ТАЙНЫ ПЯТОГО ОКЕАНА
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФИЗИКЕ И НЕ ТОЛЬКО. КЛАССЫ С 9 ПО 11!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_pyatogo_okeana.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тайны пятого океана

Театрализованное представление

Вечер начнется театрализованным прологом: «Сенсации от Нестора до наших дней!».

Ведущий. Сенсация первая! XI век!

Летописец Нестор пишет, склонившись над пергаментом. Врывается служка.

Служка. Пишешь все, отец Нестор? Нескончаемы труды твои!..

Нестор (выпрямляясь). Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Служка. Не успеть можешь, отец Нестор. Конец света наступает. В Ярославле-то сенсация - из первых рук сведения имею, святые люди принесли.

Нестор. Говори, помело! Послушаем...

Служка. Вчера, в год 1085, явилось знамение в именитом граде Ярославле. С утренних часов стоял круг до полуночи с тремя солнцами, и при сих к полудню явился второй круг, в нем крест с короною и солнце мрачное, и под большим кругом явилась радуга!

Нестор. Да, чудеса... Успею ли внести это в свою летопись в назидание потомкам? Прошлым годом, помнится, тоже конца света ждали... (Пишет.) «В год 1085 явилось знамение...»

Ведущий. Сенсация вторая! XVIII век! Англия! Два джентльмена прогуливаются по «набережной Темзы». Встречаются. Следует приветствие цилиндрами. Расходятся. Снова встречаются.

1-й джентльмен. Хорошая погода, сэр.

2-й джентльмен. Да, сэр, погода хорошая.

Расходятся, опять встречаются.

1-й джентльмен. Вчера, сэр, над Темзой видели опрокинутую радугу.

2-й джентльмен. О да, сэр. Лорд Рамсей увидел в этом особый знак. Он сказал: «Опрокинутая радуга — опрокинутые тори». Крах тори, сэр...

1-й джентльмен. О да. Опрокинутая радуга — опрокинутые тори. Сенсация, сэр.

2-й джентльмен. Да, сэр, сенсация.

Раскланиваются.

1-й джентльмен. Хорошая погода, сэр,

2-й джентльмен. Да, сэр, погода хорошая.

Расходятся.

Ведущий. Сенсация третья! XIX век! 1818 год! Франция! Молоденькие француженки прогуливаются, оживленно беседуя.

1-я француженка. Дорогая, ты не поверишь: вчера мне Поль сказал... Это такая сенсация, такая сенсация! Уже все говорят, но тебе — по секрету: вчера... на закате... над солнцем была ясно видна светящаяся треуголка императора Наполеона!

2-я француженка. О, бедный император! (Закрывает глаза рукой.)

1-я француженка. Милочка, все говорят, Поль говорит, что это знак скорого побега императора с острова св. Елены. Двор мечется. Поль говорит, все говорят, Людовик кричит, что это козни бонапартистов!

2-я француженка. О, бедный Людовик! (Закрывает глаза рукой.) Дорогая, у кого ты шила эту чудную шляпку?..

Уходят, продолжая разговор. Доносятся смех и обрывки фраз: «Людовик, Бонапарт, милочка, шляпка, Поль говорит...»

Ведущий. Сенсация четвертая! XX век.

Сидят Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна. (Это сценка-пародия.)

Маврикиевна напевает песню «А ты твердишь, что на свете не бывает чудес...».

Никитична. Слышь, Маврикиевна? Сенсация!

Маврикиевна. А? Сан-Санс-ция? Очень люблю! Особенно вот это... (напевает) ...умирающий лебедь!

Никитична. Хм... Хм... Сама ты умирающий лебедь! Я тебе русским языком говорю — сен-са-ция. Тарелочка! Вчера в окно видела...

Маврикиевна. Тарелочка? Чайная? Прозрачная такая, да?

Никитична. Чайная, чайная! Не-ча-ян-ная тарелочка!

Маврикиевна. Не чайная тарелочка? А какая? Столовая?

Никитична. Столовая. До стола-то не добралась. Да ты послушай, я говорю, тарелочки эти повисели-повисели и разлетелись...

