Обобщающее повторение по теме "Свойство газов, жидкостей и твердых тел"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

 Татьяна Николаевна Макарова.

Семинарское занятие для учащихся 10 класса по  повторению по темы "Свойство газов, жидкостей и твердых тел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchee_povtorenie_po_teme.doc419 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее повторение по теме:

«Свойство паров, жидкостей, твердых тел»

10 класс

Цели урока: проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатном состоянии вещества, проверить умение применять теоретические знания к качественным и  количественным задачам, способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества учащихся, умение владеть современными ИКТ.

Тип урока: урок-конференция

Подготовительный этап: учащимся заранее предлагаются вопросы по трем вариантам.

 I  вариант «Газы»

  1. Доказать утверждение «Без газообразного состояния вещества нет жизни на Земле».
  2. Процессы парообразования и конденсации
  3. насыщенный пар. Критическое состояние.
  4. Влажность воздуха.
  5. Сжатие газов. Использование в технике.

II вариант «Жидкости»

  1. Доказать утверждение «Без жидкого состояния вещества нет жизни на Земле».
  2. Поверхностный слой жидкость
  3. Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом
  4. Капиллярные явления. Использование в природе, быту.

III вариант «Твердое тело»

  1. Доказать утверждение «Без твердого состояния вещества нет жизни на Земле».
  2. Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы.
  3. Аморфные тела, их свойства.
  4. Упругие свойства твердых тел. Деформации.
  5. Использование кристаллов.

 Каждая группа оформляет свои собранные материалы в виде творческого проекта (презентации, публикации, бюллетеня, сюда включены также составленные учащимися кроссворды, тесты, экспериментальные задания, качественные и количественные задачи.)

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Обсуждение теоретических вопросов.
  4. Обсуждение практических вопросов.
  5. Подведение итогов.

Ход урока

Пора чудес пришла, и нам

Подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете

                                  Уильям Шекспир

Учитель: Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас – повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ, окружающих нас не только в физической лаборатории, Нои в повседневной жизни, любые вещества могут находиться всего в трех состояниях:

  1. твердом;
  2. жидком;
  3. газообразном.

Кроме того, происходят и знакомые переходы веществ из одного состояния в другое: замерзая, вода становится твердым льдом, при нагревании она испаряется, превращаясь в водяной пар. И на последних уроках мы отвечали на неизбежно возникающий вопрос: почему все это происходит? Сегодня мы проверим, какова глубина вашего понимания основных вопросов об агрегатных состояниях вещества и насколько вы умеете применять полученные знания при решении не совсем обычных теоретических и практических заданий.

 Урок состоит из пяти туров.

  1. Тур – философский
  2. Тур – физический
  3. Тур физики и лирики
  4. Тур – практический
  5. Тур – экспериментальный.

Итак, начинаем с первого тура.

Каждая команда получила задание доказать утверждение «Без газообразного, жидкого, твердого состояния вещества нет жизни на Земле»

Презентация №1

Презентация №2

Презентация №3.

II тур Физический

Второй тур позволит выяснить какова глубина ваших знаний об агрегатных состояниях вещества, о сути процессов, протекающих при переходе из одного в другое состояние, значение этих процессов в природе и технике. Ответы должны быть краткими и лаконичными.

Слово предоставляется представителям I группы.

Презентация «Особенности парообразования» и Приложение 1.

Слово предоставляется представителям II группы.

Презентация «Свойства жидкостей».

Слово предоставляется представителям III группы.

Презентация «Свойства твердых тел»

Третий тур «Физики и лирики»

Каждая группа получила задание. Найти в художественной литературе отрывки, описывающие физические явления и подготовить к ним вопросы.

Презентация «Физика в литературе»

Четвертый тур «Практический»

Нужно было составить расчетную задачу, тест, кроссворд, качественную или экспериментальную задачи, для того чтобы проверить знания по данной теме.

