Профессор кислых щей.
методическая разработка по литературе по теме

Рыкачева Дарья Сергеевна

 

Тема урока: Профессор кислых щей.

Цель урока: Познакомить детей с произведением В. Драгунского «Профессор кислых щей».

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения, во время и после чтения;
  • учить делать выводы и обобщения.
  • формировать навыки работы с книгой;
  • формировать навыки беглого и выразительного чтения.

 

Развивающие:

  • Развить логическое мышление;
  • внимание;
  • правильную речь;
  • умения анализировать;
  • умения давать полный ответ;
  • совершенствование техники чтения;
  • совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетические чувства и интерес к литературе;
  • доброжелательность и взаимопонимание;
  • воспитание чуткого, сострадательного, доброго человека.

 

Средства обучения:

Для учителя

Для учащихся

-Наглядные пособия

-Презентация

-учебник

-учебник

-наглядные пособия

-рабочая тетрадь

-письменные принадлежности

 

Оформление доски.

 

image


 Тема:                                                                06  апреля                                   Пословицы

 Профессор кислых                                     Классная работа                          

 щей

                                                                                                                                        

 Д.З.  

 Подготовить

 пересказ.

                                                                                                                                       

                                                                                                                                        

 

 

 

Литература:

Волков Б.С. Психология младшего школьника М.: 2009 г.

Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. “Методика преподавания русского языка в начальной школе” – М., Академия , 2004 г.

Подласый И.П. Педагогика М.: 2006 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vn._chtenie.ppt1.55 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc121.5 КБ
Microsoft Office document icon tsel_uroka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ  УРОКА

ДД  УЧИТЕЛЯ

ДД  УЧАЩИХСЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

1.

Орг. момент.

Приветствие.

Ребята проверьте вашу готовность к уроку. Внимательно посмотрите все ли лежит у вас на парте.

Здороваются.

Проверяют свою готовность к уроку.

2.

Проверка домашнего задания.

(3 мин.)

Вам было задано к сегодняшнему уроку написать сочинение. Есть желающие прочитать свое сочинение.

Все сочинения замечательные.

А как вы относитесь к герою прочитанного рассказа?

Как вы думаете, что хочет сказать автор?

Желающие учащиеся поднимают руку.

Читают свое сочинение.

Высказывают свои мнения.

Спрошу 2-3 учеников.


Оцениваю учащихся.

(На прошлых занятия учащиеся читали рассказ В. Драгунского Девочка на шаре.)

3.










































4.










































5.






























6.




























































































































9.

Актуализация.

(3 мин.)









































Работа с текстом до чтения.

(1 мин.)








































Физминутка

(1 мин.)





























Работа с текстом во время чтения.

(10-12 мин.)


























































































































Работа с текстом после чтения.

(8-10 мин.)

Ребята я для вас приготовила маленький рассказ из строк известных вам произведений. Ваша задача – определить автора, сосчитать количество использованных мной произведений и вспомнить их названия. Будьте внимательны!


“Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего вдруг такое надумал, что даже сам удивился”.

“Мы устроим карнавал. Каждому надо нарядиться в кого угодно, а за лучший костюм выдадут премию”.

“Одна девочка была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки”.

“А мне мама закричала:

– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь кашу!”

Назовите автора данных произведений и их названия.

Кто главный герой рассказов В.Драгунского?



Как вы уже догадались речь сегодня пойдет об известном нам авторе В. Драгунском. Посмотрите на слайд.

Это Виктор Юзефович Драгунский -  советский актёр и писатель, автор рассказов для детей.


Вы уже должны что, то знать об этом авторе. Поэтому я приготовила для вас карточки. На каждой карточке написаны опорные слова. Вам нужно составить краткую биографию автора.

Карточки: 1. Москва, 30 ноября 1913 года, эмигрантов из России, Нью-Йорк, Гомель.

2. Бакенщик, токарь, шорник, лодочник, клоун, актер, 16 лет, театр и эстрада.

3. “Денискины рассказы”,        взаимопонимание взрослых и детей, Денис Кораблев, настоящая слава.


Дополню о Викторе Юзефовиче Драгунском:

“ В 17 лет Драгунский  стал посещать «Литературно-театральные мастерские». Спустя 5 лет начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя).

С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Они то и принесли Драгунскому настоящую славу, продолжая по сей день пользоваться огромнейшей популярностью у детей и взрослых.”


Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом.

Посмотрите на иллюстрацию на слайде.

Выскажите свои предположения о содержании, героях, настроении произведения.

Где будут происходить события?


Теперь давайте закроем глазки и погрузимся в удивительный древний мир, где на стенах писали наши предки.  Превратимся в археологов. Кстати кто это?

 И расшифруем старинную надпись.