Маврикиевна. А чашки?

Никитична. Что чашки?

Маврикиевна. Чашки тоже разлетелись? Какой ужас! Весь сервиз — вдребезги!

Ведущий. Стоп, стоп, стоп! Этот хоровод исторических курьезов может длиться до бесконечности. Как говорил Дени Дидро: «Чудеса там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще они случаются».

У меня, друзья, блестящая идея! Все эти исторические свидетельства, факты, курьезы, анекдоты о необычных атмосферных явлениях должны пройти серьезную проверку. Предлагаю создать специальную авторитетную комиссию. Назовем ее комиссией по уникальным атмосферным явлениям. Комиссия будет состоять из двух палат: палаты представителей фундаментальных наук, или жюри, и палаты эрудитов.

Палата эрудитов — это рабочий орган, мозг комиссии. Палата представителей фундаментальных наук обладает решающим голосом. Только она выносит окончательное решение по всем вопросам. Прошу комиссию занять свои места!

Члены жюри в мантиях и шапочках располагаются за столом, на нем гонг, тома свидетельств очевидцев. Входят команды эрудитов.

Ведущий. Итак, все готово. Комиссия начинает свою работу. Я как ученый секретарь комиссии вызываю первого свидетеля. Вначале, как известно, было «слово» — для свидетельских показаний приглашается автор «Слова о полку Игореве».

Появляется Актер в одежде русского дружинника.

Дружинник. «Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец! Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указывает к Дону Великому. На другой день спозаранку кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого! Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, на реке на Каяле, у Дона Великого. О, Русская земля! Уже ты за холмом!»

Дружинник уходит.

Ведущий. Итак, автор «Слова о полку Игореве» свидетельствует о необычном атмосферном явлении — четыре солнца на небе, воспринятом как знак беды. Могут ли эрудиты найти естественнонаучное объяснение этому, по словам автора, чуду?

Правильный ответ. Это описание гало — светового явления, связанного с преломлением и отражением света ледяными кристаллами. Для возникновения гало необходимо, чтобы между солнцем и наблюдателем была легкая пелена перистых или перисто-слоистых облаков высокого яруса, которые состоят из мельчайших ледяных кристалликов, имеющих чаще всего форму шестигранных столбиков. Солнечные лучи преломляются в них, как в призме, и отражаются от их граней, как от зеркала. Если кристаллики располагаются хаотично, вокруг солнца или луны могут появляться круги; если они занимают вертикальное положение — образуются ложные солнца. Бывают гало в виде креста, столба и т. д.

Ведущий. Палата представителей фундаментальных наук удовлетворена ответом эрудитов? Тогда вызываем очередного свидетеля.

Председатель комиссии (бьет в гонг). Вызывается пасичник Рудый Панько, которому Н. В. Гоголь «обязан» своими «Вечерами на хуторе близ Диканьки».

Рудый Панько (читает). «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собирались дивиться сему чуду: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была земля Галическая.

— А то что такое? — допрашивал собравшийся народ старых людей, указывая на далеко мерещившиеся на небе и больше похожие на облака серые и белые верхи.

— То Карпатские горы! — говорили старые люди».

Ведущий. Я передаю свидетельство о необычном явлении в палату эрудитов.

Правильный ответ. Это мираж. Он возникает вследствие преломления и отражения световых лучей, идущих от предметов к глазу наблюдателя, через слои воздуха с различной плотностью. На поверхности слоя воздуха с меньшей плотностью образуется как бы зеркало, в котором и отражаются различные предметы. В степях, пустынях над сильно нагретой землей возникает тонкий слой горячего, менее плотного воздуха, который и отражает вышележащие предметы: деревья, небо, горы. Путнику отражения неба иногда кажутся озером или морем, и он спешит к ним. Это нижний мираж. Если же слой воздуха, прилегающий к земле, холодный и, следовательно, более плотный, а над ним располагается слой воздуха с меньшей плотностью, то от поверхности этого слоя отражаются предметы, расположенные ниже его. Это верхний мираж (например, «Летучий голландец»). Есть еще боковой мираж: изображение предмета появляется справа или слева от него, чаще всего у сильно нагретых стен и скал.

