Изменения школьного процесса обучения физике в условиях обновления образования.
статья (физика) по теме

тарасова марина владимировна

выступление на ггородской научно-практической конференции учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasova2012.pptx2.8 МБ
Файл referat_fgos_avtosohranennyy.docx46.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменения школьного процесса обучения физике в условиях обновления образования Тарасова Марина Владимировна, Учитель физики МБОУ «Гимназия №3»

Слайд 2

«Это невозможно!» - сказала Причина. «Это безрассудство!» - заметил Опыт. «Это бесполезно!» - отрезала Гордость. «Попробуй…» - шепнула Мечта .

Слайд 3

Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км / ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км / ч С е м ь я 60 км / ч Школа образование 10 км / ч Политика закон очень медленно

Слайд 4

Изменения в современном образовании Меняются цели и задачи , стоящие перед образованием . П роисходит перенос с усвоения знаний на формирование компетентности ( л ичностно-ориентированное образовани е ). Изменяется понимание « фундаментализации » образования ( база для непрерывного образования ; уметь , владея системой знаний о…)‏ Это способствует внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс отечественной школы

Слайд 5

Образование не только выполняет социальный заказ общества, оно призвано опережать другие сферы общества… Образование должно быть… фактором развития общества!!! Внедрение развивающих технологий (изменение технологий – это смена целевых установок, ценностных ориентаций) Готовность и умение учителя перестраивать профессиональную деятельность (идеология развития – саморазвития) (Н.Г. Разова , Е.Н. Денисова «Профессиональные компетенции»)

Слайд 6

Физика как наука раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Физическое образование

Слайд 7

Деятельность учителя – решающий фактор в обновлении процесса обучения физике Использование ИКТ в учебном процессе - один из путей решения проблемы повышения качества образования. Научность и ценность – факторы повышения мотивации изучения физики. Развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения. Основные факторы обновления образовательного процесса обучения физике

Слайд 8

овладевший профессиональными знаниями и умениями , способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса . Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности Компетентный учитель – это специалист

Слайд 9

Профессионально-педагогическая эрудиция Широкий кругозор, общая культура ; Психолого-педагогические знания ; Безупречное знание предмета; Знание методики преподавания. Информационный компонент

Слайд 10

Владение профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом; разными технологиями и методами обучения; методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности; владение аудиторией, профессиональная наблюдательность . Операционный компонент

Слайд 11

Проявление: Любовь к детям Требовательность к себе и детям Доброжелательность и общительность Увлеченность работой, способность привить интерес к своему предмету Постоянное совершенствование педагогического мастерства Мотивационный компонент

Слайд 12

Критерии: профессионализм, творчество, мастерство, эффективность, оптимальность, индивидуальный почерк . Уровни профессиональной компетентности (по разным источникам )

Слайд 13

Использование ИКТ в учебном процессе - один из путей решения проблемы повышения качества образования Применение ИКТ учащи м ися на уроках физики: учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска информации; оптимально используется персональный компьютер как обучающее средство; развивается познавательный интерес через тягу современного школьника к компьютеру, формирует убеждение, что достижения современной техники не отделимы от науки физики .

Слайд 14

Большинство современных городских школьников не представляют себе жизни без компьютера и телевизора . Привычка детей получать информацию с экрана монитора делает перспективным обучение с использованием компьютера. Помочь преподавателю в проведении уроков на компьютере могут многочисленные разработанные к настоящему времени учебные компьютерные программы .

Слайд 15

Существующие учебные программы можно разделить на три основные группы: программы с готовыми компьютерными демонстрациями, с небольшими возможностями управления параметрами наблюдаемых процессов; программы, обучающие решению задач, снабженные справочным материалом и подсказками, а также оценкой работы обучаемого; интерактивные программы, позволяющие моделировать изучаемые явления на экране компьютера самому ученику.

