Главные вкладки

    Модель ролевой игры «Слет специалистов оптики» (9 класс)
    методическая разработка (физика, 9 класс) по теме

    Свириденко Ольга Владимировна

          Цель игры: вовлечение обучающихся в работу по изучению  материала по теме «Оптические явления в природе».

    Задачи игры:

    образовательные: обобщить знания обучающихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений  (радуга, мираж, гало, глории, нимбы, голубое небо, красное солнце, зеленый луч, сумерки);

    способствовать формированию:

    §  коммуникативной культуры;

    §  информационной культуры;

    §  навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников;

    научить:

    §  выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;

    развить:

    §  критическое мышление

    §  развитие умения презентовать и защищать свою работу перед оппонентами

    Опорные знания: законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света; понятие о дисперсии света, спектре, оптической плотности среды; явление полного внутреннего отражения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Региональный конкурс

    методических разработок внеклассных мероприятий

    по физике, химии, биологии и экологии

    «Педагогический фейерверк»,

    посвященный Всероссийскому «Году учителя»

    Модель ролевой игры «Слет специалистов оптики» (9 класс)

    Да, путь познания не гладок

    Но знаем мы со школьных лет

    Загадок больше, чем разгадок,

    И поискам предела нет.

     Цель игры: вовлечение обучающихся в работу по изучению  материала по теме «Оптические явления в природе».

    Задачи игры:

    образовательные: обобщить знания обучающихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений  (радуга, мираж, гало, глории, нимбы, голубое небо, красное солнце, зеленый луч, сумерки);

    способствовать формированию:

    1. коммуникативной культуры;
    2. информационной культуры;
    3. навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников;

    научить:

    1. выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;

    развить:

    1. критическое мышление
    2. развитие умения презентовать и защищать свою работу перед оппонентами

    Опорные знания: законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света; понятие о дисперсии света, спектре, оптической плотности среды; явление полного внутреннего отражения.

    Организационный замысел:  класс делится на две группы: группа по изучению оптических явлений и группа «журналистов» известных научно-популярных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света», и т.д. Тема «Загадочные оптические явления» изучается группой специалистов, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег.

    Задача участников слета: 1) изучить оптическое явление и ознакомить всех с вопросами, которые разрабатывались  в данной группе (НИИ, лаборатории, научном коллективе). 2)  подготовить интересные вопросы для проведения пресс-конференции.

    Средства, дидактические материалы: мультимедийная установка, репродукции картин А.К. Саврасова, П.В. Кузнецова, А.И. Куинджи, И.А. Айвазовского и др., презентации учеников, оборудование для проведения эксперимента (по наличию в школьной лаборатории)

    План слета специалистов: (вывешивается заранее в кабинете)

    1. Сообщение специалистов:

    1. Радуга.

    2. Миражи.

    3. Гало, глории, нимбы.

    4. Голубое небо и красное солнце.

    5. Зеленый луч.

    6. Сумерки.

    1. Пресс-конференция специалистов по загадочным оптическим явлениям.

    Подготовка к мероприятию. Обучающиеся выбирают тему (в данном случае «Загадочные оптические явления») и роли.  Тему  разбивают на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп «специалистов» в классе:

    1. Радуга.

    2. Миражи.

    3. Гало, глории, нимбы.

    4. Голубое небо и красное солнце.

    5. Зеленый луч.

    6. Сумерки.

    Для каждой группы составляется информационная карта (в ней - название подтемы, перечень вопросов, которые нужно раскрыть, и список литературы), а также карточку демонстратора (там - название подтемы, список опытов, которые требуется осуществить, и указания, где они описаны). Готовят также наборы книг и пособия по физическому эксперименту, презентации в программе Power Point. Поясню на примере информационной карты по изучению явления миражи.

    Название подтемы:  Оптическое явление «Миражи» 

    План изучения явления:

    1. изучить теоретические основы явления;
    2. аргументировано объяснить оптическое явление;
    3. экспериментально смоделировать в нашей школьной лаборатории возможность наблюдения.

    Рекомендуемая литература:

    1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.

    2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.

    В карточке демонстратора по этой подтеме после ее названия стоит: 1) наблюдения явления мираж в школьной лаборатории. Лит.: Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы.-М., 1967.-Ч. I .-С. 342- 343.

    Ход урока.

     На доске - план изучения нового материала, каждый пункт которого соответствует вопросам, предложенным группам, эпиграф. Основная часть урока - доклады специалистов. В качестве докладчиков выступают либо по очереди все члены группы, излагая каждый свою часть, либо ее представитель, который суммирует сказанное коллегами, а остальные дополняют сообщение. Все участники слета конспективно записывают в тетрадях доклады, задают вопросы, уточняют сведения.

    Для успеха мероприятия, который рассчитан на 2 учебных часа, очень важно выдержать регламент:

     1. вступительное слово учителя  -5 мин,

     2. выступления группы – для каждой группы 10 мин,

     3. прения -5 мин. после выступления каждой группы,

     4. подведение итогов - 5 мин.

    Литература:

    1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.

    2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.

    3. Комисарова О.В. Слет специалистов оптики,- Физика в школе, 2002, № 1

    4. Проклова В.Ю. Оптические явления в природе, - Первое сентября. Физика,  2005,  № 2

    Web-сайты: www.log-in.ru/articles/486/  

                         awesta.kosmopoisk.org/ksion.htm  

                         dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/305682      

                         www.avialine.com/country/6/articles/127/476/1160/0/2036.html  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления

    Тема урока:            Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления. Предмет:...

    Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка.

    Статья на тему "Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка"...

    Урок - ролевая игра Суд над Интернетом 11 класс

    Обобщающий урок  по теме "Компьютерные технологии" в 11 классе. Суд над Интернетом....

    Урок-игра по теме: "Оптика" 8 класс

    Вашему вниманию предлагается обобщающий урок по теме:"Оптика", рекомендованный для проведения в 8 классе. Целями урока является развитие творческих способностей у учащихся, работа в команде и индивиду...

    Ролевая игра "Математик - бизнесмен" 7 - 8 класс

    1.Современное постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли самостоятельно и активно действовать, принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. П...

    Поваренная соль (Ролевая игра для учащихся 7-8 классов)

    Каждый учебный год в нашей школе проводится декада химии, где организуются внеклассные, внешкольные мероприятия. Учитывая возрастные особенности, в 7-8 классах организуем ознакомление с известными, но...