Ведущий. Внимание. Приглашаются следующие свидетели необычных атмосферных явлений...

Председатель комиссии (бьет в гонг). Герои Жюля Верна — капитан Гримуэльсон и ученый Френсис Гордон.

Капитан. Наш пароход «Мозик» водоизмещением в 1500 тонн благополучно заканчивал свое плавание. Мы шли Балтийским морем.

Гордон. В июле месяце небо в этих районах Балтики обычно бывает ясным. В этот день с утра дул легкий бриз с запада, но к вечеру все стихло. Было ясно и довольно прохладно. Солнце садилось, и лучи света отражались в море длинной золотистой дорожкой.

Капитан. Я сказал Френсису (поворачивается к Гордону): «Послушайте, Гордон, с тех пор, как мы вошли в Балтийское море, вы не пропускаете ни одного заката. Ну, если бы вы были поэтом или каким-нибудь художником, но вы же, Гордон, ученый... Я этих закатов перевидал на своем веку: поверьте, все одно и то же».

Гордон. Вы смотрели, но не видели, капитан. Все закаты •не похожи друг на друга, а если к тому же очень повезет... Сегодня есть все условия... Может, я его увижу...
Капитан. Кого?
Гордон. Смотрите, смотрите! Вот он! Синий луч! Вы видите, синий луч!

Капитан. И действительно, я успел увидеть, как проваливающееся в море солнце осветило его, будто прощаясь, лучом необычного серебристо-синего цвета...

Ведущий. Герои романа Жюля Верна рассказали нам о необычном явлении, которое поразило их воображение. Можно ли объяснить такую необычную окраску лучей заходящего солнца?

Прошу задуматься над этим палату эрудитов.

Правильный ответ. Белый солнечный свет — свет сложный. Атмосфера, как призма, раскладывает его на цветные. Это особенно заметно, когда солнце или звезды опускаются к горизонту. По существу мы видим не один белый диск солнца, а несколько цветных, наложенных друг на друга. Складываясь, они дают белый цвет. При этом верхний и нижний края солнца, там, где цветные диски не смешиваются (в силу волновой природы света), остаются окрашенными: верхний край имеет синюю или смешанную синюю и зеленую окраску, а нижний — красную. При благоприятных погодных условиях можно, когда солнце уже почти село, заметить необычный «зеленый луч», идущий от верхнего края солнца. Чаще виден именно зеленый, а не синий луч, поскольку зеленые лучи свободно проникают через толщу земной атмосферы, а синие лучи сильно рассеиваются воздухом и до наших глаз почти не доходят. Зеленый луч — редкое явление, а синий — просто редчайшее.

Ведущий. Спасибо. Я думаю, сейчас наступило время нашей авторитетной палате представителей фундаментальных наук подвести первые итоги работы комиссии.

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Ведущий. Я благодарю палату представителей фундаментальных наук за обстоятельное и скрупулезное подведение итогов первого этапа работы комиссии. Итак, продолжаем нашу работу.

Председатель комиссии (бьет в гонг). Очередное свидетельство принадлежит героям А. Конан-Дойла — Шерлоку Холм су и доктору Ватсону.

Холмс, сидя в кресле, покуривает трубку и просматривает газету. Ватсон в кресле напротив читает какой-то фолиант.

Холмс. Ватсон, отвлекитесь на минуту от вашей беллетристики, для вас тут есть любопытная информация. Вы, кажется, держите свои деньги в «Олд банке»?

Ватсон (не отрываясь от книги). Надежное место, Холмс, уверяю вас.

Холмс. Ха-ха-ха! Надежный банк, Ватсон, был ограблен во время вчерашнего смерча. Примите мои соболезнования, Ватсон,

Ватсон. Как?! Вы шутите, Холмс?!