Слайд 16

программы с готовыми компьютерными демонстрациями , с небольшими возможностями управления параметрами наблюдаемых процессов

Слайд 17

программы, обучающие решению задач, снабженные справочным материалом и подсказками, а также оценкой работы обучаемого ЕГЭ – Тест по физике 2012 Вопрос 1 из 25 На графике приведена зависимость скорости прямолинейно движущегося тела от времени. Определите модуль ускорения тела. 5 м/c 2 10 м/с 2 15 м/с 2 12,5 м/с 2

Слайд 18

МБОУ «Гимназия №3»

Слайд 19

Формы и способы применения ИКТ на уроках физики ИКТ Компьютерное моделирование Компьютерные демонстрации Решение задач в Excel Компьютерное тестирование Создание проектов Лабораторный практикум

Слайд 20

Конструирование системы уроков Фрагмент поурочного планирования темы: «Электрические явления с применением ИКТ»

Слайд 21

Компьютерные демонстрации Фрагмент учительской презентации к уроку «Применение явления электромагнитной индукции в современной технике»

Слайд 22

Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения МАМИ Тестинг

Слайд 23

Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения TEST

Слайд 24

Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения TEST C

Слайд 25

Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения MS EXCEL

Слайд 26

Компьютерное тестирование Фрагмент программного обеспечения Конструктор школьных сайтов

Слайд 27

Компьютерное моделирование Модель электронной виртуальной школы Кирилла и Мефодия – 8 класс

Слайд 28

Компьютерное моделирование Модель мультимедийного электронного учебника «Открытая физика»

Слайд 29

Итоги контрольной работы

Слайд 30

Microsoft Excel Шаг 1 Шаг 2 Шаг 4 Шаг 3 Шаг 5 Мяч кинули под некоторым углом к горизонту, показать, что: 1) траектория полета мяча является параболой; 2) координата X меняется линейно со временем, то есть соответствует равномерному движению мяча вдоль оси Х ; 3) зависимость Y ( t ) является квадратичной функцией, в которой коэффициент при квадратичном члене ни что иное, как , где g – ускорение свободного падения.

Слайд 31

Создание проектов Работа учащихся 10-11 классов над проектом по физике «За 80 дней вокруг света» Еще одним направлением практической деятельности школьников, является работа над проектами , в ходе которой ученики приобщаются к методам научного исследования, максимально используя индивидуальные особенности.

Слайд 32

Фестивали, конкурсы Поисково-исследовательская деятельность Классные часы, мероприятия Родительские собрания, Внеклассная работа по предмету ИКТ и творчество учащихся презентации познавательные календари буклеты издание классной электронной газеты видеофильмы Внеклассная работа

Слайд 33

Электронный журнал

Слайд 34

Использование интерактивных программ позволяет школьникам проводить самостоятельные исследования свойств компьютерных моделей и выявлять основные закономерности, происходящих с ними явлений. Эта учебная деятельность готовит школьников к грамотному проведению реальных физических опытов и адекватному представлению результатов проводимых экспериментов. Можно использовать интерактивные программы и для моделирования явлений, описываемых в условиях физических задач, что существенно облегчает понимание условия задачи и поиск пути ее решения.

Слайд 35

Образовательный потенциал И К Т 1. По отношению к учебной деятельности : повышение мотивации активизация работы учащихся 2. По роли в развитии учащихся : о сознание назначения компьюте ра ; показ современных средств познания ; повышение научности ; возможность разного представления информации ; развити е модельных представлений , пр иобретение умений самостоятельного моделирования ;

Слайд 36

3 . По техническим возможностям : моделирование трудновоспроизводимых процессов ; нагляднос ть ; расширение диапазона исследований ; работа с быстропротекающи ми процесс ами ; подробно сть исследовани я ; сокращение времени . Образовательный потенциал И К Т

Слайд 37

Обобщение опыта педагогов

Слайд 38

Обобщение опыта педагогов

Слайд 39

Обобщение опыта педагогов

Слайд 40

Позволяют формировать умения учиться трансформировать информацию в новые знания, превращать новые знания в конкретные предложения. В основу может быть положен информационно деятельностный подход, состоящий в сочетании информационных, исследовательских и проектных технологий, формирующих у учащихся навыки индивидуальной самостоятельной работы. Решающим фактором является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя. Системные изменения физического образования

Слайд 41

Любой человек может стать Ньютоном , если только яблоко упадет ему на голову . Но зачем ждать , пока оно упадет ; уж лучше стать тем , кто тряхнет яблоко …

Слайд 42

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Процессы в сфере образования отражают изменения всей системы на государственном и общественном уровнях. От того, какие задачи поставлены перед школой — «нашпиговать» всех учащихся по единому учебному плану или дать им свободу выбора, обеспечив жизненную успешность, - зависит будущее общества.

