Открытый урок по географии в 7 класс "Тайны Тихого океана"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Никитина Елена Александровна

На данном уроке учащиеся познают много нового и интересного. Сравнивают  Тихий океан с уже знакомыми океанами, выесняют сходства и различия. В игровой форме закрепляют полученные знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_7_klass.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Нерастанновская средняя общеобразовательная школа

 

План открытого урока по географии

в 7 классе по теме:

«Тайны Тихого океана»

                                 Учитель географии

                     

                                                      Никитина Елена Александровна

 

п. Нерастанное

 2015г.

Конспект открытого урока в 7 классе.

Тема: «Тайны Тихого океана»

Цели: Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, особенностями природы, хозяйственной деятельностью человека в океане.

Задачи:

Образовательная – познакомить учащихся с особенностями природы Тихого океана;

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами, медиапроектором.

Содержание -  географическое положение, особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение океана.

Оборудование:

физическая карта океанов,  контурная  карта мира,  презентация “Тайны Тихого океана”, учебник “География 7класс», географический атлас 7 класс

                                                Ход урока

  1. Организационный  момент. Приветствие.
  2. Блиц – опрос по изученным темам

 На  уроках мы узнаём много интересного, но прежде чем начать сегодняшний урок,  я предлагаю вам ответить на вопросы, провести блиц - турнир.

(океан, море, залив, пролив, остров, архипелаг – (раскрыть понятия)

  1. Вход в тему:   

-Сегодня мы с вами будем изучать географический объект, а какой, попробуйте определить сами.

1.К этому географическому объекту относится и самое глубокое море на Земле – Филиппинское.

2.Частью этого географического объекта является самое грязное море на Земле – Желтое.

3. Только в этом географическом объекте можно увидеть Большой Барьерный риф, построенный мелкими животными, причем он такой огромный, что его можно увидеть даже с Луны.

4. Именно здесь можно наблюдать самые гигантские разрушительные волны – цунами.

5. Этот географический объект настолько огромен по площади, что может уместить на себе всю сушу, да еще место останется.

Многие из вас, наверное, догадались, о каком географическом объекте идет речь

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/


Тихий океан 

Вы знаете, что океаны - это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться.

Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью.

Уважаемые гости и участники экспедиции. Мы отправляемся с вами в необыкновенное путешествие по океану на большом корабле, на котором находятся 2 команды: гидрологов и биологов.

Уважаемые пассажиры и члены команд, прослушайте сообщение  с пометкой «важное»

Перед нами стоит задача – познакомиться с физико-географическими особенностями и изучить природу  самого большого океана, Тихого.

Подготовительная работа

Перед тем, как мы начнём  наше путешествие, я предлагаю вам познакомиться друг в другом в новом качестве и поиграть в игру «Ты мне - я тебе». Для этого я предлагаю Вам ответить на вопросы в конвертах. У вас на столах находятся конверты зелёного и синего цвета, задавая вопросы друг другу вопросы и отвечая на них, мы будем знакомиться с основными понятиями, изучаемыми экспедицией в ходе  путешествия.

-Как называется обширное пространство Земли, омываемое морями и океанами? (Материк).

-Как называются ветры, меняющие своё направление 2 раза в год, которые распространены на Дальнем Востоке? (Муссоны)

-Количество граммов веществ, растворимых в одном литре воды. (Соленость).

-Какие массы низших растений и животных в толще воды не опускаются на дно в живом состоянии и пассивно переносятся течением воды? (Планктон).

-Как называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)

-Как называется плавающая ледяная гора? ( Айсберг)

-Как называется огромный поток воды в океане, текущий в одном   направлении? (Океанические течения)

-Как называется путь для безопасного прохода судов? (Фарватер).

-Участок суши, в океанеморе или реке, окружённый со всех сторон водой, но небольшой по размерам (Остров)  

-Большие объёмы воды в океане, отличающиеся друг от друга  температурой, солёностью, плотностью, прозрачностью…(Водные массы)

-Как называется самый большой по площади океан на Земле? (Тихий)

И так, теперь мы начинаем наше путешествие,  

 

Проблемный вопрос урока:

Часто этот океан называют еще и Великим. Он хранит много таинств.

И   сегодня, путешествуя по его просторам, мы попробуем разгадать тайны Тихого океана

План изучения Тихого океана  (составляется детьми)

  1. Географическое положение
  2. История исследования
  3. Рельеф дна
  4. Климат
  5. Рекордсмен по островам
  6. Органический мир

-Предлагаю выяснить, где находится Тихий океан?

 Откройте атласы стр.20 и контурные карты.

 Алгоритм выполнения задания для работы в контурных картах находится у  вас   на  партах

Географическое положение.

1. Какие материки омывает (подписать на карте)

2. С какими океанами он связан (подписать на карте)

3. Как расположен относительно: (подписать на карте)

    экватора;

нулевого меридиана;

тропиков;

полярных кругов

 

 

1.  Тихий океан самый большой – 1-я тайна

Тихий океан, еще его называют  Великий, занимает 1/3 поверхности планеты и почти ½ площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 180 меридиана. Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега 5 континентов. На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов. На западе берега сильно изрезаны. Здесь много морей.

- Сравнивают площадь Тихого океана с размерами других океанов.

 

2.  «История исследования»

Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства.  

Первый европеец, увидевший Тихий океан  - испанский конкистадор

Васко Нуньес де Бальбоа.

В 1520 году корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.

Много сведений о природе океана было получено во время плаваний

Джеймса  Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством

Ивана Фёдоровича Крузенштерна, Михаила Петровича Лазарева, Василия  Михайловича Головнина, Юрия Фёдоровича Лисянского. В том же XIX в. комплексные исследования велись Степаном Осиповичем Макаровым на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.