Холмс. Ничуть. (Зачитывает.) «Смерч и деньги. Сенсационное ограбление «Олд банка»! Инспектор Лейстред напал на след!» И так далее. (Откладывает газету в сторону.) У нашего друга Лейстреда уже есть точная версия. Директор банка утверждает, что именно смерч выбил стекла в окнах банка. Этим воспользовались грабители, они проникли в здание, вскрыли сейфы и ушли. Служащие банка в этот момент были в укрытии. Лейстред подтвердил показания директора, поскольку весь пол, действительно, был усеян осколками оконного стекла.

Ватсон. Холмс, значит, мои деньги улетели вместе с этим проклятым смерчем! А как же моя женитьба!

Холмс. Ватсон, если хотите жениться, читайте не беллетристику, а популярные книжки по физике. Знаете, у кого ваши деньги?

Ватсон. У кого?

Ведущий. Минуточку. Этот детективный сюжет передается на рассмотрение палате эрудитов, поскольку немаловажную роль в нем играет смерч — одно из необычнейших атмосферных явлений. Итак, правдив ли директор банка? Что необходимо учитывать в природе смерча, разгадывая эту историю?

Правильный ответ. Поскольку смерч представляет собой предельно разреженную часть грозового облака, постольку стекла в домах при ударе смерча вылетают наружу (из-за разницы в давлении, в комнате оно неизмеримо больше), т. е. смерч как бы «вытягивает» их. По этой же причине смерч часто срывает крыши с домов. Следовательно, осколки стекла ' на полу — дело рук не смерча, а, очевидно, директора банка. Во всяком случае, директор банка лжет.

После того как эрудиты дадут ответ на этот вопрос, ведущий может дополнительно попросить их объяснить, в чем заключается физическая природа смерча, как он образуется.
Правильный ответ. Происхождение смерчей в природе объясняется физическими причинами — мощными завихрениями воздушных масс при прохождении грозовых туч. Смерчи состоят как бы из двух частей: верхняя представляет собой своеобразный «хобот», опускающийся из грозового облака, предельно заряженный электричеством (это водяные пары, сконденсировавшиеся при вращении в грозовом облаке), а нижняя часть — это столб воды, вскипевшей и поднявшейся навстречу заряженному электричеством туманному столбу. (Можно проделать элементарный опыт: налить в миску воды и поднести к ней палочку, заряженную электричеством,— вод; тотчас же к ней потянется.)

Ведущий. Так, посмотрим, кто у нас следующий... (перелистывает материалы «дела»).

На сцену выбегают два альпиниста-дилетанта. Они в туристском снаряжении (некоторые детали делают их костюм комическим).

1-й альпинист. Позвольте, позвольте!

2-й альпинист. Здесь изучают уникальные явления?

1-й альпинист. Мы только что...

2-й альпинист. Спустились с гор...

1-й альпинист. Мы видели!

2-й альпинист. Сенсационное открытие!

Ведущий. Пожалуйста, по очереди! Комиссия готова вас выслушать.

1-й альпинист. Мы открыли!
2-й альпинист. Мы можем показать на карте!
1-й альпинист. Необходимо отправить экспедицию!
2-й альпинист. На вертолетах!

Ведущий. Я ничего не понимаю. В чем же все-таки дело?
1-й альпинист. Мы видели живого великана!
2- и альпинист. Своими глазами.
1-й альпинист. Великан вел себя не агрессивно.
2-й альпинист. Видимо, он нас не заметил.
1-й альпинист. Потом он появился еще несколько раз!
2-й альпинист. Один раз он проехал на огромном коне!
Ведущий. А что, местные жители тоже видели этого великана?

1-й альпинист. Да, да! Они говорят, что великаны у них появляются испокон веков.
2-й альпинист. Привыкли.

Ведущий. Ну что ж, давайте разбираться. Слово палате эрудитов.

Правильный ответ. Это природное явление носит название «брокенские призраки» (по имени горы Брокен в горном массиве Гарц на границе ГДР и ФРГ), где его часто наблюдают. Гигантские фигуры — это тени людей и животных. Они появляются, когда солнечные лучи, освещая человека или какой-либо предмет, падают на облака, расположенные на противоположной от солнца стороне. Вокруг теней часто образуются радужные круги, вызванные дифракцией солнечных лучей.