Образование должно стать основой нормальной жизни общества. Сущность и цель современного образования - развитие общих способностей личности и ее универсальных способов деятельности средствами учебных предметов. В этой связи изменяется роль учителя в школе. Он перестает быть для учащихся основным источником знаний и превращается в организатора их деятельности. Изменяются ценности образования. Для успешной социальной адаптации человека в современном информационном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умение творчески применять их на практике, в повседневной жизни.

Возрастает роль физического образования как важнейшего фактора, определяющего уровень образованности общества в целом, базового уровня образования инженеров, специалистов в области точных и естественных наук, что делает необходимым его совершенствование. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний.

Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания и определяет уровень и стиль научного мышления. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации, выявлению ее фундаментальных, качественных и количественных аспектов и доведения уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.

Физическое образование ценно еще и тем, что оно помогает осознать место человека в мире, как неотъемлемой части природы, без которой невозможно его существование, как наиболее интеллектуального и высоко духовного существа, несущего ответственность за будущее биосферы.

Развитие физики способствует созданию условий для перехода к информационному обществу, так как на основе непрерывного развития электронных устройств, оптических систем и др., совершенствуется и расширяется сфера применения информационных и коммуникационных технологий. Развитие спутниковых систем, волоконно-оптической связи, совершенствование вычислительной и робототехники, нанотехнологий, освоение космического пространства - таков прогноз научно-технического прогресса на ближайшее время.

Так как знания по физике ценны и востребованы практически в любой специальности, есть необходимость в усилении физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике.

Сегодня важно, чтобы физическое образование осуществлялось на основе современных информационных технологий, чтобы в процессе обучения физике учащиеся осваивали компьютерную культуру. Это обусловлено, во-первых, ролью физики как фундаментальной основы работы компьютера, а во-вторых, тем, что физика - наиболее развитая область применения компьютерных технологий. Изучение не только конкретного физического объекта, но и его компьютерной модели позволяет расширить круг физических задач, которые сможет решить учащийся.

Россия стоит перед необходимостью обеспечить новое качество массового физического образования, которое будет способствовать развитию информационного общества и общества высоких технологий. С этой целью осуществляется реформа образования.

ГЛАВА I.  ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

1.1. Деятельность учителя - решающий фактор в обновлении процесса обучения физике

Значение педагогической культуры как общественно-исторического явления велико. Можно   быть учителем и двадцать, и тридцать лет, и всю жизнь. Но так и не стать им. Отсутствие педагогической культуры не позволяет учителю создать ту "власть авторитета", о которой писал В. Сухомлинский. Лишенный педагогической культуры учитель никогда не будет пребывать в той атмосфере, которая дает почувствовать радость слияния души воспитателя с душой ученика. Отсутствие педагогической культуры постоянно ввергает учителя в такие сложные педагогические ситуации, которые зачастую становятся свидетельством его профессиональной непригодности. И не от этого ли все чаще и чаще масса учителей ловит себя на желании бросить школу. Можно   до мельчайших подробностей и тонкостей знать свой предмет, владеть методикой его преподавания в совершенстве, но «не подняться до звания настоящего Учителя, не сотворить себе Учеников». Отсюда следует, что учитель, владеющий профессиональными навыками, ещё не учитель. Он становится учителем только тогда, когда сочетание профессиональных и личностных качеств с передовыми педагогическими взглядами и идеями делают его носителем педагогической культуры.

Учителя не могут пока в массе своей перейти на новый тип взаимоотношений с учениками - тип сотрудничества. А прежний тип отношений нарушен.  Педагог не изменился за последние 20-30 лет. Он не стал интеллигентнее, культурнее. Он мало похож на учителя-просветителя. В большинстве своем современный педагог соответствует ученику – середнячку,  который вроде бы не отстает, но и звезд с неба не хватает. В то время как ученик уже далеко не таков, как его сверстник. Он и начитан, и кругозор у него  шире, и развит физически. И нужен ему не человек, сообщающий знания, а личность, пробуждающая у него желание учиться. Но интересы ученика ушли на периферию школьной жизни, а в центре внимания оказался учебный процесс. Самоцелью стала формальная,  по сути, оценка его знаний, умений, навыков. Ученик "бунтует" против того, чтобы он был просто объектом оценки как носитель информации. Он хочет эту информацию добыть, понять, пропустить ее через собственные руки. Но многие педагоги не видят учащегося дальше тех функций, которые он обязан выполнять.