 2-я тайна Тихого океана – Первое кругосветное путешествие.

3.«Рельеф Тихого океана» 

Рельеф дна мы изучим в экспедиционном справочнике на стр. 80-81

Тихий океан самый глубокий.

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.    

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глубокая Марианская впадина (11 022 м). Здесь расположено самое глубокое в мире море - Филиппинское

А так же в Тихом океане есть Жёлтое море, об особенностях которого  расскажет представитель из команды гидрологов   Михалёва Дарья

3-я тайна – Самый глубокий  

4.«Климат Тихого океана»    

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

А над морем чайки кружат, 
Полетим за ними дружно. 
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю 
И резвимся на просторе. 
Веселее загребай 
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок.

Тихий океан — самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной — развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом.

Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы — тайфуны («тайфун» означает «сильный ветер»).

В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы.  Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

Свойства водных масс определяются особенностями климата. Среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29 °С. Как вы думаете, почему? Из-за большой протяженности океана с севера на юг.

В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

4–я тайна - Самый неспокойный

5.Органический мир  (представитель команды биологов - Грезнева Валерия)

Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана.

Объясняют эту особенность океана его размерами, разнообразием природных условий и возрастом. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов.  

В океане обитают киты, морские котики, морские бобры (эти ластоногие живут только в Тихом океане).

Много и беспозвоночных животных - кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары).

Здесь обитает самый крупный моллюск - Тридакна, весом до 250 кг.

А более подробно я вам хочу рассказать о необычном обитателе Тихого океана  

5-я тайна – Самый разнообразный органический мир

6 тайна - Тихий океан – рекордсмен по островам 

Острова Тихого океана – самые численные в мире! По разным данным в этой части Земли их  20-30 тысяч. Задумайтесь, другие океаны даже вместе не насобирают столько! Вот самые крупные из них.

 

 6.Виды хозяйственной деятельности в океане (работа в группах)

А какую роль   играет  Тихий океан  в жизни  людей?

Н этот вопрос вы найдёте ответ самостоятельно, в экспедиционном справочнике на стр. 84-85

Выполнять задание  будете в группах.

На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан. Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.

Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков.

          4.Итог урока.

Вопросы

Итак, какие же тайны Тихого океана мы раскрыли?

Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало? Поразило?

А чтобы вы еще хотели узнать о Тихом океане?

        5.Рефлексия    

Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах.

Для этого у каждого из вас есть розовые листы с вопросами, ответьте на них.  Подчеркните ваш ответ

1. Понравилось ли работать в группах?

    Да              Нет                Не знаю

2. Понравилась ли тебе твоя работа  в группе?

    Да             Нет                  Не знаю  

3. Насколько ваша группа справилась с заданием?

    Полностью.

    Частично не выполнила.

    Не справилась с заданием.

4. Оцени свою активность в работе группы.

    Был активен (старался везде поучаствовать).

    Был активен большую часть времени.

    Не очень активен.

    Пассивен.    

Мне понравилось,  как вы сегодня работали во время нашего путешествия.

Я оценю вашу работу позднее, как проверю ваши работы.  И оценки сообщу на следующем уроке.

Вы продолжите своё путешествие дальше, а на каком корабле - решите сами. Выберите и пустите  свой кораблик в море в соответствии с вашим отношением к прошедшему путешествию.

  1. Домашнее задание:  п.17 , задание №4 на стр. 85

О, Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь! А значит

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О, Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

Тест по теме «Тайны Тихого океана»

1.Площадь Тихого океана

а) 91,7   млн. км2                         с)76,2 млн. км2

в) 179,1 млн. км2                         д)14,8 млн. км2

2. Самое глубокое место Тихого океана?

а) Филиппинский желоб                        с) Зондский желоб

в) Тонга                                                   д) Марианский желоб

3. Какие из перечисленных островов не относятся к островам Тихого океана?

а) Японские                                             с) Бермудские

в) Гавайские                                            д) Марианские

4. Кто из путешественников дал название океану - Тихий?

а) С. Макаров                                           с) Ф. Магеллан

в) Х. Колумб                                            д) И. Крузенштерн

5.Кто написал труд «Витязь» и Тихий океан?

а) С. Макаров                                           с) Ф. Магеллан

в) Х. Колумб                                            д) И. Крузенштерн

6.Какой из климатических поясов не пересекает Тихий океан?

а) Арктический                                        с) Экватор

в) Антарктический                                  д) Субарктический

7. Какие ветра в переводе означают «сильные ветра»?

а) Муссоны                                              с) Стоковые

в) Пассаты                                               д) Тайфуны

8. Сколько остовов насчитывается в Тихом океане?

а) около 11 тыс.                                      с) более 15 тыс.

в) около 10 тыс.                                      д) около 8 тыс.

9. Какое уникальное животное   было уничтожено браконьерским промыслом и загрязнением океана?

а)                                                              с)

в)                                                              д) морская корова

10. Как называется ядовитая морская звезда, которая является самым опасным вредителем, уничтожающим кораллы?

а)  Киты                                                   с) Тридакна

в) Морские свинки                                 д) Акантастер

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс...

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация  соот...

Самоанализ урока по географии "Атмосфера. Тайны"шестого океана"(6 кл)

Самоанализ урока географии "Атмосфера. Тайны "шестого океана"(6 кл). УМК: Лобжанидзе А.А....

Открытый урок по географии Моря Северного Ледовитого Океана

Открытый урок по географии Моря Северного Ледовитого Океана...

Открытый урок по теме: "Свойства вод Мирового океана"

Презентация для 6 класса. Учебник Летягин...