Ведущий. Да, судя по всему, сенсация не состоялась!
1-й альпинист. Смотри-ка, как просто!
2-й альпинист. Не расстраивайся, в следующем году поедем искать снежного человека!

1-й альпинист (ведущему). А его разве еще не нашли?
Ведущий. Нет, насколько мне известно.
2-й альпинист. У нас есть еще одно наблюдение...
Ведущий. Тоже сенсационное?

2-й альпинист. По крайней мере странное. В горах, как известно, чем выше, тем холоднее. А вот в долинах со снежных гор дует теплый сухой ветер!

1-й альпинист. Уникальное атмосферное явление!
2-й альпинист. Противоречащее физическим законам!
Ведущий. Не спешите опровергать законы физики! А ваше наблюдение прокомментируют эрудиты.
Правильный ответ. Теплый сухой ветер, дующий с гор по склонам в долину, называется фен. По классической схеме фена воздух, переваливающий горное препятствие, сперва охлаждается, поднимаясь по поветренному склону, а затем нагревается, спускаясь по подветренному склону. При понижении давления (вверху) его температура падает, а с ростом давления — температура возрастает (внизу). Таким образом, это явление объясняется законом Бойля—Мариотта. Для возникновения фена должны складываться благоприятные погодные условия, способствующие движению воздушного потока через горное препятствие под углом, близким к прямому по отношению к направлению хребта.

Ведущий. Итак, ваше наблюдение не опровергает, а подтверждает известные физические законы!

1-й альпинист. Теперь вся надежда на снежного человека.

2-й альпинист. Через годик мы вам обещаем настоящую сенсацию!

1-й альпинист. Будьте уверены!

Ведущий. А я передаю слово представителям фундаментальных наук!

Жюри подводит итоги конкурса.

Председатель комиссии. Приглашаем на сцену известного художника Свет-Переломова, вызвавшего сенсационный успех выставкой своих пейзажей «Радуга вокруг нас» (ударяет в гонг).

На сцену выходит художник. На нем берет, бант, бархатная блуза с аппликацией «радуги». В руках у него папка с акварелями.

Художник. Приветствую уважаемую комиссию! Не часто нас, людей искусства, приглашают для участия в научных дискуссиях!

Ведущий. Видите ли, нас заинтересовала серия ваших нашумевших пейзажей!

Художник (искусственно скромничая). Ну что вы. Несколько колористических и композиционных находок... Не более...

Ведущий. Должен признаться, что нас в большей степени заинтересовало содержание ваших картин!

Художник. Содержание?! Так ведь оно самое обычное! Радуга, радуга и еще раз радуга! Я, знаете ли, с детства неравнодушен к радуге.

Ведущий. Вы называете ваши пейзажи обычными?!

Художник (обиженно). Конечно! Я — реалист!!!

Ведущий. Вы хотите сказать, что рисовали с натуры все ваши картины?..

Художник Ну, почему обязательно с натуры? Я предпочитаю работать в мастерской. Но должен сказать, что память у меня превосходная,

Ведущий И вы никогда не вносите в ваши картины необычные детали?

Художник. Бывает, приходится кое-что изменить ради композиции... Картина — это ведь вам не фотография!

Ведущий. Я так и думал! (Обращается к комиссии.) Итак, уважаемая комиссия, на этот раз саморазоблачение сенсации!

Председатель жюри. Мы хотели бы все-таки взглянуть на эти нашумевшие полотна!

Художник (растерянно). Вот, посмотрите... (Передает папку с рисунками жюри.) Почти все так и было... Я реалист! Причем здесь саморазоблачение?

Председатель жюри. Пожалуйста, покажите картины зрителям и всем членам комиссии. Нас интересует, какие из этих картин нарисованы с натуры.

Ведущий показывает эрудитам пять рисунков. Команды по очереди комментируют их.

1-й рисунок — белая радуга летом.