Проблема профессионализма педагога в условиях обновления общества приобретает особую остроту и значимость. Наблюдающийся упадок обшей и профессиональной  культуры в обществе во многом обусловлен тем,  что образование перестает быть частью культуры.

Общее повышение уровня педагогической культуры школы является основной предпосылкой развития индивидуальной педагогической культуры каждого учителя.  И,  наоборот, чем больше в школе появляется учителей, включающихся в инновационный процесс, тем выше уровень ее педагогической культуры.

Особое внимание необходимо уделять  раскрепощению творческой энергии учителей, высвобождении ее для новых дел и создании условий для полноценной творческой самореализации каждого педагога.

1.2. Информатизация учебного процесса - важный фактор, совершенствования физического образования в современных условиях

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:

– обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;

– развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;

– создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Исходя из сложившихся темпов компьютеризации отрасли непрерывного образования, а также учитывая неравномерность технологического компьютерно-сетевого обеспечения населения на дому, можно ожидать, что в самое ближайшее время указанные задачи в полном объеме и комплексно решены, не будут.

Вместе с тем, возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования в первой половине жизни морально устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни. Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Должны быть разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, образование, ориентированное на студента, обучение без временных и пространственных границ. Для повышения качества образования предполагается также интенсивно использовать новые образовательные технологии.

Новые информационные технологии являются непременным компонентом учебного процесса, нацеленного на становление исследовательской деятельности в курсе физики. Компьютер в обучении применяется как инструмент интеллектуального труда школьника для реализации методов табличной, графической, статистической обработки данных и моделирования.

Информационно - деятельностный подход к организации обучения, предполагает:

- использование информационных технологий с помощью электронных гипертекстовых, мультимедийных учебников и пособий (которые делают реальным переход к новой модели образования - вариативному образованию, когда обучаемый становится субъектом образования и сам определяет как, чему и в какой степени ему обучаться);

- использование профессионального программного обеспечения для виртуального моделирования,

- использование возможностей сети Интернет для самообразования учащихся и для методической подготовки учителя физики (ориентации во все возрастающем потоке информации, к постоянному обновлению и пополнению знаний), которые являются элементами системных изменений физического образования на пути совершенствования процесса обучения физике.

Для  успешного и осознанного усвоения учащимися курса физики, создания образовательной среды, в которой создаются условия для продуктивного взаимодействия учителя и учащихся необходимо изменение содержания физического образования через решение практико-ориентированных задач, через использование методологического подхода при их решении, через включение в процесс решения задач элементов медиа-образования. Разработан цикл практико-ориентированных задач для учащихся основной школы.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть способы подачи учебного материала. Учителя  применяют  материалы на электронных носителях на своих уроках. Кроме того, часть учителей, достаточно успешно применяющих информационные технологии в своей педагогической деятельности, пополняют свои коллекции мультимедийных изданий.

У обучающихся наблюдается повышенный интерес к изучению предмета в связи с применением компьютеров и изучением компьютерных технологий.

Использование информационных технологий побудило интерес к изучению любого школьного предмета и показывает необходимость информатизации в реальной жизни. Ученические проекты используются на уроках.

Использование  профессионального программного обеспечения формирует информационную культуру, обеспечивает исследовательский характер поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, формирует представление о роли и месте эксперимента в познании, навыки самостоятельного экспериментирования в поиске новых знаний, создает условия для индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

1.3.Научность и ценность физического образования как факторы его обновления и повышения мотивации изучения

Системные  изменения физического образования должны основываться на научных знаниях в соответствии с принципами фундаментальности, современности, доступности, необходимости тщательности отбора самого существенного содержания науки, раскрытия логики науки - физики, формирования элементов диалектического мышления, ценности изучаемого материала.

Физическое образование должно  быть направлено на развитие учащихся средствами учебного предмета физики и состоять в интеграции непрерывного совершенствования содержания образования и модернизации активных форм обучения на основе методологии науки, информационных и исследовательских технологий.

1.4. Развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения

Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования.

Именно об том идёт речь в стандартах образования второго поколения. Физика, как школьная дисциплина, всегда стремилась к обучению и организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках, чтобы освоение ими основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивающих развитие умения учиться. Говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Самостоятельная работа – средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации.