QRПUIРDGLОSФVЕZССYОJР

КWRGИSJLQСWYЛЫVNХLJF

FQWRЩYUJGЕFDVNЙZSUIW

Кто первый это сделает, поднимите руку. Я подойду, а вы скажите мне на ушко.


Как вы понимаете значение высказывания “профессор кислых щей”?

“Профессор кислых щей” – это крылатое выражение, так говорят о малограмотных людях, рассуждающие о вещах, в которых сами мало понимают.

Выражение "профессор кислых щей" является производным от фразеологизма "мастер кислых щей", служившего обозначением неважного, плохого мастера. Эта оценка сформировалась на основе представления о том, что кислые щи приготовить не составляло особого труда.
Кто ни будь, знает, что такое фразеологизм?


Фразеологизм - это красивая насыщенная языковая единица, которая служит для того, чтобы подчеркнуть эстетику изречения.


Пока мы были археологами, мы с вами обнаружили какой то текст к данной надписи на стене. Это рассказ В. Драгунского “Профессор кислых щей”.

Учитывая тему урока и опорные слова, давайте поставим цель на урок:

Повторить … … ….

Учиться п.., в.. …, … и … его.


Давайте проверим как это крылатое выражение используется в рассказе.

Но прежде чем мы приступим к чтению, немного разомнемся.

Встаньте пожалуйста.

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Продолжаем наш урок!

Что бы нам читать красиво, помнить мы должны о чем?




Выполним артикуляционную гимнастику. Подготовим зубки и языки для дальнейшей работы.

Скороговорка

Из под топота копыт - пыль по полю летит.

После такой эффективной разминки мы должны читать и говорить четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

Читать будем по цепочке. Начнет ряд у двери.

Будьте все внимательны, потому что я могу нарушить указания и спросить любого из вас.

Виктор Драгунский

“Профессор кислых щей”

1 учащийся:  Мой папа не любит, когда я мешаю ему читать газеты. Но я про это всегда забываю, потому что мне очень хочется с ним поговорить. Ведь он же мой единственный отец! Мне всегда хочется с ним поговорить.

 Вот он раз сидел и читал газету, а мама пришивала мне воротник к куртке.

 Я сказал:

 — Пап, а ты знаешь, сколько в озеро Байкал можно напихать Азовских морей?

 Он сказал:

 — Не мешай...

 — Девяносто два! Здорово?

 Он сказал:

 — Здорово. Не мешай, ладно?

 И снова стал читать.

 Я сказал:

 — Ты художника Эль Греко знаешь?

 Он кивнул. Я сказал:

 — Его настоящая фамилия Доменико Теотокопули! Потому что он грек с острова Крит. Вот этого художника испанцы и прозвали Эль Греко!.. Интересные дела. Кит, например, папа, за пять километров слышит!

 Папа сказал:

 — Помолчи хоть немного... Хоть пять минут...

Ребята посмотрите на слайд. Это Доменико Теотокопули и одна из его картин.

Как вы думаете, правильно ли делал папа когда говорил Дениске, что бы он не мешал ему?

2 учащийся:  Но у меня было столько новостей для папы, что я не мог удержаться. Из меня высыпались новости, прямо выскакивали одна за другой. Потому что очень уж их было много. Если бы их было поменьше, может быть, мне легче было бы перетерпеть, и я бы помолчал, но их было много, и поэтому я ничего не мог с собой поделать.

 Я сказал:

 — Папа! Ты не знаешь самую главную новость: на Больших Зондских островах живут маленькие буйволы. Они, папа, карликовые. Называются кентусы. Такого кентуса можно в чемодане привезти!

 — Ну да? — сказал папа. — Просто чудеса! Дай спокойно почитать газету, ладно?

 — Читай, читай, — сказал я, — читай, пожалуйста! Понимаешь, папа, выходит, что у нас в коридоре может пастись целое стадо таких буйволов!.. Ура?

 — Ура, — сказал папа. — Замолчишь, нет?

 — А солнце стоит не в центре неба, — сказал я, — а сбоку!

 — Не может быть, — сказал папа.

 — Даю слово, — сказал я, — оно стоит сбоку! Сбоку припека.


Как вы считаете верные ли новости узнал Дениска?

Правду ли он рассказывает отцу?


3 учащийся:  Папа посмотрел на меня туманными глазами. Потом глаза у него прояснились, и он сказал маме:

 — Где это он нахватался? Откуда? Когда?

 Мама улыбнулась:

 — Он современный ребенок. Он читает, слушает радио. Телевизор. Лекции. А ты как думал?

 — Удивительно, — сказал папа, — как это быстро все получается.

 И он снова укрылся за газетой, а мама его спросила:

 — Чем это ты так зачитался?

 — Африка, — сказал папа. — Кипит! Конец колониализму!