Правильный ответ. Яркость радуги зависит от величины дождевых капель. Если они крупные (диаметром 1—2 мм), радуга очень яркая, в ней хорошо видны полосы. Если капли поменьше, радуга кажется блеклой, размытой. Капельки диаметром меньше 0,05 мм вообще не могут посылать четкие цветные лучи.
В этом случае видна только бесцветная, белая радуга.

2-й рисунок — белая радуга зимой.

Правильный ответ. Во время сильных морозов, когда в воздухе находится много мельчайших кристалликов льда, можно увидеть белую радугу.

3-й рисунок — перевернутая радуга.

Правильный ответ. Перевернутая радуга — редкое явление. Она наблюдается, когда солнечные лучи дважды отражаются

на своем пути: сначала от спокойной поверхности водоема, затем от дождевых капель.

4-й рисунок — радуга в виде полного круга.

Правильный ответ. Такая радуга — редкое явление. Ее можно увидеть, находясь высоко над землей, например в самолете.

5-й рисунок — радуга ночью.

Правильный ответ. Ночью можно наблюдать только лунную радугу. Она образована лунным светом и от дневной радуги отличается слабой окраской.

Художник. Вот видите! Все мои картины, действительно, нарисованы с натуры!

Ведущий. Да, вы правы! Оказалось, что достаточно немного задуматься над парадоксальным, казалось бы, явлением и... сенсация улетучилась!

Художник. А картины — остались! Кстати, я хотел бы, пользуясь случаем, получить ответ на один давно волнующий меня вопрос.

Ведущий, Пожалуйста. Ваш вопрос имеет отношение к радуге?

Художник. Ну, конечно! Радуга, как здесь уже говорилось, возникает в результате отражения света в каплях дождевой воды. Но капли-то падают на землю! Почему же мы видим радугу неподвижной?

Художник демонстрирует еще один рисунок — обычная радуга, с которой падают разноцветные капли, а на их месте остаются «дырки».

Ведущий. Предлагаю палате эрудитов дать соответствующие разъяснения.

Правильный ответ. Человек сохраняет зрительное впечатление около одной десятой доли секунды. От капли, находящейся в воздухе, там, где возникает радуга, в глаз наблюдателя попадает один цветовой луч. На место этой капли в следующее мгновение попадает другая и т. п. Но мы просто не успеваем это заметить! На этой особенности нашего зрения основаны фильмы, где каждый кадр появляется примерно на одну сотую секунды и сменяется другим. Мы же воспринимаем полное  изображение.

Художник, Благодарю членов авторитетной комиссии за столь, подробные разъяснения.

Ведущий. Мы тоже благодарим вас за помощь в нашей работе. (Раскланиваются.) Ну, а теперь решающее слово за палатой представителей фундаментальных наук.

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий. Комиссия продолжает работу! Предлагаю заслушать показания Христофора Колумба.

На сцену выходит Актер в костюме мореплавателя.

Колумб. Шторм не унимался несколько дней. Океан ревел и грохотал, грозя поглотить каравеллу. У моих измученных матросов почти не осталось сил бороться со стихией. И вдруг... По волнам побежали огни! Через минуту они появились на мачтах каравеллы, и стало слышно их легкое потрескивание. Команда восприняла это как добрый знак, мы были спасены.

Ведущий. Что могут сказать по этому поводу эрудиты?

Правильный ответ. Это явление называется «огни святого Эльма» (название дошло до нас из средних веков - на башнях церкви снятого Эльма наблюдались огни). Это тихие разряды электричества, возникающие при грозовых явлениях, во время снежных бурь, шквалов в областях сильной наэлектризованности атмосферы. Заряды не могут пробить себе путь слои воздуха. В результате происходит коронарный разряд «медленная молния». Из остроконечных предметов начинает вылетать огромное количество мельчайших электрических искр, образуя свечение.

Ведущий: Я хочу представить на рассмотрение нашей уважаемой комиссии дневник одного из участников знаменитой полярной экспедиции Нобиле.

На сцене появляется полярник в арктическом обмундировании.

Полярник. К тяжестям нашего путешествия добавилась еще одна. Периодически мы полностью теряем ориентацию. Нет ни горизонта, ни облаков, ни тени. Возможно, от недостатка витаминов мы начинаем слепнуть. От этого можно сойти с ума или разбиться насмерть, сорвавшись с ледяного тороса...