Самостоятельная работа учащихся на уроках физики складывается из: 1) выполнения лабораторных работ, 2) решения задач, 3) работы с учебником (грамотного конспектирования, ответов на вопросы) и работой с различными источниками информации (таблицами, справочниками и др.), 4) семинарских занятий, 5) докладов, 6) информационных и исследовательских проектов.

Проектная деятельность учащихся –  это новая  технология обучения. Некоторые проекты не могут быть ограничены одним или несколькими уроками; они требуют предварительной подготовки и каждодневного, систематического исследования (например, месяц исследования и месяц оформления работы в текстовом и графическом виде). Проектная технология  позволяет перейти на дифференцированный подход к ученикам, т.е. на личностно – ориентированное обучение.

Проектная деятельность даёт возможность развивать все системы УУД:

  1. личностные,
  2. регулятивные,
  3. познавательные,
  4. коммуникативные.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся. Проект начинается с выбора темы исследования. Тема должна быть интересна, востребована, иметь практическое значение, вписываться в программу профильного обучения, актуальна, конкретна, реализуема в  имеющихся условиях: по данной теме должны быть источники информации, оборудование и условия для проведения эксперимента. Ученики, выбрав тему, устанавливают объект и предмет исследования; определяют задачи, методы исследования; выдвигают гипотезы, планируют эксперимент, распределяют обязанности  при работе в команде. Распределение обязанностей может быть таким:

1) исследователь  - отвечает за этап сбора информации,

2) творец – придумывает, сочиняет, отвечает за дизайнерскую работу,

3) организатор – следит за этапами выполнения работы,

4) экспериментаторы – проводят опыты и работают с исследуемой группой учащихся; строят графики по результатам исследования;

5) журналисты – проводят анкетирование  и интервьюирование исследуемой группы учащихся,

6) теоретики – анализируют, сравнивают, обобщают результаты наблюдений и измерений, анкетирования и интервьюирования; делают выводы; пишут тезисы и получают рецензию на работу,

7) докладчики – готовят вместе со всеми участниками проекта доклад для защиты проекта.

При таком распределении «ролей» артистический ребёнок, которому может не даваться систематическая работа, связанная с этапом сбора и переработки информации или проведении эксперимента, прекрасно сможет проявить свои способности на презентации проекта.

Учащиеся, хорошо владеющие компьютерными технологиями, оформят проект в виде компьютерной презентации с фотографиями эксперимента, анимацией процессов, схемами и графиками, выполненными с использованием программы Exсel.

Коммуникабельные  ученики всегда смогут поддержать в группах учащихся тёплую и дружескую атмосферу. Школьники учатся работать в коллективе: уважать мнение другого человека, отстаивать свою точку зрения, вести диалог. Они учатся распределять своё время, контролировать свою и деятельность товарища, быть ответственными и дисциплинированными; учатся планировать,  разделять задачу на этапы, определять пути поиска и обработки информации, выдвигать гипотезы, проводить опыты, излагать устно и письменно результаты своей работы. Регулируя распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка педагог (консультант проекта) получает возможность оказывать влияние на отношения в детском коллективе.

В групповой работе над проектом каждый её участник сможет проявить и показать себя с наилучшей стороны. Защита проекта может проходить в актовом зале школы в присутствие учащихся 7 – 11 классов и жюри, которые могут задать любой вопрос по излагаемой теме докладчикам. Форма представления результатов проекта в виде тезисов публикуется и помещается на специальный стенд. Там же помещается рецензия.

При использовании проектной технологии обучения учитель сталкивается с такими проблемами:

1) в настоящее время, при гуманизации образовании, стало мало школьников, которые действительно интересуются наукой и техникой, а не только отметкой,

2)  недостаток оборудования  для проведения  экспериментальной работы,

3)  в кабинете физики нет стационарного компьютерного проектора и интерактивной доски,  

4) нет специально отведённых учебных часов для исследовательской и научной работы.  

Однако проектная информационно - исследовательская деятельность действительно формирует у учащихся универсальные учебные действия, что обеспечивает качество образования и преподавания, развивает интерес к предмету.

ГЛАВА II. ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Модель системных изменений физического образования в условиях обновления общего образования

Ведущие  идеи обновления физического образования состоят  в следующем:

1. Стремительная информатизация общества повышает спрос на технически грамотных выпускников школ владеющих основами современных информационных технологий, знающих структуру и принципы работы компьютеров и компьютерных сетей, обладающих навыками работы с ними, имеющих серьезную подготовку в области физических наук. Эти потребности общества не могут быть удовлетворены без модернизации учебного процесса по физике.