I группа «Физика в бане» (слайд №1)

II группа «Как с помощью стакана воды, иглы, монет доказать существование поверхностного слоя жидкости».

III группа «Тест по теме: «Твердые тела»

Текстовое задание «Твердые тела»

  1. Монокристалл – это:

А) элементарная ячейка;

Б) одиночный кристалл;

В) несколько сросшихся кристаллов.

  1. Твердые тела, характеризуются дальним порядком в расположении частиц, - это:

А) аморфные тела;

Б) кристаллы.

  1. Твердые тела, характеризующиеся ближним порядком в расположении частиц, - это:

А) аморфные тела;

Б) кристаллы.

  1. Анизотропия – это:

А) зависимость физических свойств вещества от направления;

Б) независимость физических свойств от направления – свойства одинаковы по всем направлениям.

  1. Явление анизотропии хорошо наблюдается в:

А) стекле;

Б) слюде.

  1. Если в узле кристаллической решетки отсутствует один атом, то это:

А) точечный дефект;

Б) протяженный дефект (дислокация).

  1. Тот факт, что кристалл слюды легко расслаивается только в одном направлении, можно объяснить:

А) наличием дефектов;

Б) анизотропией.

  1. В поликристаллах анизотропия:

А) наблюдается;

Б) не наблюдается.

                        Текстовое задание «Твердые тела» (ключ)

  1. Монокристалл – это:

А) элементарная ячейка;

Б) одиночный кристалл;

В) несколько сросшихся кристаллов.

  1. Твердые тела, характеризуются дальним порядком в расположении частиц, - это:

А) амфотерные тела;

Б) кристаллы.

  1. Твердые тела, характеризующиеся ближним порядком в расположении частиц, - это:

А) амфотерные тела;

Б) кристаллы.

  1. Анизотропия – это:

А) зависимость физических свойств вещества от направления;

Б) независимость физических свойств от направления – свойства одинаковы по всем направлениям.

  1. Явление анизотропии хорошо наблюдается в:

А) стекле;

Б) слюде.

  1. Если в узле кристаллической решетки отсутствует один атом, то это:

А) точечный дефект;

Б) протяженный дефект (дислокация).

  1. Тот факт, что кристалл слюды легко расслаивается только в одном направлении, можно объяснить:

А) наличием дефектов;

Б) анизотропией.

  1. В поликристаллах анизотропия:

А) наблюдается;

Б) не наблюдается.

 V Тур «Экспериментальный». Каждой группе предлагалось выполнить практическую работу.

Группа №1. Доказать «кипит – не всегда горячо»

Группа №2. «Получить раствор для мыльных пузырей».

Группа №3. «Как можно вырастить кристаллы».

Учитель физики: Наша работа подошла к завершению. Итогом работы каждого ученика является итог группы, то есть та оценка которую вы получили в соответствии с набранными балами.

Спасибо! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах". 7 кл.

Презентация содержит теоретические, качественные и экспериментальные задания....

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Кроссворд, работа в группах, мозговой штурм, синквейн. энергизаторы....

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

План-конспект урока с использованием ЭОР...

Конспект урока естествознания для 5 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

Конспект урока подготовлен по УМК «Физика. Химия. 5 класс» А. Е. Гуревича и др.Цель урока: познакомить учащихся с явлением диффузии, зависимости скорости ее протекания от агрегатного состояния веществ...

урок физики в 7 классе: ДИФФУЗИЯ В ГАЗАХ, ЖИДКОСТЯХ И ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ. ВЗАИМНОЕ ПРИЯТЕЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ МОЛЕКУЛ

ДИФФУЗИЯ В ГАЗАХ, ЖИДКОСТЯХ И ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ.ВЗАИМНОЕ ПРИЯТЕЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ МОЛЕКУЛЦель:             Продолжить формировать представление о молекулярном строении...

"Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел". Физика, 7 класс.

Материал предназначен для изучения новой темы "Агрегатные состояния вещества. Свойства твердых тел, жидкостей и газов"."...

Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел».

Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел»....