 — Еще не конец! — сказал я.

 — Что? — спросил папа.

 Я подлез к нему под газету и встал перед ним.

 — Есть еще зависимые страны, — сказал я. — Много еще есть зависимых.

 Он сказал:

 — Ты не мальчишка. Нет. Ты просто профессор! Настоящий профессор... кислых щей!

 И он засмеялся, и мама вместе с ним. Она сказала:

 — Ну ладно, Дениска, иди погуляй. — Она протянула мне куртку и подтолкнула меня: — Иди, иди!

Я пошел и спросил у мамы в коридоре:

 — А что такое, мама, профессор кислых щей? В первый раз слышу такое выражение! Это он меня в насмешку так назвал — кислых щей? Это обидное?

 Но мама сказала:

 — Что ты, это нисколько не обидное. Разве папа может тебя обидеть? Это он, наоборот, тебя похвалил!


Как вы понимаете выражение “Профессор кислых щей”?

Как вы считаете это обидное?

Правильно мама сделала, что не сказала правду Денису?

Как вы думаете, зачем она так сделала?



Давайте прочитаем и узнаем, что будет дальше.

4 учащийся:   Я сразу успокоился, раз он меня похвалил, и пошел гулять. А на лестнице я вспомнил, что мне надо проведать Аленку, а то все говорят, что она заболела и ничего не ест. И я пошел к Аленке. У них сидел какой-то дяденька, в синем костюме и с белыми руками. Он сидел за столом и разговаривал с Аленкиной мамой. А сама Аленка лежала на диване и приклеивала лошади ногу. Когда Аленка меня увидела, она сразу заорала:

 — Дениска пришел! Ого-го! Я вежливо сказал:

 — Здравствуйте! Чего орешь, как дура?

 И сел к ней на диван. А дяденька с белыми руками встал и сказал:

 — Значит, все ясно! Воздух, воздух и воздух. Ведь она вполне здоровая девочка!

 И я сразу понял, что это доктор.

 Аленкина мама сказала:

 — Большое спасибо, профессор! Большое спасибо, профессор!

 И она пожала ему руку. Видно, это был такой хороший доктор, что он все знал, и его называли за это «профессор».

 Он подошел к Аленке и сказал:

 — До свидания, Аленка, выздоравливай.


5 учащийся: Она покраснела, высунула язык, отвернулась к стенке и оттуда прошептала:

 — До свидания...

 Он погладил ее по голове и повернулся ко мне:

 — А вас как зовут, молодой человек?

 Вот он какой был славный: на «вы» меня назвал!

 — Я Денис Кораблев! А вас как зовут?

 Он взял мою руку своей белой большой и мягкой рукой. Я даже удивился, какая она мягкая. Ну прямо шелковая. И от него от всего так вкусно пахло чистотой. И он потряс мне руку и сказал:

 — А меня зовут Василий Васильевич Сергеев. Профессор.

 Я сказал:

 — Кислых щей? Профессор кислых щей?

 Аленкина мама всплеснула руками. А профессор покраснел и закашлял. И они оба вышли из комнаты.

 И мне показалось, что они как-то не так вышли. Как будто даже выбежали. И еще мне показалось, что я что-то не так сказал. Прямо не знаю.

А может быть, «кислых щей» — это все-таки обидное, а?


Как вы думаете «кислых щей» — это все-таки обидное?

Вас кто ни будь так называл?

Что значит попасть впросак?

Прочитайте тот момент, где он попал впросак.

А вы попадали впросак?

Какой урок вы для себя вывели из этого рассказа?

Прочитайте тот момент, где мама рассказывает Дениске о ворожении “профессор кислых щей”.

Давайте прочитаем по ролям, беседу папы и Дениса.






Предполагаемые ответы учащихся:

В.Драгунский, 4 рассказа, “…бы”,

“Кот в сапогах”,

“Девочка на шаре”,

“Тайное становится явным”



Денис Кораблев.







Предполагаемые ответы учащихся:

1. Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Спустя несколько лет семья переехала в Москву.

2. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, лодочником. Но Драгунского больше всего манил театр и эстрада, ему хотелось быть клоуном. Спустя 5 лет он начал выступать в театре актером.

3. С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Они то и принесли Драгунскому настоящую славу.










Профессор кислых щей.













Высказывают свои версии.











повторить знания об авторе

учиться правильно и выразительно читать рассказ и анализировать его


















Учащиеся продолжают предложения:

Выразительно читать, с паузами, проговаривать окончания в словах.

Учащиеся вместе с учителем, а затем самостоятельно проговаривают скороговорку.





Учащиеся читают по цепочке. Отвечают на вопросы учителя.























Нет не правильно, ведь Денис хотел поделиться с отцом.





















Высказывают свои мнения.































Да.