2. Совершенствование физического образования заключается в интеграции содержательного и процессуального аспектов учебного процесса, отвечающего потребностям современного общества.

3. Основным направлением системных изменений процесса обучения физике в условиях обновления общего образования должно стать изменение содержания физического образования на основе включения в учебный материал практико-ориентированных задач, позволяющих стимулировать познавательный интерес учащихся и осмысление ими ценности физических знаний.

4. В основу системных изменений физического образования может быть положен информационно - деятельностный подход, состоящий в сочетании информационных и проектных технологий, формирующих у учащихся навыки исследовательской самостоятельной работы.

2.2 Изменение содержания процесса обучения физике через решение практико-ориентированных задач

Обучение физике в современных образовательных учреждениях будет более эффективным, если:

- системные изменения обучения физике будут направлены на фундаментализацию образования, как необходимого условия формирования у учащихся основы физических знаний, научного стиля мышления, методологической грамотности, независимо от того, на каком профильном уровне этот курс изучается;

- учебный процесс по физике на всех своих этапах будет основываться на использовании примеров иллюстрирующих ценность физических знаний и их практическую направленность;

- изменение содержания физического образования будет проектироваться в логике задачного подхода: в содержание учебного материала будут включаться практико-ориентированные задачи, решая которые учащиеся смогут познавать окружающую действительность;

- будут системно использоваться во всех формах медиатехнологии (интерактивное программное обеспечение, электронные учебники, Интернет и др.) сообразно с логикой и методологией физики и физического образования;

- будут планомерно применяться проектные технологии, которые позволят перенести акцент с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность обучаемого;

- учебный процесс по физике будет строиться на основе современной образовательной парадигмы, ориентированной на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, признание учащегося субъектом образовательного процесса; развитие его личности средствами учебного предмета.

ГЛАВА III ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание уделяется компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Новое входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство.

К сожалению, следует признать, что многие из нас сегодня не готовы работать в новых условиях: мы уступаем своим ученикам в уровне владения компьютером, использования Интернета, совершенно беспомощны в компьютерной графике и веб-дизайне.

Но, мне кажется, дело еще в том, что мы остаемся приверженцами классической школы, где доска и мел - главные средства обучения. Наши попытки использования современных информационных технологий, надо признать, еще очень робки. И сам факт получения в пользование чуда техники - интерактивной доски - сразу не сделает учителя талантливее, урок продуктивнее, а ученика умнее.

Основными причинами, затрудняющие применение электронных средств обучения наши учителя назвали следующие: технические проблемы, психологические барьеры, компьютерная некомпетентность, организационные проблемы.

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Целью моей работы и является помочь педагогам включиться в этот уже необратимый процесс информатизации образования.

В нашей школе создана хорошая материально-техническая база. Благодаря полученному гранту в рамках национального проекта "Образование", были приобретены интерактивные доски, обновлены компьютерные классы, в учебных кабинетах стационарно установлены экраны, мультимедийные проекторы и компьютеры. Все это создало предпосылки для активного внедрения ИКТ в процесс обучения.

Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию.

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах:

  1. Объяснение нового материала.

Основными формами деятельности являются:

  1. подбор текстового и графического материала по теме урока;
  2. создание учебно-дидактической презентации;
  3. создание наглядного раздаточного материала;
  4. создание мульмедийных пособий.
  1. Контроль усвоения пройденного материала

Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов.

  1. Дополнительное образование

Организация проектной деятельности учащихся. Повторение материала, решение задач при подготовке к экзаменам. Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

  1. Внеклассная работа
  2. Закрепление материала.

Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На своих уроках я использую электронные ресурсы: «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.

Но, основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих систем, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме.

Преобладающими причинами, затрудняющими использование готовых электронных учебных пособий, являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Кроме того, опираясь на собственный опыт овладения электронными учебниками и на опыт опрошенных педагогов, можно назвать общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:

• различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения;

• излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;

• несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.

Поэтому учителю, имеющему возможность использовать мультимедийное оборудование, приходится создавать и собственные разработки видеоуроков, начиная с конспектов и слайдов, заканчивая flash - анимацией и созданием собственных сайтов.

Получив интерактивные доски, мы встретились с таким препятствием как их несовместимость. т. е., флипчарты, созданные для одной доски не совместимы с другой.