Ведущий. Почему происходит такое явление? Слово эрудитам.

Правильный ответ. Это явление называется «белая мгла» или «белая тьма». Оно часто наблюдается в полярных странах и вызвано наличием в воздухе взвешенных кристалликов льда, сильно освещенных рассеянным светом.

Ведущий. Обратимся к следующему свидетелю. Это Александр Иванович Куприн! Не удивляйтесь! У Куприна есть рассказ «Черная молния». Вот что мы из него узнаем. (Открывает книгу, читает.) «Все небо обложили громоздкие лиловые тучи... Была одна мокрая густая тьма. Сверкнула черная молния... за ней другая, третья. Потом пошло и пошло без перерыва. Небо не вспыхивало от молний, а точно все сияло их трепетным голубым, синим и ярко-белым блеском... И вот я увидал черную молнию... И тотчас же вместе с ней страшный удар грома точно разорвал пополам небо и землю и бросил меня вниз, на кочки... О, что это была за ужасная ночь! Эти черные молнии наводили на меня необъяснимый животный страх».

Хочу добавить, что образ черной молнии есть и у М. Горького: «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный!» Что могут сказать по поводу этого парадоксального явления эрудиты?

Правильный ответ. Явление объясняется световым утомлением глаза. Места сетчатки, на которые попадает свет от ярких предметов, некоторое время не способны воспринимать свет. В это время, осветив сетчатку равномерно слабым источником света, можно видеть свет всюду, за исключением «слепых пятен» -мест, которые перед этим были ярко освещены. Так возникает образ черного предмета на сером фоне!

Ведущий: Друзья, наше путешествие в мир необычных атмосферных явлений заканчивается. Мы выслушали много исторических свидетельств о тех или иных атмосферных чудесах, Эрудиты настойчиво пытались дать им физические объяснения. Все это время беспристрастная и авторитетная палата представителей фундаментальных наук помогала нам отделить истину от заблуждений, строго оценивая вклад каждой команды эрудитов в поиски научной истины. Теперь я в последний раз передаю ей слово для подведения окончательных итогов.

Жюри подводит итоги последнего конкурса и всей игры.

Ведущий. Ну что ж, наша игра закончилась, и я как ученый секретарь объявляю о том, что комиссия по уникальным атмосферным явлениям прекращает свою работу. До новых встреч.

Литература

Мезенцев В  Энциклопедия чудес. — М., 1984.
Перельман, Я. И. Занимательная физика: В 2 кн. - М., 1986.
Радость познания. Популярная энциклопедия: В4т. — М., 1984—1986

Энциклопедический словарь юного натуралиста 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны Мирового океана

Обобщающий интегрированный урок (география + физика)  по теме "Мировой океан"...

Сценарный план- конспект урока по географии (6 кл) Атмосфера. Тайны "шестого океана"

разработка урока по  географии 6 кл. Атмосфера. Тайны "шестого океана". УМК: Лобжанидзе А.А. 6 кл...

Самоанализ урока по географии "Атмосфера. Тайны"шестого океана"(6 кл)

Самоанализ урока географии "Атмосфера. Тайны "шестого океана"(6 кл). УМК: Лобжанидзе А.А....

презентация к уроку географии 6 класс "Атмосфера. Тайны "шестого океана"

Презентация к уроку географии 6 класс "Атмосфера. Тайны "шестого океана" к учебнику Лобжанидзе А.А....

Открытый урок по географии в 7 класс "Тайны Тихого океана"

На данном уроке учащиеся познают много нового и интересного. Сравнивают  Тихий океан с уже знакомыми океанами, выесняют сходства и различия. В игровой форме закрепляют полученные знания и умения....

Декада естественных наук по теме "Квест "Тайны мирового океана""

В материалах представлены план площадки и квест с заданиями и ответами на них....

Декада естественных наук по теме "Квест "Тайны мирового океана""

В материалах представлены план площадки, материалы для изучения, квест с заданиями и ответами на них....