Нет.

Может быть она хотела, что бы он сам понял значение этого вырожения.























Слайд №1(на слайде изображение В.Драгунского)

Слайд №1-2



Слайд №3


Слайд №4


Слайд №5




































Спрошу 2-3 учащихся.







































Повторить скороговорку 3 раза.






Чтение по цепочке.



Подчеркнутые слова, спрошу у учащихся, как они их понимают.


10.



Закрепление прочитанного.

(4 мин.)

Слайд №12 Восстанови хронологию событий.

Кто расставит в верной последовательности?


Хотели бы вы, что бы вас назвали “профессором кислых щей”?

Как вы понимаете пословицы:

Язык – мой, а речи не свои говорю.

В умной беседе – ума набираться, а в глупой – свои потерять.

Можно ли их отнести к данному рассказу? Почему?

Учащийся поднимает руку и расставляет в правильной последовательности.

Слайд №11

Всего 3 иллюстрации.


Слайд №12

11.

Подведение итогов.

(5 мин.)



















Вот мы и закончили читать рассказ, который называется «Профессор кислых щей».


Какой урок извлекли мы из рассказа?


Как можно охарактеризовать произведения Виктора Драгунского?


Как относится автор к своим героям?


Какое настроение вызывают у вас рассказы В.Ю. Драгунского?


Чья работа на уроке оценена на “хорошо” и “отлично”, встаньте, пожалуйста. (Самооценка.)


Дома приготовите пересказ всего текста.

Вы сегодня очень активно отвечали! Спасибо за работу!

Выставление отметок со словесным комментарием.

Готовьтесь к следующему уроку.




Высказывают мнения:


Написаны интересно, весело, смешно, забавно, талантливо, комично

добродушно, насмешливо, с умилением, с любовью

радостное, веселое, доброе, хорошее


Учащиеся считающие что отвечали хорошо встают.





Готовятся к следующему уроку. 





Предварительный просмотр:

Тема урока: Профессор кислых щей.

Цель урока: Познакомить детей с произведением В. Драгунского «Профессор кислых щей».

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения, во время и после чтения;
  • учить делать выводы и обобщения.
  • формировать навыки работы с книгой;
  • формировать навыки беглого и выразительного чтения.

Развивающие:

  • Развить логическое мышление;
  • внимание;
  • правильную речь;
  • умения анализировать;
  • умения давать полный ответ;
  • совершенствование техники чтения;
  • совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетические чувства и интерес к литературе;
  • доброжелательность и взаимопонимание;
  • воспитание чуткого, сострадательного, доброго человека.

Средства обучения: 

Для учителя

Для учащихся

-Наглядные пособия

-Презентация

-учебник

-учебник

-наглядные пособия

-рабочая тетрадь

-письменные принадлежности

Оформление доски.

 Тема:                                                                06  апреля                                   Пословицы

 Профессор кислых                                     Классная работа                         

 щей

                                                                                                                                       

 Д.З.  

 Подготовить

 пересказ.

                                                                                                                                       

                                                                                                                                       

Литература:

Волков Б.С. Психология младшего школьника М.: 2009 г.

Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. “Методика преподавания русского языка в начальной школе” – М., Академия , 2004 г.

Подласый И.П. Педагогика М.: 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»

Тест «Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная» для 11 класса (профиль)...

Почему кислоты кислые?

Красочный иллюстрированный буклет может быть использован при первичном формировании понятия "Кислоты" в 8 классе при изучении химии. В нем можно увидеть обоснование общих свойств все кислот, правила т...

"Профессор кислых щей" урок для 9-11 класса

урок межпредметных связей, помогает обучающимся расширить свой кругозор, учит находить нужную информацию и применятьзаконы природы на практике, а именно- на кухне....

Статья по теме « Порядок проведения лабораторной работы в 10 классе «Изучение молочно-кислых бактерий»

В настоящее время  в школьную практику входят инновационные формы обучения школьников, способствующие активизации познавательной деятельности. Заслуживают внимание те из них, которые помогают раз...

Задачи на кислые соли

Предлгаемый материал можно ипользовать при подготовке к ЕГЭ по химии...

РАССТАНОВКА КОЭФФИЦИЕНТОВ В УРАВНЕНИЯХ РЕАКЦИЙ ОКИСЛЕНИЯ АЛКЕНОВ ПЕРМАНГАНАТОМ КАЛИЯ, ПРОТЕКАЮЩИХ В КИСЛОЙ СРЕДЕ С РАЗРЫВОМ УГЛЕРОДНОЙ ЦЕПИ

В заданиях категории С3 ЕГЭ особые трудности вызывают реакции окисления органических веществ перманганатом калия KMnO4 в кислой среде, протекающие с разрывом углеродной цепочки. Например, реакция окис...