В своей работе я рассматриваю процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения, в частности, применение пакета программ Microsoft Office. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся.

ВЫВОДЫ

1. Необходимость обеспечения эффективного физического образования в условиях перехода к информационному обществу делает целесообразными, а методические системы, основанные на сочетании информационных технологий и методологии науки, делают возможными системные изменения процесса обучения физике.

2.  Системные изменения в физическом образовании, с одной стороны, являются следствием изменений в обществе (переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу), а с другой стороны - необходимым условием этих изменений. Они  позволяют реализовывать такие функции образования, как формирование умения учиться, трансформировать информацию в новые знания, превращать новые знания в конкретные предложения.

3. Системные изменения физического образования состоят в интеграции непрерывного совершенствования содержания образования и введении активных форм обучения на основе методологии науки, информационных и исследовательских технологий и описываются соответствующей моделью.

4. Системообразующими элементами обновляемого содержания физического образования должны стать: использование методологических принципов физики как науки; приближение учебного процесса в его содержательном и процессуальном аспектах к современной науке; сочетание фундаментальности курса физики с профильной ориентацией; связь с практикой, реализуемая через решение практико-ориентированных задач; разработка вариативных учебных программ, в которые должны войти не только предметные знания, но и соответствующие целям развития личности различные виды деятельности, в которых эти знания будут функционировать.

5. В основу системных изменений физического образования может быть положен информационно-деятельностный подход, состоящий в сочетании информационных, исследовательских и проектных технологий, формирующих у учащихся навыки индивидуальной самостоятельной работы.

6.  Системные изменения физического образования проявляются через внедрение в процесс обучения инновационных педагогических технологий, предполагающих развитие новых педагогических подходов, методов и приемов к обучению, создание новой образовательной среды, нового стиля работы преподавателей, при котором, ученик - активный субъект своего учения.

 Решающим  фактором системного обновления процесса обучения физике является деятельность профессионально и информационно компетентного учителя, направленная на создание эффективной образовательной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся; на развитие мышления учащихся; обеспечивающая доступность восприятия учебного материала. Главной целью учителя становится создание условий для того, чтобы процесс обучения физике стал творчеством личности, самой осуществляющей свое образование.

Системные  изменения физического образования должны основываться на научных знаниях в соответствии с принципами фундаментальности, современности, доступности, необходимости тщательности отбора существенного содержания науки, раскрытия логики науки - физики, формирования элементов диалектического мышления, ценности изучаемого материала и быть направленными на развитие учащихся средствами учебного предмета физики и состоять в интеграции непрерывного совершенствования содержания образования и модернизации активных форм обучения на основе методологии науки, информационных и исследовательских технологий.

Системообразующими  элементами модели системных изменений обучения физике в условиях обновления общего образования, выступают информатизация, практико-ориентированная направленность содержания физического образования и активные технологии обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шиян Н. В. Системные изменения обучения физике в условиях обновления общего образования // Физика в системе современного образования (ФССО): Труды седьмой международной конференции. Т. 3. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)
  3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008
  4. Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. Дисс. . д-ра пед. наук. СПб., 2004. - 385 с.
  5. Беспалько И.И. Компьютерные модели в системе средств обучения физике //Проблемы учебного физического эксперимента.: Сборник научных и методических работ. Вып.2, Глазов: ГГПИ, 1996, с.73-74.
  6. Грабиленков М.В. В каком обновлении нуждается школьный курс физики. «Физика» приложение к газете «Первое сентября». 2000, № 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Экологическое образование в процессе обучения физике"

Среди глобальных жизненно важных проблем,стоящих перед человечеством,первостепенное значение имеет проблема экологии......

Пути совершенствования процесса обучения аудированию в условиях модернизации Российского образования (английский язык).

Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые п...

Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике

как реализовать экологическое образование в процессе обучения физике...

Экологическое образование в процессе обучения физике

Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение  приобрела в наши дни проблема экологии.Причинами этого являются:1. Неразумное отношение человека к...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

В статье рассматривается применение методов проектной деятельности на занятиях по судомоделированию...

Методическая разработка - Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования

Деятельности педагога дополнительного образования в условиях обновления образования В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том...

Организация дистанционного обучения в условиях обновления образования в Санкт-Петербурге

Информатизация образования является неотъемлемой составляющей формирования информационного общества в Российской Федерации, важным направлением развития всей системы российского образования. В ра...