюля, сковорода, хлеб, нож,  коробок спичек.

СОДЕРЖАНИЕ

                                     девиз урока: « ЧЕМ БОЛЬШЕ НАУКИ, ТЕМ УМНЕЕ РУКИ »

1.Организационный момент Заранее дома, учащимся предлагается перелистать учебники по химии, физике, биологии, для того, чтобы освежить память о различных явлениях и законах, например - термодинамика, капиллярные явления, кинематика, свойства вещества (особенно соли хлорида натрия), теплоемкости, диффузии и т. п.    Если подбор учеников сильный, можно предложить подготовить каждому по 3 -5 вопросов, отвечая на которые, необходимо представить научные доказательства.

2.Основная часть: участвуют 2 команды.

Все располагаются вокруг одного стола, на котором  лежат вопросы, написанные на цветных карточках.    Например:
вопросы по биологии - на зеленых,

       вопросы по химии -   на синих,  

       по физике - на розовых,

       по математике - на желтых.

Карточки  команды берут по очереди, если ответ правильный - получают красную фишку ( «5» ),    если ответ на 4 - получают зеленую фишку, за отсутствие ответа – черную. Команда противника может дополнить  ответ и получить желтую фишку. Каждой команде необходимо набрать как можно больше красных и желтых фишек.

ХИМИЯ:

1. Как сварить лопнувшее яйцо?  Какое явление здесь используется?

(Добавить в воду соль, плотность воды повысится, и яйцо не вытечет).

2. Чтобы исправить пересоленный суп, необходимо добавить картофель или рис. Какое явление здесь используется    

 ( Диффузия)

3. Почему не следует заранее солить зелень, овощи, сырое мясо, печень? (Натрий хлор вытягивает воду.)

4. Почему тесто, в которое добавили соду, погашенную уксусом, не следует хранить долго?                                                

  ( При соединении этих веществ сразу же начинает выделяться углекислый газ, который почти сразу улетучивается)

5. Какая вода закипит быстрее сырая или кипяченая, если перед нагреванием их температура была одинаковая?          

 ( сырая, т.к. в ней больше кислорода, который способствует быстрому закипанию)

6. Почему, если мы хотим быстрее вскипятить воду, то не стоит ее солить?

( при добавлении соли в воду - температура воды понижается)

МАТЕМАТИКА:

1 . Как поджарить 3 кусочка хлеба для гренков за минимальный промежуток времени,

если на сковороду входит только 2 кусочка? Время поджарки одной стороны - 1 мин.
(сначала поджариваем 1 и 2 куски с одной стороны - 1 мин. Затем один переворачиваем, другой снимаем и кладем на сковороду 3й, через минуту снимаем 1й  кусок, кладем второй, на не поджаренную сторону и третий переворачиваем, через минуту  снимаем = 3 минуты)

2. Как набрать в кастрюлю воды ровно половину, не имея ни чего под рукой?

3. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков?      

  ( 13 руб.)

4. У вас на кухне газовая плита, посуда, столовые приборы и т. п.  

Как измерить длину подоконника, не имея под рукой сантиметра

 (А спичечный коробок?   Его габариты – 5 x 3 x 1,5)

БИОЛОГИЯ

1. Как освежить завядшую зелень?

(Положите ее в воду.  Капиллярные явления)

2. Почему посуду из под молока и яиц не следует мыть в холодной воде?

(Белок, содержащийся в них, сворачивается при температуре 40 градусов)

3. Что поднимает дрожжевое тесто?

(углекислый газ - продукт жизнедеятельности бактерий)

4. Какова роль уксуса, сахара, соли, горячей воды в консервировании?                                                                                     (Приостановка жизнедеятельности гнилых бактерий)

5. Как в походе сохранить дольше рыбу и мясо. (Заверните в крапиву)                                            

6. Почему рекомендуется добавлять в соленые и маринованные огурцы листья дуба?          

(дубильные вещества.)

7. Почему со старой картошки необходимо снимать кожуру по толще?    

(К весне в кожуре накапливается соланин)

ФИЗИКА

1. Какой из чайников закипит быстрее темный или светлый?

( Темный, а остывать он будет быстрее. Теплоемкость)

2. Как определить свежее яйцо или нет?

( Опустить в крепкий раствор соли.  Плотность)

3. Как определить яйцо сырое или вареное?

(Покрутите его на плоской поверхности, сырое хорошо крутиться не будет - законы инерции)

4. Как открыть банку с герметично закрученной крышкой, без особых усилий?

(Опустите крышку в горячую воду.  Предметы  расширяются при нагревании.)

5.  Если мы хотим вскипятить много воды, почему не следует наливать ее в чайник                                                                     или кастрюлю до самого края?                        (при нагревании жидкости расширяются)

6.  В какой из чайников можно налить больше воды? (во второй, соединяющиеся сосуды.)

7.  Почему нож режет?         (Площадь опоры очень маленькая, законы давления )

8.  Почему в скороварке любое блюдо готовится быстрее, чем в обыкновенной кастрюле?                        

     ( Законы термодинамики, зависимость давления, температуры)

9. Как быстрее остудить компот:  положив снег на крышку или поставить кастрюлю на снег?                                                              (Снег на крышку.  Законы конвекции.)

10. Как охладить напиток в жару?  (заверните бутылку в мокрую тряпку и поставьте на сквозняк.)

11. Как лучше загружать холодильник продуктами - набивать битком, или продукты должны лежать свободно?

(Битком, благодаря большой теплоемкости находящихся в нем продуктов, сохраняется более ровная температура)

12. Почему нельзя класть напитки в стеклянных бутылках в морозилку?        (При замерзании вода расширяется)

3. Итог урока:  Подсчет фишек. Вручение призов.

Математика

Ответ на вопрос №2.

Физика

Ответ на вопрос № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессор кислых щей.

Тема урока: Профессор кислых щей.Цель урока: Познакомить детей с произведением В. Драгунского «Профессор кислых щей».Задачи:Образовательные:Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения, во в...

Статья по теме « Порядок проведения лабораторной работы в 10 классе «Изучение молочно-кислых бактерий»

В настоящее время  в школьную практику входят инновационные формы обучения школьников, способствующие активизации познавательной деятельности. Заслуживают внимание те из них, которые помогают раз...

Статья по теме « Порядок проведения лабораторной работы в 10 классе «Изучение молочно-кислых бактерий»

В настоящее время  в школьную практику входят инновационные формы обучения школьников, способствующие активизации познавательной деятельности. Заслуживают внимание те из них, которые помогают раз...

Рабочая программа по географии. 5-9 классы. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.

Рабочая программа по географии составлена на основе:- фундаментального ядра содержания общего образования;- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образо...

Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.6 класс.

География. Календарно - тематическое планирование 6 класс по учебнику «География 5-6 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2019г.Серия»Пол...

Календарно - тематическое планирование по географии. Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г. 7 класс.

География. Календарно - тематическое планирование 7 класс по учебнику «География 7 класс», авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, из-во «Просвещение» 2018г.Серия»Поляр...